Технологическая карта урока по технологии 7 класс "Вышивка лентами"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Колесникова Екатерина Валентиновна

ВВодный урок по теме "Вышивка лентами". Планируемые результаты (предметные)- Овладеют навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, организации рабочего места с соблюдением требований безопасности  труда и правил пользования инструментами. Освоят составление схемы (эскиза)  цветочной композиции для вышивки лентами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №24 г. Тамбов

Учитель технологии

Колесникова Екатерина Валентиновна

Тема урока: «Вышивка атласными лентами».

Класс: 7 «В»  

Время: 45 минут

Педагогические цели

Способствовать приобретению обучающимися практического опыта познания и самопознания, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской деятельности; развивать инициативность, самостоятельность, мышление; прививать интерес к предмету.

Тип урока

Урок освоения новых знаний (комбинированный)

Планируемые результаты (предметные)

Овладеют навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, организации рабочего места с соблюдением требований безопасности  труда и правил пользования инструментами. Освоят составление схемы (эскиза)  цветочной композиции для вышивки лентами.

Личностные

Результаты

Проявят самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков.

Универсальные  учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать и регулировать свою деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать свойства, решать учебную и трудовую задачу на основе заданных алгоритмов; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; самостоятельно формировать проблему, делать  умозаключения и выводы.

Коммуникативные: выражать свои мысли, использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной  информации.

Основное содержание темы, понятия и термины

Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщицы.

Образовательные ресурсы и оборудование

Учебник (стр.152-158),рабочая тетрадь,  образцы вышивок, ленты  разной расцветки и ширины, различные виды тканей для вышивки,  иглы, ножницы,  пяльца, сопутствующая фурнитура для вышивки,  фото и иллюстрации вещей с вышивкой, простой карандаш, ластик, альбомный лист А4, цветные карандаши или фломастеры.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Форма, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Орг. момент

Фронтальная. Словестный.

- Приветствие учащихся. Проверка по списку учащихся, запись отсутствующих.

- Проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку.

Повторяют пройденный материал на прошлом уроке

Готовность учащихся к уроку

2.Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словестный, наглядный

- Проверка домашнего задания мы проведем в необычной форме. В нашем волшебном квадрате зашифрованы слова и понятия, с которыми мы познакомились в этом учебном году.(приложение 1)

 Учащиеся выполняют задание, контролирует и направляет.

Отвечают  на вопросы, отгадывают загадки

Выбирают правильные варианты  ответа, закрепляют пройденный материал

Правильный выбор ответов на задание

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словестный, наглядный. Вводная беседа

Демонстрирует  вышитые изделия:

-Найдите образцы вышивки, которые мы  изучали в этом году? Чем интересна эта вышивка?

- Сформируйте цель урока

Отвечают на вопросы, рассматривают представленные изделия. Определяют цель деятельности на уроке

Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью вопросов учителя

Беседа по вопросам

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Фронтальная. Словестный, наглядный

Рассказ о вышивании лентами.

-Вышивка – один из первых видов искусства для украшения одежды и быта.

История вышивки лентами берет свое начало с глубокой древности, уже тогда небольшие полоски ткани получили широкое распространение в быту, хозяйстве и рукоделии. Кроме этого они выступали в качестве прекрасного украшения, вплетенные в волосы, ленточки придавали девушки изящества. Тогда же в культуре практически всех народов была традиция отделывать одежду лентами самых разных цветов. Иными словами искусство вышивки лентами было заложено еще с глубокой древности и основывается на богатом опыте культур различных народов.

Следующие несколько веков культура использования лент становится достоянием богатого класса, украсить платье шелковыми лентами, - было высшим шиком, практически каждая знатная дама имела в своем гардеробе такое платье. Шелковыми лентами украшалось все, что можно, вплоть до обуви, французский король носил обувь, украшенную шелковой лентой с драгоценными камнями.

Вышивка лентами в том виде, какую мы знаем ее сейчас, появилась во Франции во времена правления французского короля Людовика XV, и сразу заняла достойное положение среди иных видов прикладных искусств.

