Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная пластика".
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс)

Рыжова Наталья Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов по трудовому обучению коррекционной школы (швейное дело).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_18-19_6_kl.docx87.17 КБ

Предварительный просмотр:

444

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

Утверждаю

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ № ______

от «___» ______2018г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № _______

от «___» _______2018г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ________

От «___»___________2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

детского творческого объединения по внеурочной деятельности

 «Лоскутная пластика» (швейное дело).

Класс:   6

Учебный год:  2018 – 2019.

Срок реализации программы  1 год.

                                                                     Разработчик:

Рыжова Наталья Михайловна,

 учитель профессионально-трудовое обучения,

 высшая квалификационная  категория.

г. Нижний Новгород

  1. учебный год

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………….3 стр.
  2. Прогнозируемые результаты……………………11 стр.
  3. Учебный пан……………………………………..12 стр.
  4. Содержание программы………………………....13 стр.
  5. Учебно-тематическое планирование…………...15 стр.
  6. Список литературы………………………………21 стр.

  1. Пояснительная записка.

      Развитие трудовых навыков у школьников с особыми образовательными потребностями возможно только при наличии специальной подготовки обучающихся, опоры их на возможности (природные и социальные задатки), учете состояния здоровья.

      Программа содержит учебный материал для обучающихся, желающих углубить и обобщить уже полученные знания и умения, т.е. совершенствовать свои трудовые навыки в швейном деле. Данная программа дает возможность обучающимся школы-интерната дополнительно к школьной программе овладеть профессиональными навыками швеи  по конструированию и изготовлению полезных вещей и швейных изделий народного потребления в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями самого ребенка. Этот фактор значительно повышает уровень социальной адаптации выпускников школы-интерната.

       Образовательная программа творческой мастерской разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми. Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у учащихся творческое умение и креативное мышление. Программа так же содействует профессионально-творческому развитию обучающихся по профессиям «Портной» и «Швея».  

Декоративная обработка ткани и изготовление картин и сувениров – необыкновенное путешествие в страну народных художественных промыслов. Ремесло ручной работы с тканями и природными материалами появилось практически одновременно с возникновением моды. Шло время, менялись технологии, появились современные материалы и оборудование. Процессы обработки тканей механизировались. Современный уровень развития швейного производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Но, тем не менее…  Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. За тысячелетия развития человечество изобрело бесчисленное множество приёмов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), квилт (соединение печворка с фигурное стёжкой), тиснение кожи, плетение, инкрустация и многие другие. При всём техническом разнообразии этих приёмов украшения цель их применения одна – превратить даже грубое домотканое полотно в драгоценность и с делать костюм неповторимым.

В наши дни искусство декорирования тканей и изготовление сувениров (русская тряпичная кукла) и  переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.

        Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.

Действительно, освоение детьми основного содержания программы содействует развитию познавательной компетенции в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и повышению на этой основе общего уровня мотивации к обучению.  

        Новизна программы. Программа направлена на изучении истории декоративно-прикладного творчества, народного костюма и  на развитие фантазии, индивидуальности подростка, позволяет осуществить глубокое проникновение в материал, рассмотреть широкое разнообразие  композиционных решений, предлагает учащимся принимать участие в различных выставках. Обучающимся предлагается выступать с инициативой, не бояться собственных смелых решений и идей, оригинальность которых только приветствуется. Тем самым данная программа создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Используются новые средства организации самостоятельной и познавательной деятельности, когда ребенку предлагается выступить в качестве автора, начиная с задумки изделия и заканчивая демонстрацией готовой работы. Анализируя опыт работы по программе, необходимо отметить: большой процент авторских работ обучающихся, высокую степень самостоятельности, хорошее качество изделий.

 Данная программа дополнительного образования апробирована с 2013 года. При разработке программы дополнительного образования я опиралась на программы, опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Программа строиться на основе:

- разнообразных методов и приемов побуждения к познанию и творчеству;

- комплексному решению воспитательных и образовательных задач;

- использования проблемных вопросов и ситуаций;

- соблюдения принципов дидактики и научности;

- преемственности традиций и передачи мастерства  от педагога обучающимся;

- принципов этического и эстетического воспитания;

- соблюдения тесной связи дополнительного и профессионального образования;

- постоянного совершенствования методики проведения занятий и использование передового опыта коллег преподавателей.

Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и индивидуальных занятий. Практические занятия связаны с изучением и освоением всех этапов изготовления изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением обязательных работ. Эффективность обучения обеспечивается за счет организации и применения разнообразных форм поведения занятий: экскурсий, викторин, выставок, конкурсов, обсуждений проектов.

Посильное развитие внимания, воображения, наблюдательности и памяти способствует расширению кругозора и пробуждению интереса к декоративно-прикладному искусству.

