Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"
рабочая программа (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована Департаментом образования города Салехард. В программу входят разделы: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура». Программа предполагает помочь ребёнку увидеть окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память,способность к развитию образного мышления.
| |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_krasok_111._doc.zip | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Рассмотрено на Методическом Совете | УТВЕРЖДАЮ | |
Протокол № 1 от 28 октября 2008 года | Директор МОУ ДОД «КЦ ДОД» | |
_________ Т.А. Ермакова «28» октября 2008 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
«Волшебный мир красок»
Возраст детей: 6-18 лет |
Сроки реализации: 4 года |
Педагог дополнительного образования: Ангелова Т.В. |
с. Красноселькуп
2004 г.
Пояснительная записка
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь найти свое место и осознать свое назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.
Мир искусства способствует развитию человеческой личности, но, чтобы в него войти и открыть двери его кладовой, нужно, чтобы рядом были люди, которые могли бы заглянуть в этот мир. В процессе обучения должны решаться общие задачи воспитания художественного вкуса, понимания особенностей национального искусства, формирования художественно-творческой активности, чувства гордости за свой народ, его искусство, традиции и быт.
Национальное искусство тесно связано с повседневной жизнью, с произведениями искусства воспитанники встречаются повсеместно, поэтому выработка у воспитанников способности чувствовать и понимать эстетические начала национального искусства помогает осознать единство функционального и эстетического значения. Необходимо сохранить самобытную культуру и традиции коренных жителей нашего района. Зная культурную цену национального искусства, воспитанники сознательно пойдут на сохранение. Осваивая новые техники из блоков «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Батик» воспитанники смогут создавать работы, внося в них элементы национально-региональных мотивов: самобытность природы Севера, быта коренных народов, элементы орнаментального искусства.
Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учетом их индивидуальности.
Цель и задачи программы
Цель: создание наиболее благоприятных условий для развития духовного и творческого
потенциала ребенка через приобщение к миру изобразительного искусства.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать воспитанникам широту их возможного применения.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение и творческое мышление.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать воспитанникам в их желании сделать свои работы общественно- значимыми.
- Обогащать визуальный опыт воспитанников через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый материал.
Последовательность изучения разделов и тем по принципу усложнения и увеличения объёма теоретического и практического материала, с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Изобразительное искусство пластика наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят разрешение в условиях творческого объединения «Волшебный мир красок».
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Обогащать визуальный опыт через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Программа предполагает помочь ребенку увидеть окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память, пространственное мышление и способность развитию образного мышления. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывать чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
В группу 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группу 2 года могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- Репродуктивный (воспроизводящий);
- Иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Проблемный(педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути её решения);
- Эвристический(проблема формируется воспитанниками, ими и предлагаются способы её решения).
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий:
- Рисование с натуры (предметное).
- Рисование на различные темы (сюжетное).
- Декоративное рисование.
- Рисование по замыслу (творческие задания).
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования нравственно-этической культуры и творческой личности ребенка.
Группы формируются следующим образом: количество детей 1 по 3 года обучения 10 человек, 4 года обучения - 8 человек.
Возраст детей от 6-18 лет.
По программе обучаются как девочки, так и мальчики. В программе предусматривается два вида занятий с воспитанниками: групповое и коллективное.
Продолжительность обучения - 4 года.
Занятия творческого объединения проводится:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.
4 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.
Продолжительность занятия – 1-2 года обучения, 40 минут по 144 часа в год, 3-4 годов обучения 3 часа в день, 1 занятие по 40 минут с переменой 10 минут, 216 часов в год.
Национально региональный компонент предполагается 15%, учебных часов от общего количества часов, по годам обучения.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических норм и правил, а также составлена на основе типовых, модифицированных и авторских программ.
Программа по характеру художественно-комплексная, объединяет общий блок. Групповая форма обучения.
