Важность предмета «технология», его актуальность, проблемы для современного общества
статья по технологии

Статья, в которой описывается важность предмета "технология", его актуальность, проблемы для современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Важность предмета «технология», его актуальность, проблемы для современного общества

Предметная область «Технология» является составной частью общего образования с 1993 года, когда ряд общеобразовательных предметов и направлений подготовки школьников  концептуально и организационно объединены в образовательную область «Технологию», включающую технический труд,  обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд и черчение. С этого времени «Технология» стала  выполнять важную в культурологической парадигме содержания общего образования функцию-формирование технологической культуры личности. Которая проявляется:

- в способности понимать, применять, контролировать, совершенствовать и оценивать технологии в процессе преобразовательной деятельности;

-в овладении универсальными технологиями деятельности, такими как проектирование, исследование, управление;

-в умении разрешать противоречия и выявлять  проблемы в своей практической деятельности с помощью адекватно выбранных и грамотно применяемых технологий;

-в стремлении к нестандартному способу действия и создания нового продукта, нового способа действия, нового средства воздействия на предмет труда и т.п.

Потребности постиндустриального общества в технологически грамотных и широко образованных работниках ,владеющих современными технологиями, умеющими организовать свою деятельность, управлять техническими объектами и технологическими процессами, реализовывать проекты в личной и профессиональной сфере, способными адаптироваться к возникающим ситуациям деятельности, взаимодействовать в широком смысле с окружающими людьми и миром искусственного, приводит к необходимости пересмотра оснований и содержания технологического образования обучающихся, в первую очередь на уровне общего образования. Организационная и содержательная проблемы технологического образования связаны с образовавшимися « разрывами» в системе технологической подготовки школьников. Эти « разрывы» наблюдаются:

  • в преемственности технологической подготовки школьников, когда предмет «Технология» фактически не преподаётся в тех или иных классах.
  • в взаимодополнении основного и дополнительного образования технико- технологической направленности ( кружковая деятельность по развитию технического творчества и изобретательству только последние годы стала расширять возможности для школьников);
  • в возможности  изучать на уроках и во внеурочной  деятельности современные образцы  и технологии, современные и новейшие материалы и оборудование.

Кадровая проблема связана не просто с нехваткой учителей технологии,  подготовленных  в соответствии стребованиями ФГОС общего образования и современными направлениями технологического образования, а фактически с отсутствием в отдельных регионах учителей, в первую очередь, обучающих мальчиков  (до трети по кадровой численности).

Материально – техническое оснащение предмета находится в печальном состоянии:

  • нехватка инструментов и оборудования, недостаток  материалов, фактически отсутствие современной техники и конструкторов. Оснащённость кабинетов и мастерских в соответствии с действующей рабочей программой по технологии можно оценить примерно на 10- 15 %. Именно поэтому в регионах РФ в первую очередь делают акцент на изучение тех разделов программы и тех  конструктивных и декоративных  материалов, которыми легче обеспечить работу обучающихся (чаще всего это обработка древесины и ткани).

Отношение к предмету «Технология» учащихся и родителей , а также внимание к нему администрации школы и органов управления образованием , позволяет говорить об институциональной проблеме технологического образования , проявляющейся в осознание значимости  предмета и его роли в общем образовании школьников, формировании технологической культуры как компонента общей культуры.                                            

     На современном этапе развития образования актуализированы и заложены в ФГОС , как фундаментальная база, два жизненно важных методологических подхода: компетентностный  и системно – деятельностный  , определяющие главной целью образования развитие личности обучающего через организацию деятельностного и продуктивного  обучения. Предполагается, что по – новому организованная система обучения обеспечит реальные (более жизненные) результаты в виде самостоятельно добытых знаний и способов деятельности, сформированных компетентностей.

Результаты образования в общем виде представлены тремя блоками : личностные, метапредметные, предметные.

Системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Обучение на деятельностной основе – это совместная работа того , кто обучает, и того кто обучается. Первый организует деятельность учащегося, второй выполняет эту деятельность (самостоятельно!) индивидуально или в коллективе. В таком случае активность ученика будет качественно изменяться от исполнительской до творчески самостоятельной.

Главной стратегической компетентностью ,обеспечивающей развитие личности на протяжении всей жизни, предлагается считать актуализированные умения по обновлению сформированных компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу.  Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...

Актуальные проблемы в современном обществе проект "Мои права и обязанности "

Сегодня без правовых знаний не прожить,  так как каждый  человек начиная с детского возраста находится в социуме. Изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развити...

Статья «Роль и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе»

       Наряду с другими предметами учебного плана предмет «Технология» способствует не только социализации ребенка, но и формированию личности в современных усло...

Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.

Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного ...

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС...