Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС
консультация по географии (8 класс)
Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для педагогов | 46.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время урока.
Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.
Особое внимание по-прежнему необходимо уделить времени, отведённому для изучения географии в 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии по-прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы перенесены в региональный компонент: в 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания краеведческого модуля. На современном этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно проблему создания и осмысления учениками целостности определённой территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений географии.
При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2010-2011 годах; узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. Напоминаем, что, готовя участников олимпиады областного тура, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе" за последние 5 лет, в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), журнале "География и Экология в школе ХХI", а также в новом научно-популярном журнале для школьников «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.
Привычной формой итоговой аттестации стал ЕГЭ. Учитывая небольшой количественный состав участников ЕГЭ по географии (менее 5% выпускников), сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ результатов ЕГЭ по географии в 2009-10 годах. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение предмета. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом — два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться. На все параллели осталось 9 — 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.
Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно- методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.
Другой проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание.
Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично.
В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональным навыкам учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса. Традиционные проведение уроков требует коренных изменений в связи с образовательными стандартами нового поколения. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает системно-деятельностный подход. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, создавать ситуации взаимодействия.
Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании. Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе, начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); география должна быть самостоятельным предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», и т.д.
Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования.
Таким образом, обучающиеся овладевают законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
- Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры.
- Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов.
- Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира во время экскурсий, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией.
- Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса.
- Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями.
К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ЕГЭ. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ
Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать выделение предметных, надпредметных (метапредметных) и личностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.
2. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
3. Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования. «География в школе», №3, 2013.
4. Савцова Т.М. Почему география непопулярная наука? «География в школе», №1 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколен...
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...
Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».
Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....
Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС
В статье рассматриваются требования, которые выдвигаются к осуществлению продуктивного образовательного педагогического процесса, осуществляемого в освоении ку...
"Актуальные проблемы преподавания предмета "Технология" в условиях реализации ФГОС"
Ориентиром образования сегодня является технология. Поэтому и важен переход к технологическому образованию для подготовки учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний....
Доклад «Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»
В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
А.А. СафарянМБОУ СОШ № 11г. Байкальск АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются основные проблем...