Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.
статья по английскому языку
Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного языка. Но до сих пор организация занятий в контексте ФГОС вызывает целый ряд трудностей и вопросов. Рассмотрим основные проблемы и рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы организации современного урока иностранного языка и пути их решения.
Реализация Федеральных государственных стандартов среднего общего образования потребовала от учителей пересмотра системы целей и задач, структуры, методов и содержания современного урока иностранного языка. Но до сих пор организация занятий в контексте ФГОС вызывает целый ряд трудностей и вопросов. Рассмотрим основные проблемы и рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
1. Корректность активного целепологания. Видоизменение формата первого этапа занятия заключается в том, что учащиеся должны осознать значимость темы. Следует отметить, если ученики сами выведут и назовут тему занятия, а цели озвучит учитель, реализация активного целепологания не состоится, поскольку для ученика они могут остаться лишь внешне задаваемыми целевыми установками и не иметь того же ценностного смысла, что и для педагога.
Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность.
Для этого учитель может предложить учащимся следующие задания:
- пролистать в учебнике данную тему, ознакомиться с предметным содержанием, лексико-грамматическим материалом разделов, определить наиболее интересные для ученика элементы содержания.
Поставленные в начале урока задачи не должны «повиснуть в воздухе», на протяжении всего урока следует прослеживать их достижение. Для этого на доске учитель может совместно с учащимися закрепить карточки с написанными на них целями по мере их достижения. Обязательный возврат к поставленным задачам должен иметь место на этапе рефлЕксии.
2. Обеспечение активной самостоятельной работы учащихся на уроках.
Существуют значительные трудности с переходом от доминирующих фронтальных форм работы под руководством учителя к усилению роли парных и групповых форм с использованием методов, предполагающих самостоятельную активность, взаимоконтроль и взаимооценивание. Это реализуемо лишь при интенсивном внедрении активних (активизирующих) приемов и методов обучения. (На слайде представлены примеры активных приемов и методов).
Но существуют проблемы с их активным внедрением в практику.
- Во-первых, данные приемы и методы требуют значительно бОльших временных затрат на уроке.
- Во-вторых, самому учителю требуется много времени на подготовку и обработку результатов.
3. ОбеспЕчение дифференциации (формирование групп учащихся с близкими познавательными интересами и способностями) и индивидуализации учебного процесса. (работа осуществляется с каждым отдельным учеником). Различают следующие области реализации обучения:
- Цели / задачи (конкретизация задач урока каждым учащимся в в зависимости от его интересов и способностей)
- Содержание и уровень сложности (н-р: группа учащихся самостоятельно выбирает текст определенного уровня сложности для дальнейшей работы)
- Формы и методы (учащиеся выбирают форму (индивидуальную, парную или групповую) и способ работы
- Конечный продукт (учащиеся сами могут выбрать вид презентации результатов работы – эл презентация, инсценировка, постер)
- Индивидуальные оценочные комментарии (каждый учащийся имеет право на развернутый отзыв учителя, даются рекомендации)
4. Активная рефлЕксия в конце урока. Непонимание специфики данного этапа приводит к двум основным ошибкам: либо активная рефлексия подменяется традиционным обобщением самого учителя, либо рефлексия носит формальный характер (н_р, задается вопрос был ли урок интересным или нет, какие задания больше всего понравились…., что никак не связано с самооцениванием). Самооценивание можно проводить на основе вопросов в виде таблицы, заполоняя которую каждое занятие ученик может отслеживать свой прогресс.
ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ НА ЭКРАНЕ
5. Дифференцированное домашнее задание. К сожалению, в основном принципы дифференциации и индивидуализации в реальном обучении не распространяются на домашнее задание. С учетом специфики предмета можно дифференцировать и индивидуализировать задания по принципу доминирования того или иного вида речевой деятельности.
Учащийся может выбрать, н-р, чтение текста с выполнением ряда заданий. При этом должно действовать правило вариативности: если ученик выбрал задание где доминирующую роль играет чтение, в след.раз ему необходимо выбрать задание с другим доминирующим видом речевой деятельности.
Трудность заключается в том, что дифференцированное домашнее задание в большинстве случаев вызывает необходимость дифференциации следующего урока (т к дом. Работа должна переходить в классно-урочную). Конечно это потребует от учителя дополнительного времени для подготовки занятия.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход на новый образовательный стандарт побуждает обучающихся самим планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
Вместе с тем совершенно очевидно, что учителя нуждаются в конкретных практических примерах планирования занятий по ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного взаимодействия на современном уроке иностранного языка
Обучение речевому общению на иностранном языке предполагает обучение трем его аспектам: коммуникативному, интерактивному и перцептивному. ...
Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и пути их решения.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспеч...
Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"
Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....
Lead- in как ключевой компонент в организации современного урока иностранного языка
Предлагаемый методический материал содержит рекомендации по организации начала урока Lead-in. Статья содержит обоснование значимости этого этапа для составления общего плана урока, отличительные...
Статья "Проблемы организации современного урока английского языка в школе"
Статья Проблемы организации современного урока английского языка в школе...
Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС
Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС...