Актуальные проблемы воспитания современных школьников
методическая разработка по теме
Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу. Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо воспитаны, отзывчивы, принимают участие в школьных мероприятиях. Но есть и такие ученики, которые вызывают постоянные проблемы в общении с педагогами и со сверстниками, безразличны ко всему, а есть и такие которые живут в виртуальной действительности – фактически – «детки в сетке». Есть и такие, которые примкнули к неформальным молодёжным движения, выглядят и ведут себя не как все, пытаются показать свою независимость и индивидуальность.
Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия? Ответ на эти вопросы вы найдёте в данном выступлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_aktualnye_problemy.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы выступления
Надёхиной О.Г.
на районном семинаре
заместителей директора по воспитательной работе
«Актуальные проблемы воспитания современных школьников».
28 октября 2009 г.
Слайд 1.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения и любви… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, любви, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.
Слайд 2. Любовь к детям многогранна.
Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно.
Слайд 3.
Когда дети вырастали и уходили, Януш Корчак говорил: … «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даём родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви».
Слайд 4. Загадочное новое поколение – подростки.
Они живут рядом с нами, общаются. Мы – взрослые – пытаемся дать им образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу. Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо воспитаны, отзывчивы, принимают участие в школьных мероприятиях. Но есть и такие ученики, которые вызывают постоянные проблемы в общении с педагогами и со сверстниками, безразличны ко всему, а есть и такие которые живут в виртуальной действительности – фактически – «детки в сетке». Есть и такие, которые примкнули к неформальным молодёжным движения, выглядят и ведут себя не как все, пытаются показать свою независимость и индивидуальность.
Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия?
Слайд 5. «Определите актуальные проблемы современных подростков»
Работа в группах. Творческое задание.
Давайте попробуем определить актуальные проблемы воспитания современных школьников – тех, кого нам с вами приходится ежедневно обучать и воспитывать, с какими проблемами мы сталкиваемся каждый день.
Каждая группа получила лист ватмана и маркер определённого цвета. За 3 минуты каждая группа должна обсудив написать на листе ватмана проблемы воспитания современных школьников. Затем ватман вывешиваем на магнитную доску и обсудим, что у каждой группы получилось. Выберите сразу того, кто будет лидером вашей группы.
Вывешивание на магнитную доску заданий. Обсуждение.
Слайд 6. Прелести современной жизни.
Загадочное поколение современные подростки. Что их окружает в реальной и виртуальной действительности. Если мы оглянемся вокруг себя, то увидим, что кругом идёт ожесточённая борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чём-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.
Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства и грабежи и многие страшные истории. Другой раз даже не верится, что люди могли совершить такое: мать убила своих детей, сын убил своего отца…
Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны – малые и большие, не проходили массовые убийства, захват заложников и т.п. Современные школьники всё чаще проявляют жестокость по отношению друг к другу – на перемене первоклассник избивал ногами своего одноклассника, не осознавая того, что делает. Участились случаи нанесения телесных повреждений учащимися друг другу во время учебного процесса, наблюдаются явления «дедовщины» (шестиклассники обижают пятиклассников), асоциальное поведение, бескультурие, постоянные опоздания на уроки, наблюдаются случаи, когда дети уходят из дома, бродяжничают, родители чаще стали говорить: «Забирайте его или её куда хотите, у меня больше нет сил».
Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия? Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Ребёнок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и, конечно же, школы.
Слайд 7. Феномен детской жестокости
В Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно рассматриваются случаи нанесения телесных повреждений учащимся. Это драки между учащимися, где один другому наносит телесные повреждения. Данные телесные повреждения освидетельствованы в травмпункте, составлены протоколы сотрудниками милиции и преданы на рассмотрение и принятия решения к тем, кто наносил телесные повреждения в соответствии с законодательством. Зачастую мы узнаём о данных фактах последними. Учителя не видели, что одного били в кабинете, другого на перемене у кабинета, третий выбежал на улицу, т.к. раньше времени учитель отпустил с урока, и ученикам очень хотелось покидаться снежками, а другой толкнул ученика, извинился, а агрессивный класс подстрекал на «стрелку» - драку при свидетелях.
Конфликт. Агрессивное поведение.
Данное количество зафиксированных побоев это результативность исполнительской дисциплины педагогов – выполнения должностных инструкций, обязанностей во время дежурства по школе, во время перемены, это безучастность большинства родителей в воспитании детей, или наоборот, гиперопека и создание мотивации своему чаду, что он самый самый, и лучше его никого нет, это и самоутверждение в классном коллективе, желание быть лидером. Наша педагогическая непредусмотрительность, недоработка классных руководителей в воспитательной работе. Если каждый случай рассмотреть индивидуально, то мы приведём ряд аргументов в нашу с вами защиту, но факт на лицо. Возникает необходимость проводить своевременную предупреждающую работу по данному явлению.
