Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dto_shkolnaya_pressa_na_2014-2015_uch._g.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 г. Лебедянь Липецкой области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Директор МБОУ СОШ с углублённым по воспитательной работе изучением отдельных предметов № 2
___________О. В. Афанасова ______________Н. Н. Пылькин
Приказ №____ от 29.08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского творческого объединения
«Школьная пресса»
на 2014 -2015 учебный год
Рабочая программа прошла обсуждение Автор-составитель
на заседании педагогического совета Капустина В. И.
и рекомендована к исполнению
Протокол № 1 от 29.08.2014г.
Возраст детей, на которых рассчитана программа, – 11-15 лет
Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год
Лебедянь, 2014
Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. В настоящее время получили широкое развитие следующие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать для подрастающего поколения инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе работы детского творческого объединения «Школьная пресса». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку обучающихся.
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развития крепкой духовной личности.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.
Направление работы детского творческого объединения – нравственно-эстетическое. Объединение развивает и реализует творческие способности обучающихся через создание школьной газеты.
Подготовка газетного материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка и т. д.
В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация обучающихся к учению. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности обучающихся, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу, которая способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей обучающиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Цели работы детского творческого объединения «Школьная пресса»: создание школьной газеты, овладение школьниками навыками журналистского мастерства.
Задачи:
1.Образовательные:
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности.
2. Воспитательные:
- сплочение обучающихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- выработка деловых качеств и активной жизненной позиции.
3. Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей обучающихся;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей обучающихся через журналистскую деятельность.
Направления деятельности:
- журналистика;
- исследовательская деятельность;
- компьютерные технологии.
Программа работы детского творческого объединения предусматривает повторение, обобщение и систематизацию знаний по
- литературному редактированию,
- культуре речи,
- лексике и грамматике.
Для достижения цели и выполнения задач программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать понятия:
- тема, идея, композиция текста;
- типы речи, стили речи;
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры); просторечные слова и обороты, фразеологические выражения; логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций; достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и т. д.
Обучающиеся должны уметь:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
- доказывать свою собственную точку зрения;
- интересоваться мнением других людей, уважать его;
- составлять план текста, высказывания;
- создавать устные и письменные публичные выступления в разных жанрах,
- собирать необходимый материал для газеты;
- грамотно излагать свои мысли;
- создавать макет будущего номера;
- редактировать созданный материал.
Критерии оценивания обучающихся на занятиях
Ученик:
- что делал
- где участвовал
- каковы успехи
- планы на будущее
- чему научился
- индивидуальные творческие достижения
- я узнал
- я понял
- я научился
- лучше всего у меня получается
- я изменился в … сторону
Критерии оценивания созданных ученических работ:
- оригинальность
- новизна
- полезность для автора и других людей
- трудоемкость работы
- качество оформления работы
Режим занятий:
1 раз в неделю по 90 минут
Формы занятий:
- свободная творческая дискуссия;
- ролевые игры;
- творческие задания;
- ситуативные тренинги;
- практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Отличительные особенности программы:
реализация программы на базе школы;
подготовка детей к будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа рассчитана на 1 год (2014-2015 учебный год); 68 академических часов.
Предлагаемый курс адресован обучающимся в возрасте 11-15 лет.
Ожидаемые результаты:
- полная реализация программы;
- регулярный выпуск школьных стенгазет (три раза в полугодие) в течение учебного года.
Учебно-тематический план работы
детского творческого объединения
«Школьная пресса»
№№ п П | Тема | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) | Всего |
11 | Вводное занятие. Понятие о школьной газете. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
22 | Из истории журналистики. | 1 | 1 | |
33 | Печатные издания и их роль. | 1 | 1 | |
44 | Текст. Тема и идея текста. | 1 | 2 | 3 |
55 | Стили речи. Особенности стилей. | 1 | 2 | 3 |
66 | Газета. Какой она должна быть? | 1 | 1 | |
77 | Анализ рубрик печатных изданий. | 1 | 1 | |
88 | Газетная статья - основа газеты. | 1 | 2 | 3 |
99 | Реклама на страницах газеты. | 1 | 1 | 2 |
110 | Интервью. Что значит взять интервью? | 1 | 2 | 3 |
111 | Репортаж. | 1 | 2 | 3 |
112 | Очерк. Особенности жанра. | 1 | 3 | 4 |
113 | Создание газетных статей. | 1 | 3 | 4 |
114 | Редактирование текста. | 1 | 2 | 3 |
115 | Оформление, дизайн газеты. | 1 | 2 | 3 |
116 | Выпуск школьной газеты. | 5 | 27 | 32 |
Итого | 20 | 48 | 68 |
Содержание программы
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой ДТО, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России.
Журналистика XVIII века.
Н.И.Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортёр и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Герои нашего времени». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях («Лебедянские вести», «Золотой ключик» и т. д.) примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите короткий рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. ГАЗЕТА. КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER).
Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.
7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати – особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ - ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья, роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.
Роль рекламы в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание. Создать рекламу самой необычной вещи.
10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
11. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.
Создание и презентации своих собственных статей.
14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах («Лебедянские вести», «Золотой ключик», «Молодёжный вестник» и др.) примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- различные периодические печатные издания;
- тексты для редактирования.
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.
Технические средства: компьютер, принтер, фотоаппарат.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. С-П., «Паритет», 2006.
- Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. М., «Эксмо», 2008.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. М., 2009.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа Детского творческого объединения "Подарочек"
Программа кружка "Холодный форфор" разработана на 1 год...
программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК
пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...
Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...
рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год
Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный пресс-центр"
Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-цент» нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаи...
Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная пластика".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов по трудовому обучению коррекционной школы (швейное дело)....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...