«Король солнце» дарил своим фаворитка платки и кошельки, которые собственноручно расшивал лентами. Данная техника позволяем  вышить  достаточно объемный, реалистичный рисунок.

На шляпках дам высшего света цвели розы, ландыши, фиалки и даже  орхидеи. Вскоре эту вышивку стали использовать не только для украшения одежды но и интерьера помещений: занавесей, одеял из шелка, покрывал, обивки кресел, диванных подушек.

Отвечают на вопросы, рассуждают, смотрят презентацию, корректируют ответы товарищей, работают с учебником, выполняют задания

Различают виды вышивки, подбирают материалы, и инструменты, открывают новые знания, осваивают новые умения в процессе рассуждений и обсуждений; ищут

Беседа по вопросам

Фронтальная. Словестный, наглядный. Беседа о материалах и инструментах для вышивки лентами. Рассматривание материалов и инструментов.

- Как вы думаете, какими инструментами и  какими  материалами работают вышивальщицы лентами?

- Начнем с лент. Сейчас их делают не только из шелка, но и из муара, сатина, атласа, хлопка и различных синтетических материалов. В магазинах для рукоделия можно найти и тонкие ленты от 2 мм , и шириной до 5 см. Для каждой техники используются определенные  ленты нужной ширины. (см. таблицу с лентами) Для работы с лентами подходят иглы с острым тонким кончиком и широким ушком  №, от 18-24,  иногда – гобеленовые иглы с тупым кончиком.

    Иглы подбираются в зависимости от ширины ленты.

   Пяльцы -  могут быть  пластмассовые, деревянные. На пластмассовых пяльцах удобно подтягивать ткань во время работы, так как при прохождении через нее ленты натяжение ткани ослабляется. Небольшие работы при длительных перерывах лучше снимать с пяльц, чтобы ткань не вытягивалась. Большие работы, наоборот, лучше не снимать до завершения.

    Вышивать лентами  лучше на ткани, с рыхлой структурой,  которую легко протыкает иголка. Но и достаточно прочной, чтобы вышивка не провалилась. Сначала лучше использовать канву, хлопок или лён.

     Также для работы могут потребоваться цветные нитки мулине и обычные нитки, для пришивания лент, сборки и составления стебля, цветка или соцветия. Очень важно подбирать нитки таким образом, чтобы цвета сочетались.

     Еще нам нужны будут ножницы, английские булавки, и краски для ткани и шелка на основе акрила. Подкрашивать фон и ленты.

  После того как, вышивка будет готова её нужно правильно оформить. Готовую работу можно  заключить  в открытую раму, но в этом случае она будет пылиться.

  Удалить пыль можно прохладной струей воздуха из фена, но ни в коем случае не пылесосам.

Лучше готовую вышивку заключить в раму по стекло. Сделать это  нужно так, чтобы лены не примялись. Для того прокладывают двойной или тройной слой паспарту или между паспарту и вышивкой подкладывают тонкую рейку, которая приподнимает стекло над поверхность объёмной вышивки.

Физкультминутка

Коллективная

Практическая

Упражнения (сидя за партой):

  1. И.п. – руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться с и.п.
  2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками до пола, вернуться в и.п.
  3. И.п. – руки на столе, сгибание пальцев в кулак и разгибание.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

5.Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная.

Словестный, наглядный, практический

Практическая работа.

Работа по учебнику (стр.104)

- Как  вы знаете, прежде чем приступить к любой вышивки, нужен эскиз или схема.

    Целью нашей практической работы будет -  составление композиции для вышивки лентами.  Сейчас каждый  получит технологическую последовательность  выполнения практической работы. Внимательно прочтите все пункты. Если у кого вопросы? Если вопросов  нет, приступайте к  выполнению задания. На практическую работу отводиться 10-15 минут. (приложение 2)

Наблюдение при необходимости оказывает помощь в выполнении задания

Готовят свои рабочие места, выполняют предлагаемые задания, планируют практическую работу и работают по составленному плану, анализируют результаты работы

Владеют приемами работы с ручными инструментами. Соблюдают правила безопасной работы. Осуществляю  самоконтроль.

