Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
рабочая программа
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekodizayn.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дом детского творчества Советского района»
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа)
детского творческого объединения
«Экодизайн»
Срок реализации 1 год
Возраст детей от 7 лет
Разработчик: педагог дополнительного образования
Артамонова Елена Петровна
Нижний Новгород
2018г.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………3 стр.
1.1. Введение.
1.2. Направленность программы.
1.3. Новизна программы.
1.4. Актуальность программы.
1.5. Цели и задачи.
1.6. Отличительные особенности программы.
1.7. Возраст детей.
1.8. Сроки реализации программы.
1.9. Этапы реализации программы.
1.10. Формы и режим занятий.
1.11. Ожидаемые результаты.
1.12. Формы подведения итогов.
- Учебный план……………………………………………........14 стр.
- Содержание программы……………………………………..20 стр.
- Оценочные материалы………………………….……………32стр.
4.1. Система оценки.
4.2. Формы подведения итогов.
- Методическое обеспечение…………………………………..37 стр.
5.1. Формы занятий.
5.2. Технологии и методики.
5.3. Методы и приёмы организации образовательного процесса.
5.4. Дидактический материал.
5.5. Техническое оснащение.
- Список литературы…………………………………………40 стр.
I. Пояснительная записка
1.1. Программа детского творческого объединения «Экодизайн» имеет художественную направленность, основанную на экологических принципах.
1.2. Новизна программы «Экодизайн» состоит в том, что она даёт возможность обучающимся освоить не только изготовление работ из различных природных и бросовых материалов, но также видеть экологические проблемы, существующие в современном обществе и способы их решения.
1.3. Актуальность образовательной программы.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что творческий труд с использованием природного и бросового материалов – один из методов приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе, умение видеть экологические проблемы. При постоянном общении с природой, во время работы с природным и бросовым материалом формируется рациональное экологическое сознание воспитанников, развивается фантазия, творческие способности, художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Также программа «Экодизайн» широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта воспитанников в процессе собственной художественно-творческой активности.
Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Всё связано со всем», «Природа знает лучше», «Всё надо куда-то девать», «За всё надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества. Всё выше сказанное натолкнуло меня на идею разработки содержания программы «Экодизайн», объединяющей в себе творчество и познание.
Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Тема экодизайна очень
интересная и актуальная. Само понятие «Экодизайн» интегрирует в себе две совершенно разных сферы. Это экология и дизайн.
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой
их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией пространства по законам красоты и целесообразности. Мы решили попробовать их объединить.
1.4. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
- на формирование у обучающегося практических умений и навыков;
- на интеллектуальное и эстетическое развитие;
- на стремление к самостоятельной работе;
- на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально переживать).
Программа формирует бережное отношение к природе, сознательное отношение к труду и эстетический вкус. Углубляет и расширяет знания учащихся об экологии, экодизайне.
1.5. Цель программы:
Формирование рационального экологического сознания воспитанников на основе изучения программы «Экодизайн», как современного вида декоративно-прикладного творчества с экологическими принципами.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление об истории возникновения и развития экодизайна;
- познакомить воспитанников с приемами повторного использования
материалов с минимальным экологическим ущербом;
- изучить виды и техники декоративно-прикладного творчества, используя в качестве сырья природный и бросовый материал.
Развивающие:
- развивать воображение и мышление, художественный и эстетический вкус, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их;
- развивать умение самостоятельно ставить и решать вопросы;
Воспитательные:
- развивать творческие способности воспитанников;
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Перечисленные выше задачи направлены на достижение образовательных результатов:
1) личностные результаты:
- готовность и способность воспитанников к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию, основ гражданской идентичности;
-индивидуально-личностные качества, социальные компетенции;
2) метапредметные результаты (освоение универсальных учебных действий):
-познавательные:
Воспитанники научатся:
- усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
- сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно - универсальные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
-регулятивные-
Воспитанники научатся:
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
-коммуникативные-
- Воспитанники научатся:
- организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
3) предметные результаты
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Обучение по программе строится с учетом возрастных, психологических особенностей воспитанников. Если художественно-творческая деятельность детей 7-9 лет на занятиях (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то, начиная с 10-11 лет (новый этап художественного развития), она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Поэтому содержание занятий строится на основании возрастных запросов и особенностей воспитанников.
1.6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ в том, что в структуру данной программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть, воспитательную часть, практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
В отличие от существующих программ, акцент делается на развитие у воспитанников способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
1.7. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию об экодизайне, экологии, использования различных материалов с минимальным экологическим ущербом, виды и техники декоративно-прикладного творчества.
1.8. Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа.
1.9. Программой предполагаются индивидуальные и групповые формы работы при выполнении обучающимися творческих заданий. Предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу.
Применяются такие методы обучения:
Словесные | Наглядные | Практические |
Устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Практическая работа |
Беседа, объяснение | Показ педагогом приёмов исполнения | |
Работа по образцу |
Занятие может быть комбинированным, содержащим теоретический материал и практическую работу. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным также относятся итоговые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
1.10. Формы проведения занятий:
- Беседа;
- Мастер- класс;
- Открытое занятие;
- Выставка;
- Занятие- игра;
- Практическое занятие;
- Презентация;
- Экскурсия.
Режим занятий
Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа),
Основание- нормативные требования САНПина
Ожидаемые результаты:
Знать:
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
-названия, назначение и свойства материалов (бумаги, глины, пластилина, соленого теста, ткани и др.);
-способы работы с перечисленным выше материалом (вырезание, приклеивание, сминание, складывание, лепка, сшивание и т.д.);
Уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во
время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения
деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея,
- выполнять основные приемы работы с бумагой, пластилином, соленым тестом, глиной, тканью;
- выполнять поделки в технике аппликации, квиллинга, оригами, лепки и т.д.
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам
труда; различать их по внешнему виду.
Для отслеживания результативности используются методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, зачётов, самостоятельных работ;
- педагогический мониторинг: контрольные задания, педагогические отзывы;
- мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка воспитанника.
Диагностика и мониторинг
Критерий | Показатель | Форма мониторинга |
Знание, что такое экодизайн, его место в жизнедеятельности человека; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Знание видов декоративно- прикладного творчества; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Знание основных инструментов и материалов для работы с природным и бросовым материалом; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Знание направлений экодизайна; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Знание специфики экодизайна; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Умение пользоваться различными приемами работы с природным и бросовым материалами; | Качество и правильность выполненной работы | Практические занятия, выставки работ |
Владение навыками работы с бумагой, природным и бросовым материалом; | Качество и правильность выполненной работы | Практические занятия, выставки работ |
Умение видеть красоту окружающего мира; | Изложение плана предстоящей работы, воплощение плана в изделие | Практические занятия, выставки работ, аттестация |
Умение организовать свое рабочее место | Оборудование своего рабочего места с максимальным удобством и оперативностью для работы | Практические занятия |
Умение приводить примеры объектов деятельности в экологии и экодизайне; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Умение использовать знания по экодизайну в практических заданиях; | Качество и правильность выполненной работы | Практические занятия, выставки работ, аттестация |
Умение объяснять роль экодизайна в жизни человека; | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
Знать особенности сбора и хранения природного материала | Правильные ответы на вопросы | Фронтальный опрос во время учебных занятий |
1.11. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- опрос;
- контрольное занятие;
- зачёт;
- самостоятельная работа;
- открытое занятие для родителей;
- презентация творческих работ;
- коллективный анализ работ;
- коллективная рефлексия;
- выставка;
- аттестация.
Принципы реализации программы.
Программа детского объединения «Экодизайн» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделий, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед воспитанниками ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
-эскиз;
-воплощение в материале;
-выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует воспитанников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и в выставках.
