Технологическая карта урока технологии. 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Орнамент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии. 6 класс

Тема: «Орнамент» 

  

Описание: План-конспект открытого урока представлен в виде технологической карты урока для 6 класса.

Данная разработка выполнена в соответствии с ФГОС ООО.

Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием.

Каждый этап урока подкрепляется практико-ориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.

Класс: 6

Предмет: Технология

Тема урока: Орнамент

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели: 

  •     Образовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
  •     Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства,  познавательный интерес к предмету.  
  •     Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение  к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.

Планируемые результаты: 

  •     Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; орнамента коренных народов Хабаровского края, уметь составлять основные виды орнаментов.
  •     Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану;  определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами,  организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
  •     Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование: 

ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер учителя, проектор, экран);

ПК для обучающихся, программное обеспечение: графический редактор

Учебник Технология. Технологии ведения дома: 6 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2013;

Наглядные предметы:  предметы обихода: вязаные изделия, одежда, украшенная народной вышивкой, салфетки, скатерти, полотенца;  картины, посуда.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Организационный момент

 

Учащиеся предварительно разделены на 2 группы. 

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Поздоровайтесь и садитесь на свои места. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Работать будем в группах, поэтому  сегодняшний урок принесет не только новые открытия, но и приятное общение друг с другом. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели на прошлых уроках, а также смекалка и сообразительность

Приветствуют, учителя, садятся на свои места, включаются в рабочий ритм урока

Формирование

внутренней

позиции

школьника

 

Формирование волевой саморегуляции

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Мотивация учебной деятельности

На подготовленных заранее столах расположены предметы: на первом – вещи неукрашенные, на втором – вышитые, расписанные яркие изделия. 

Учитель: Ребята, перед вами 2 стола, посмотрите внимательно на предметы, которые находятся на них и ответьте на вопрос, отличаются ли вещи первого стола от второго?

Какой стол больше привлек ваше внимание?

Почему вас больше заинтересовали предметы со второго стола? В чем их отличие от предметов, расположенных на первом столе?

Молодцы, вы все правильно сказали. Вещи со второго стола декорированы узором и украшают нашу жизнь также как и украшали жизнь наших предков

 

 

 

 

Рассматривают предметы, дают ответ на вопрос (да, отличаются)

Дают ответ на вопрос (второй стол)

Дают ответ на вопрос (они ярче, красивее, интереснее, украшены узором)

 

  

Самоопределение, смысло-образование

 

 

Умение слушать и понимать речь других

3

Целеполагание

Учитель:   Узор   на  предметах    непростой, 

затейливый и имеет особое название. Может кто-нибудь из вас догадывается о его названии?

А хотите узнать?

 

Итак, сегодня мы будем изучать узор, который носит название орнамент. Поэтому тема нашего урока – «Орнамент» (Слайд 1). Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Ребята, вы хотите узнать, в чем кроется секрет привлекательности орнамента и столь широкого его использования?

Для этого нужно решить следующие задачи…(Слайд 2) 

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (да, хотим)

Помогают сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадь

Дают ответ на вопрос (да, хотим)

Учащийся читает вслух со слайда цели урока:

- найти определение «Орнамент»;

- выделить виды орнамента;

- познакомиться с символикой русского орнамента;

- научиться составлять орнамент

Смыслообразование

Умение

проговаривать последовательность действий на уроке, умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя

Умение

ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя

Планирова-ние

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

одноклассниками

4

Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним из прошлых уроков, какое понятие неразрывно связано с украшением предметов, пространства?

Правильно, композиция, она тоже как узор нацелена на украшение изделия, пространства и придает им большую выразительность.

Какие признаки композиции мы с вами знаем? Как доказать что перед нами целостная композиция?