Программа составлена таким образом, чтобы одно занятие дополняло другое, осуществлялась  смысловая связь.  

        Цель  программы: развитие творческих способностей личности обучающегося средствами прикладного искусства.              

Задачи программы:

- получить  знания о возникновении и развитии декоративно-прикладного творчества;

- популяризация  традиционных  и  современных  направлений  декоративно-прикладного творчества;

- воспитать культуру труда;

- развитие познавательной  активности, творческого  потенциала  каждого  ребенка;

- создание условий для получения импульсов к творчеству и самовыражению каждого учащегося;

- сформировать навык безопасной работы обучающихся в мастерской;

- работать в коллективе, выполняя индивидуальные и коллективные работы;

- совершенствовать  приемы по изготовлению  изделий.

        Коррекционно-развивающие задачи:

- расширение профессионального кругозора и умений учащихся;

- совершенствование качества практических навыков;

- развитие  творческих  способностей,  мышления,  устойчивого внимания  и  памяти;

- развитие  творческой  фантазии  и воображения;

- развитие  мелкой  моторики  пальцев  и  кисти  рук;

- сформировать навык осознанной регуляции собственной трудовой деятельности у обучающихся;

- повышение уровня познавательной активности;

- развитие творческих начал  у учащихся;

- развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у  обучающихся уважительное отношение к трудовой деятельности и бережное отношение к тем предметам, которые были созданы в процессе этой деятельности;

- воспитывать у детей желание  самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;

 - воспитание приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;

- воспитание  положительных  личностных  качеств  ребёнка  (трудолюбие,

  настойчивость,  умение);  

- преодоление  собственных  трудностей, помощь  другому,  умение  работать  в коллективе;

- формирование мировоззрения, обеспечивающего социальную адаптацию в современных социально-экономических условиях.

- развитие образного восприятия окружающего пространства и эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.

Структура программы предусматривает использование всех разделов школьного курса в  образовательной области «Швейное дело»:

- охрана труда и основы безопасности жизнедеятельности;

- материаловедение;

- основные операции при изготовлении швейных изделий;

- технология швейных работ;

- основы конструирования.

        Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний и формирования навыков у учащихся. Для чего в работе используются: учебники, справочники,  дидактический материал, дополнительная литература. В программу включены экскурсии на выставки, где учащиеся имеют возможность ознакомиться с современным искусством

        На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил безопасности труда.

        По завершению изучения данной программы учащиеся,  должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

         Обучающийся получит возможность узнать:

- принципы организации рабочего места, и основные правила техники безопасности;

- основные понятия графики, графического изображения  (чертеж, эскиз, технический рисунок)

- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

- способы разметки по шаблону и чертежу;

- принцип подбора  инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойству материалов;

- иметь представление о конструировании и моделировании;

- назначение и устройство оборудования (утюг, швейные машины);

- технологический процесс изготовления изделий;

- приемы изготовления моделей, швейных изделий;

-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

          Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила техники безопасности;

- рационально организовать рабочее место;

- выполнять  эскизы, технические рисунки, чертежи простых изделий;

- работать по технологической карте;

- планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

- доводить начатое дело до конца;

- определять ткани и материалы по её внешнему виду;

- применять  инструменты и приспособления по назначению, производить  наладку оборудования;

- производить отделку швейных изделий с учетом дизайна;

- выполнять простейшие расчеты стоимости изделия;

- устранять дефекты;

- экономно расходовать материалы и электроэнергию.  

Программа рассчитана на обучение учащихся 6 класса (8 часов в неделю). Поэтапное обучение позволяет учащимся глубже и основательнее изучить темы курса.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с подростками строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Большое внимание на занятиях творческой мастерской уделяется созданию условий максимального психологического комфорта для всех участников. Поэтому на первых занятиях применяются специальные игры и упражнения, позволяющие подросткам познакомиться и создать определенный уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, дружбы и сплоченности ребят, которые помогают в дальнейшем успешно и творчески работать в коллективе.

Формы организации учебной деятельностью:

- индивидуальная;

- групповая.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников:

Прямые:

- теоретический уровень знаний;

- степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами, приспособлениями;

- применение полученных знаний на практике;

- соблюдение технических и технологических требований;

- использование приемов самоконтроля;

- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

- изготовление изделия в установленные нормы времени;

- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности производственной санитарии.

Косвенные:

- экономия материалов;

- желание трудится;

- познавательная активность и творческий подход;

- самостоятельность;

- партнерские отношения при совместной работе.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся, воспитанников. При этом отмечается также наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

  Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим  требованиям и имеющих товарный вид.

