Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"
рабочая программа (5 класс) на тему

Капустина Вера Ивановна

Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dto_shkolnaya_pressa_na_2014-2015_uch._g.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                средняя общеобразовательная школа                                                        с углублённым изучением отдельных предметов №2                                                 г. Лебедянь Липецкой области

«СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора           Директор МБОУ СОШ с углублённым                 по воспитательной работе      изучением отдельных предметов № 2

___________О. В. Афанасова           ______________Н. Н. Пылькин

Приказ №____ от 29.08.2014 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского творческого объединения

«Школьная пресса»

на 2014 -2015 учебный год

Рабочая программа прошла обсуждение        Автор-составитель

на заседании педагогического совета                        Капустина В. И.

и рекомендована к исполнению

Протокол № 1 от 29.08.2014г.

Возраст детей, на которых рассчитана программа,  – 11-15 лет

Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год

Лебедянь, 2014

Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. В настоящее время получили широкое развитие следующие  средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать для подрастающего поколения  инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе работы детского творческого объединения «Школьная  пресса». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку обучающихся.

Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развития крепкой духовной личности.

Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.

Направление работы детского творческого объединения – нравственно-эстетическое.  Объединение развивает и реализует творческие способности обучающихся через создание школьной газеты.

Подготовка газетного материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка и т. д.

В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация обучающихся к учению. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности обучающихся, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

 Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу,  которая способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей обучающиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

Цели работы детского творческого объединения «Школьная пресса»: создание школьной газеты, овладение школьниками навыками журналистского мастерства.

Задачи:

  1.Образовательные:

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;

- повышение грамотности.

2. Воспитательные:

- сплочение обучающихся в единый коллектив для плодотворной работы;

- воспитание информационной культуры;

- выработка деловых качеств и активной жизненной позиции.

3. Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей обучающихся;

- повышение статуса детей в школьном коллективе;

- развитие и реализация творческих способностей обучающихся через журналистскую деятельность.

Направления деятельности:

  • журналистика;
  • исследовательская деятельность;
  • компьютерные технологии.

Программа работы детского творческого объединения  предусматривает повторение, обобщение и систематизацию знаний по

  • литературному редактированию,
  • культуре речи,
  • лексике и грамматике.

Для достижения цели и выполнения задач программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать понятия:

  • тема, идея, композиция текста;
  • типы речи, стили речи;
  • изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры); просторечные слова и обороты, фразеологические выражения;   логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций; достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
  • жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и т. д.

Обучающиеся должны уметь:

  • собирать материал, систематизировать его;
  • строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
  • доказывать свою собственную точку зрения;
  • интересоваться мнением других людей, уважать его;
  • составлять план текста, высказывания;
  • создавать устные и письменные публичные выступления в разных жанрах,
  • собирать необходимый материал для газеты;
  • грамотно излагать свои мысли;
  • создавать макет будущего номера;
  • редактировать созданный материал.

Критерии оценивания обучающихся на занятиях

Ученик:

  • что делал
  • где участвовал
  • каковы успехи
  • планы на будущее
  • чему научился
  • индивидуальные творческие    достижения
  • я узнал
  • я понял
  • я научился
  • лучше всего у меня получается
  • я изменился в … сторону

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • оригинальность
  • новизна
  • полезность для автора и других людей
  • трудоемкость работы
  • качество оформления работы

Режим занятий:

        1 раз в неделю по 90 минут

Формы занятий:

  • свободная творческая дискуссия;
  • ролевые игры;
  • творческие задания;
  • ситуативные тренинги;
  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Отличительные особенности программы:

  • реализация программы на базе школы;

  • подготовка детей к будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа рассчитана на 1 год (2014-2015 учебный год); 68 академических часов.

          Предлагаемый курс  адресован обучающимся в возрасте 11-15 лет.

Ожидаемые результаты:

  • полная реализация программы;
  •  регулярный выпуск школьных стенгазет (три  раза в полугодие) в течение учебного года.

Учебно-тематический план работы

детского творческого объединения

«Школьная пресса»

№№

п

П

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

11

Вводное занятие. Понятие о школьной газете. Инструктаж по ТБ.

1

1

22

Из истории журналистики.

1

1

33

Печатные издания и их роль.

1

1

44

Текст. Тема и идея текста.

1

2

3

55

Стили речи. Особенности стилей.

1

2

3

66

Газета. Какой она должна быть?

1

1

77

Анализ рубрик печатных изданий.

1

1

88

Газетная статья -  основа газеты.

1

2

3

99

Реклама на страницах газеты.

1

1

2

110

Интервью. Что значит взять интервью?

1

2

3

111

Репортаж.

1

2

3

112

Очерк. Особенности жанра.

1

3

4

113

Создание газетных статей.

          1

3

4

114

Редактирование текста.

1

2

3

115

Оформление, дизайн газеты.

1

2

3

116

Выпуск школьной газеты.

5

27

32

Итого

20

48

68

Содержание  программы

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой ДТО, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о  профессии журналиста, история создания газет в России.

Журналистика XVIII века.

Н.И.Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортёр и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего  времени». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях («Лебедянские вести», «Золотой ключик» и т. д.) примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите короткий рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER).

Задание. Оформление  фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати – особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ -  ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья, роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.

Роль рекламы в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание. Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с  текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах («Лебедянские вести», «Золотой ключик», «Молодёжный вестник» и др.) примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

          - различные периодические печатные издания;

          - тексты для редактирования.

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.

Технические средства: компьютер, принтер,  фотоаппарат.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. С-П., «Паритет», 2006.
  2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. М., «Эксмо», 2008.
  3. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. М., 2009.
  5. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
  2.  Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001.
  3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
  4.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
  5.  Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа Детского творческого объединения "Подарочек"

Программа кружка "Холодный форфор"  разработана на 1 год...

программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК

пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...

Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Рабочая программа дополнительного образования "Школьный пресс-центр"

Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-цент» нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаи...

Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная пластика".

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов по трудовому обучению коррекционной школы (швейное дело)....