II. Учебный план
№ п/п | Разделы подготовки | Количество часов | ||
1 полугодие (в тч – аттест.) | 2 полугодие (в тч – аттест.) | |||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Экодизайн, аранжировки из живых цветов | 10 | 14 | 24 |
3 | Тематическая открытка | 14 | 16 | 30 |
4 | Коллаж из природного и бросового материала. | 14 | 8 | 22 |
5 | Новогодняя и рождественская тематика в экодизайне. | 20 | - | 20 |
6 | Пасхальная тематика в экодизайне. | - | 6 | 6 |
7 | Композиции из сухоцветов и природных материалов. | 6 | 12 | 18 |
8 | Поделки из бросового материала. | 2 | 16 | 18 |
9 | Аттестация | 2 | 2 | 4 |
Всего часов: | 70 | 74 | 144 | |
144 |
Поурочное планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж по технике безопасности. Экодизайн в культурных традициях на примере декоративно- прикладного искусства. Композиция на оазисе из живых цветов «Полусфера». | 2 | 1 | 1 | 5.09.2018 |
2 | Экскурс в историю экодизайна. Инструктаж по пожарной безопасности. Композиция «Треугольник». | 2 | 1 | 1 | 7.09.2018 |
3 | Экодизайн и флористика прошлое, настоящее и будущее. Инструктаж по ПДД. Композиция «Рыбка». | 2 | 1 | 1 | 12.09.2018 |
4 | Подготовка флористического материала. Инструктаж по электробезопасности. Композиция «Конус». | 2 | 1 | 1 | 14.09.2018 |
5 | Композиция в вегетативном стиле. | 2 | 1 | 1 | 19.09.2018 |
6 | Композиция в декоративном стиле. | 2 | 1 | 1 | 21.09.2018 |
7 | Авторская открытка ко дню учителя. | 2 | - | 2 | 26.09.2018 |
8 | Открытка ко дню пожилого человека. | 2 | - | 2 | 28.09.2018 |
9 | Открытка, посвящённая дню матери. | 2 | - | 2 | 3.10.2018 |
10 | Композиция на оазисе в формолинейном стиле. | 2 | - | 2 | 5.10.2018 |
11 | Работа с природным материалом, листьями и ветками. Букет «Кленовые розы» | 2 | 1 | 1 | 10.10.2018 |
12 | Знакомство с техникой выполнения коллажей. Коллаж «Кленовые розы». | 2 | 1 | 1 | 12.10.2018 |
13 | Коллаж миниатюра. Фоновый коллаж из листьев, веток, шишек. | 2 | - | 2 | 17.10.2018 |
14 | Изготовление рамки для фонового коллажа из веток деревьев и лианы ранкен. | 2 | - | 2 | 19.10.2018 |
15 | Коллаж «Осенний лес» из листьев и плодов. | 2 | - | 2 | 24.10.2018 |
16 | Коллаж «Цветы» из листьев и сухоцветов. | 2 | - | 2 | 26.10.2018 |
17 | Коллаж «Листопад» | 2 | - | 2 | 31.10.2018 |
18 | Коллаж «Грибы» | 2 | - | 2 | 2.11.2018 |
19 | Композиция из сухоцветов «Осень». | 2 | 1 | 1 | 7.11.2018 |
20 | Композиция с использованием природных материалов «Зимний сад» | 2 | - | 2 | 9.11.2018 |
21 | Открытка, посвящённая Дню матери. | 2 | - | 2 | 14.11.2018 |
22 | Открытка, посвящённая Дню матери. | 2 | - | 2 | 16.11.2018 |
23 | Новогодняя и рождественская тематика в открытке. | 2 | 1 | 1 | 21.11.2018 |
24 | Новогодняя и рождественская тематика в открытке. | 2 | 1 | 1 | 23.11.2018 |
25 | Новогодняя и рождественская тематика. Изготовление новогодних украшений с использованием бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 28.11.2018 |
26 | Новогодняя и рождественская тематика. Изготовление новогодних украшений с использованием бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 30.11.2018 |
27 | Новогодний венок из шишек, плодов, шариков. | 2 | 1 | 1 | 5.12.2018 |
28 | Новогодняя настольная композиция. | 2 | 1 | 1 | 7.12.2018 |
29 | Новогодняя и рождественская тематика. Изготовление сладкой ёлки. | 2 | 1 | 1 | 12.12.2018 |
30 | Европейское новогоднее дерево. | 2 | 1 | 1 | 14.12.2018 |
31 | Сувенирные ёлки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 19.12.2019 |
32 | Промежуточная аттестация Композиция со свечой. | 2 | - | 2 | 21.01.2019 |
33 | Новогодняя и рождественская тематика. Изготовление маски. | 2 | 1 | 1 | 26.12.2019 |
34 | Новогодняя и рождественская тематик. Флористический десерт. | 2 | 1 | 1 | 28.12.2019 |
35 | Народная текстильная кукла. | 2 | 1 | 1 | 9.01.2019 |
36 | Народная текстильная кукла. | 2 | - | 2 | 11.01.2019 |
37 | Народная текстильная кукла. | 2 | - | 2 | 16.01.2019 |
38 | Народная текстильная кукла. | 2 | - | 2 | 18.01.2019 |
39 | Народная текстильная кукла. | 2 | - | 2 | 23.01.2019 |
40 | Коллаж «Зима» из природного и бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 25.01.2019 |
41 | Композиция «Зимний лес» из природного и бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 1.02.2019 |