2. Беседы с медицинской сестрой, психологом, врачом терапевтом.

3. Обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективной технологии.

4. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

Учебный кабинет  -  сложная  функциональная  система,  назначение  которой  -  рациональная организация  учебно-воспитательного  процесса  по  предмету,  оптимизация  его  во всех  звеньях.

       Учебный  кабинет, в котором проходят занятия кружка  -  это   мастерская  оборудо-ванная  системой  средств обучения,  мебелью,  средствами  оргтехники,   швейными  ма-шинами,  утюжильными  местами, инструментами   и   приспособлениями   для  выполне-ния   ручных  и  машинных  работ,  учебниками  и дополнительной  литературой  по темам  программы,  а так же  по прикладному  творчеству.  Большое внимание  в  оформлении  кабинета   отводится   уголку   безопасности,  который  оснащён  стендом инструкций  по  ТБ,  журналом   регистрации   инструктажей   по  безопасности   жизнедеятельности  обучающихся,  пожарным   инвентарём  (огнетушитель).

       Задача  кабинета  -  создать  все   необходимые  условия  для  овладения  учебным  предметом  на уроках,  внеклассных  занятиях  под  руководством  учителя  или  самостоятельно, индивидуально или в  группе.

       Кабинет  укомплектован   средствами  обучения   для  обеспечения  вариативной  программы   и  программы  дополнительного  образования   в  рамках  функционирования,   расположен  на  третьем этаже  здания,  имеет  прямоугольную  форму,  четыре  окна  (створки  открываются).

Размещение  ученических  рабочих  и  промышленных  столов,   а  так же  освещение  кабинета соответствует  санитарно-гигиеническим  требованиям.   Стены  покрашены  в  светло зелёный  цвет, доска  тёмно-зелёная,  что  плодотворно  сказывается  на  работоспособности  обучающихся.

        В  мастерской  можно  выделить  несколько  зон:

- учебная  зона с  круглым  столом  и  доской,  где  проводится  теоретическая  часть  урока  и выполняются  ручные  работы, здесь же  находится  компьютерный  стол;

-  закройная  зона,  необходима  для  раскроя  изделий,  выполнения  чертежей,  снятия  выкроек  с журналов  современной  одежды,  представляет собой закройный стол с гладкой ровной поверхностью;

-  зона швейного цеха,  состоящая  из  промышленных  электрических  швейных  машин  со  столами, швейными машинами с ножным приводом и  бытовыми  электрическими  швейными  машинами;

-  зона утюжильного цеха, состоит из утюжильного стола  и  электрического утюга;

-  складская  зона необходима  для  хранения  материалов,  костюмов.

Стены мастерской оформлены работами учащихся разных классов.

      В соответствии с санитарно-  гигиеническими  требованиями  к  учебным  кабинетам  мастерская регулярно  проветривается,   учебный  день  заканчивается  влажной   уборкой,  ежемесячно и в  конце  каждой  четверти  проводится  генеральная  уборка.  

Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного учащимися. воспитанниками объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание ученика во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в  формирова-нии учащегося, воспитанника  с умственной отсталостью как субъекта учебной деятель-ности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

            Задачами  реализации программы формирования БУД являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Уровень  сформированности базовых учебных действий учащихся, воспитанников  с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе.

Формирование базовых учебных действий.

Группа базовых, учебных действий.

Перечень учебных действия.

Учебный предмет: профессионально-трудовое обучение.

1. Личност-ные учебные действия.

1.1.   0сознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами.

1.2. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

1.3.  Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

1.4.  Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

1.5.  Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Правила поведения в мастерской, организация рабочего места, техника безопасности при выполнении работ.

Участие в выставках: школьных, районных, городских и т.д.

Участие в кружковых работах.

Участие в  работах по ремонту концертных, театральных костюмов и форменной одежды, работа в трудовых бригадах.

Посещение музеев города, выставок.

Участие в коллективной работе класса.

Участие в викторинах.

2. Коммуни-кативные учебные действия.

2.1.  Коммуникативное  взаимодействия  в разных социальных  ситуациях (практическая работа в мастерской  -  взаимоконтроль и взаимопомощь).

2.2.  Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

Работа в бригадах,  взаимоконтроль и взаимопомощь.

Участие в подготовке и проведении экскурсии для младших классов в учебной мастерской.

 Выполнение коллективных работ.

3. Регуля-тивные учебные

действия.

3.1.  Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.

3.2.   Осуществлять коллективный поиск средств их  осуществления

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

3.3.  Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3.4.  Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Участие в коллективной работе класса,  подготовка и участие в открытых уроках.

 

Работа по чертежам и схемам.

Коллективная работа класса.

Контрольные работы, анализ.

 Устранение недостатков.

