Технологическая карта урока технологии. 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии. 6 класс
Тема: «Орнамент»
Описание: План-конспект открытого урока представлен в виде технологической карты урока для 6 класса.
Данная разработка выполнена в соответствии с ФГОС ООО.
Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием.
Каждый этап урока подкрепляется практико-ориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.
Класс: 6
Предмет: Технология
Тема урока: Орнамент
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
- Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства, познавательный интерес к предмету.
- Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; орнамента коренных народов Хабаровского края, уметь составлять основные виды орнаментов.
- Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
- Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование:
ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер учителя, проектор, экран);
ПК для обучающихся, программное обеспечение: графический редактор
Учебник Технология. Технологии ведения дома: 6 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2013;
Наглядные предметы: предметы обихода: вязаные изделия, одежда, украшенная народной вышивкой, салфетки, скатерти, полотенца; картины, посуда.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Организационный момент
| Учащиеся предварительно разделены на 2 группы. Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Поздоровайтесь и садитесь на свои места. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Работать будем в группах, поэтому сегодняшний урок принесет не только новые открытия, но и приятное общение друг с другом. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели на прошлых уроках, а также смекалка и сообразительность | Приветствуют, учителя, садятся на свои места, включаются в рабочий ритм урока | Формирование внутренней позиции школьника
| Формирование волевой саморегуляции |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2 | Мотивация учебной деятельности | На подготовленных заранее столах расположены предметы: на первом – вещи неукрашенные, на втором – вышитые, расписанные яркие изделия. Учитель: Ребята, перед вами 2 стола, посмотрите внимательно на предметы, которые находятся на них и ответьте на вопрос, отличаются ли вещи первого стола от второго? Какой стол больше привлек ваше внимание? Почему вас больше заинтересовали предметы со второго стола? В чем их отличие от предметов, расположенных на первом столе? Молодцы, вы все правильно сказали. Вещи со второго стола декорированы узором и украшают нашу жизнь также как и украшали жизнь наших предков |
Рассматривают предметы, дают ответ на вопрос (да, отличаются) Дают ответ на вопрос (второй стол) Дают ответ на вопрос (они ярче, красивее, интереснее, украшены узором)
| Самоопределение, смысло-образование |
|
| Умение слушать и понимать речь других |
3 | Целеполагание | Учитель: Узор на предметах непростой, затейливый и имеет особое название. Может кто-нибудь из вас догадывается о его названии? А хотите узнать?
Итак, сегодня мы будем изучать узор, который носит название орнамент. Поэтому тема нашего урока – «Орнамент» (Слайд 1). Открываем тетради, записываем число и тему урока. Ребята, вы хотите узнать, в чем кроется секрет привлекательности орнамента и столь широкого его использования? Для этого нужно решить следующие задачи…(Слайд 2) | Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (да, хотим) Помогают сформулировать тему урока. Записывают тему урока в тетрадь Дают ответ на вопрос (да, хотим) Учащийся читает вслух со слайда цели урока: - найти определение «Орнамент»; - выделить виды орнамента; - познакомиться с символикой русского орнамента; - научиться составлять орнамент | Смыслообразование | Умение проговаривать последовательность действий на уроке, умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя | Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Планирова-ние учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
4 | Актуализация знаний | Учитель: Давайте вспомним из прошлых уроков, какое понятие неразрывно связано с украшением предметов, пространства? Правильно, композиция, она тоже как узор нацелена на украшение изделия, пространства и придает им большую выразительность. Какие признаки композиции мы с вами знаем? Как доказать что перед нами целостная композиция? Вспомнить приемы построения композиции Вам помогут помощники – конвертики с элементами композиции (элементы городецкой росписи), клей-карандаш и незаконченные мастером изделия (макеты разделочных досок). Вам нужно в группах внимательно прочитать, а затем выполнить предложенное на конвертах задание | Вспоминают материал прошлых уроков, дают ответ на вопрос (композиция)
