ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
рабочая программа по биологии на тему
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Селенгинское районное управление образованием
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Программу составил: Эрдынеева Т.Г.,
учитель биологии
у. Тохой 2017
Пояснительная записка.
По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни и чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.
В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.
В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.
Основания для составления индивидуальной программы развития
ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
- содержанием конкурсной программы.
Принципы построения программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Жарникова Михаила
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Методика «Школьный тест умственного развития» | Сентябрь | школьный психолог |
2 | Тест на математические способности Г. Айзенк. | Сентябрь | Классный руководитель |
3 | - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) | Октябрь | школьный психолог |
4 | - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. | Октябрь | школьный психолог |
Таблица 1
На основе тестов Жарников Михаил относится к интеллектуальному типу одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Этап 2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения
индивидуального образовательного маршрута.
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
№ п/п | Задачи | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | октябрь | учитель-предметник |
2 | Составление индивидуального учебного плана по предмету биология | октябрь | учителя-предметники |
3 | Выбор темы исследовательской работы по биологии. | октябрь | руководитель |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | октябрь | психолог |
6 | Беседа с родителями. | октябрь | классный руководитель |
Этап 3. Определение роли родителей в реализации маршрута.
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:
- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;
- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);
- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:
*Информирование родителей об особенностях,проблемах,интересах ребенка путем проведения лекций,показа фильмов.
*Обучение родителей способами взаимодействия путем проведения тренингов.
*Индивидуальные беседы,консультации.
Этап 4.Определение форм занятий, методов и приемов,
технологий и т.д.
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады. | 1. Индивидуальные консультации учителя 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение кружка. | Школьной олимпиады по биологии – 1 место. |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по биологии и экологии | 1. Индивидуальные консультации учителя – предметника. 2. Индивидуальная работа. | Муниципальный этап Всероссийская олимпиада по -1место |
Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции. | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | Участие в школьном этапе - 1 место. |
Этап 5. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Диагностика.Формирование списка одаренных детей. | Сентябрь | учителя-предметники и классные руководители | |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | Сентябрь | Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО | |
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Сентябрь | учителя-предметники и классные руководители | |
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников | Октябрь | Зам. директора по УВР | |
Проведение предметных недель | Октябрь-февраль | Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО | |
Участие в окружном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников | Ноябрь | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Участие в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников | Январь-февраль | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Анализ итогов олимпиады школьников | Февраль | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру» и «Бульдог» , российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». | В течение года | Руководители МО. | |
Начало оформления творческих работ | Февраль | Зам. директора по УВР Руководители проектов. | |
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Февраль-март | Руководители проектов | |
Творческие мастерские | В течение года | Руководители МО. | |
Оформление портфолио школьников | В течение года
| Кл.руководители. | |
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети» | В течение года | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Предметные недели | В течение года по графику | Руководители МО. | |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы | |
Работа спортивных секций | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы | |
Работа кружков | В течение года | Зам.директора по УВР | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Учителя - предметники. | |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности | В течение года | Учителя – предметники. | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми | В течение года | Библиотекарь | |
Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год | Май | Зам. директора по УВР | |
Бал «Школа говорит Вам Спасибо!» | Май | Зам. директора по УВР |
Этап 6. Интеграция с другими специалистами.
Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем и учителями - предметниками. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Прохождение тестов, предметных олимпиад | октябрь | Расписание посещений занятий |
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.
Критерии оценивания:
-победы на олимпиадах, конкурсах;
-активная жизненная позиция;
-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;
-ведение дневника и портфолио;
-успешная реализация индивидуальной программы развития;
-высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).
Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел
добиться)
2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что
я должен сделать)
3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения
цели)
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).
Показателями эффективности реализации программы работы с одаренными детьми могут быть:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района Новосибирской области
Рекомендации по составлению индивидуального маршрута одаренного ребенка....
Индивидуальная карта развития одаренного ребенка
Индивидуальная карта развития одаренного ребенка...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.
Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 1
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 1...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 2
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 2...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...