Данная программа в частности знакомит воспитанников культуре народов севера, мировой культуре, региональной. Воспитанники прошедшие курс обучения по программе детского творческого объединения «Волшебный мир красок», могут продолжить профессиональное обучение в училищах, институтах например г.Салехард Салехардское Муниципальное Учреждения Культуре и Искусств Ямало-Ненецком Автономном Округе и т.д..
Ожидаемые результаты: участие на районной выставке детского творчества, на районном конкурсе проектной деятельности «5 П», участие в конкурсах окружного и Всероссийского уровней.
Прогнозируемые результаты,
обучаемые 1 года обучения.
Должны знать:
- название основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка.
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приемы оформления;
- названия инструментов, приспособлений;
- культуру коренных жителей нашего региона.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, мелками;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего, их смешивания; геометрических и растительных форм;
- моделировать художественно выразительные формы;
- пользоваться материалами;
- лепить игрушки;
- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей,
заглаживание поверхностей.
Обучаемые 2 года обучения.
Должны знать:
-особенности материалов, применяемые в художественной деятельности;
-разнообразием выразительных средств; цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм.
- творчество художников, связанных с изображением природы.
- особенности материалов и техники малых скульптурных форм.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, пастелью;
- пользоваться графическими материалами и инструментами ( перьями, палочки ) ;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, выполнять овал, ленту;
- лепим по заранее подготовленным эскизам;
- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;
- проявлять творчество в создании изделий.
Обучаемые 3 года обучения.
Должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий; живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная воздушная перспективы;
-различные виды лепки из пластилина, соленого теста, пластика, глины.
Должны уметь:
- работать в определенной цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
- передать движения фигур человека и животных;
- сознательно выразить средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
- пользоваться инструментами простыми графитными карандашами и тушью.
- изготовлять наглядные пособия орнамента в цвете по трафарету.
Обучаемые 4 года обучения.
Должны знать:
- последовательность построения геометрических тел;
- передача симметрии и асимметрии в композиции;
- механическое смешивание цветов.
- правила использования и технологию «Батика».
Должны уметь:
- рисовать простые модели постановок;
- передавать сведенья о картинной плоскости, луче зрения, линии горизонта,
одной и двух точек схода;
- рисовать на предметах освещенность, свет, полутень, тень, блик, рефлекс;
- свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах.
- пользоваться инструментами по «Батику».
- пользоваться инструментами простыми графитными карандашами и тушью.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Цель: соединение предметного рисунка с цветовой живописной организацией листа;
познакомить с национальной культурой коренных жителей;
умение создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры.
№ | Темы: | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Рисунок | 48 | 12 | 36 |
3. | Живопись | 56 | 14 | 42 |
4. | Скульптура | 30 | 9,5 | 28,5 |
Итого: | 144 | 36,5 | 107,5 |
Содержание
1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.
2.Рисунок
Теория. Правила расположения рисунка на листе. Условия безопасности работы графическим материалом(графитный карандаш, ластик, восковые карандаши, точилки и т. д.).История возникновения рисунка.
Практика. Овладения графомоторными умениями, отработка приёма: проведение непрерывных краткосрочных линий, волнистых, тонкая (толстая) прямая, ломаные линии, штрихпунтирная линия. Составление предметов из геометрических тел.
Приемы в рисунке: пастель, цветные карандаши.
Техника исполнения: смешанная, гратография, пиктография, монотопия. Виды рисунка: станковый, академический, учебный. Средства рисунка: линия, штрих, пятно.
Способы рисования: силуэтное, линейное, спиралевидное. Основы поэтапного рисования. Последовательность рисования предмета.
3. Живопись
Теория. Условия безопасности работы, по живописи. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Техника исполнения: акварель, гуашь. Восприятие цвета. Цветовая палитра: весной, летом, осенью, зимой. Эмоциональное воздействие цвета. Какие цвета успокаивают, раздражают. Значение цвета и его символика.
