РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
материал по технологии

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ                                                                   Реализация  федерального государственного стандарта по курсу «Технология» предполагает  не только формирование предметных знаний и умений , но и развитие личности учащихся в рамках интеграции учебных предметов основного общего образования

Основная цель предмета «Технология» - это освоение технологического подхода при реализации разнообразных заданий ,проектов и идей как универсального алгоритма любой деятельности.

Формируемые на уроках технологии учебные действия позволяют учащимся учебный материал , освоенный  при изучении других предметов применять на практике .

При  изучения предмета «Технология»  учащихся должны  стремиться к самостоятельной трудовой деятельности , способности  к адаптации к современным социально- экономическим условиям и развитию личности .

Личность учащегося  - это результат взаимодействия внешних воздействий с внутренними условиями человека, к которым относятся способности, характер и другие личностные особенности человека.                                      Роль и   и  возможности  в формировании личности  предмета «Технологии»  достаточны обширны на современном этапе реализации ФГОС. На уроках технологии учащиеся не только изучат различные виды техники и технологии преобразования материалов, но и научатся добывать знания, моделировать явления, объекты и свою деятельность. Этому должны способствовать методы и приемы личностно-ориентированного образования, к которым относятся : учебные исследования, сбор данных, моделирование, аргументация, принятие решения, рефлексивное и творческое мышление.

Каждый раздел программы влияет на развитие творческих способностей , достижений учащихся, расширяет кругозор и знакомит с миром техники  и преобразованием материалов и воспитывает нравственно- эстетические качества личности. Во время изучения разделов предмета «Технология» учащиеся на реальной , практической  основе получает знания . умения и навыки о воздействии человека на материальной мир.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонней и гармонично развитой личности.

Одним из важнейших факторов формирования такой личности является трудовое воспитание .

Труд является мощным средством развития физических, духовных , моральных и творческих сил человека.

Чтобы в дальнейшей жизни чувствовать себя личностью, ребенку необходимо быть успешным. И задача учителя создавать на уроке ситуацию успеха.  Ведь потребность в труде не возникает сама по себе. Уроки технологии имеют практическую направленность и поэтому создают широкую возможности вовлечь учащихся в самостоятельную работу  и если есть интерес , то возникает желание узнать , исследовать , расширить свой кругозор , изготовить эксклюзивное изделие своими руками.

Особую роль в развитии личности ребенка , стремлении узнать больше интересного играет коллектив класса или группа единомышленников, которые окружают ребенка. Поэтому выполнение коллективных и индивидуальных   проектов  дают большой результат в развитии  личности ученика.  Работа над проектом – это способ освоения действительности. Активизация личной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний  и использование навыков и умений, полученных ранее.

Особенно удачными для развития личности учащихся  являются коллективные  межпредметные  проекты.  Коллективный проект «История женского донского костюма», который был выполнен членами клуба «Донцы» -ученицами нашей школы  дал очень хороший результат . Девочки очень глубоко изучили историческую основу женского  костюма, выполнили костюмы, они  сейчас представлены в экспозиции школьного музея, подготовили много теоретического материала , который используется на уроках истории и технологии.

В 2017году в нашей школе был реализован проект «Чудо-сумку в каждый дом» и  он  посвящен году экологии в России.  В школе давно работает экологический кружок «Гармония», проводятся различные мероприятии по вопросам экологии. В работе участвуют учащиеся из разных классов.

Цель проекта - рассказать о  вреде полиэтиленовых упаковочных пакетов  и замене их на экологически чистые сумки из натуральных материалов, которые не будут наносить вреда окружающей среде.

Одна из частей этих проекта - это изготовление сумок для продуктов из натуральной ткани.

В работе участвовали ученицы 8, 9, 10 классов,  работа проводилась во внеурочное время.

Девочки выполняли принятые роли- конструктора, закройщика и швей. Первая модель сумки не очень понравилась. И были предложены еще несколько вариантов. Остановились на модели, которая  обеспечивали экономный расход ткани и размер – средний.

Ученицы 8 класса выполняли операции на оверлоге и сшивали боковые швы. Девочки 9 и 10 классов выполняли более сложные  операции, требующие ровной  строчки, так как они хорошо владели швейной машиной. Я убедилась, что у девочек  старших классов не угас интерес к швейному делу.

Затем после презентации  сумки были подарены покупателям магазинов «Перекресток»  и  «Пятерочка».

Проект «Чудо-сумка в каждый дом» способствовал  развитию личности учащихся в нравственном, трудовом и эстетических направлениях и помог осознать ответственность за  чистоту окружающей среды .

В процессе формирования личности учащихся велико значение эстетического воздействия искусства. Искусство воспитывает глубокие человеческие эмоции и чувства.

Эстетическое развитие личности – это целенаправленный процесс  на формирование эстетического отношения к действительности.

Особое  внимание на уроках технологии надо придавать восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у учащихся способности вносить красоту в процесс и результат труда.

Именно поэтому эстетическое развитие личности у учащихся на примере декоративно – прикладного искусства имеет огромное значение на уроках технологии при изучении раздела «Художественные ремесла» и при выполнении творческих проектов.

Уже несколько лет учащиеся выполняют творческие проекты ,где изучают и изготавливают народные игрушки и славянские обереги. Это и символ года –«Коза- дереза»,  и прообразы славянских икон и предметы быта, которые сейчас используются как сувениры ,  а раньше украшали быт наших предков

(кукла-оберег -Крупеничка, Веник, Бутылка-Мельница, свадебный оберег «Неразлучники»,кукла «Колокольчик»)

Знакомясь с образцами народного творчества учащиеся изучают мир сказочных образов, ярких красок и узоров. Изготавливая сувениры у  учащихся  развивается мелкая моторика , включается работа правого полушария, что способствует развитию творческих способностей личности , появлению новых идей , достижению состояния гармонии.

При выполнении творческих проектов учащиеся раскрывают свои способности к самостоятельной ответственной  работе , свою индивидуальность  .Такой подход на уроках технологии направлен на формирование всесторонне развитой личности ребенка и соответствует традиционным ценностям российского образования.

        

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...

Статья «Роль и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе»

       Наряду с другими предметами учебного плана предмет «Технология» способствует не только социализации ребенка, но и формированию личности в современных усло...

Презентация «Возможности предмета «Технология» в формировании функциональной грамотности».

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, о...

Роль и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Социализация личности школьника-процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы...

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...