Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Камзаракова Мария Николаевна, высшая категория, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета ,инструкционные карты, плакаты.
Тема | Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей. |
Тип урока | Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике. |
Вид урока | Практическая работа. |
Цель | Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд. |
Задачи | Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей. Развивать логическое мышление, координацию движения рук., творческое мышление. Воспитывать аккуратность и опрятность при работе; Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ; |
Методы | Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: репродуктивный, практическая работа. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение. |
УУД | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные. |
Планируемые результаты | Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию; |
Принципы | Доступности, наглядности, системности. |
Основные понятия | Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд. |
Межпредметные связи | ИЗО, информатика, история. |
Ресурсы:
| Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов. |
Форма урока | Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая |
Технология | Класс:5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология» |
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Научить учащихся тепловой обработке и приготовление блюда из варёных овощей. | 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные | Определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (подготовка овощей для приготовления винегрета)Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе .Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этапы урока | Время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой этап Орг.момент | 2 мин. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | Словесный. | фронтальная | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2.Повторение пройденного материала. | 5-7 мин. | Словесный. Использование технических средств. | фронтальная |
| Учащиеся отвечают на вопросы: Вопросы для повторения 1.Для чего нужны овощи в питании человека?2.На какие группы классифицируют овощи? 3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов? 4.Перечислите последовательность первичной обработки овощей. 5.В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей? 6.Расскажите о правилах приготовления салатов. 7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С? 8.Какие заправки используют в сала-тах? 9.Расска жите, какие требования предъ-являют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение? | ||
3.Проверка домашнего задания | 5 мин. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Аналитический метод. | Фронтальная и индивидуальная | Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы..
| Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства овощей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение подбирать инструмент и оборудование. | ||
4. Этап. 4.1.Изучение нового материала 4.2.Актулизация опорных знаний | 15-20 мин. | Целеполагание и постанов-ка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: овощи в питании, классификация овощей ,определение доброкачественности овощей по внешнему виду, механическая обработка овощей. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. | Фронтальная и групповая | Вопросы для повторения: 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде? 3.В чем заключается механическая обработка овощей ? 4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии ? | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание | |
4.3.Рассказ и показ нового материала | 10-15 мин. | Словесный, наглядный. Использование технических средств. | Фронтальная | 1.(Записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде) Винегрет – это холодное блюдо, состоящие из нескольких видов овощей . . - Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки: варку, жаренье, тушение, пассирование, запекание, припускание. Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку. Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными. Жаренье овощей на противнях или сковородах в духовке называется запеканием. Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности. Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припуска- иие применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ. При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки - это пассирование и бланширование. Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд. Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты. Существуют важные правила тепловой обработки. Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества. Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом. 1) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины. 2) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся. 3) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ. 4) Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными. 5) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества. Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать. Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду. Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая:
Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят. 2) Тепловая обработка овощей. 3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд. Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом 4) Салаты заправляют перед подачей.. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись. 5) Оформление и подача. Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие: 1) Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью. 2) Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови. 3) Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. 4) Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.). 5) Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрились и не потеряли внешний вид. | Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета. Учащиеся приступают к практической работе. | ||
5.Практический этап. Практическая работа. «Приготовление винегрета» | 25-30 мин. | Практические задания. Наглядный. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Фронтальная и групповая | Учебник стр. 183-187 Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе: - при пользовании плитами; - при работе с горячей жидкостью; - при работе с ножом и приспособлениями. | Тепловая обработка овощей по таблице 41 Работа по инструкционной карте «Приготовление ви-негрета» | Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. | |
6. Целевой обход. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Использование технических средств. | Фронтальная и групповая | !Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда). ! Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью. | Выполнение практической работы. | Регулятивные:учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы. Таблицы,. - выполнять контроль определения доброкачественности овощей по внешнему виду Познавательные:- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, Комуникативные:- умение работать в группе. | ||
7.Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление пройденного материала. | 3-5 мин. | Аналитический Использование технических средств. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Фронтальная и групповая | Выберите и продолжите любое предложение . - На сегодняшнем уроке я узнала…. - На этом уроке я похвалила бы себя за….. - После урока мне захотелось….. - Сегодня я сумела…. | В конце урока для закрепления провожу опрос : 1.Какова последовательность приготовления винегрета? 2.Как можно украсить винегрет? 3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета ? | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. | |
8. Итог урока | 3-5 мин. | Аналитический словесный. | Фронтальная и групповая | Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся | Личностные:Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | ||
9.Домашнее задание. | 3-5 мин. | Объяснительный. Использование технических средств. | Фронтальная и групповая | В рабочей тетради описать приготовления салата из вареных овощей , составить кроссворд по теме «Овощи»,. |
Наимено вание продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Свекла | 46 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Карто- фель | 50 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Морковь | 20 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Огурцы соленые | 30 г | Нарезать мелкими кубиками. | Нож, доска разделочная ОС. |
Капуста ква шеная | 40 г | Перебрать, крупные куски нашинковать. | Нож, доска разделочная ОС. |
Лук репчатый Зелень Масло раститель ное | 40 г 10г 30г | Очистить и мелко нарезать. Мелко нарезать Все продукты смешать и заправить маслом | Нож, доска разделочная ОС. Нож, доска разделочная ОС. Ложка столовая, миска |
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Камзаракова Мария Николаевна, высшая категория, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета ,инструкционные карты, плакаты.