С помощью учителя дают определение композиции, проговаривают ее признаки Первая группа выполняет задание по составлению симметричной композиции, вторая группа составляет асимметричную композицию. После выполнения группы по очереди выходят и обосновывают свои результаты работы, и выражают свое мнение по соответствию результата другой группой с заданием | Осознание ответственности за общее дело | Умение оценивать правильность выполнения действия | Анализ объектов с целью выделения признаков сознанное и произвольное построение речевого высказывания
| Планирование учебного сотрудни-чества, владение речью, учет разных мнений, координи рование в сотрудничестве - разных позиций, разрешение конфликтов
|
5 | «Открытие» нового знания | Учитель: Как и композиция, орнамент тоже выполняет функцию украшения и также состоит из отдельных элементов. Чтобы это подтвердить, открываем параграф 26-ой в учебнике и находим определение орнамента (Слайд 3). (Слайд 4) Возникновение орнамента относится к временам глубокой древности, когда человек начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние изображения орнамента были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. | Находят определение в учебнике Учащийся читает вслух, остальные следят Записывают определение в тетрадь
Слушают учителя, смотрят изображения на слайде
|
Осознание ответственности за общее дело
|
| Нахождение необходимой информации, используя учебник
Синтез визуальной и аудиальной информации
| Организа-ция учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем Понимание на слух новой информации
|
|
| Со временем узоры развивались и все более усложнялись, каждая народность, даже каждая отдельная область имела свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой и его географией. Несмотря на огромное разнообразие существующих народных орнаментов, все их можно разделить на 3 основных вида. Выделить эти виды нам снова помогут помощники, – конверты с элементами орнаментов, ваша задача в группах разделить все элементы на 3 части по трем признакам. По какому признаку вы объединили элементы в первую группу? Орнамент, состоящий из геометрических фигур (ромбов, квадратов, круглых розеток) так и называется геометрический (Слайд 5). Элементы, с которыми вы сейчас работали - не простые рисунки, а символы, как вы думаете, что это означает? Правильно, у наших предков каждый элемент нес информацию. На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности, а также узнать его чувства и интересы. К каждой линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной |
С помощью учителя выполняют задание Дают ответ на вопрос (элементы по форме напоминают геометрические фигуры)
Смотрят изображения на слайде Высказывают свои предположения, дают ответ на вопрос (они имеют какое-то значение) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде |
Приобщение к национальным традициям, культуре | Прогнозирование (предвосхищение результата), формулирование проблемы – для чего будем делить на группы | Анализ объектов с целью выделения признаков и классификации
Умение ориентироваться в своей системе знаний | Инициативное сотрудничество в поиске решения задачи, формулирование и аргументация своего мнения
Умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения |
|
| палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать. Так, например, в геометрическом орнаменте ромб является символом земли, круг, разделенный на 6 равных частей – мужество, а восьмиконечный знак – символ огня, солнца. По какому признаку вы объединили элементы во вторую группу? Орнамент, который составлен из цветов, листьев, завитков-травинок называется растительным (Слайд 5). Перед вами некоторые значения символов этого орнамента. По какому признаку вы объединили элементы в третью группу?
Правильно, орнамент, состоящий из силуэтов птиц и животных носит название животный (зооморфный) (Слайд 5). Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Итак, мы с вами выделили 3 основных вида орнамента, теперь запишите их в тетрадь Ребята, а вы обратили внимание на цвет элементов орнамента, когда делили их на группы? Что интересного вы заметили?
Оказывается, цвет в узоре имел особое значение. Белый цвет чаще всего является фоном и связывался со светом, чистотой. Синий и черный цвета чаще использовались в одежде пожилых людей. А основным цветом в русском орнаменте как вы заметили, является красный и |
Дают ответ на вопрос (это всё растения) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде
Дают ответ на вопрос (изображения птиц, животных) Слушают учителя, смотрят изображения на слайде
Записывают в тетрадь основные виды орнамента Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (в основном красный, есть черный, золотой, синий) Слушают учителя |
|
Приобщение к национальным традициям, культуре |
Синтез визуальной и аудиальной информации
Анализ, обобщение объектов |
Формулирование и аргументация своего мнения, умение слушать учителя
Умение высказать и обосновать свою точку зрения, умение слушать |
|
| золотой, который выражал мужество, доблесть. Это цвет солнца, огня, жизни. У себя в тетради вы записали основные виды орнаментов. На самом деле разновидностей русского орнамента гораздо больше. Так, в зависимости от расположения, орнамент может быть: ленточный, заключенный в прямоугольник, розеточный, заключенный в круг или угловой, заключенный в квадрат (Слайд 6). Обратите внимание, на то, как повторяются его элементы в этих фигурах. Ребята, кто согласен, что составление орнамента – это настоящее искусство? Сейчас я предлагаю нам с вами немного приобщиться к этому древнему искусству. Для этого первая группа украсит блюдо растительным орнаментом, а вторая группа украсит салфетку зооморфным орнаментом. Вашими помощниками в этом задании будут элементы, которые вы разделили на группы и клей-карандаш. После выполнения задания учитель вывешивает работы групп |
Слушают учителя, смотрят изображения на слайде
Делятся своим мнением
Поднимают элементы, с которыми они будут работать Выполняют задание Группы по очереди высказывают свое мнение о том, справилась ли другая группа, и почему |
Осознание ответственности за общее дело
|
Контроль, оценка, коррекция
|
Синтез визуальной и аудиальной информа-ции
Выполнение образца по аналогии, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Понимание на слух новой информа-ции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
|
6 | Закрепление новых знаний | Учитель: Молодцы все справились с этим заданием. Но посмотрите, ребята у нас на столах остались еще неиспользованные элементы. К какому виду орнамента относятся оставшиеся элементы? Жаль пропадать такой красоте. Вы согласны украсить этими элементами еще одну вещь? |
Дают ответ на вопрос (геометрическому) Высказывают свое мнение | Осознание ответственности за общее дело, приобще- | Предвосхищение результата, планирование своих | Соблюдение норм и правил безопасностисозидательного труда, | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве |
|
| А что это будет за вещь, вам подскажет видеоролик (Слайд 7). Кто догадался, какую вещь мы будем украшать?
Правильно, украшать мы будем один из главных атрибутов русского народного костюма – мужскую рубашку. На доске макет рубашки. Учитель: Вот наша рубашка, которую мы с вами преобразим ярким орнаментом. Первая группа создаст орнамент для низа рукавов и ворота, а вторая группа создаст орнамент для низа изделия. Для этого, вам нужно чередуя и повторяя элементы, наклеить их на бумажные детали.
После выполнения прикрепить детали к рубахе. Учитель: Как вы считаете, преобразилась наша рубашка? Стала красивее? Рубашка стала красивее благодаря орнаменту. Ребята вы хорошо постарались. Несмотря на то, что работали вы в разных группах, вы смогли создать целостное красивое украшение для изделия |
Смотрят видеофрагмент Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос (рубашка)
Под музыку выполняют задание
Делятся своим мнением | ние к национальным традициям, культуре, реализация творческого потенциала в продуктивной деятельности | действий в соответствии с поставленной задачей | подведение под понятие, умение ориентироваться в системе приобретенных знаний, перенос знаний в новые условия, творческое, моделирование, преобразование модели, применение умений
| разных позиций, разрешение конфликтов, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
7 | Подведение итогов урока | Учитель: Сейчас проверим, все ли задачи мы выполнили для того, чтобы раскрыть секрет притягательности орнамента. Возвращение к слайду с целями | Анализируют, аргументируют свою работу, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Смыслообразование | Контролькоррекция, |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8 | Рефлексия | Учитель: Подходящим дополнением к народной рубашке служит головной убор, который носит название картуз. Он тоже нуждается в украшении. В руках учителя макет картуза. Каждому учащемуся выдают 3 цветка разного цвета с оценкой своей деятельности на обратной стороне цветка. Оранжевый – активно работал в группе, красный – помогал группе, но мог постараться больше, фиолетовый – старался мало. Учитель: Закончить урок хочется строками: Несложно орнаменты нарисовать: Берешь элементы, рисуешь их в ряд. И вот уже виден орнамент в рисунке И вот уже звездочки ярко горят. А также листочки и линии можно, И птиц, и зверюшек… Поверьте, друзья! Придумать орнаменты вовсе несложно И лишь без фантазии в этом деле нельзя! |
Выбирают для украшения один цветок, оценив свою работу в группе Слушают текст стихотворения | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
| Контроль и оценка процесса деятельности | Планирование учебного сотрудничества, умение слушать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...
Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс
Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.
В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...