Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
проект

Мясникова Марина Владимировна

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог-наставник совместно с классным руководителем, ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya-programma-razvitiya-odarennogo-rebenka.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3"

 Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут Шахрай Анны,         ученицы 9 класса

                      Педагог-наставник: Мясникова Марина Владимировна,

                                                   учитель русского языка и литературы

                                 

Пояснительная записка.

По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.

Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.

В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций, приобретает особый смысл и значимость.

Научно-методологическое и методическое обоснование

Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.)

В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Основания для составления индивидуальной

программы развития ребёнка

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями ОУ удовлетворить образовательные потребности учащихся;

- возможностями материально-технической базы школы;

- содержанием программы.

Принципы построения программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Шахрай Анны, ученицы 9 класса

Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки  

проведения 

Ответственные

1

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

- Тест Д. Векслера.

- Тест Р. Амтхауэра.

-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

- Методика «Школьный тест умственного развития»

Сентябрь

Педагог-наставник

Мясникова М.В.

2

Тест на лингвистические способности Г. Айзенк.

Сентябрь

Педагог-наставник

Мясникова М.В.

3

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Октябрь

Педагог-наставник

Мясникова М.В.

4

- Тесты для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
 - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
 - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Октябрь

Педагог-наставник

Мясникова М.В.

   

На основе тестов Шахрай Анна относится к интеллектуальному типу одаренности. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Этап 2. Определение цели  и постановка задач,

которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения

индивидуального образовательного маршрута.

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог-наставник совместно с классным руководителем, ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

№ п/п

Задачи

Сроки проведения

Ответственные

1.

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

август

учитель-предметник

2.

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературе

август

учитель-предметник

3.

Разработка программы внеурочной деятельности "От слова к словесности" по предметам "Русский язык" и "Литература".

август

Педагог-наставник

Мещерякова Н.М.

4.

Разработка  элективных курсов по русскому языку.

август

Педагог-наставник

Мещерякова Н.М.

5.

Выбор темы исследовательской работы по литературе. ("Декабристы в истории нашего края")

сентябрь

Руководитель

Мещерякова Н.М.

6.

Беседы с родителями.

В течение года

классный руководитель, педагог-наставник

Этап 3. Определение роли родителей (законных представителей)  в реализации маршрута.

На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы  с родителями (законными представителями):

- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;

- просветительская работа (родительский всеобуч, библиотечка для родителей (законных представителей) на сайте школы);

Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:

*Информирование родителей (законных представителей) об особенностях, проблемах, интересах ребенка путем проведения лекций, бесед, показа фильмов.

*Обучение родителей (законных представителей) способами взаимодействия путем проведения тренингов.

*Индивидуальные беседы, консультации.

Этап 4.Определение форм занятий с одарённым ребёнком

        

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа с педагогом-наставником.

3. Посещение занятий по внеурочной деятельности "От слова к словесности".

Школьный этап ВсОШ по литературе – 1 место.

Школьный этап ВсОШ по русскому языку – 1 место.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе.

1. Индивидуальные консультации.

2. Индивидуальная работа.

Предметная олимпиада НВГУ по русскому языку – 1 место;

Победитель Всероссийского конкурса по языкознанию "Русский медвежонок – языкознание для всех»

Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции.

Разработка исследовательских работ:

 "Почерк- танец руки? Или ума?" ;

«Мир фентези в современной литературе»

Защита исследовательского проекта в рамках ГИА.

Участие в городской научно-практической конференции «Современная наука глазами молодых исследователей»

Диплом 2 степени на региональной научно-практической конференции

Обучение в Школе одаренных детей по предмету "Литература" в рамках подготовки к ВОШ

Еженедельные ВКС, выполнение домашних заданий, участие в очной сессии, итоговые работы в конце обучения

По плану работы «Школа одаренных детей»

Подготовка к ОГЭ. Обязательный экзамен по русскому языку. Экзамен по литературе (по выбору)

Посещение элективного курса по подготовке к ОГЭ.

Консультации учителя-предметника

Экзамен по русскому языку - "отлично"

Экзамен по литературе - отлично

Региональные и всероссийские программы (летние школы) по работе с одаренными и талантливыми детьми

Заявка на участие в образовательной программе ОЦ «Сириус».

Участие в летней(августовской)смене ОЦ «Сириус».

Этап 5. Определение содержания плана работы

с одарёнными детьми в МБОУ «СШ№3».

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки  

проведения 

Ответственные

Диагностика. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

учителя-предметники и классные руководители

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Сентябрь

Кл .руководители, учителя –предметники

Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

Сентябрь

учителя-предметники и классные руководители

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Октябрь

Зам. директора по МР

Проведение предметных недель

Октябрь-февраль

Кл. руководители, учителя –предметники

Участие  в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников

Ноябрь-декабрь

Зам. директора по МР, учителя предметники.

Участие  в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников

Январь-февраль

Зам. директора по МР, учителя-предметники

Анализ итогов олимпиады школьников

Февраль

Зам. директора по МР, учителя-предметники. руководители МО.

Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Джалиловских чтениях», «Самотлорских родничках» и т.д.

В течение года

Учителя-предметники

Начало оформления творческих работ , индивидуальных и групповых проектов

Декабрь

Зам. директора по УВР

Руководители проектов.

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Февраль-март

Руководители проектов

Творческие мастерские

В течение года

Учителя-предметники.

Оформление портфолио школьников

 В течение  года

 

Кл. руководители.

Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети»

В течение года 

Зам. директора по МР,  учителя-предметники, кл. руководители.

Предметные недели

В течение года по графику

Учителя-предметники

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Учителя-предметники, кл. руководители

Работа спортивных секций

В течение года

Учителя физической культуры

Работа кружков

В течение года

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности

В течение года

Учителя – предметники.

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми

В течение года

Библиотекарь

Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год

Май

Зам. директора по УВР, учителя-предметники, кл. руководители

Вручение наград и поощрений на торжественной линейке, посвященной окончанию учебного года, выпуску из ОУ.

Май

Зам. директора по МР

Этап 6. Интеграция с другими специалистами

Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем  и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, кл. руководителем, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями(законными представителями) о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося

Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.

Критерии оценивания:

-победы на олимпиадах, конкурсах;

-активная жизненная позиция;

-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;

-ведение дневника и портфолио;

-успешная реализация индивидуальной программы развития;

-высокая мотивация на достижение поставленной цели  сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов,  бесед).

Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа.

Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел

добиться)

2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что

я должен сделать)

3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения

цели)

4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).

Самооценка:    «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать еще?»

  1. Закончить учебный год на «отлично».
  2. Стать победителем олимпиад и конкурсов различных уровней и направлений.
  3. Побывать на летней профильной смене
  1. Выполнял задания повышенной сложности.
  2. Посещал индивидуальные консультации учителей-предметников.
  3. Посещал занятия внеурочной деятельности по предмету.
  4. Участвовал в олимпиадах и конкурсах различных уровней и направлений.
  5. Отправил заявку и портфолио в ОЦ

Добиваться поставленной цели.

Успешно сдать итоговые экзамены в школе.

Заниматься литературным творчеством постоянно

Показателями эффективности реализации  программы работы с одаренными детьми могут быть:

1.        Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.        Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3.        Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.        Повышения уровня владения детьми общепредметными  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»

Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...