4. Познава-тельные.

4.1. Учебно - управленческие:

4.1.1. определять задачу;

4.1.2.  планировать учебную деятельность с учетом рекомендации учителя;

4.1.3. сознательно выбирать наиболее рациональный способ выполнения задания;

4.1.4  владеть различными средствами самоконтроля.

 4.2. Учебно - информационные:

4.2.1. учиться выделять главное;

4.2.2. составлять простой план;

4.2.3. сравнивать  свою  работу с  образцом – эталоном;

 4.2.4. самостоятельно осуществлять наблюдения по алгоритму;

4.2.5. использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

4.3. Учебно - логические ( учебно -

интелектуальные ):    

4.3.1. осуществлять классификацию;

4.3.2.  определять существенные признаки объекта;

4.3.3. определять объекты  сравнения, т.е. отграничивать  вещи и процессы от других  вещей и процессов;

4.3.4.  делать  выводы,  определять проблему, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

4.3.5. осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию.

Выполнение проектов.

Участие в теоретической части урока.

Участие в практической части урока.

Участие в открытых  уроках

Участие в предметной недели.

Индивидуальная работа, шефство.

Коллективные работы.

Технологии формирования базовых  учебных действий.

В основе развития УУД лежит системно - деятельностный подход. В соответствии с ним:

  • активность учащегося, воспитанника  признаётся основой достижения развивающих целей образования.
  • переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни;
  •  признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками;
  • обучение в сотрудничестве;

Развитие БУД в  школе-интернате целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:

• средства обучения, повышающего эффективность и качество учащихся, воспитанников с ОВЗ;

• инструмента активизации познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей;

• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

• средства коррекции и развития личности подростка с ОВЗ за счёт формирования навыков культуры общения;

• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Решение задачи развития БУД происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках реализации программ факультативов и кружков.

Среди технологий, методов и приёмов развития БУД в школе-интернате  особое место занимают социально-педагогические ситуации-пробы, учебные мини-проекты, долгосрочные социальные проекты  которые направлены  на развитие  всех БУД у учащихся, воспитанников с ОВЗ. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология социально-педагогических ситуаций-проб:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Оценка сформированности каждого действия:

0 баллов ― действие отсутствует, учащийся  не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2,3 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

4,5 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

6,7 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

8-10 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, полу-чить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, воспитан-ников, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Аттестация обучающихся, воспитанников проводится в конце каждого полугодия по всем разделам программы в форме зачетов. Практические и самостоятельные работы оцениваются по 5-бальной системе.  

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, кото-рый будет отражать индивидуальные достижения учащихся, воспитанников  и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Режим работы кружка:

День недели

1 урок

2

урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

8 урок

9 урок

10 урок

понедельник

+

+

вторник

+

+

среда

четверг

+

+

+

пятница

+

 Всего: 8 часов в неделю.

Список учащихся  6 классов:

Булгакова Ксения,

Емина Нина,

Митросова Ольга,

Сорокина Карина,

Запекина Анастасия.

2. Прогнозируемые результаты.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, качественное изготовление всех предлагаемых изделий, участие  в городских и областных мероприятиях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива творческого объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства коллективизма.

По итогам изучения каждого этапа программы участниками творческого объединения организуются выставки творческих работ, всем  участникам творческого объединения предлагаю  соревнование на лучший творческий проект.

Учебный  план.

Учебный план в 6 классе основан на выполнении изделий ручным способом, изучении различных видов отделки и отделочных материалов, расширение кругозора учащихся  в области направлений декоративно-прикладного творчества.

Четверть.

Общая тема.

Кол-во часов на тему.

Общее

 кол-во часов.

Первая

Вводное занятие.

Текстильные зверушки «котик».

Текстильные зверушки «мишка».

Мягкая игрушка «котики».

Подставка  под горячее.

Выставки и подведение итогов.

1

12

12

17

19

64

Вторая

Вводное занятие.

Новогодний сапожок.

Новогодняя игрушка – шарик на ёлку.

Выставки и подведение итогов.

1

34

26

1

62

Третья

Вводное занятие.

Текстильная игрушка «свинка».

Шарик «шуршунчик».

Прикроватный коврик.

Выставки и подведение итогов.

1

22

23

31

79

Четвёртая

Вводное занятие.

Мягкая игрушка Гарфилд.

Лоскутное панно.

Выставки и подведение итогов.

1

25

31

56

  1. Содержание программы.

Название  блока.

Теоретические  сведения.

Практические  работы.

Знания  умения  навыки.

Базовые учебные действия

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

1.

Правила  техники  безопасности.

Опасные инструменты и механизмы.