Практика. Виды ритма (ритм линии, ритм пятна).Приемы в живописи, по сырому, мазок, лисеровка, разбрызгивание красок по листу, клякса в образе, печать. Отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.-(Плавное движение). Отработка приёма: примакивание кисти боком.-(Ход работы: от светлого к темному). Пропорции человеческого лица. Орнамент в круге, полосе. Отработка приёма – волнистые линии кистью.
4. Скульптура
Теория. Условия безопасности работы. Знакомство с материалом и инструментами.Способы лепки. Инструменты и их применение в работе. Виды пластического материала. Пластелин.
Практика. Отработка несложных приёмов – (скатывание, сплющивание, оттягивание), изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания.
Лепка простых предметов, формообразование движения: шар, овал, колбаска и т. д. Лепка от целого куска с добавлением деталей, отработка приёма: прищипывание.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Цель: закрепить ЗУН воспитанников по первому году обучения;
усовершенствовать умения воспитанников создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры;
изучить технические приёмы в рисунке, живописи, скульптуре;
познакомить с техниками исполнения в лепке.
№ | Темы: | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Рисунок | 59 | 10 | 49 |
3. | Живопись | 59 | 8 | 51 |
4. | Скульптура | 24 | 4 | 20 |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
№ | Темы: | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 3 | 1 | 2 |
2. | Рисунок | 57 | 9,5 | 47,5 |
3. | Живопись | 69 | 12 | 57 |
4. | Скульптура | 87 | 7,5 | 79,5 |
Итого: | 216 | 30 | 186 |
- Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.
- Рисунок
Теория.
Практика.
История развития рисунка и ее направления. Изучение технических приемов в рисунке: пастель. Знакомство с различными видами рисования декоративных элементов орнамента (геометрических, растительных форм). Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне, а так же ознакомить с основами графики.
- Живопись
Теория. Возникновение жанров(XVII)ВЕК. Портрет. Натюрморт.Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности, разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм. Творчество художников, связанных с изображением природы.Техника исполнения, акварелью, гуашью, ее виды, по сырому, мазок и лисеровка. Жанр пейзажа.Виды пейзажа: «марины»; «анималистический жанр»; «исторический»; «сказочно-былинные», «мифологический».
Практика. Рассматриваем портреты Древнего Египта, портреты русских мастеров: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровинского, В. Серова. Натюрморты: П. Кончаловского, И. Машкова, М. Сарьяна и др. Как разглядывать картину: что изображено, кто является главным героем, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, выбор цвета – настроение картины. Репродукции: К. Коро, Ван-Гога, П. Сезанна, Ф. Васильева, В. Васнецова, М. Врубеля.
- Скульптура
Теория. Создание изделий, лепка по заранее подготовленным эскизам с натуры и по памяти
Техника исполнения в лепке: барельеф, горельеф, контррельеф.
Практика. «Конструктивный» способ лепки - изображают по частям форма которых легко расчленяется на составные элементы. Работа пластилином и соленым тестом. Лепка рельефа, с применением приёмов: процарапывание, использование штампиков,
Учебно-тематический план
3 год обучения
Цель: закрепить ЗУН воспитанников по второму году обучения;
усовершенствовать умения воспитанников создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры;
познакомить с новыми техническими приёмами в рисунке, живописи, скульптуре;
научить выполнять объёмные формы предметов.
№ | Темы: | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисунок | 57 | 10 | 47 |
3. | Живопись | 72 | 10 | 62 |
4. | Скульптура | 87 | 15 | 72 |
Итого: | 216 | 84 | 132 |
1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.
- Рисунок
Теория. Работа и техника исполнения, простым графитным карандашом (набор: KOH-I-NOR), (Конструктор), пастель. Изображение предметов объёмной формы.
Разнообразие возможных выразительных средств изображения. Значение понятий: графика, линейная и воздушная перспектива.
Пропорции человеческого лица, фигуры в различных положениях и движении.
Практика.. Отработка приёма: штриха (вертикальный, горизонтальный, с наклоном), растушёвка (от светлого к тёмному, «растяжного» тона).