Вспомнить приемы построения композиции

Вам   помогут   помощники    –     конвертики    с элементами композиции (элементы городецкой росписи), клей-карандаш и незаконченные мастером изделия (макеты разделочных досок). Вам нужно в группах внимательно прочитать, а затем выполнить предложенное на конвертах задание

Вспоминают материал прошлых уроков, дают ответ на вопрос (композиция)

 

С помощью учителя дают определение композиции, проговаривают ее признаки

Первая группа выполняет задание     по    составлению симметричной композиции, вторая группа составляет асимметричную композицию. После выполнения группы по очереди выходят и обосновывают свои результаты работы, и выражают свое мнение по соответствию результата другой группой с заданием

Осознание

ответственности

за общее

дело

Умение

оценивать

правильность

выполнения

действия

Анализ объектов с целью выделения  признаков сознанное и произвольное

построение речевого высказывания

  

Планирование учебного сотрудни-чества, владение речью, учет

разных

мнений,

координи рование в

сотрудничестве

- разных

позиций, разрешение конфликтов

 

  

5

«Открытие» нового знания

Учитель: Как и композиция, орнамент  тоже выполняет функцию  украшения и также состоит из отдельных элементов. Чтобы это подтвердить, открываем параграф 26-ой в учебнике и находим определение орнамента (Слайд 3). 

(Слайд 4) Возникновение орнамента  относится к временам глубокой древности, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние изображения орнамента были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Находят определение в учебнике

Учащийся читает вслух, остальные следят

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

Слушают учителя, смотрят  изображения на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ответственности за общее дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нахождение необходимой информации, используя учебник

 

Синтез визуальной и аудиальной информации

 

 

 

Организа-ция

учебного сотрудничества и

совместной деятельности

с учителем

Понимание на слух новой информации

 

 

 

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, каждая народность, даже каждая отдельная область имела свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой и его географией.

Несмотря на огромное разнообразие существующих народных орнаментов, все их можно разделить на 3 основных вида. Выделить эти виды нам снова помогут помощники,  – конверты с элементами орнаментов, ваша задача в группах разделить все элементы на 3 части по трем признакам.

По какому признаку вы объединили элементы в первую группу?

Орнамент, состоящий из геометрических фигур (ромбов, квадратов, круглых розеток) так и называется геометрический (Слайд 5).

Элементы, с которыми вы сейчас работали - не простые рисунки, а символы, как вы думаете, что это означает?

Правильно, у наших предков каждый элемент нес информацию. На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности, а также узнать его чувства и интересы. К каждой линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились   как     к    магической   «волшебной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя выполняют задание

Дают ответ на вопрос (элементы по форме напоминают геометрические фигуры)

 

Смотрят изображения на слайде

Высказывают свои предположения, дают ответ на вопрос (они имеют какое-то значение)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобщение к национальным традициям, культуре

Прогнозирование (предвосхищение результата), формулирование проблемы – для чего будем делить на группы

Анализ объектов с целью выделения признаков и классификации

 

 

 

 

 

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Инициативное сотрудничество в поиске решения задачи, формулирование и аргументация своего мнения

 

Умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения

 

 

палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать. Так, например, в геометрическом орнаменте ромб является символом земли, круг, разделенный на 6 равных частей – мужество, а восьмиконечный знак – символ огня, солнца.

По какому признаку вы объединили элементы во вторую группу?

Орнамент, который составлен  из цветов, листьев, завитков-травинок называется растительным (Слайд 5). Перед вами некоторые значения символов этого орнамента.

По какому признаку вы объединили элементы в третью группу?

 

Правильно, орнамент, состоящий из силуэтов птиц и животных носит название животный (зооморфный) (Слайд 5). Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Итак, мы с вами выделили 3 основных вида орнамента, теперь запишите их в тетрадь

Ребята, а вы обратили внимание на цвет элементов орнамента, когда делили их на группы? Что интересного вы заметили?

 

Оказывается, цвет в узоре имел особое значение. Белый цвет чаще всего является фоном и связывался со светом, чистотой. Синий и черный цвета чаще использовались в одежде пожилых людей. А основным цветом в русском орнаменте как вы заметили, является красный и

 

 

 

 

 

 

Дают ответ на вопрос (это всё растения)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

 

Дают ответ на вопрос (изображения птиц, животных)

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

 

 

Записывают в тетрадь основные виды орнамента

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (в основном красный, есть черный, золотой, синий)

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобщение к национальным традициям, культуре

 

 

 

 

 

 

Синтез визуальной и аудиальной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, обобщение объектов

 

 

 

 

 

 

Формулирование и аргументация своего мнения, умение слушать учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение высказать и обосновать свою точку зрения, умение слушать

 

 

золотой, который выражал мужество, доблесть. Это цвет солнца, огня, жизни.

