Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
методическая разработка (5 класс)
Цели:
1.Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и перспективных детей, а также создание среды, способствующей формированию творческих способностей в области гуманитарных наук
2.Воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации средствами различных творческих технологий;
3.Формирование способности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_odaryonnyh.stat_uspeshnym-_zhiznennaya_filosofiya.docx | 55.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Цели:
1.Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и перспективных детей, а также создание среды способствующей формированию творческих способностей в области науки и литературы
2.Воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации средствами различных творческих технологий;
3.Формирование способности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности ЗАДАЧИ:
1.Обеспечение условия развития личности одаренного ребенка через творческую созидательную деятельность; 2.Создание системы работы с одаренными детьми через организацию деятельности учителя, , информационно-методического и программного обеспечения; 3.Психолого-педагогическая поддержка и диагностика одаренного ребёнка; 4.Предоставление возможности для продуктивной самореализации ребенка через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня; 5.Обучение детей специальным знаниям для проведения исследовательской работы, ее защиты, разработки и реализации проектов; 6.Формирование основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения, умения самостоятельно исследовать, проводить эксперименты, выполнять проекты; 7.Развитие личностных качеств, становление у учащихся творческого потенциала
Приоритетные направления:
освоение приемов фантазирования и творчества, преодоление психологической инерции, стремление к новизне. Участие в творческих конкурсах, игр, позволяющих оценить эффективность обучения. Выход учащихся, обладающих высоким уровнем мышления, интеллекта, имеющих нестандартное логическое мышление на муниципальный, региональный и Всероссийский уровень интеллектуального общения.
РЕАЛИЗАЦИЯ: 1.Выявление и развитие творческих способностей. 2.Развитие основных когнитивных процессов мышления. 3.Развитие речи детей, увеличение словарного запаса, умение связно говорить, составлять рассказы, воспитание звуковой культуры речи.
Прогнозируемый результат личности мотивированной к творческой деятельности: ЗНАНИЯ: 1.Сформированность основ мыслительной деятельности; 2.Владение навыками самоанализа. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1.Сформированность положительной мотивации учения; 2.Проявление познавательной инициативы, выходящей за пределы обязательных заданий; 3.Умение работать со справочной литературой для удовлетворение познавательного интереса.
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: 1.Сознательное отношение к своему здоровью и осознание важности главного ресурса – организма человека; 2.Умение строить отношения со взрослыми, сверстниками; 3.Использование нравственных знаний.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Отличительные особенности одаренных детей: 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность 3.Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей: 1.Дети с небывало высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки, искусства; 3.Учащиеся, не достигающие по каким-то причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми: 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора уч-ся дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с уч-ся. 6.Принцип создания условий для совместной работы уч-ся при минимальной роли учителя. I.Рекомендации психолога для педагога и направления работы с одаренными детьми:
1.Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности. 2.Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях). 3.Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений. 4.Оказание внимания на развитие моральных качеств личности (скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком-либо). 5.В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.
II.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
2. Родители должны очень внимательно относится к своему ребенку, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
3. Создавать условия для развития способностей ребенка. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого необходимо организовать посещение ребёнка в различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.
4. Как можно больше времени проводить с ребенком — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем – все это создаст благоприятные условия для развития одаренности.
5. Особое внимание уделять школьному обучению своего ребенка.
6. Учитывать личностные приоритеты ребенка, сферу его интересов.
7. Постоянно оказывать детям психологическую поддержку.
8. Не ограничивайте самостоятельность ребенка (чрезмерная опека родителей не нужна).
9.Обращать больше внимания на содержание деятельности, а не на нее оценку.
10.Нельзя постоянно хвалить ребенка. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
11. Одна из основных характеристик одаренных детей— независимость. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Поддержите его!
12.Не допускайте попустительской позиции отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков. Необходимо формировать и эффективные навыки социального поведения, которые часто у одаренных детей отсутствуют, поэтому и возникают проблемы в общении со сверстниками.
13. Помнить, что многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании.
14.Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
1) уверенность, которая основывается на сознании самоценности;
2) понимание достоинств и недостатков в себе самом;
3) интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
4) уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию;
5) привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
6) умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.
III.Рекомендации для учителей
1.Характер взаимодействия учителя и учеников:
- Помощь, поддержка
- Отсутствие директивных отношений
2. Учителя способствуют оптимальному развитию учеников, а для этого, в процессе специальной подготовки формируются следующие особенности мировоззрения учителей:
- Представления о других: окружающие дружелюбны, они имеют хорошие намерения, они способны самостоятельно решать свои проблемы, им присуще чувство собственного достоинства. Окружающие – творческие личности, они являются источником позитивных эмоций.
- Представление о себе: я связан с другими, а не отчуждён от них, я очень компетентен, я заслуживаю доверие моих учеников, я несу ответственность за все свои действия. Меня очень любят, я привлекателен как человек. Я ценю и уважаю чувство собственного достоинства моих учеников. Я готов оказывать всемирную поддержку и помощь развитию способностей и таланта моих учеников.
3. Поведение и деятельность учителей, работающих с одарёнными детьми, должны отвечать следующим требованиям:
- Учитель разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы.
- Учитель создаёт тёплую эмоционально безопасную атмосферу в классе.
- Учитель всегда учитывает обратную связь.
- Учитель использует различные стратегии обучения.
- Учитель уважает личность ученика и способствует формированию положительной его самооценки.
- Учитель уважает ценности ученика.
- Учитель всемирно поощряет творческие особенности и работу воображения.
- Учитель стимулирует, в первую очередь, развитие умственных процессов высшего уровня у учащихся.
4.Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
Учитель должен:
1. Быть доброжелательным и чутким.
2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
4. Иметь широкий круг интересов и умений.
5. Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование.
6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
7. Иметь живой и активный характер.
8. Обладать чувством юмора.
9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
10. Иметь творческое, личное мировоззрение.
11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
12. Иметь специальную подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Из опыта работы с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой учителя является выявление, сохранение и развитие одарённости детей. У одарённых детей чётко проявляется потребность исследовательской и поисковой активности. Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, воспитать у него жажду знаний, стремления к открытиям, активному умственному труду, развитию внутреннего потенциала.
Развитие способностей, а затем одарённости в детях происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цель, которую я ставлю в работе с одарёнными детьми – это создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одарённых детей в начальной школе.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Вся работа условно включает 4 этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик и исследований отечественных психологов.
Этап предварительного поиска
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Надо собрать предварительную информацию о ребенке.
Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. На этом этапе надо организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Надо помочь каждому ребенку реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Формы работы:
творческие задания; конкурсы
- консультирование по возникшей проблеме;
- беседы
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-различные конкурсы
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-творческие занятия;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.
Этап заключительного отбора - статистика побед в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Предполагаемые результаты:
· количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы);
· обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка Ходосок Ангелины
Учащаяся МБОУ лицея №9 г. Сальска
Возраст 11 лет.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | ||||||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | |||||
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог | |||||
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Классный руководитель | |||||
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог | |||||
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс. | 3-4 неделя ноября | Школьный психолог | |||||
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута. | ||||||||
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | Классный руководитель | |||||
2 | Составление индивидуального учебного плана по литературе и русскому языку для работы с уч-ся | 1 неделя октября | Классный руководитель | |||||
3 | Выбор темы исследовательской работы по гуманитарному предмету | 2 неделя октября | Классный руководитель | |||||
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | Классный руководитель | |||||
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Классный руководитель | |||||
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» | ||||||||
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты | |||||
Русский язык | Участие во Всероссийских и международных олимпиадах. | Занятия на дополнительных школьных электронных платформах( на выбор ученицы) | Результативное участие на муниципальном этапе олимпиады. | |||||
Литературатура | Участие во Всероссийских и международных олимпиадах. | Занятия по внеурочной деятельности, курс «Мастерская выразительного чтения» | Результативное участие на муниципальном этапе олимпиады. | |||||
Внеурочная деятельность | Участие в конкурсах на муниципальном, региональном, Всероссийском уровнях | Изучение с преподавателем по индивидуальному расписанию | Результативное участие на муниципальном этапе олимпиады. | |||||
Интеграция с другими специалистами | ||||||||
Составление карты познавательной деятельности ребенка классным руководителем, учителями. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. | ||||||
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут | ||||||
Прохождение тестов по выбранным предметам. | октябрь | Расписание посещений занятий | ||||||
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителем. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями. | ||||||
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. | ||||||
Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника | ||||||||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» | |||||
1. Хотел войти в тройку призеров школьного этапа олимпиады по литературе , русскому языку | Посещал индивидуальные консультации, выполнял задания повышенной сложности, прошел онлайн тестирования по русскому языку и литературе. | Повторил множество тем по русскому языку, перечитал произведения по литературе | Результативно пройти тестирование ВПР в 5 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.
Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»
Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...
Индивидуальная программа развития одарённого ребенка
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных...
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...