- Живопись
Теория. Более сложные приемы и техники исполнения – акварелью, гуашью (мазок, лисеровка, клякса, печать, разбрызгивание). Основные понятия: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет.
Правила использования мольберта, планшета, карандаша.
Практика. Смешанная, пиктография. Отработка приёма – процарапывания, в технике гратография.
- Скульптура
Теория. Техника исполнения – пластилин, соленое тесто.
Практика. Выбор средства выражения своего замысла. Передача в скульптурных работах движения фигуры человека и животных.
Рисунок пластилином по стеклу и дереву. Лепка объёмных изображений.
Учебно-тематический план
4 год обучения
Цель: самостоятельно и последовательно выполнять ту или иную практическую работу в разных техниках по каждому из разделов, изученных в течение предыдущих годов обучения;
познакомить с новой технологией «Батик».
№ | Темы: | Всего часов | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Рисунок | 57 | 10 | 47 |
3. | Живопись | 72 | 10 | 62 |
4. | «Батик» | 37 | 3 | 34 |
5. | Скульптура | 50 | 4 | 46 |
| Итого: | 216 | 84 | 132 |
1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.
- Рисунок
Теория. Работа и техника исполнения, простой графитный карандаш (набор: KOH-I-NOR), (Конструктор). Работа с тушью. Пастель. Изображение предметов объёмной формы.
Практика. Наброски свободных длительных зарисовок, передача движения и характера, выполнение творческого портрета, тематического натюрморта.
Средства исполнения (линия, штрих, пятно (тон).
Силуэтное исполнение композиции, линейное рисование в перспективе.
- Живопись
Теория. Итоговое оформление и выполнение творческих живописных работ это - натюрморт, интерьер, портрет и завершающей работой будет «Человек в интерьере».
Практика. Различные направления современного искусства в композиции. Реализм и абстракция. Самостоятельная работа над композиционным решением образа. Ассоциативные композиции.
Техника исполнения – акварель, гуашь (лисеровка, мазок).
- «Батик»
Теория. Знакомство с новой технологией. Изучение приёмов работы. «Батик»- (холодный, свободный).
Практика. Техники исполнения: Солевая. Узелковая. Акварельная.
- Скульптура:
Теория. Отработка приёма «скульптурным» способом, из целого куска.Лепка по памяти имеет основные этапы: наблюдение, запоминание, воспроизведение и изложение. Также в процессе обучения предусматривается, лепка по воображению, иллюстративная лепка в основе которой лежат образы воссоздающего воображения. Тематическая (сюжетная) лепка.
Практика. Лепка объёмных изображений. Передать в объёмной лепке характер замысла, учитывая параметры, пропорции и содержание.
Самостоятельная творческая итоговая работа по эскизу.
Выполнение работы – пластилин, соленое тесто по выбору.
Этапы педагогического контроля
1 год обучения
Вид контроля | Цель | Знания, умения, навыки | Форма | Сроки |
Входящий | Определение начальных навыков, изобразительной деятельности | Проверка знаний начального рисунка | Наблюдение на первых занятиях. | сентябрь |
Текущий | Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии |
| Устный опрос. | В течение года. |
Тематический «Рисунок» | Определение уровня усвоения материала | Умение правильно применять и использовать в рисунке цветные карандаши, пастель. Знать правила расположения рисунка на листе. | Творческая работа. | В течение года |
«Живопись» | Знать, что такое ритм. Знать основные цвета и их смешивание, названия инструментов, а также технику исполнения по сырому, мазок, лисировка. | Творческая работа. | В течение года | |
«Скульптура» | Уметь лепить от целого куска к примазыванию частей, заглаживать поверхности. | Творческая работа. | Май. | |
Итоговый | Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков | Знания по программе «Волшебный мир красок». | Выставки, открытые занятия. | Апрель, Май. |
Этапы педагогического контроля
2 года обучения
Вид контроля | Цель | Знания, умения, навыки | Форма | Сроки | |
Входящий | Определение заложенных навыков с прошлого учебного года | Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году | Творческая работа. | Сентябрь | |
Текущий | Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии |
| Устный опрос. | В течение года. | |
Тематический «Рисунок» | Определение уровня усвоения материала | Знать приемы рисования пастелью. Рисовать декоративный орнамент геометрических и растительных форм. | Творческая работа. | В течение года. | |
«Живопись» | Знать разнообразия выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция и вид. Исполнение техники акварелью, гуашью(мазок, лисировка, по сырому). | Творческая работа. | В течение года. | ||