Правильна ОРМ и постоянное соблюдение правил  по ТБ.

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями, правильно организовывая рабочее место.

1.5.

4.1.4.

2.

Декоративно-прикладное искусство.

Виды и направления развития.

Создание эскизов.

Умение рисовать, знание пропорций и цветовых сочетаний.

1.3.  

1.4.

2.1.

3.

История костюма.

Народный костюм. Материалы. Виды покроев и отделки.

Умение создавать изделия в народном стиле.

Работа с литературой, пользоваться интернет ресурсами.

1.4.

2.1.

3.2.

2.1.

4.

Аппликация.

Используемые материалы.

Виды. Способы соединения с основной деталью.

Умение выполнять различные виды аппликации, применяя различные материалы.

Выполнение  эскизов и рисунков, изготовление выкроек и лекал, подбор материалов, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.  Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним. Умение рисовать, знание про-порций и цветовых сочетаний.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.3.

4.1.4.

4.2.4.

4.3.3.

3.4.

3.3.

3.2.

5.

Стёжка.

Используемые материалы. ТУ на выполнение машинной и ручной стёжки.

Умение выполнять различные виды стёжки, применяя различные материалы.

Выполнение  эскизов и рисунков, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.  Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.1.

4.1.3.

4.2.4.

4.3.3.

3.4.

3.3.

3.2.

6.

Обработка изделия.

ТУ на пошив изделий.

Профессионально изготавливать швейные изделия.

Выполнение  эскизов и рисунков, изготовление выкроек и лекал, подбор материалов, знание технологии пошива, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.  Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.1.

4.1.3.

4.1.4.

4.2.4.

3.4.

.

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

7.

Ручная вышивка.

Виды. ТУ выполнения.

Умение выполнять различные виды вышивки, применяя различные материалы.

Умение рисовать, знание про-порций и цветовых сочетаний. Выполнение  эскизов и рисунков, подбор материалов, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.  Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.1.

4.1.3.

4.1.4.

4.2.4.

4.3.3.

3.4.

3.3.

8.

Машинная вышивка.

Виды. ТУ выполнения.

Умение выполнять различные виды вышивки, применяя различные материалы.

Умение рисовать, знание про-порций и цветовых сочетаний. Выполнение  эскизов и рисунков, подбор материалов, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.    Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним. Умение рисовать, знание пропорций и цветовых сочетаний.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.1.

4.1.3.

4.1.4.

4.2.4.

4.3.3.

3.4.

3.3.

3.2.

9.

Лоскутное шитьё.

Виды. ТУ выполнения.

Выполнение лоскутного полотна.

Умение рисовать, знание пропорций и цветовых сочетаний. Выполнение  эскизов и рисунков, изготовление выкроек и лекал, подбор материалов, работа с инструментами и приспособлениями, работать на эл. шв. машине и с эл. утюгом.    Составлять алгоритм и работать в соответствии с ним.

2.1.

4.3.5.

4.2.2.

4.1.1.

4.1.3.

4.1.4.

4.2.4.

4.3.3.

3.4.

3.3.

3.2.

10.

Выставка изделий.

Умение оформлять изделие, выставки.

Практические навыки в оформлении.

Умение рекламировать свою работу и свой потенциал.

4.3.1.

4.3.3.

3.4.

  1. Учебно-тематический  план обучения.

Первая четверть: 64ч.

Наименование изделия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда.

1

03.09.

Текстильные зверюшки -

«Котик»

     

      1. Ассортимент  текстильных изделий  -  «котик».

      2. Изготовление трафаретов.

      3. Подбор материалов.

      4. Раскрой.

      5. Обработка деталей по контору.

          Обработка деталей  по контору.

          Обработка деталей  по контору.

          Обработка деталей  по контору.

       6.Ручная вышивка.

          Ручная вышивка.

      7. Отделка готового изделия.

Выставка готовых изделий.

1

1

1

1

4

1

1

1

1

03.09.

04.09. 04.09. 06.09. 06.09. 06.09. 07.09. 10.09. 10.09. 11.09. 11.09. 13.09.

Текстильные зверюшки -

«Мишка»

     

      1. Ассортимент текстильных изделий  - «мишка».

      2. Изготовление трафаретов.

      3. Подбор материалов.

      4. Раскрой.

      5. Обработка деталей  по контору.

          Обработка деталей  по контору.

          Обработка деталей  по контору.

          Обработка деталей  по контору.

      6. Ручная вышивка.

Ручная вышивка.

      7.Отделка готового изделия.

Выставка готовых изделий.

1

1

1

1

4

1

1

1

1

13.09.

13.09. 14.09. 17.09. 17.09. 18.09. 18.09. 20.09.

20.09.

 20.09. 21.09. 24.09.