У себя в тетради вы записали основные виды орнаментов. На самом деле разновидностей русского орнамента гораздо больше.  Так, в зависимости от расположения, орнамент может быть: ленточный, заключенный в прямоугольник, розеточный, заключенный в круг или угловой, заключенный в квадрат (Слайд 6). Обратите внимание, на то, как   повторяются его элементы в этих фигурах.

Ребята, кто согласен, что составление орнамента – это настоящее искусство?

 Сейчас я предлагаю нам с вами немного приобщиться к этому древнему искусству. Для этого первая группа украсит блюдо растительным орнаментом, а вторая группа украсит салфетку зооморфным орнаментом. Вашими помощниками в этом задании будут элементы, которые вы разделили на группы и клей-карандаш.

После выполнения задания учитель вывешивает работы групп 

 

 

Слушают учителя, смотрят изображения на слайде

 

 

 

 

Делятся своим мнением

 

Поднимают элементы, с которыми они будут работать

Выполняют задание

Группы по очереди высказывают свое мнение о том, справилась ли другая группа, и почему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ответственности за общее дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль, оценка, коррекция

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтез визуальной и аудиальной информа-ции

 

 

 

Выполнение образца по аналогии, осознанное и произвольное  построение речевого высказывания

 

 

Понимание на слух новой информа-ции

 

 

 

 

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

 

6

Закрепление новых знаний

Учитель: Молодцы все справились с этим заданием. Но посмотрите, ребята у нас на столах остались еще неиспользованные элементы. К какому виду орнамента относятся оставшиеся элементы?

Жаль пропадать такой красоте. Вы согласны украсить этими элементами еще одну вещь?

 

 

 

Дают ответ на вопрос (геометрическому)

Высказывают свое мнение

Осознание ответственности за общее дело, приобще-

Предвосхищение результата, планирование своих

Соблюдение норм и правил безопасностисозидательного труда,

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве

 

 

А что это будет за вещь, вам подскажет видеоролик (Слайд 7).

Кто догадался, какую вещь мы будем украшать?

 

Правильно, украшать мы будем один из главных атрибутов русского народного костюма – мужскую рубашку.

На доске макет рубашки. 

Учитель: Вот наша рубашка, которую мы с вами преобразим ярким орнаментом. Первая группа создаст орнамент для низа рукавов и ворота,  а вторая группа создаст орнамент для низа изделия. Для этого, вам нужно чередуя и повторяя элементы,  наклеить их  на бумажные детали.

  

После выполнения прикрепить детали к рубахе.

Учитель: Как вы считаете, преобразилась наша рубашка? Стала красивее?

Рубашка стала красивее благодаря орнаменту. Ребята вы хорошо постарались. Несмотря на то, что работали вы в разных группах, вы смогли создать целостное красивое украшение для изделия

 

Смотрят видеофрагмент

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (рубашка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под музыку выполняют задание

 

 

 

Делятся своим мнением

ние к национальным традициям, культуре, реализация творческого потенциала в продуктивной деятельности

действий в соответствии с поставленной задачей

подведение под понятие, умение ориентироваться в системе приобретенных знаний, перенос знаний в новые условия, творческое, моделирование, преобразование модели, применение умений

 

разных позиций, разрешение конфликтов, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

7

Подведение итогов урока

Учитель: Сейчас проверим, все ли задачи мы выполнили для  того, чтобы раскрыть секрет притягательности орнамента.

Возвращение к слайду с целями 

Анализируют, аргументируют свою работу, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Смыслообразование

Контролькоррекция,

 

Умение  с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

8

Рефлексия

Учитель: Подходящим дополнением к народной рубашке  служит головной убор, который носит название картуз. Он тоже нуждается в украшении.

В руках учителя макет картуза. 

Каждому учащемуся выдают 3 цветка разного цвета с оценкой своей деятельности на обратной стороне цветка. 

Оранжевый – активно работал в группе, красный – помогал группе, но мог постараться больше, фиолетовый – старался мало.

Учитель: Закончить урок хочется строками:

Несложно орнаменты нарисовать:

Берешь элементы, рисуешь их в ряд.

И вот уже виден орнамент в рисунке

И вот уже звездочки ярко горят.

А также листочки и линии можно,

И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья!

Придумать орнаменты вовсе несложно

И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают для украшения один цветок, оценив свою работу в группе

Слушают текст стихотворения

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

 

Контроль и оценка процесса деятельности

Планирование учебного сотрудничества, умение слушать

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...