В чём же феномен детской агрессивности
Слайд 8. Агрессия.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Слайды 9. Социальные составляющие агрессивного поведения.
- Агрессия как инстинктивное поведение
- Агрессия как побуждение (мотивация)
- Агрессия как социальное научение (приобретённое поведение)
Конфликты всегда возникают в детской среде.
Слайд 10. Конфликт.
Конфликт - это столкновения, серьёзные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания
Причины конфликтов
1.Противоречия между интересами, взглядами
2.Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе
3.Особенности темперамента, восприятия, убеждения
4.Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику
Слайд 11.
Учащихся необходимо учить как себя вести в случае возникновения конфликта
Правила эффективного поведения в конфликте.
1. Остановитесь! Не торопитесь реагировать!
2.Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
3.Откажись от установки: «Победа любой ценой!»
4. Подумай о последствиях выбора!
Слайд 12.
Когда ты очень раздражён, разгневан
1.Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу «в бой»
2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своём дыхании
3.Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут
4.Если не удаётся справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время
Слайд 13.
Способы разрешения конфликта.
- Проявление нежности по отношению к партнёру
- Использование юмора
- Компромисс
- Третейский суд
- Обоюдный анализ
- Ультиматум, временное расставание и принуждение
Слайд 14.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами» А.П.Чехов
Ещё одна из актуальных проблем воспитания наших детей - это поведенческая этика наших детей.
Слайд 15. «Этикет»
Этикет – это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания.
Человек с хорошим вкусом всегда стремится к жизненной правде, а не к фальши. Проявляет вкус во всём:
- В отношении к жизни, к работе;
- В поведении с окружающими;
- В привычках;
- В речи;
- В одежде;
- В отношении к искусству;
- Какие предпочитает книги, фильмы, музыку;
- Как обставляет свою квартиру;
- Как проводит своё свободное время;
- С кем дружит.
Дисциплина учащихся формируется из разных составляющих – внешний вид в школе – выполнение Устава школы, правил для учащихся. Наши современные дети часто забывают о своих обязанностях, мы постоянно проводим мероприятия по правам детей, рассматриваем статьи Конвенции о защите прав детей, а выполнение обязанности оставляем как бы за кадром, что говорить о родителях наших детей, фактически педагоги становятся совсем бесправными, они только должны, должны и должны.
По пристрастиям человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познаёт истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно. Одной из возможностей избежать агрессивного настроения среди подростков является спортивно-оздоровительная работа, увеличение охвата учащихся досуговой деятельностью, объединение обучающихся общим делом.
Слайд 16.
Физкультурно-оздоровительное пространство является одним из факторов профилактики правонарушений и агрессивного поведения несовершеннолетних.
Слайд 17.
Цели и задачи личностно-ориентированного подхода в физкультурно-оздоровительной работе
- Умение ребёнка работать в команде
- Умение выполнять разные социальные роли и отвечать за себя и команду в целом
- Умение быть социализированной личностью, умеющей адаптироваться в жизни
Слайд 18.
Сухомлинский В.А. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Наше будущее – здоровые дети.
Только 15% детей рождается абсолютно здоровыми.
Слайд 19.
Д.А.Медведев «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех».
Слайд 20. «Среди нехоженых дорог одна твоя».
Туристско-краеведческая работа тоже даёт возможности снятия агрессивного поведения подростков, только в походах, поездках формируется дружный коллектив, когда дети один за всех и все за одного.
«Дороги трудны! Но трудно без дорог!
В здоровом теле здоровый дух.
Занятия туризмом предоставляют возможности
- Освоение навыков туризма и ориентирования
- Физическое и нравственное воспитание
- Развитие познавательных интересов
- Воспитание коллективистских навыков
Слайд 21.
Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческой активности, бережного отношения к близким и всему окружающему – вот ключевые ценности, на которых должна строиться воспитательная работа.
Слайд 22.
2. Творческое задание – работа в группах
Определите понятие «субкультура» и назовите известные вам неформальные молодёжные движения.
Самостоятельная работа. Выступление групп. (переключи презентацию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы экологического образования школьников на уроках русского языка и литературы
Cтатья содержит описание опыта работы преподавателя русского языка и литературы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся на примерах художественных произведений...
Актуальные проблемы воспитания школьников.
Актуальные проблемы воспитания школьников в современной школе....
«Проблемы эстетического воспитания современных школьников непреходящей силой искусства»
Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, тв...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Статья в сборнике материалов республиканской НПК "Проблемы и трудности воспитания современных школьников"
В статье рассматриваются основные проблемы и трудности воспитания школьников...
Проблемы воспитания современных школьников
Данная статья рассматривает советскую пионерию, принципы ее работы как возможный путь решения проблем, связанных с воспитанием современных подростков школьного возраста....