Мягкая игрушка

«Котики».

  1. Ассортимент мягких игрушек.
  2. Материалы для изготовления.
  3. Изготовление выкроек.
  4. Изготовление лекал.
  5. Раскрой деталей изделия.

Раскрой деталей изделия.

  1. Смётывание срезов деталей.
  2. Обтачивание срезов деталей.
  3. Смётывание срезов деталей.
  4. Обтачивание срезов деталей.
  5.  Набивание изделия синтепоном.

Набивание изделия синтепоном.

  1. Восстановление  шва.
  2. Корректировка формы.
  3. Ручная вышивка.

Ручная вышивка.

  1. Окончательная отделка изделия.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24.09.

25.09. 25.09. 27.09. 27.09. 27.09.

28.09.

01.10.

01.10. 02.10.

02.10.

04.10. 04.10.

04.10.

 05.10. 08.10. 08.10.

Подставка под горячее.

  1. Ассортимент и назначение изделий для кухни.
  2. Раскрой основной детали.
  3. Обработка среза основной детали.
  1. Примётывание косой бейки.
  2. Притачивание косой бейки.
  3. Вымётывание края детали.
  4. Настрачивание отделочной строчки.
  1. Раскрой «лепестков» по шаблонам.

Раскрой «лепестков» по шаблонам.

  1. Раскладка «лепестков».
  2. Настрачивание «лепестков».
  3. Раскрой «лепестков» по шаблонам.

Раскрой «лепестков» по шаблонам.

  1. Раскладка «лепестков».
  2. Настрачивание «лепестков».
  3. Раскрой «лепестков» по шаблонам.

Раскрой «лепестков» по шаблонам.

  1. Раскладка «лепестков».
  2. Настрачивание «лепестков».
  3. Вырезание серединок.
  4. Настрачивание «серединки».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

09.10. 09.10.

11.10. 11.10.

11.10. 12.10. 15.10. 15.10. 16.10. 16.10. 18.10.

18.10.

18.10. 19.10. 22.10. 22.10.

23.10.

23.10.

25.10.

25.10.

Выставка изготовленных изделий.

Подведение итогов.

1

1

25.10.

26.10.

Вторая четверть: 62ч.

Наименование изделия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

Вводное занятие.

1

06.11.

Новогодний сапожок.

  1. Ассортимент новогодних подарков.
  2. Раскрой  деталей по лекалам.
  3. Раскрой деталей аппликации.
  4. Раскрой деталей аппликации.
  5. Выполнение аппликации ручным способом.
  6. Выполнение аппликации ручным способом.
  7. Выполнение аппликации ручным способом.
  8. Выполнение аппликации ручным способом.
  9. Ручная вышивка – «снежинка».
  10. Ручная вышивка – «снежинка».
  11. Дополнение аппликации отделочной фурнитурой.
  12. Дополнение аппликации отделочной фурнитурой.
  13. Дополнение аппликации вышивкой.
  14. Дополнение аппликации вышивкой.
  15. Подведение подкладки.
  1. Раскрой подкладки.
  2. Накалывание подкладки.
  3. Намётывание подкладки.
  4. Настрачивание подкладки.
  1. Обработка верхних срезов деталей.
  1. Примётывание косой бейки.
  2. Притачивание косой бейки.
  3. Вымётывание окантовки.
  4. Настрачивание отделочной строчки.
  1. Соединение деталей сапожка.
  1. Смётывание деталей  сапожка.
  2. Стачивание деталей по контору.
  1. Обработка открытого среза.
  1. Примётывание косой бейки.
  2. Примётывание косой бейки.
  3. Притачивание косой бейки.
  4. Вымётывание косой бейки.
  5. Вымётывание косой бейки
  6. Настрачивание отделочной строчки.
  7. Отделка окантовочного шва.
  1. Обработка петли-вешалки.
  2. Закрепление вешалки.
  3. Окончательная отделка изделия.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

06.11.

08.11.

08.11.

08.11.

09.11.

12.11. 12.11.

13.11.

13.11.

15.11.

15.11.

15.11.

16.11.

19.11.

19.11.

20.11.

20.11.

22.11.

22.11. 22.11. 23.11. 26.11.

26.11.

27.11.

27.11.

29.11. 29.11. 29.11.

30.11. 03.12. 03.12. 04.12.

04.12. 06.12.

Новогодняя игрушка – шарик на ёлку.

