Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
проект
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог-наставник совместно с классным руководителем, ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya-programma-razvitiya-odarennogo-rebenka.docx | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3" |
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка |
Индивидуальный маршрут Шахрай Анны, ученицы 9 класса |
Педагог-наставник: Мясникова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.
Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.
В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.
В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций, приобретает особый смысл и значимость.
Научно-методологическое и методическое обоснование
Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.)
В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Основания для составления индивидуальной
программы развития ребёнка
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями ОУ удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы;
- содержанием программы.
Принципы построения программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Шахрай Анны, ученицы 9 класса
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Тест Д. Векслера. -Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) - Методика «Школьный тест умственного развития» | Сентябрь | Педагог-наставник Мясникова М.В. |
2 | Тест на лингвистические способности Г. Айзенк. | Сентябрь | Педагог-наставник Мясникова М.В. |
3 | - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой); - Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) | Октябрь | Педагог-наставник Мясникова М.В. |
4 | - Тесты для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). | Октябрь | Педагог-наставник Мясникова М.В. |
На основе тестов Шахрай Анна относится к интеллектуальному типу одаренности. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Этап 2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения
индивидуального образовательного маршрута.
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог-наставник совместно с классным руководителем, ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
№ п/п | Задачи | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | август | учитель-предметник |
2. | Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературе | август | учитель-предметник |
3. | Разработка программы внеурочной деятельности "От слова к словесности" по предметам "Русский язык" и "Литература". | август | Педагог-наставник Мещерякова Н.М. |
4. | Разработка элективных курсов по русскому языку. | август | Педагог-наставник Мещерякова Н.М. |
5. | Выбор темы исследовательской работы по литературе. ("Декабристы в истории нашего края") | сентябрь | Руководитель Мещерякова Н.М. |
6. | Беседы с родителями. | В течение года | классный руководитель, педагог-наставник |
Этап 3. Определение роли родителей (законных представителей) в реализации маршрута.
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями (законными представителями):
- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;
- просветительская работа (родительский всеобуч, библиотечка для родителей (законных представителей) на сайте школы);
Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:
*Информирование родителей (законных представителей) об особенностях, проблемах, интересах ребенка путем проведения лекций, бесед, показа фильмов.
*Обучение родителей (законных представителей) способами взаимодействия путем проведения тренингов.
*Индивидуальные беседы, консультации.
Этап 4.Определение форм занятий с одарённым ребёнком
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа с педагогом-наставником. 3. Посещение занятий по внеурочной деятельности "От слова к словесности". | Школьный этап ВсОШ по литературе – 1 место. Школьный этап ВсОШ по русскому языку – 1 место. |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе. | 1. Индивидуальные консультации. 2. Индивидуальная работа. | Предметная олимпиада НВГУ по русскому языку – 1 место; Победитель Всероссийского конкурса по языкознанию "Русский медвежонок – языкознание для всех» |
Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции. | Разработка исследовательских работ: "Почерк- танец руки? Или ума?" ; «Мир фентези в современной литературе» | Защита исследовательского проекта в рамках ГИА. Участие в городской научно-практической конференции «Современная наука глазами молодых исследователей» Диплом 2 степени на региональной научно-практической конференции |
Обучение в Школе одаренных детей по предмету "Литература" в рамках подготовки к ВОШ | Еженедельные ВКС, выполнение домашних заданий, участие в очной сессии, итоговые работы в конце обучения | По плану работы «Школа одаренных детей» |
Подготовка к ОГЭ. Обязательный экзамен по русскому языку. Экзамен по литературе (по выбору) | Посещение элективного курса по подготовке к ОГЭ. Консультации учителя-предметника | Экзамен по русскому языку - "отлично" Экзамен по литературе - отлично |
Региональные и всероссийские программы (летние школы) по работе с одаренными и талантливыми детьми | Заявка на участие в образовательной программе ОЦ «Сириус». | Участие в летней(августовской)смене ОЦ «Сириус». |
Этап 5. Определение содержания плана работы
с одарёнными детьми в МБОУ «СШ№3».
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Диагностика. Формирование списка одаренных детей. | Сентябрь | учителя-предметники и классные руководители | |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | Сентябрь | Кл .руководители, учителя –предметники | |
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Сентябрь | учителя-предметники и классные руководители | |
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников | Октябрь | Зам. директора по МР | |
Проведение предметных недель | Октябрь-февраль | Кл. руководители, учителя –предметники | |
Участие в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников | Ноябрь-декабрь | Зам. директора по МР, учителя предметники. | |
Участие в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников | Январь-февраль | Зам. директора по МР, учителя-предметники | |
Анализ итогов олимпиады школьников | Февраль | Зам. директора по МР, учителя-предметники. руководители МО. | |
Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Джалиловских чтениях», «Самотлорских родничках» и т.д. | В течение года | Учителя-предметники | |
Начало оформления творческих работ , индивидуальных и групповых проектов | Декабрь | Зам. директора по УВР Руководители проектов. | |
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Февраль-март | Руководители проектов | |
Творческие мастерские | В течение года | Учителя-предметники. | |
Оформление портфолио школьников | В течение года
| Кл. руководители. | |
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети» | В течение года | Зам. директора по МР, учителя-предметники, кл. руководители. | |
Предметные недели | В течение года по графику | Учителя-предметники | |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Учителя-предметники, кл. руководители | |
Работа спортивных секций | В течение года | Учителя физической культуры | |
Работа кружков | В течение года | Зам.директора по УВР, учителя-предметники | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Учителя - предметники. | |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности | В течение года | Учителя – предметники. | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми | В течение года | Библиотекарь | |
Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год | Май | Зам. директора по УВР, учителя-предметники, кл. руководители | |
Вручение наград и поощрений на торжественной линейке, посвященной окончанию учебного года, выпуску из ОУ. | Май | Зам. директора по МР | |
Этап 6. Интеграция с другими специалистами
Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем и учителями - предметниками. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Прохождение тестов, предметных олимпиад | октябрь | Расписание посещений занятий |
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, кл. руководителем, учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. |
Беседа с родителями(законными представителями) о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.
Критерии оценивания:
-победы на олимпиадах, конкурсах;
-активная жизненная позиция;
-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;
-ведение дневника и портфолио;
-успешная реализация индивидуальной программы развития;
-высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).
Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа.
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел
добиться)
2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что
я должен сделать)
3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения
цели)
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать еще?» |
|
| Добиваться поставленной цели. | Успешно сдать итоговые экзамены в школе. Заниматься литературным творчеством постоянно |
Показателями эффективности реализации программы работы с одаренными детьми могут быть:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.
Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Цели:...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...