«Скульптура» | Уметь лепить в технике барельеф, горельеф, контррельеф. | Творческая работа. | Май | ||
Итоговый | Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков | Знания по программе «Волшебный мир красок» | Выставки, открытые занятия. | Апрель, май. |
Этапы педагогического контроля
3 года обучения
Вид контроля | Цель | Знания, умения, навыки | Форма | Сроки | |
Входящий | Определение заложенных навыков с прошлого учебного года | Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году | Творческая работа. | Сентябрь, октябрь | |
Текущий | Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии |
| Устный опрос. | В течение года. | |
Тематический «Рисунок» | Определение уровня усвоения материала | Уметь рисовать одной линией, штриховать и придавать объем. Знать значение понятий: графика, линейная и воздушная перспективы, пропорции человечес- кого лица, и уметь передавать на листе. | Творческая работа. | В течение года | |
«Живопись» | Должны уметь работать в определенной цветовой гамме, добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы, пользоваться эскизом, техническим рисунком. | Творческая работа. | В первом и во втором полугодии один раз. | ||
«Скульптура» | Уметь передавать движения фигур человека и животных. | Творческая работа. | В первом и во втором полугодии один раз. | ||
Итоговый | Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков | Знания по программе «Волшебный мир красок» | Выставки, открытые занятия. | Апрель, май. |
Этапы педагогического контроля
4 года обучения
Вид контроля | Цель | Знания, умения, навыки | Форма | Сроки |
Входящий | Определение заложенных навыков с прошлого учебного года | Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году | Творческая работа. | Сентябрь, октябрь. |
Текущий | Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии |
| Устный опрос. | В течение года. |
Тематический «Рисунок» | Определение уровня усвоения материала | Уметь рисовать одной линией, штриховать и придавать объем. | Творческая работа. | В течение года |
«Живопись» | Уметь оформлять работы, рисовать не сложные постановки натюрмортов и интерьеров, портрет. Знать и уметь использовать технологию «Батика». | Творческая работа. | В первом и во втором полугодии один раз. | |
«Скульптура» | Самостоятельная творческая работа. Техника исполнения по выбору. | Творческая работа. | Декабрь – май. | |
Итоговый | Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков | Знания по программе «Волшебный мир красок» | Выставки, открытые занятия. | Апрель, май. |
Пояснительная записка
(к учебно-тематическому плану подготовительной группы)
Все мы родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации, довести до совершенства замысел и реализовать его – присуще только творчески развитому человеку.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.
Основной целью данной программы является воспитание у ребенка нравственного здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Цель занятий по рисованию, это обучение детей изображению предметов и явлений как средство образного отражения жизненных явлений. Занятия также направлены на развитее у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое оригинальное, проявляя воображение, реализуя сой замысел, находя средства для его воплощения.
Программа выдвигает следующие задачи:
- Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
- Через развивающее обучение – формирование всесторонне развитой личности.
- Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через созданную развивающую среду.
Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства.
Группа формируется следующим образом: количество ребят от 6 до 8 человек. Возраст детей от 4-5 лет. По программе обучаются как девочки так и мальчики.
Продолжительность обучения 1 год.
Занятия творческого объединения проводятся: 1 год обучения – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Национально региональный компонент предполагается 15%, учебных часов от общего количества часов.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических норм и правил, а также возможных особенностей программ составлена на основе типовых модифицированных и авторских программ.
Основной формой являются учебные занятия.
Это могут быть занятия:
- праздники;
- эксперименты;
- вариации;
- творческие задания.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, в игровой форме, практические задания, учетный опрос.