42 | Поделки из природных материалов. Лыко-кукла Кострома. | 2 | 1 | 1 | 6.02.2019 |
43 | Открытка. Валентинка. | 2 | 1 | 1 | 8.02.2019 |
44 | Открытка. Валентинка. | 2 | - | 2 | 13.02.2019 |
45 | Открытка. «Золотое сердце». | 2 | - | 2 | 15.02.2019 |
46 | Открытка День защитника Отечества. | 2 | 1 | 1 | 20.02.2019 |
47 | Открытка День защитника Отечества. | 2 | - | 2 | 22.02.2019 |
48 | Открытка ко дню 8 марта. | 2 | 1 | 1 | 28.02.2019 |
49 | Открытка ко дню 8 марта. | 2 | - | 2 | 1.03.2019 |
50 | Конфетный букет. | 2 | 1 | 1 | 6.03.2019 |
51 | Поделки из природного и бросового материала. Кулон из бересты. | 2 | 1 | 1 | 13.03.2019 |
52 | Поделки из природного материала. Композиция из сухоцветов. | 2 | - | 2 | 15.03.2019 |
53 | Поделки из природного материала. Шкатулка из бересты. | 2 | 1 | 1 | 20.03.2019 |
54 | Поделки из природного материала. Коллаж «Вербное». | 2 | 1 | 1 | 22.03.2019 |
55 | Композиция «Вербное». | 2 | 1 | 1 | 27.03.2019 |
56 | Пасхальный венок. | 2 | 1 | 1 | 29.03.2019 |
57 | Композиция «Светлый праздник». | 2 | 1 | 1 | 3.04.2019 |
58 | Коллаж «Пасха». | 2 | 1 | 1 | 5.04.2019 |
59 | Пасхалинки. | 2 | 1 | 1 | 10.04.2019 |
60 | Поделки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 12.04.2019 |
61 | Поделки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 17.04.2019 |
62 | Поделки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 19.04.2019 |
63 | Поделки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 24.04.2019 |
64 | Поделки из бросового материала. | 2 | 1 | 1 | 26.04.2019 |
65 | Экодизайн интерьера. | 2 | 1 | 1 | 3.05.2019 |
66 | Открытка с Днём Победы. | 2 | 1 | 1 | 8.05.2019 |
67 | Бестгифт живой цветок. | 2 | 1 | 1 | 10.05.2019 |
68 | Проект «Лучший подарок». | 2 | 1 | 1 | 15.05.2019 |
69 | Проект «Мой двор» | 2 | 1 | 1 | 17.05.2019 |
70 | Проект «Мой двор» | 2 | 1 | 1 | 22.05.2019 |
71 | Вторая жизнь растений. Правила сбора, сушки и хранения сухоцветов и др. природных материалов. | 2 | 1 | 1 | 24.05.2019 |
72 | Итоговая аттестация. Композиция из живых цветов. Сборка букета спиральный способ. | 2 | 1 | 1 | 29.05.2019 |
Итого: | 144 | 49 | 95 |
III. Содержание программы
- Раздел вводное занятие
Занятия: №1 Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж по технике безопасности. Композиция на оазисе из живых цветов «Полусфера».
Ознакомление с работой кружка содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
Инструменты, необходимые для работы кружка.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности, элементы декора, цветы, оазис, ветки, ленты.
Обучающий компонент
Все об экологии и экодизайне, материалы, инструменты, техники работы с природным и бросовым материалом материалом. Красота окружающего мира.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Практическая часть. Выполнение композиции на оазисе из живых цветов «Полусфера».
- Раздел. Аранжировки из живых цветов на оазисе.
Занятия: №2 Экскурс в историю экодизайна. Инструктаж по пожарной безопасности. Композиция «Треугольник».
Занятия: №3 Экодизайн - прошлое, настоящее и будущее. Инструктаж по ПДД. Композиция «Рыбка».
Занятия: №4 Подготовка природного материала. Инструктаж по электробезопасности. Композиция «Конус».
Занятия: №5 Стили композиций. Композиция в вегетативном стиле.
Занятия: №6 Композиция на оазисе в декоративном стиле.
Занятия: №10 Композиция на оазисе в формолинейном стиле.
Занятия: №50 Конфетный букет.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности, по пожарной безопасности, по ПДД, по электробезопасности, элементы декора, сухоцветы, цветы, ленты, оазис, корзины, портбукетницы и веточки деревьев.
Обучающий компонент все о подготовке природного материала, правила сбора, хранения сухоцветов и живых цветов, всё о стилях композиций, о цветочном этикете, оформлении подарков, аранжировке в декоративных корзинах.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Практическая часть. Выполнение различных композиции из живых цветов на оазисе, в корзинах, в портбукетнице и тд.
- Раздел бумагопластика и авторская открытка.
Занятия: №7 Авторская открытка ко дню учителя.
Занятия: №8 Открытка ко дню пожилого человека.
Занятия: №9 Открытка, посвящённая Дню матери.
Занятия: №21 Открытка, посвящённая Дню матери.
Занятия: №22 Открытка, посвящённая Дню матери.
Занятия: №23 Новогодняя и рождественская. открытка.
Занятия: №24 Новогодняя и рождественская. открытка.
Занятия: №43 Открытка. Валентинка.
Занятия: №44 Открытка. Валентинка.
Занятия: №45 Открытка. «Золотое сердце».
Занятия: №46 Открытка День защитника Отечества.
Занятия: №47 Открытка День защитника Отечества.
Занятия: №48 Открытка ко дню 8 марта.
Занятия: №49 Открытка ко дню 8 марта.
Занятия: №66 Открытка с Днём Победы.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности, цветная бумага, цветной картон, клей, тонкая кисть, белая бумага, элементы декора, ленты, сухоцветы и веточки деревьев.
Обучающий компонент: все об открытках из живых и искусственных цветов, всё об основах композиции.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Практическая часть.
Изготовление открыток на разные темы.
- Раздел. Работа с природным и бросовым материалом. Лесные самоделки.
Занятия: №11 Работа с природным материалом, листьями и ветками. Букет «Кленовые розы»
Занятия: №12 Знакомство с техникой выполнения коллажей. Коллаж «Кленовые розы».
Занятия: №13 Коллаж миниатюра. Фоновый коллаж из листьев, веток, шишек.
Занятия: №14 Изготовление рамки для фонового коллажа из веток деревьев и лианы ранкен.
Занятия: №15 Коллаж «Осенний лес» из листьев и плодов.
Занятия: №16 Коллаж «Цветы» из листьев и сухоцветов.
Занятия: №17 Коллаж «Листопад»
Занятия: №18 Коллаж «Грибы»
Занятия: №40 Коллаж «Зима» из природного и бросового материала.
Занятия: №51 Поделки из природного и бросового материала. Кулон из бересты.
Занятия: №53 Поделки из природного материала. Шкатулка из бересты.
Занятия: №60 Поделки из бросового материала.
Занятия: №61 Поделки из бросового материала.
Занятия: №62 Поделки из бросового материала.
Занятия: №63 Поделки из бросового материала.
Занятия: №64 Поделки из бросового материала.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение: цветная бумага, цветной картон, клей, тонкая кисть, белая бумага, элементы декора, сухоцветы и веточки деревьев, рамки, ножницы, секатор, кусачки, клеевой пистолет, шило и тд.
Обучающий компонент
Аппликационные работы из природного материала листьев, веток, плодов, семян. Знакомство с техникой выполнения коллажей из природных материалов, рисунок, цвет, пропорции, композиция.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Практическая часть: выполнение работ разнообразные коллажи из природного материала.
- Раздел. Новогодняя и рождественская тематика в экодизайне.
Занятия: №25 Новогодняя и рождественская тематика во флористике. Изготовление новогодних украшений.
Занятия: №26 Новогодняя и рождественская тематика во флористике. Изготовление новогодних украшений.
Занятия: №27 Новогодний венок.
Занятия: №28 Новогодняя настольная композиция.
Занятия: №29 Новогодняя и рождественская тематика во флористике. Изготовление сладкой ёлки.
Занятия: №30 Европейское новогоднее дерево.
Занятия: №31 Сувенирные ёлки.
Занятия: №33 Новогодняя и рождественская тематика во флористике. Изготовление маски.
Занятия: №34 Новогодняя и рождественская тематика во флористике. Флористический десерт.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. цветная бумага, цветной картон, клей, тонкая кисть, белая бумага, элементы декора, ленты, сухоцветы и веточки деревьев, ножницы, проволока, свечи, конфеты, ёлочные игрушки, ножницы, секатор, кусачки, клеевой пистолет, шило и тд.
Обучающий компонент
Выполнение различных новогодних украшений и поделок как из природного так и из бросового материала. Элементарные основы композиции. Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема, передача симметрии и асимметрии.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Практическая часть.
Выполнение работы изготовление новогодних украшений, композиций, панно, коллажей, венков, гирлянд из природного и бросового материала.
- Раздел. Народная текстильная кукла.
Занятия: №35 Народная текстильная кукла.
Занятия: №36 Народная текстильная кукла.
Занятия: №37 Народная текстильная кукла.
Занятия: №38 Народная текстильная кукла.
Занятия: №39 Народная текстильная кукла.
Занятия: №42 Поделки из природных материалов. Лыко-кукла Кострома.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Ткань, лоскутки, фетр, нитки, ленты, кружево, различные бусины, бисер и пуговицы, элементы декора, ножницы, клеевой пистолет, иглы и др.
Обучающий компонент
Беседа о различных видах тканей, использовании их декоративно- прикладном творчестве. История народных текстильных кукол, виды кукол. Куклы от замысла до создания.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к декоративно- прикладному творчеству.
Практическая часть.
Выполнение работы создание народной текстильной куклы по образцу.
- Раздел. Пасхальная тематика в экодизайне.
Занятия: №54 Поделки из природного материала. Коллаж «Вербное».
Занятия: №55 Композиция «Вербное».
Занятия: №56 Пасхальный венок.
Занятия: №57 Композиция «Светлый праздник».
Занятия: №58 Коллаж «Пасха».
Занятия: №59 Пасхалинки.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Цветы, элементы декора, сухоцветы и веточки деревьев, береста, шишки, флористическая губка (оазис), ножницы.
Обучающий компонент
Базовые принципы композиции. Правила передачи движения, покоя. Выделение композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Правила сбора, сушки и хранения сухоцветов и др. природных материалов.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Выполнение работы: различные композиции из природного материала.
- Раздел композиции из сухоцветов и природных материалов.
Занятия: №19 Композиция из сухоцветов «Осень».
Занятия: №20 Композиция с использованием природных материалов «Зимний сад».
Занятия: №41 Композиция «Зимний лес» из природного и бросового материала.
Занятия: №52 Поделки из природного материала. Композиция из сухоцветов.
Занятия: №71 Вторая жизнь растений. Правила сбора, сушки и хранения сухоцветов и др. природных материалов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Цветы, элементы декора, сухоцветы и веточки деревьев, береста, шишки, флористическая губка (оазис), ножницы.
Обучающий компонент
Базовые принципы композиции. Правила передачи движения, покоя. Выделение композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Правила сбора, сушки и хранения сухоцветов и др. природных материалов.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Выполнение работы: различные композиции с сухоцветами.
- Раздел. Экодизайн интерьера.
Занятия: №65 Экодизайн интерьера.
Занятия: №67 Бестгифт живой цветок.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. живые растения, отводки, черенки, дренаж, земля, песок, кашпо, ёмкости с водой, декоративная упаковка, фетр, ленты, элементы декора, совок, лейка, ножницы, степлер.
Обучающий компонент
Всё о комнатных растениях, об оформлении интерьера цветами, правила ухода за комнатными растениями, способы разведения комнатных растений.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Выполнение работы: посадка комнатного растения.
- Раздел проект.
Занятия: №68 Проект «Лучший подарок».
Занятия: №69 Проект «Мой двор»
Занятия: №70 Проект «Мой двор»
- Раздел аттестация.
Занятия: №32 Промежуточная аттестация Композиция со свечой.
Занятия: №72 Итоговая аттестация. Композиция из живых цветов. Сборка букета спиральный способ.
Формы занятия: самостоятельная работа учащихся.
Методическое обеспечение. Цветы, флористические элементы, веточки деревьев, флористическая губка (оазис), ножницы, секатор, вазы.
Обучающий компонент
Умение видеть красоту окружающего мира. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в работе. Передача настроения в творческой работе.
Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Воспитание любви и интереса к природе, цветам и растениям.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Практическая часть: самостоятельное изготовление композиций учащимися.
IV. Оценочные материалы
Текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка достижения результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности.
Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на занятиях в конце каждого календарного месяца в форме опроса.
№п/п | Месяц | Вопросы |
1. | сентябрь | 1. Что означает слово экодизайн? 2. Дайте одно из определений экодизайна. 3. Что означает слово экология? 4. Почему интересно изучать экологию? 5. Какие виды цветочных аранжировок вы знаете? 6. Какими инструментами пользуется флорист в своей работе? 7. Какие правила безопасности при работе с инструментами вы знаете? 8. Какие природные материалы используются на занятиях по экодизайну? |
2. | октябрь | 1. Какие элементы фитодекора вы знаете? 2. Что такое европейская аранжировка и в чём её отличие от восточной аранжировки икебаны? 3. Что такое икебана? 4. Стили икебаны? 5. Стили европейской аранжировки? 6. Что такое параллельная техника? 7. Что такое спиральная техника? 8. Какие способы сборки букетов вы знаете? |
3. | ноябрь | 1. В чем отличие букетов спиральной сборки от параллельной? 2. Из чего можно сделать каркас для каркасного букета? 3. Какие технические приёмы используются при сборке венка? 4. Для чего нужен оазис? 5. Какие виды оазиса вы знаете и для чего предназначен каждый вид? 6. Как подготовить к работе оазис для живых цветов? 7. Чем можно заменить оазис для живых цветов? 8. Чем можно заменить оазис для сухоцветов или искусственных цветов? |
4. | декабрь | 1. Какие правила составления цветочных композиций вы знаете? 2. Какие принципы построения композиции вы знаете? 3. Что такое доминанта? 4. Какие элементы композиции вы знаете? 5. Что означает понятие линия? Какое значение она имеет для композиции? 6. Что означает понятие – форма? 7. Что означает понятие – фактура? 8. Почему правило «золотое сечение» важно соблюдать в работе? |
5. | январь | 1. Что означает слово пропорция? 2. Значение цвета в композиции? 3. Что означает слово коллаж? 4. Какие виды коллажей вы знаете? 5. Как можно сделать раму для коллажа? 6. Что такое бесфоновый коллаж? 7. Какие разделы тематической флористики вы знаете? 8. Какие формы композиций из живых цветов на оазисе вы знаете? |
6. | февраль | 1. Что такое флористический гобелен? 2. Что такое артобъект? 3. Вспомните, какие работы мы выполняли по новогодней тематике? 4. Какие технические приёмы мы применяли при выполнении этих работ? 5. Какие вы знаете правила сбора растений для создания работ из сухоцветов? 6. Какие способы сушки растений вы знаете? 7. Что такое объёмное засушивание? 8. Что такое консервация цветов? |
7. | март | 1. Какие правила хранения засушенного материала вы знаете? 2. Из каких природных материалов можно сделать вазу? 3. Какие способы установки цветов в вазах вы знаете? 4. Как красиво упаковать подарок? 5. Как оформить подарочную корзину? 6. Что означает слово акцент и как он может быть представлен в композиции? 7. Что такое аксессуар? 8. Что означает слово баланс? |
8. | апрель | 1. Что мы понимаем под способами сохранения жизнеобеспечения растений? Приведите примеры. 2. Что означает слово композиция? 3. Что мы понимаем под словом контраст? 4. Что мы понимаем под словом ритм? 5. Что означает слово рустикальность? 6. Какие декоративные элементы могут быть применены в композиции? 7. Какие цвета в цветовом круге называются основными? 8. Что означает активная форма роста? Приведите примеры. |
9. | май | 1. Что означает пассивная форма роста? Приведите примеры 2. Зачем нам нужен эскиз? 3. Для чего предназначена портбукетница? 4. Зачем нужна манжетка? 5. Что означает радиальная техника? 6. Что входит в понятие флористическая техника? 7. Что мы знаем о таком флористическом приёме как тейпирование? 8. Что такое анкорскотч? 9. Для чего нужен флористический каркас? |
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация успеваемости проводится педагогом на занятиях два раза в год: декабрь, май в форме опроса и практической работы.
№п/п | Вопросы | Практическая часть |
Первое полугодие (декабрь) | ||
1. | Какие правила составления цветочных композиций вы знаете? | Зачётная работа «Композиция со свечой». |
2. | Какие принципы построения композиции вы знаете? | |
3. | Что такое доминанта? | |
4. | Какие элементы композиции вы знаете? | |
5. | Что означает понятие линия? Какое значение она имеет для композиции? | |
6. | Что означает понятие – форма? | |
7. | Что означает понятие – фактура? | |
8. | Почему правило «золотое сечение» важно соблюдать в работе? | |
Второе полугодие (май) | ||
1. | Что означает пассивная форма роста? Приведите примеры. | Зачётная работа «Коллаж из сухоцветов» |
2. | Зачем нам нужен эскиз? | |
3. | Для чего предназначена портбукетница? | |
4. | Зачем нужна манжетка? | |
5. | Что означает радиальная техника? | |
6. | Что входит в понятие флористическая техника? | |
7. | Что мы знаем о таком флористическом приёме как тейпирование? | |
8. | Что такое анкорскотч? Для чего нужен флористический каркас? |
Критерии и показатели оценивания промежуточной аттестации (практическая часть)
Критерии | Показатели |
Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Умение создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации. |
Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. | Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?) |
Определять способы контроля и оценки деятельности, определения причин возникающих трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление. | Умение сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. |
Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира. | Умения воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события. |
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы и приёмы организации образовательного процесса.
Для качественного развития творческой деятельности обучающихся программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы: хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф. Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.). Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Работа с родителями.
1. В начале учебного года приглашаются родители вместе с детьми на «день открытых дверей». Знакомство с планом работы объединения.
2. Привлечение родителей к оказанию помощи в формировании деятельности коллектива.
3. В течение года проводятся совместные мероприятия для родителей и детей.
4. В конце года на родительском собрании родителям вручаются грамоты и благодарственные письма за хорошее воспитание и помощь в реализации программы..
Воспитательная работа.
В общеобразовательном процессе, немаловажную роль играет воспитательная работа, целью которой является: выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие общества.
Особое внимание уделяется развитию познавательной деятельности ребенка за счет систематического проведения бесед об искусстве, экологии, нравственности, культуре и гуманности.
Совместные посещения выставок, участие в самых различных мероприятиях, помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а также сплотить и сдружить детские сердца.
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: итогового занятия (выставка работ обучающихся, открытое занятие).
VI. Список литературы
Литература для педагога:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (редакция от 21.07.2014г.)
- «Концепцией развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 г. № 1726-р.
- Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области № 316-01-100-1674/ 14 от 30.05.2014 г.
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.
- Задворная Т. «Аранжировка цветов». - М.: Искусство, 1994 г.
- Зайцев А. «Учение о цвете и живописи». - М.: Академия развития, 1985 г.
- Кудряшова Т. «Украшения для интерьера в технике терра» М.: «Эксмо» 2008 г.
- Кондратьева Г. «Ремесло и искусство» М.: «Арт- сервис» 2011 г.
- Кондратьева Г. «Через тернии к звёздам» М.: «Китас» 2011 г.
- Кондратьева Г. «Создание образа» М.: «Арт- сервис»2011 г.
- Миловский А. «Песнь Жар-птицы». - М.: Искусство, 1987 г.
- Мамонтова Ю. «Гобелены и ширмы» М. 2010 г.
- Некрылова А. «Круглый год». - М.: Просвещение, 1991 г.
- Новикова Е. «Вдохновение». - М.: Искусство, 1994 г.
- Николаенко Н. «Икэбана». - М.: «Кладезь»1988 г.
- Саркисова Л. «Искусство букета». - М.: Искусство, 1970 г.
- Программы. «Культура быта». - М.: Просвещение, 1986 г.
- Черней Е. «Цветы и фантазия». - М.: Искусство, 1987 г.
- Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М., 2006.
- Горяева Н.А., Коротеева Е.И. /Под. Ред Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Волгоград, 2008.
- Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983. Интерьер. Из серии «Золотая коллекция». Сост. И.Яновская. – М., 2000. Берсенёва Т.К. Ткань. Бумага. Тесто. М.: «Астрель» 2001 г..
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество - М.: Просвящение, 2006 г.
- Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Старший, средний, младший возраст. - М.: Просвещение, 2004 г.
- Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.
- Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.
- Кузьмина М. «Азбука плетения», 1993 год.
- Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.
- Петухова В.И., Ширишова Е.Н. «Мягкая игрушка», 2001г.
- Митителло К. «Аппликация», 2004г.
- Белова Н.Р. «Мягкая игрушка», 2001г.
- Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
- Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.
- Новикова И.В. «100 поделок из кожи», 1999г.
- Гусакова М.А. «Аппликация». 1982г.
- Финягин В.В. «Изделия из бересты», 2003г.
Литература для обучающихся:
- Зайцева А., Дубасова А. «Природные материалы» М.: «Эксмо» 2012 г.
- Нагибина М. «Природные дары для поделок и игры» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
- Пейнтер Л. «Квиллинг, декупаж, папье- маше, декор и прочие чудеса из бумаги» М.: «Полиграф- издат» 2011 г.
- Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963 г.
- Расщупкина С. «Поделки из морских камушков и ракушек» М.: «Рипол классик» 2012 г.
- Трепетунова Л. «Природный материал и фантазии 5-9 кл.» Волгоград «Учитель» 2009 г.
- Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987 г.
- Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
- Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991.
- Фантазии из шелковых ленточек. Картины. Одежда. Аксессуары. Сост. Х.Дафтер. – М., 2007.
- Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 1978 год.
- Путятина Е. «Учимся шить мягкие игрушки», 2003г.
Литература для родителей:
- https://vk.com/zaykinaskazka Детский журнал «Зайкина школа». Занятия для детей. Различные поделки по декоративно- прикладному творчеству для детей.
- https://vk.com/razvitie_detei Развитие и воспитание детей. Занятия, упражнения для детей. Различные поделки по декоративно- прикладному творчеству для детей.
- https://vk.com/7granei Развитие детей. 7 граней Материнства. Сообщество для родителей и педагогов. Творческие идеи по декоративно- прикладному творчеству для детей.
- https://vk.com/idei_rukodeliy Рукоделие, творческие идеи по декоративно- прикладному творчеству для детей.
- https://vk.com/indec Дизайн & Декор. Рукоделие, творческие идеи по декоративно- прикладному творчеству.
- Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made» из серии «Стильные штучки». Сост. Браиловская Л.В. – Ростов-на-Дону, 2004. Серова В., Серов В.
- Объёмные игрушки из бумаги. Модульное оригами. - С.Пб.: Питер, 2007 г.
- Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
- Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.
- Кононова «Мягкая игрушка», 2000г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.
- Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», 1999г.
- Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...