Тема | Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей. |
Тип урока | Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике. |
Вид урока | Практическая работа. |
Цель | Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд. |
Задачи | Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей. Развивать логическое мышление, координацию движения рук., творческое мышление. Воспитывать аккуратность и опрятность при работе; Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ; |
Методы | Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: репродуктивный, практическая работа. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение. |
УУД | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные. |
Планируемые результаты | Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию; |
Принципы | Доступности, наглядности, системности. |
Основные понятия | Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд. |
Ресурсы:
| Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов. |
Форма урока | Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая |
Технология | Класс:5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология» |
Этапы урока | Вре мя эта па | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой этап Орг. момент | 2 мин. | Словесный. | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоор-ганизация. Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,. |
2.Повто-рение прой-денного материа-ла. | 5-7 мин. | Словесный. Использование технических средств. |
| Учащиеся отвечают на вопросы: Вопросы для повторения 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.На какие группы классифицируют овощи? 3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработ-ке овощей для сохранения в них витаминов?4.Перечислите последо-вательность первичной обработки овощей.5.В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей? 6.Расскажите о правилах приготовле-ния салатов. 7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С? 8.Какие заправки используют в сала-тах? 9.Расскажите, какие требования предъявляют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение? | |
3.Проверка дома-шнего задания | 5 мин. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Аналитический метод. | Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы..
| Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные:уме-ние рационально использовать техноло-гическую информацию; оценивать техноло-гические свойства ово-щей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; уме-ние подбирать инстру-мент и оборудование. | |
4. Этап. 4.1.Изу чение нового материа ла 4.2.Актулизация опорных знаний | 15-20 мин. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. | Вопросы для повторения: 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде? 3.В чем заключается механическая обработка овощей ? 4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии ? | Личностные:осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе. Познавательные:Уме-ние анализировать,выде-лять и формулировать задачу; умение осознан-но строить речевое высказывание | |
4.3.Рассказ и показ нового материа-ла | 10-15 мин. | Словесный, наглядный. Использование технических средств. | 1.(Записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде) Винегрет – это холодное блюдо, состоящие из нескольких видов овощей ..- Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки: варку, жаренье, тушение, пасси-рование, запекание, припускание. Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку. Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными. Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности. Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ. При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки - это пассирование и бланширование. Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд. Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты. Существуют важные правила тепловой обработки. Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества. Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом. 1) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины. 2) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся. 3) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ. 4) Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными. 5) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества. Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать. Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду. Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая: 1)Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка). Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят. 2) Тепловая обработка овощей. 3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд. Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом 4) Салаты заправляют перед подачей.. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись. 5)Оформление и подача. Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие: 1)Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью. 2)Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови. 3)Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. 4)Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.). 5)Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрились и не потеряли внешний вид. | Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета. Учащиеся приступают к практической работе. | |
