Программа внеурочной деятельности по технологии "Фантазии полет и рук творенье
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6 класс) на тему

Зимина Анна Сергеевна

Данная программа представляет собой тематическое планирование дополнительного курса по предмету технология в 5-6 классах, общекультурного и эстетического направления. Творческое и эстетическое воспитание подразумевают освоение простейших  приемов работы, углубление программного материала по предмету технология и изобразительное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное образовательное учреждение

                  Средняя образовательная школа №1

                                    г. Данилов

Согласована на заседании МС                                                          Утверждаю:

Дата _______________                                                                      приказ  № _______.

Протокол № _______                                                                        от «___»________200__г.

                                                                                                              Директор школы:

                                                                                                               ______________________

                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

       по внеурочной деятельности   

«Фантазии полёт и рук творенье »                      

 (технология)

5 класс

                                                                  Составила  Зимина А.С.,

                                                                учитель технологии

                                  2016-17 уч. год

Пояснительная записка.

Уровень общего образования: основная школа

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазии полёт и рук творенье » разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897);

Приказ МОН РФ от 4.10.2012 №986;

Программы по учебному предмету «Технология» для основного общего образования (Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2014)

Федерального перечня учебников на 2015-16уч.г.:

Учебник: «Технология. Технологии ведения дома:. 5 класс».  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н.В.Синица,  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012.

Требований к МТО

СанПиН 2.4.2.2821-10

Устава МБОУ СОШ №1

Основная образовательная программа МБОУ СОШ№1 на 2016-17 уч.г.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

В процессе создания работ формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного, художественно-эстетического   направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Содержание программы декоративного творчества «Фантазии полёт и рук творенье » является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства.

Программа рассчитана на учащихся 5- 6 классов (10- 13 лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по  2 часа (всего 68 часов).

Цель программы:

– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;

- развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;

Задачи:

О б у ч а ю щ и е:

– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

– обучить технологиям разных видов рукоделия.

В о с п и т а т е л ь н ы е:

– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Р а з в и в а ю щ и е:

– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

– развивать положительные эмоции и волевые качества;

– развивать моторику рук, глазомер.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Фантазии полёт и рук творенье ».

Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.

Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.

Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.

Каждое занятие «Фантазии полёт и рук творенье » реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.

Ведущие формы и методы организации занятий: практическая деятельность детей, игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования,  коллективно-творческие дела.

В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.

Тематическое планирование.

№п.п

Темы

Кол-во час

Содержание

Вводный курс.

1.

2.

Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Путешествие в мир декоративно-прикладного творчества.

 

Экскурсия в музей.

2

2

История развития рукоделий.  Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Режим работы мастерской. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Работа с природными материалами

8ч.

1.

Природные материалы в дизайне. Флористический коллаж.

Природные материалы в дизайне. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

 Флористический коллаж.  

Выставка работ.

Работа с шерстью

12ч.

1.

Азы мокрого валяния «Сувенир».

6ч.

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Старинное ремесло –валяние шерсти. Виды шерсти, свойства. Основные инструменты и технологии. Азы мокрого валяния. Изготовление сувенира из шерсти. Выставка работ.

2.

Шерстяная живопись.

6ч.

Картины из шерсти своими руками - Читайте подробнее на Выбор шерсти. Удачный выбор картины. Подбор цветового решения.

Работа с соленым тестом

8ч.

1.

Панно из соленого теста  или уют в дом своими руками.

8ч.

Рецепты соленого теста.  Основные приёмы работы с соленым тестом. Способы оформления поделок из соленого теста. Изготовление панно на кухню «Яблоня», панно на разделочной доске. Выставка работ.

Работа с х/б тканями

12ч

1.

Народная игрушка

Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Изготовление народной куклы оберега.

2.

Современное искусство кукольного мастерства.

14ч

История кукол. Значение слова «кукла». Различные техники создания кукол. Разновидности кукол: снежка, тильда, домашка, тыквоголовка ит.д. Авторская кукла.

 Создание своей неповторимой куклы. Выставка работ.

Индивидуальный творческий проект.

10ч

Подведение итогов. Выполнение индивидуального проекта. Защита проекта.  Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"

Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...