РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
материал по технологии
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Реализация федерального государственного стандарта по курсу «Технология» предполагает не только формирование предметных знаний и умений , но и развитие личности учащихся в рамках интеграции учебных предметов основного общего образования
Основная цель предмета «Технология» - это освоение технологического подхода при реализации разнообразных заданий ,проектов и идей как универсального алгоритма любой деятельности.
Формируемые на уроках технологии учебные действия позволяют учащимся учебный материал , освоенный при изучении других предметов применять на практике .
При изучения предмета «Технология» учащихся должны стремиться к самостоятельной трудовой деятельности , способности к адаптации к современным социально- экономическим условиям и развитию личности .
Личность учащегося - это результат взаимодействия внешних воздействий с внутренними условиями человека, к которым относятся способности, характер и другие личностные особенности человека. Роль и и возможности в формировании личности предмета «Технологии» достаточны обширны на современном этапе реализации ФГОС. На уроках технологии учащиеся не только изучат различные виды техники и технологии преобразования материалов, но и научатся добывать знания, моделировать явления, объекты и свою деятельность. Этому должны способствовать методы и приемы личностно-ориентированного образования, к которым относятся : учебные исследования, сбор данных, моделирование, аргументация, принятие решения, рефлексивное и творческое мышление.
Каждый раздел программы влияет на развитие творческих способностей , достижений учащихся, расширяет кругозор и знакомит с миром техники и преобразованием материалов и воспитывает нравственно- эстетические качества личности. Во время изучения разделов предмета «Технология» учащиеся на реальной , практической основе получает знания . умения и навыки о воздействии человека на материальной мир.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонней и гармонично развитой личности.
Одним из важнейших факторов формирования такой личности является трудовое воспитание .
Труд является мощным средством развития физических, духовных , моральных и творческих сил человека.
Чтобы в дальнейшей жизни чувствовать себя личностью, ребенку необходимо быть успешным. И задача учителя создавать на уроке ситуацию успеха. Ведь потребность в труде не возникает сама по себе. Уроки технологии имеют практическую направленность и поэтому создают широкую возможности вовлечь учащихся в самостоятельную работу и если есть интерес , то возникает желание узнать , исследовать , расширить свой кругозор , изготовить эксклюзивное изделие своими руками.
Особую роль в развитии личности ребенка , стремлении узнать больше интересного играет коллектив класса или группа единомышленников, которые окружают ребенка. Поэтому выполнение коллективных и индивидуальных проектов дают большой результат в развитии личности ученика. Работа над проектом – это способ освоения действительности. Активизация личной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний и использование навыков и умений, полученных ранее.
Особенно удачными для развития личности учащихся являются коллективные межпредметные проекты. Коллективный проект «История женского донского костюма», который был выполнен членами клуба «Донцы» -ученицами нашей школы дал очень хороший результат . Девочки очень глубоко изучили историческую основу женского костюма, выполнили костюмы, они сейчас представлены в экспозиции школьного музея, подготовили много теоретического материала , который используется на уроках истории и технологии.
В 2017году в нашей школе был реализован проект «Чудо-сумку в каждый дом» и он посвящен году экологии в России. В школе давно работает экологический кружок «Гармония», проводятся различные мероприятии по вопросам экологии. В работе участвуют учащиеся из разных классов.
Цель проекта - рассказать о вреде полиэтиленовых упаковочных пакетов и замене их на экологически чистые сумки из натуральных материалов, которые не будут наносить вреда окружающей среде.
Одна из частей этих проекта - это изготовление сумок для продуктов из натуральной ткани.
В работе участвовали ученицы 8, 9, 10 классов, работа проводилась во внеурочное время.
Девочки выполняли принятые роли- конструктора, закройщика и швей. Первая модель сумки не очень понравилась. И были предложены еще несколько вариантов. Остановились на модели, которая обеспечивали экономный расход ткани и размер – средний.
Ученицы 8 класса выполняли операции на оверлоге и сшивали боковые швы. Девочки 9 и 10 классов выполняли более сложные операции, требующие ровной строчки, так как они хорошо владели швейной машиной. Я убедилась, что у девочек старших классов не угас интерес к швейному делу.
Затем после презентации сумки были подарены покупателям магазинов «Перекресток» и «Пятерочка».
Проект «Чудо-сумка в каждый дом» способствовал развитию личности учащихся в нравственном, трудовом и эстетических направлениях и помог осознать ответственность за чистоту окружающей среды .
В процессе формирования личности учащихся велико значение эстетического воздействия искусства. Искусство воспитывает глубокие человеческие эмоции и чувства.
Эстетическое развитие личности – это целенаправленный процесс на формирование эстетического отношения к действительности.
Особое внимание на уроках технологии надо придавать восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у учащихся способности вносить красоту в процесс и результат труда.
Именно поэтому эстетическое развитие личности у учащихся на примере декоративно – прикладного искусства имеет огромное значение на уроках технологии при изучении раздела «Художественные ремесла» и при выполнении творческих проектов.
Уже несколько лет учащиеся выполняют творческие проекты ,где изучают и изготавливают народные игрушки и славянские обереги. Это и символ года –«Коза- дереза», и прообразы славянских икон и предметы быта, которые сейчас используются как сувениры , а раньше украшали быт наших предков
(кукла-оберег -Крупеничка, Веник, Бутылка-Мельница, свадебный оберег «Неразлучники»,кукла «Колокольчик»)
Знакомясь с образцами народного творчества учащиеся изучают мир сказочных образов, ярких красок и узоров. Изготавливая сувениры у учащихся развивается мелкая моторика , включается работа правого полушария, что способствует развитию творческих способностей личности , появлению новых идей , достижению состояния гармонии.
При выполнении творческих проектов учащиеся раскрывают свои способности к самостоятельной ответственной работе , свою индивидуальность .Такой подход на уроках технологии направлен на формирование всесторонне развитой личности ребенка и соответствует традиционным ценностям российского образования.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника"
Сообщение на школьном МО...
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"
В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...
Статья «Роль и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе»
Наряду с другими предметами учебного плана предмет «Технология» способствует не только социализации ребенка, но и формированию личности в современных усло...
Презентация «Возможности предмета «Технология» в формировании функциональной грамотности».
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, о...
Роль и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Социализация личности школьника-процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы...
Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»
Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...