Практическая работа

6. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Фронтальная.

Словестный.

Беседа

Устраиваем выставку  получившихся работ.

-Что нового вы узнали о вышивке лентами?

-С какими инструментами  и материалами познакомились на уроке?

- Как можно оформить готовую вышивку?

- Как ухаживать за вышивкой?

Обсуждают качество  выполненных работ. Отвечают на вопросы

Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам

Домашнее задание

Фронтальная.

Словестный.

Найти информацию об истории вышивки лентами в России. Принести материалы и инструменты для вышивки лентами.

Записывают домашнее задание. Слушают объяснение учителя

Выделяют главную информацию

Наблюдение

Используемая литература:

  1. Технология. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику  Н.В. Синцы, В.Д. Симоненко. Технология ведения дома  /авт.- сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2018г. – 114с.
  2. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /         [Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др. ]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана- Граф, 2017.-208с.: ил.  
  3. Методическая разработка «Вышивка шелковыми лентами. Урок №1» учителя технологии  МБОУ СОШ № 22 г. Краснодар   Еленская Татьяна Ивановна.
  4. Вышивка атласными лентами / Наталья Бекетова. – Ростовн/Д: Феникс, 2015. – 64с.: ил.- (Город мастеров).                                                                                                                    

Интернет ресурсы:

  1. https://www.livemaster.ru/topic/9722-istoriya-vyshivki-lentam



Предварительный просмотр:

О

З

О

Л

Т

Р

П

Е

М

Т

О

Н

Ю

С

А

О

Р

М

Ш

Р

А

Т

О

Р

Я

С

И

Е

Ш

Е

Р

К

Л

И

Н

Д

Р

Ю

Б

К

А

К

О

Л

Л

С

С

К

Л

А

Б

А

Г

Е

Т

Ш

Ё

Б

Д

К

Т

Е

К

Ь

К

Л

Р

А

А

Я

И

Ц

К

В

Ы

К

Л

Ю

Ч

А

Т

О

Н

Д

И

Ц

И

Ь

Л

Е

О

Л

Н

Ц

Е

О

Н

Е

Р

С

Н

И

Д

Р

А

Б

А

Г

Зашифрованные слова:

  1. Солнце
  2. Пояс
  3. Складка
  4. Кондиционер
  5. Шёлк
  6. Шерсть
  7. Люстра
  8. Бра
  9. Торшер
  10. Выключатель
  11. Диммер
  12. Озонатор
  13. Клин
  14. Габардин
  15. Юбка
  16. Коллекция
  17. Багет



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Составление схемы (эскиза) композиции для вышивки лентами»

Материалы и инструменты:        

  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Альбомный лист формата А4
  • Цветные карандаши или фломастеры

Технологическая последовательность выполнения:

№ п/п

Описание работы

Изображение

1

В правом верхнем углу подписать работу, И.Ф. учащегося и класс

2

По середине листа, начертить квадрат 14 см х 14 см.

3

Пунктирной линией по вертикали, разделить  квадрат на равные прямоугольники

4

В квадрате нарисовать простым карандашом схему (эскиз) композиции для вышивки, в которой должны быть:

  • 1-3 шт. больших цветка
  • 3-4шт. средних цветка
  • 2-6 шт. листьев или веточек
  • 2-3шт. очень мелких соцветия
  • 1шт. основания композиции (ваза, корзинка, бант, и т.п.)

5

Цветными карандашами или фломастерами раскрасить полученную схему (эскиз)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме:  «Определение направления долевой нити.»...

Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.

Технологическая карта по технологии по разделу  "Технология обработки металлов" - 7 класс...

Технологическая карта урока технологии. "Виды ткацких переплетений."

Технологическая  карта  урока   технологии.Класс: 6УМК : Технология  6 класс  под  редакцией  В.Д.Симоненко  2002 годРаздел : МатериаловедениеМодуль : Созд...

Технологическая карта урока технологии 5 класс

Тема урока: «Технология выполнения простейших ручных швов»Тип урока:     Открытие нового знанияЦель:   Сформировать представление об особенностях выполнения п...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...