Учебно-тематический план
Подготовительная группа
№ | Темы разделов: | Всего часов | теория | Практика |
1. | «Предметное рисование» (с натуры) | 6,5 | 2,5 | 4 |
2. | «Сюжетно-тематическое рисование» | 6,5 | 2,5 | 4 |
3. | «Творческие задания» (по замыслу) | 6,5 | 2,5 | 4 |
4. | «Декоративное рисование» | 6,5 | 2,5 | 4 |
Итого: | 26 | 10 | 16 |
Структура носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование пластелином, рисование с использованием природного материала, тампонирование и т.д.
Правильное расположение художественных предметов на рабочем столе строго учитывается на каждом занятии.
Ознакомить, с основными видами и жанрами давая ребятам на занятиях творческие задания пользуясь нетрадиционными методами и способами, познакомить ребят со значениями и видами разделов. Создавая игровой момент на каждом занятии, пользуясь сказочными персонажами, детскими песенками и др. способами, у ребят повысится интерес, занятия будут интересными и продуктивными. По окончанию первого и второго полугодия проводятся выставки, что и будет служить подведению итогов и критерию отслеживания обучения на занятиях.
Предлагаемая литература
для воспитанников и родителей.
- Глеба Бедарева Школа рисования для начинающих. «Рисуем человека №1». Издательство «Оникс». Для дошкольного возраста. 2001г. Москва.
- Глеба Бедарева Школа рисования для начинающих. Для дошкольников. «Рисуем человека №2». Издательство «Оникс» 2001г. Москва.
- Л.В. Завьялова. Для самых маленьких. Водяные краски. «Кто как путешествует» 2003г. Москва.
- И.А.Лыкова, канд. пед. Наук «Помаляка» Для самых-самых маленьких» Издательский дом «Карапуз» 2001г. Дмитров.
- В.Д.Сергеев Для дошкольного возраста «Волшебные краски» Издательство ООО «Дрофа-Медиа» 2003г. Екатеринбург.
- Ольга Викторовна Федина «Твой первый рисунок» Творческое издание Москва Издательство ООО «Рольф» 2001г.
- Т.И. Гризик «Маленький помощник» Москва Издательство «Просвещение» 2002г.
- Т.С. Комарова «Рисование» от 4-5лет Издательство «АСТ» Москва 1997г. Первая часть.
- Т.С. Комарова «Рисование» от 4-5лет Издательство «АСТ» Москва 1997г. Вторая часть.
Литература
- Л. Жежеря. Сборник программ дополнительного образования детей. Программа изостудии «Юный художник» Москва Издание «Народное образование» 2002г.
- Е.В. Никулина Научно-практический сборник инновационного опыта «Здоровье забегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» Москва Ставрополь 2003г. Программа по изобразительной деятельности (рисование) для детей от 4 до 10 лет «Веселая палитра»
- Е.А. Кувшинова, Л.И. Кузнецова, Е.В. Семенова, педагоги дополнительного образования ГДД(Ю)Т. «Авторская образовательная программа «Радуга» студии изобразительного творчества». Омский Городской Дворец детского (юношеского) творчества. Управление образования администрации г. Омска, 2002г. 1 выпуск.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы включает в себя:
-методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных занятий, возникающие в ходе реализации программы, или при углубленном изучении какой-либо темы;
- библиотеку детского творческого объединения, а также библиотеку МОУ ДОД «КЦ ДОД», которая
содержит как справочный материал, так и учебную дополнительную литературу;
- периодическую литературу, получаемую МОУ ДОД «КЦ ДОД». Это журналы «Внешкольник», «Школа и производство», «Дополнительное образование».