  1. Ассортимент новогодних сувениров.
  2. Изготовление шаблонов из картона.
  3. Изготовление шаблонов из картона.
  4. Раскрой деталей шарика.
  5. Обтягивание шаблонов материалом.
  6. Обтягивание шаблонов материалом.
  7. Обтягивание шаблонов материалом.
  8. Соединение 6 деталей в цветок.
  9. Соединение 6 деталей в цветок.
  10. Соединение  цветка в корзинку.
  11. Соединение  цветка в корзинку.
  12. Соединение  цветка в корзинку.
  13. Соединение  цветка в корзинку.
  14. Соединение  двух корзинок в шар.
  15. Соединение  двух корзинок в шар.
  16. Вывёртывание и выправление швов.
  17. Набивание изделия синтепоном.
  18. Восстановление  шва. Корректировка формы.
  19. Декорирование изделия.
  1. Ручная роспись.
  2. Ручная вышивка.
  3. Вышивка бусинами.
  4. Пришивание страз, бисера.
  5. Гирлянды из пайеток.
  1. Прикрепление держателя.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

06.12.

06.12.

07.12.

10.12.

10.12. 11.12. 11.12. 13.12.

13.12. 13.12.

14.12.

17.12.

17.12.

18.12.

18.12.

20.12.

20.12.

20.12.

 21.12. 24.12.

24.12.

 27.12. 27.12.

27.12.

Подведение итогов.

1

28.10.

Третья четверть: 79ч.

Наименование изделия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

Вводное занятие.

1

14.01.

Текстильный сувенир «Свинка».

  1. Ассортимент текстильных  сувениров.
  2. Работа с журналами и готовыми лекалами.
  3. Перевод деталей кроя на кальку.
  4. Подбор материалов.
  5. Раскрой.

Раскрой.

  1. Обработка мелких деталей.

Обработка мелких деталей.

Обработка мелких деталей.

Обработка мелких деталей.

  1. Сборка изделия.

Сборка изделия.

Сборка изделия.

Сборка изделия.

  1. Формирование изделия.

Формирование изделия.

  1. Оформление изделия.

Оформление изделия.

Оформление изделия.

Оформление изделия.

Выставка готовых изделиях.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 14.01.

15.01. 15.01. 17.01. 17.01. 17.01. 18.01. 21.01. 21.01. 22.01. 22.01. 24.01. 24.01.

24.01. 25.01. 28.01. 28.01. 29.01. 29.01. 31.01. 31.01.

Шарик «шуршунчик».

  1. Ассортимент развивающих игрушек.
  2. Изготовление шаблонов из картона.
  3. Изготовление шаблонов из картона.
  4. Раскрой деталей шарика.
  5. Обтягивание шаблонов материалом.
  6. Обтягивание шаблонов материалом.
  7. Обтягивание шаблонов материалом.
  8. Соединение 6 деталей в цветок.
  9. Соединение 6 деталей в цветок.
  10. Соединение  цветка в корзинку.
  11. Соединение  цветка в корзинку.
  12. Соединение  цветка в корзинку.
  13. Соединение  цветка в корзинку.
  14. Соединение  двух корзинок в шар.
  15. Соединение  двух корзинок в шар.
  16. Вывёртывание и выправление швов.
  17. Монтаж  механизма «шуршунчика».
  18. Восстановление  шва.
  19.  Корректировка формы.
  20. Окончательная отделка изделия.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

31.01.

01.02.

04.02.

04.02.

05.02.

05.02.

07.02.

07.02.

07.02.

08.02.

11.02.

11.02.

12.02.

12.02.

14.02.

14.02.

14.02.

15.02.

18.02.

18.02.

-1-

-2-

-3-

-4-

Прикроватный коврик  

  1. Лоскутное шитьё.
  2. Раскрой основного полотна.
  3. Обработка среза основной детали.
  4. Раскрой «лепестков».
  5. Раскрой «лепестков».
  6. Раскладка «лепестков».
  7. Настрачивание «лепестков».
  8. Раскрой «лепестков».
  9. Раскрой «лепестков».
  10. Раскладка «лепестков».
  11. Настрачивание «лепестков».
  12. Раскрой «лепестков».
  13. Раскрой «лепестков».
  14. Раскладка «лепестков».
  15. Настрачивание «лепестков».
  16. Раскрой «лепестков».
  17. Раскрой «лепестков».
  18. Раскладка «лепестков».
  19. Настрачивание «лепестков».
  20. Раскрой «ляпов».
  21. Раскрой «ляпов».
  22. Настрачивание «ляпов».
  23. Настрачивание «ляпов».
  24. Раскрой «ляпов».
  25. Раскрой «ляпов».
  26. Настрачивание «ляпов».
  27. Настрачивание «ляпов».
  28. Раскрой «ляпов».
  29. Раскрой «ляпов».
  30. Настрачивание «ляпов».
  31. Окончательная отделка изделия.
  32. ВТО и стрижка «ляпов».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19.02.

19.02.

21.02.

21.02.

21.02.

22.02.

25.02.

25.02.

26.02.

26.02.

28.02.

28.02.

01.03.

04.03.

04.03.

05.03.

05.03.

11.03.

11.03.

12.03.

12.03.

14.03.

14.03.

14.03.

15.03.

18.03.

18.03.

19.03.

19.03.

21.03.

21.03.

22.03.

Подведение итогов.

1

22.03.

Четвёртая четверть: 56ч.

Наименование изделия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

-1-

-2-

-3-

-4-

Вводное занятие.

1

02.04.

Мягкая игрушка  «Гарфилд»

  1. Работа с журналами.
  2. Работа с интернет – ресурсами.
  3. Перевод лекал на бумагу.
  4. Изготовление выкройки.
  5. Подбор материалов.
  6. Раскрой деталей изделия.

Раскрой деталей изделия.

  1. Смётывание деталей по контору.

Смётывание деталей по контору.

  1. Обтачивание деталей по контору.

Обтачивание деталей по контору.

  1. Вырезание основной детали.
  2. Вывёртывание и набивка формы.

Вывёртывание и набивка формы.

  1. Восстановление шва.
  2. Обработка глаз.

Обработка глаз.

  1. Вышивание лап.

Вышивание лап.

  1. Раскрой и обработка хвоста.

Раскрой и обработка хвоста.

Раскрой и обработка хвоста.

  1. Прикрепление хвоста.
  2. Вышивание «мордочки».
  3. Оформление изделия.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

2

2

3

1

1

1

02.04.

04.04. 04.04. 04.04. 05.04. 08.04. 08.04. 09.04. 09.04. 11.04. 11.04. 11.04. 12.04.

15.04.

15.04.

16.04.

16.04.

18.04.

18.04.

18.04.

19.04.

22.04.

22.04.

23.04.

23.04.

Лоскутное панно.

  1. Выполнение эскиза на бумаге.
  2. Выполнение рисунка на ткани.
  3. Изготовление выкройки  деталей.

Изготовление выкройки  деталей.

  1. Подбор материалов.
  2. Раскрой деталей панно.

Раскрой деталей панно.

  1. Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

  1. Раскрой деталей панно.

Раскрой деталей панно.

  1. Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

Настрачивание деталей панно.

  1. Декорирование панно.
  2. Декорирование панно.
  3. Раскрой рамки и подрамника.

Раскрой рамки и подрамника.

  1. Обработка рамки.

Обработка рамки.

Обработка рамки.

  1. Отделка панно.

Отделка панно.

  1. Оформление изделия.

Выставка готовых изделий.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

25.04.

25.04. 25.04. 26.04. 29.04. 29.04. 30.04. 30.04.

06.05.

06.05.

07.05. 07.05. 10.05.

13.05.

13.05.

 14.05. 14.05. 16.05. 16.05. 16.05. 17.05.  

20.05.

20.05.

 21.05. 21.05. 23.05.

23.05. 23.05.

Подведение итогов.

1

24.05.

           

6.Список литературы, используемой педагогом.

  1. Картушина Г.Б.   Швейное дело, учебник  5 класса.
  1. Мерсиянова Г.Н., Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.  Швейное дело, учебник для 5-6 классов.
  2. Мозговая Г.Г., КартушинаГ.Б.  Швейное дело, учебник для 7-8 классов.
  3. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
  4. С. Л. Мирский « Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
  5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  6. С. К. Кожохина.  Батик. -  Ярославль: Академия, 2000.
  7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
  8. Л. В. Шевчук. Дети и народное творчество. -    Москва: Просвещение, 1985.
  9. Магия  лоскутка. – Москва: Внешсигма, 1999.
  10. Л. Белецкая- Креативные картины из природных материалов2006.
  11. К .Митителло -Аппликация-Москва 2005.
  12. Е.Берстенева-Кукла своими руками –Москва. «Белый город»
  13. Н.П. Кочанова- Фантазия и ваших рук творение 1997.
  14. Мохмутов М.И. «Проблемное обучение»,  М., педагогика.
  15. Пинн В.  «Свет творческого поведения», Учительская газета , 27.11.1984г.
  16. «Полная энциклопедия». М.,  Составитель Орлова А.Р.
  17. Р.А. Гильман. Иголка в умелых руках.  М.,  Леспромбытиздат, 1993г.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
  3. Аппликации из природных материалов-СПБ.
  4. А. Зайцева –Лоскутное шитье.
  5. Подарки своими руками. М. 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа Детского творческого объединения "Подарочек"

Программа кружка "Холодный форфор"  разработана на 1 год...

программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК

пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...

Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"

Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована  Департаментом образования города Салехард.  В программу входят разделы...

Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"

Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты....