Рабочая программа предмета по выбору «Политический вектор развития современного общества»
рабочая программа (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании приказом по МБОУ педагогического совета школы «Средняя школа № 1»
(Протокол от 31.08.2022 г. № 1) от 01.09.2022 г. №323 (расшифровка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022 - 2023 учебный год
по ______ Политический вектор развития современного общества__________________
(предмет)
Класс _____________11__________________________________________________
Количество часов на год всего __33___ч. ; в неделю ___1_____ч.
Плановых контрольных работ ___1____, зачетов_______, тестов____, лабораторных работ _________, практических работ ____________, лабораторных опытов ________, экскурсий ________________, иное _________________.
(указать конкретно что именно)
Количество административных контрольных работ __________________.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе программы, рекомендованной Министерством Просвещения РФ и(или) авторской Каменчук И.Л. Программа учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования: 10-11 классы/ И.Л. Каменчук, С.А.Гращенко, М.В.Сергеева.: Саратов:ГАУ ДПО «Соиро», 2018.
(полное название, автор, издательство, год издания)
УМК
- Учебник Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень: под ред Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение 2019.
(полное название, автор, издательство, год издания)
-Рабочая тетрадь
______________________________________________________________________________
(полное название, автор, издательство, год издания)
-Книга для учителя ________________________________________________________________
(полное название, автор, издательство, год издания)
- Дидактические материалы по ________________________ для __ класса._________
__________________________________________________________________________________
(полное название, автор, издательство, год издания)
- Контрольные и самостоятельные работы по ___________________________________________________________________________________
(полное название, автор, издательство, год издания)
- Дополнительная литература _________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Васильева Елена Игоревна учитель истории и обществознания________________________
(ФИО полностью, должность, квал. категория) (подпись)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты освоения программы курса по выбору «Политический вектор развития современного общества» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения курса по выбору обучающихся должны отражать:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного курса: развитие общей и политической культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
- отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
- отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- развитие политического сознания и упорядочение политического поведения на основе усвоения политических ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику социально-политических отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из источников разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных политических институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях;
- способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ееоценку;
- умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
- умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия
- моделирование социально-политических процессов;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
- способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
- овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
- уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные деиствия
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
- умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
- развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса
«Политический вектор развития современного общества» обучающийся научится:
- описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного общества;
- аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам политологии;
- самостоятельно работать с различными источниками информации политической тематики, свободно излагать их содержание;
- выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно, с пониманием объяснять происходящие политические события;
- использовать свои знания с целью разрешения политических проблем;
- анализировать информацию о процессах формировании правового государства и гражданского общества в РФ;
- выделять основные этапы избирательной кампании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
- характеризовать особенности политического процесса в России;
- анализировать основные тенденции современного политического процесса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
Раздел 5. Государство и общество
- Государство как институт политической системы
- Функции государства
- Устройство (форма) государства
- Типы государств
- Государство в России: от советского типа государства к правовому
- Политико-правовое устройство современного российского государства
- Гражданское общество и власть
- Структура гражданского общества
- Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества
Раздел 6. Партийная система
- Политические партии
- Типы политических партий
- Функции партий
- Партии в структуре власти
- Партийные системы и их разновидности
- Российская модель партийной системы: история и современность
Раздел 7. Избирательные системы и технологии
- Избирательные системы
- Преимущества и недостатки избирательных систем
- Политический маркетинг
- Маркетинг избирательной кампании
- Политическая реклама
- Личный имидж кандидата
Раздел 8. Личность и мир политики
- Политическая социализация личности
- Типы политической социализации
- Особенности политической социализации в России
- Политическая культура общества
- Политическая культура личности
- Особенности политической культуры России
- Политические идеологии: функции и типы
- Политический конфликт как форма политической коммуникации
Раздел 9. Мировая политика и международные отношения
- Мировая политика
Типология международных отношений
- Особенности современного этапа международных отношений
Россия в системе современных международных отношений
- Учебно-исследовательское проектирование
- Промежуточная аттестация (тестирование)
На изучение курса по выбору «Политический вектор развития современного общества» в 11 классе базисным учебным планом предусматривается 33 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:
а) устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме беседы, собеседования и другое.
б) письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий).
К письменным работам относятся: текущие домашние, проверочные, самостоятельные, контрольные, творческие работы; тестирование; сочинения, рефераты и другое.
в) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
г) защита проектов, творческих работ, презентаций.
д) административные контрольные работы за полугодие, год.
ж) комплексные работы.
Форма промежуточной аттестации - тестирование
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Коли-чество часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности | Формируемые УУД (к разделу) | Примечание (описание причин корректировки) | |
по плану | факт. | ||||||
1 | Раздел 6. Государство и общество
| 9 1 | Моделирование социально-политических процессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы); | Регулятивные универсальные учебные действия умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях Познавательные универсальные учебные действия моделирование социально-политических процессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы); способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения. Коммуникативные универсальные учебные деиствия умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. | |||
2 | Функции государства | 1 | Чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы | ||||
3 | Устройство (форма) государства | 1 | моделирование социально-политическихпроцессов; | ||||
4 | Типы государств | 1 | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновыватьвыводы); | ||||
5 | Государство в России: от советского типа государства к правовому | 1 | моделирование социально-политическихпроцессов; | ||||
6 | Политико-правовое устройство современного российского государства | 1 | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновыватьвыводы); | ||||
7 | Гражданское общество и власть | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательскойдеятельности | ||||
8 | Структура гражданского общества | 1 | Чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы | ||||
9 | Конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества | 1 | Чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы | ||||
10 | Раздел 6. Партийная система Политические партии | 6 1 | Чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы | ||||
11 | Типы политических партий | 1 | овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез | ||||
12 | Функции партий | 1 | овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез | ||||
13 | Партии в структуре власти | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новыхзнаний; решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательскойдеятельности | Регулятивные универсальные учебные действия умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях Познавательные универсальные учебные действия моделирование социально-политическихпроцессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновыватьвыводы); способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательскойдеятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для ихобъяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; овладение навыками самостоятельного приобретения новыхзнаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения ивыводы; уметь анализировать явления и события социального характера, | |||
14 | Партийные системы и их разновидности | 1 | чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; | ||||
15 | Российская модель партийной системы: история и современность | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; | ||||
16 | Раздел 7. Избирательные системы и технологии Избирательные системы | 6 1 | чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; | ||||
17 | Преимущества и недостатки избирательных систем | 1 | чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; | выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения. Коммуникативные универсальные учебные деиствия умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. | |||
18 | Политический маркетинг | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
19 | Маркетинг избирательной кампании | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
20 | Политическая реклама | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
21 | Личный имидж кандидата | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
22 |
Политическая социализация личности | 8 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | Регулятивные универсальные учебные действия умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях Познавательные универсальные учебные деиствия моделирование социально-политическихпроцессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновыватьвыводы); способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательскойдеятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для ихобъяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; овладение навыками самостоятельного приобретения новыхзнаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения ивыводы; уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения Коммуникативные универсальные учебные деиствия умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. | |||
23 | Типы политической социализации | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
24 | Особенности политической социализации в России | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
25 | Политическая культура общества | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
26 | Политическая культура личности | 1 | решение творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности | ||||
27 | Особенности политической культуры России | 1 | проектировать модели личного поведения | ||||
28 | Политические идеологии: функции и типы | 1 | проектировать модели личного поведения | ||||
29 |
| 1 | проектировать модели личного поведения | ||||
30 | Раздел 9. Мировая политика и международные отношения Мировая политика. Типология международных отношений | 4 1 | проектировать модели личного поведения | ||||
31 | Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе международных отношений | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; | Р.:способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ееоценку; умение генерировать идеи и определять средства для ихреализации; умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные универсальные учебные действия моделирование социально-политическихпроцессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновыватьвыводы); способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательскойдеятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для ихобъяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; овладение навыками самостоятельного приобретения новыхзнаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения ивыводы; уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения Коммуникативные универсальные учебные деиствия умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. | |||
32 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; | ||||
33 | Повторение темы Мировая политика и международные отношения | 1 | 22.05 | проектировать модели личного поведения | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества
Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...
Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.
МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.ДПОПвОИИ "Живопись" для учащихся возраста 8-12 лет...
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...
Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"
Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"...
Важность предмета «технология», его актуальность, проблемы для современного общества
Статья, в которой описывается важность предмета "технология", его актуальность, проблемы для современного общества....
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...