В качестве дополнительного материала на практических занятиях воспитанников пользуются технологическими картами, готовыми наглядными образцами, зарисовками, разработанными шаблонами, дидактическим материалом по темам
Техническое оснащение программы
Оборудование для кабинета:
доска школьная настенная;
- мольберты;
- телевизор;
- утюг;
- компьютер;
- Муфельная печь
Инструменты и материалы:
- бумага – А4,А3,А2, ватман
- ДВП
- Акварель, тушь, цветные карандаши, акриловая белая краска, водоимульсионка
- Простые карандаши;
- Клей ПВА, шпатлёвка строительная;
- Лак НЦ 24;
- Пластилин, глина;
- Кисти;
Оценка эффективности программы
Вся программа направлена на приобретение основных навыков работы в изобразительном искусстве. Воспитанники должны раскрыть и развить творческие способности в художественной деятельности через изобразительное искусство.
Оценка эффективности программы производится на основании анализа самостоятельной работы воспитанников, которые прошли все блоки программы. Воспитанники могут показать высокие результаты художественной деятельности, которые помогут в дальнейшем приобрести профессию. Отчет о работе проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Воспитательная работа
Воспитательная работа ведется как с родителями, так и с воспитанниками. При работе с родителями – это чаще всего беседы, выставки работ детей и собрания, темы которых подбираются индивидуально и совместно с ними. Работа с детьми - это культурно-массовые мероприятия разнообразной тематики как внутри детского творческого объединения, так и участие в делах центра.
Условия реализации программы
1. Потребность воспитанников в обучении.
2. Укомплектованность групп.
3. Материально техническая база:
- Кабинет.
- Технические средства обучения (мольберты, учебные столы для рисования,
м агнитофон, видеодвойка, видео- и аудиокассеты).
- Материальная база (кисть, пастель, тушь, перья, цветные карандаши, ватманы, альбомы, ластик, гуашь, акварель, пластилин, мука, соль).
Предлагаемая литература для воспитанников и родителей.
1. «Твоя мастерская» Издательство «Просвещение». Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы.
- Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств» для 2-го класса. М., «Баласс», 2002год.
- Авторы: Т.Я. Шпиколова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова, Г.А. Велицкая. Творческая тетрадь к учебнику « Изобразительное искусство». 3 класс начальной школы Издательство «Просвещение». 2003год.
- Авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Маркова, А.Н. Щирова. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» 1класс начальной школы. М., «Просвещение» 2002год.
- Т.И. Гризик «Маленький помощник» Пособие для подготовки руки к письму. Допущено министерством образования российской Федерации в качестве пособия по развитию детей дошкольного возраста. М., «Просвещение» 2002год.
- Авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Рабочая тетрадь 1 класса. Изобразительное искусство. М., «Дрофа» 2002год.
- Авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Рабочая тетрадь 2 класса. Изобразительное искусство. М., «Дрофа» 2003год.
- Марысаев Виктор. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. Москва «Аквариум» 1998год.
- «Открой в себе художника» Профессор Бетти Эдвардс. Лучший курс обучения рисованию Минск 2003год. Перевел с английского П.А. Самсонов по изданию: DRAWING ON THE RIGHT SIDE OF THE BRAIN.
10. «Все обо всем» Искусство» Издательство «Астрель» АСТ 2001г. М., «Планета детства». Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Перевод с итальянского И. Горелой. Автор русского текста А. Брагин Издательство «Астрель» АСТ 2001год
11. «Искусство» энциклопедии для старшего школьного возраста Платонова Нэлли Ивановна Издательство «Росмэн - Пресс» 2002год.
12. История искусств для детей «Модерн» Научно - познавательная литература Флорковская Анна Константиновна Издательство «Росмэн – Пресс» 2002год.
13. «Историческая картина» Научно – познавательная литература «История искусства для детей» Третьякова Наталья Евгеньевна Издательство «Росмэн – Пресс» 2002год.
14. Ноэль Грегори «Как создать красивую картину» Живопись маслом. Издательство «Кристини – новый век» 2002год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа Детского творческого объединения "Подарочек"
Программа кружка "Холодный форфор" разработана на 1 год...
программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК
пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...
Программа детского творческого объединения
Программа составлена для творческого объединения "Волшебная булавка"...
Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...
рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год
Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...