Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
статья по технологии на тему
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurbatova_n.yu_._individualnaya_programma_razvitiya_odarennogo_rebenka._.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
Курбатова Наталья Юрьевна,
МБОУ «Школа №2», г.о. Балашиха,
учитель технологии
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.
Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах;
- презентации;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность;
- исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».
- Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
- Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
по предмету технология ведения дома
Тип одаренности обучающейся: «академический».
Мир детей - красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ученика, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Деятельность в рамках изучения предмета технология предусматривает создание полезных индивидуальных и коллективных творческих работ из ткани, ниток, бумаги, отделочного материала, фурнитуры, которые впоследствии активно используются для декорирования одежды, предметов интерьера, помещения.
Цель программы: развитие творческих умений, воспитание личности обучающегося, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ технологий и дизайна, привлечение к исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
- знакомить со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, конструирование, макетирование;
- учить планировать свою работу над проектным продуктом по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или совместно);
- учить использовать современное оборудование (трафареты, степлеры, лекала и т.д.) и разные материалы (ткань, нитки, тесьму, бижутерию, бумагу);
- привлекать к созданию различных композиций к праздничным мероприятиям (фризы, панно, коллажи, панорамы), творческим проектам;
- формировать представление о дизайне, стиле, творчестве, архитектуре, прикладном искусстве;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности;
- развивать интерес к творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре сувениров, одежды и помещений;
- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику;
- воспитывать бережное отношение к материалам, трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, самоанализа, умение работать в коллективе.
Таблица 1. Программа развития одарённого ребенка
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Направления и формы работы |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | сентябрь | Изучение и реализация | |
Диагностика одаренных детей | сентябрь | Анкетирование, тестирование. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Творческий потенциал - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. - Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) | |
Составление карты одарённости ребёнка:
| сентябрь | Анализ и систематизация информации | |
Организация индивидуальной работы с одарённым ребёнком | 1-я неделя октября | Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Составление графика индивидуальных занятий | |
Составление плана учеником для учета желаний ребенка | 2-я неделя октября | Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника | |
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия | в течение года | Кружковые занятия | |
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по технологии | октябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | |
Подготовка учащегося к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии | ноябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | |
Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня | февраль-март | Консультации учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проета | |
Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах различного уровня | в течение года | Индивидуальная работа | |
Проведение предметной недели по технологии | апрель | Викторина, творческий конкурс, выставка работ | |
Индивидуальные консультации по вопросам проектирования и других аспектов творческий деятельности | в течение года | Индивидуальные занятия | |
Проекция деятельности учащегося в рамках программы предмета технология ведения дома | в течение года | Выбор темы исследовательской работы Индивидуальные и групповые занятия | |
Консультация родителей одаренного обучающегося по вопросам развития способностей их ребёнка. | в течение года | Индивидуальное консультирование. Комплексные методики для педагогов и родителей - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой); - Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) | |
Участие в выставках - конкурсах творческих работ: «Вышивка: традиции и современность» «Волшебная нить», «Народная кукла», «Бисер Балашихи» | в течение года | Творческие работы | |
Участие в научно-практической конференции МГОУ | октябрь, март | Предоставление работы | |
Школьный конкурс исследовательских работ «Моя будущая профессия» | декабрь | Исследовательские работы | |
Участие во Всероссийских конкурсах, викторинах:
| в течение года | Участие | |
Проведение предметной недели | апрель | Участие | |
Создание и пополнение портфолио | в течение года | Сбор и систематизация информации | |
Представление достижений, результатов, способностей учащейся родителям, сверстникам | в течение года | Выставка работ | |
Подведение итогов | май | Анализ работы | |
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. | июнь | Составление отчёта |
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года).
- Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/ .
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/ .
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/
- Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043
- Концепция поддержки одаренных детей . Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/164/30058 /
Интернет-источники:
https://kursy.org/courseTested/index/892705377
http://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf
https://multiurok.ru/blog/v-mastierstvie-uchitielia-uspiekh-uchienika-2.html
https://pedportal.net/attachments/001/480/988/1480988.docx?1458774334
https://урок.рф/library/kompleks_metodik_diagnostiki_odaryonnosti_191247.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная программа с одарёнными детьми
индивидуальная программа с одарёнными детьми...
Статья: Разработка индивидуальной программы развития ребенка
Разработка индивидуальной программы развития ребенка...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Цели:...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...