5.Практический этап. Практическая работа. «Приго-товление винегре-та» | 25-30 мин. | Практические задания. Наглядный. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Учебник стр. 183-187 Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе: - при пользовании плитами; - при работе с горячей жидкостью; - при работе с ножом и приспособлениями. | Тепловая обработка овощей по таблице 41 Работа по инструкционной карте «Приготовление винегрета» | Личностные: умение овладеть нормами и правилами организации труда; развитие трудо-любия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятель-ности. Регулятивные: умение составлять план и пос-ледовательность дей-ствий, Познавательные: умение выделять необ-ходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и техноло-гиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность. |
6. Целевой обход. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Использование технических средств. | !Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда). ! Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью. | Выполнение практической работы. | Регулятивные:учиться готовить рабочее место и выполнять практиче-скую работупо плану с опорой на образцы., - выполнять контроль определения добро-качественности овощей по внешнему виду Познавательные:- преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую – изделия, Комуникативные:- умение работать в группе. | |
7.Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление пройденного материала. | 3-5 мин. | Аналитический Использование технических средств. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Выберите и продолжите любое предложение . - На сегодняшнем уроке я узнала…. - На этом уроке я похвалила бы себя за….. - После урока мне захотелось….. - Сегодня я сумела…. | В конце урока для закрепления провожу опрос : 1.Какова последовательность приготовления винегрета? 2.Как можно украсить винегрет? 3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета ? | Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать,показатели качества конечных результатов. |
8. Итог урока | 3-5 мин. | Аналитический словесный. | Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся | Личностные:Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей |
Наимено вание продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Свекла | 46 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Карто- фель | 50 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Морковь | 20 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Огурцы соленые | 30 г | Нарезать мелкими кубиками. | Нож, доска разделочная ОС. |
Капуста ква шеная | 40 г | Перебрать, крупные куски нашинковать. | Нож, доска разделочная ОС. |
Лук репчатый Зелень Масло раститель ное | 40 г 10г 30г | Очистить и мелко нарезать. Мелко нарезать Все продукты смешать и заправить маслом | Нож, доска разделочная ОС. Нож, доска разделочная ОС. Ложка столовая, миска |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Камзаракова Мария Николаевна, высшая категория, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета ,инструкционные карты, плакаты.
Тема | Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей. |
Тип урока | Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике. |
Вид урока | Практическая работа. |
Цель | Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд. |
Задачи | Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей. Развивать логическое мышление, координацию движения рук., творческое мышление. Воспитывать аккуратность и опрятность при работе; Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ; |
Методы | Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: репродуктивный, практическая работа. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение. |
УУД | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные. |
Планируемые результаты | Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию; |
Принципы | Доступности, наглядности, системности. |
Основные понятия | Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд. |
Межпредметные связи | ИЗО, информатика, история. |
Ресурсы:
| Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов. |
Форма урока | Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая |
Технология | Класс:5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология» |
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Научить учащихся тепловой обработке и приготовление блюда из варёных овощей. | 2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные | Определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (подготовка овощей для приготовления винегрета)Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе .Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этапы урока | Время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой этап Орг.момент | 2 мин. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | Словесный. | фронтальная | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2.Повторение пройденного материала. | 5-7 мин. | Словесный. Использование технических средств. | фронтальная |
| Учащиеся отвечают на вопросы: Вопросы для повторения 1.Для чего нужны овощи в питании человека?2.На какие группы классифицируют овощи? 3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов? 4.Перечислите последовательность первичной обработки овощей. 5.В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей? 6.Расскажите о правилах приготовления салатов. 7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С? 8.Какие заправки используют в сала-тах? 9.Расска жите, какие требования предъ-являют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение? | ||
3.Проверка домашнего задания | 5 мин. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Аналитический метод. | Фронтальная и индивидуальная | Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы..
| Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства овощей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение подбирать инструмент и оборудование. | ||
4. Этап. 4.1.Изучение нового материала 4.2.Актулизация опорных знаний | 15-20 мин. | Целеполагание и постанов-ка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: овощи в питании, классификация овощей ,определение доброкачественности овощей по внешнему виду, механическая обработка овощей. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. | Фронтальная и групповая | Вопросы для повторения: 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде? 3.В чем заключается механическая обработка овощей ? 4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии ? | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание | |
4.3.Рассказ и показ нового материала | 10-15 мин. | Словесный, наглядный. Использование технических средств. | Фронтальная | 1.(Записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде) Винегрет – это холодное блюдо, состоящие из нескольких видов овощей . . - Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки: варку, жаренье, тушение, пассирование, запекание, припускание. Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку. Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными. Жаренье овощей на противнях или сковородах в духовке называется запеканием. Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности. Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припуска- иие применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ. При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки - это пассирование и бланширование. Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд. Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты. Существуют важные правила тепловой обработки. Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества. Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом. 1) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины. 2) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся. 3) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ. 4) Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными. 5) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества. Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать. Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду. Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая:
Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят. 2) Тепловая обработка овощей. 3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд. Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом 4) Салаты заправляют перед подачей.. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись. 5) Оформление и подача. Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие: 1) Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью. 2) Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови. 3) Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. 4) Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.). 5) Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрились и не потеряли внешний вид. | Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета. Учащиеся приступают к практической работе. | ||
5.Практический этап. Практическая работа. «Приготовление винегрета» | 25-30 мин. | Практические задания. Наглядный. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Фронтальная и групповая | Учебник стр. 183-187 Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе: - при пользовании плитами; - при работе с горячей жидкостью; - при работе с ножом и приспособлениями. | Тепловая обработка овощей по таблице 41 Работа по инструкционной карте «Приготовление ви-негрета» | Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. | |
6. Целевой обход. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Использование технических средств. | Фронтальная и групповая | !Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда). ! Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью. | Выполнение практической работы. | Регулятивные:учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы. Таблицы,. - выполнять контроль определения доброкачественности овощей по внешнему виду Познавательные:- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, Комуникативные:- умение работать в группе. | ||
7.Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление пройденного материала. | 3-5 мин. | Аналитический Использование технических средств. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Фронтальная и групповая | Выберите и продолжите любое предложение . - На сегодняшнем уроке я узнала…. - На этом уроке я похвалила бы себя за….. - После урока мне захотелось….. - Сегодня я сумела…. | В конце урока для закрепления провожу опрос : 1.Какова последовательность приготовления винегрета? 2.Как можно украсить винегрет? 3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета ? | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. | |
8. Итог урока | 3-5 мин. | Аналитический словесный. | Фронтальная и групповая | Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся | Личностные:Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | ||
9.Домашнее задание. | 3-5 мин. | Объяснительный. Использование технических средств. | Фронтальная и групповая | В рабочей тетради описать приготовления салата из вареных овощей , составить кроссворд по теме «Овощи»,. |
Наимено вание продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Свекла | 46 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Карто- фель | 50 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Морковь | 20 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Огурцы соленые | 30 г | Нарезать мелкими кубиками. | Нож, доска разделочная ОС. |
Капуста ква шеная | 40 г | Перебрать, крупные куски нашинковать. | Нож, доска разделочная ОС. |
Лук репчатый Зелень Масло раститель ное | 40 г 10г 30г | Очистить и мелко нарезать. Мелко нарезать Все продукты смешать и заправить маслом | Нож, доска разделочная ОС. Нож, доска разделочная ОС. Ложка столовая, миска |
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Камзаракова Мария Николаевна, высшая категория, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета ,инструкционные карты, плакаты.
Тема | Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей. |
Тип урока | Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике. |
Вид урока | Практическая работа. |
Цель | Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд. |
Задачи | Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей. Развивать логическое мышление, координацию движения рук., творческое мышление. Воспитывать аккуратность и опрятность при работе; Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ; |
Методы | Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический. Методы научения: репродуктивный, практическая работа. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение. |
УУД | Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные. |
Планируемые результаты | Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию; |
Принципы | Доступности, наглядности, системности. |
Основные понятия | Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд. |
Ресурсы:
| Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов. |
Форма урока | Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая |
Технология | Класс:5 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология» |
Этапы урока | Вре мя эта па | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой этап Орг. момент | 2 мин. | Словесный. | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоор-ганизация. Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,. |
2.Повто-рение прой-денного материа-ла. | 5-7 мин. | Словесный. Использование технических средств. |
| Учащиеся отвечают на вопросы: Вопросы для повторения 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.На какие группы классифицируют овощи? 3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработ-ке овощей для сохранения в них витаминов?4.Перечислите последо-вательность первичной обработки овощей.5.В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей? 6.Расскажите о правилах приготовле-ния салатов. 7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С? 8.Какие заправки используют в сала-тах? 9.Расскажите, какие требования предъявляют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение? | |
3.Проверка дома-шнего задания | 5 мин. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Аналитический метод. | Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы..
| Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные:уме-ние рационально использовать техноло-гическую информацию; оценивать техноло-гические свойства ово-щей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; уме-ние подбирать инстру-мент и оборудование. | |
4. Этап. 4.1.Изу чение нового материа ла 4.2.Актулизация опорных знаний | 15-20 мин. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. | Вопросы для повторения: 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде? 3.В чем заключается механическая обработка овощей ? 4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии ? | Личностные:осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе. Познавательные:Уме-ние анализировать,выде-лять и формулировать задачу; умение осознан-но строить речевое высказывание | |
4.3.Рассказ и показ нового материа-ла | 10-15 мин. | Словесный, наглядный. Использование технических средств. | 1.(Записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде) Винегрет – это холодное блюдо, состоящие из нескольких видов овощей ..- Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки: варку, жаренье, тушение, пасси-рование, запекание, припускание. Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку. Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными. Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности. Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ. При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки - это пассирование и бланширование. Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд. Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты. Существуют важные правила тепловой обработки. Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества. Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом. 1) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины. 2) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся. 3) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ. 4) Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными. 5) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества. Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать. Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду. Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая: 1)Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка). Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят. 2) Тепловая обработка овощей. 3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд. Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом 4) Салаты заправляют перед подачей.. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись. 5)Оформление и подача. Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие: 1)Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью. 2)Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови. 3)Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены. 4)Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.). 5)Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрились и не потеряли внешний вид. | Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета. Учащиеся приступают к практической работе. | |
5.Практический этап. Практическая работа. «Приго-товление винегре-та» | 25-30 мин. | Практические задания. Наглядный. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Учебник стр. 183-187 Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе: - при пользовании плитами; - при работе с горячей жидкостью; - при работе с ножом и приспособлениями. | Тепловая обработка овощей по таблице 41 Работа по инструкционной карте «Приготовление винегрета» | Личностные: умение овладеть нормами и правилами организации труда; развитие трудо-любия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятель-ности. Регулятивные: умение составлять план и пос-ледовательность дей-ствий, Познавательные: умение выделять необ-ходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и техноло-гиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность. |
6. Целевой обход. | Индивидуальный контроль, выборочный контроль. Использование технических средств. | !Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда). ! Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью. | Выполнение практической работы. | Регулятивные:учиться готовить рабочее место и выполнять практиче-скую работупо плану с опорой на образцы., - выполнять контроль определения добро-качественности овощей по внешнему виду Познавательные:- преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую – изделия, Комуникативные:- умение работать в группе. | |
7.Рефлексивно-оценочный этап. Закрепление пройденного материала. | 3-5 мин. | Аналитический Использование технических средств. Индивидуальный контроль, выборочный контроль. | Выберите и продолжите любое предложение . - На сегодняшнем уроке я узнала…. - На этом уроке я похвалила бы себя за….. - После урока мне захотелось….. - Сегодня я сумела…. | В конце урока для закрепления провожу опрос : 1.Какова последовательность приготовления винегрета? 2.Как можно украсить винегрет? 3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета ? | Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать,показатели качества конечных результатов. |
8. Итог урока | 3-5 мин. | Аналитический словесный. | Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся | Личностные:Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей |
Наимено вание продуктов | Количество продуктов | Последовательность приготовления | Посуда и инвентарь |
Свекла | 46 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Карто- фель | 50 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Морковь | 20 г | Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. | Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ. |
Огурцы соленые | 30 г | Нарезать мелкими кубиками. | Нож, доска разделочная ОС. |
Капуста ква шеная | 40 г | Перебрать, крупные куски нашинковать. | Нож, доска разделочная ОС. |
Лук репчатый Зелень Масло раститель ное | 40 г 10г 30г | Очистить и мелко нарезать. Мелко нарезать Все продукты смешать и заправить маслом | Нож, доска разделочная ОС. Нож, доска разделочная ОС. Ложка столовая, миска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5кл ФГОС. Второго поколения.«Блюда из яиц»
Ознакомить учащихся с мерами предосторожности при работе с яйцами. Ознакомить учащихся с питательными свойствами яиц. Сформировать у учащихся умение правильного приготовления блюд из яиц. Привива...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.
Технологическая карта урока. С применением ИД....
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...
Технологическая карта урока СБО «Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки» в соответствии с ФГОС.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Актуальность данной разработки связана с особенностями обучения детей предмету СБО в коррекционной школе 8 вида. В 5 классе начинается изучение данн...
Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»
Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока
Предмет: технология Класс: 7 Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»Тема урока: Изготовление фасонных деталей на токарном станке для обработк...
Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.
В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...