Программа внеурочной деятельности по технологии "Фантазии полет и рук творенье
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6 класс) на тему
Данная программа представляет собой тематическое планирование дополнительного курса по предмету технология в 5-6 классах, общекультурного и эстетического направления. Творческое и эстетическое воспитание подразумевают освоение простейших приемов работы, углубление программного материала по предмету технология и изобразительное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №1
г. Данилов
Согласована на заседании МС Утверждаю:
Дата _______________ приказ № _______.
Протокол № _______ от «___»________200__г.
Директор школы:
______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Фантазии полёт и рук творенье »
(технология)
5 класс
Составила Зимина А.С.,
учитель технологии
2016-17 уч. год
Пояснительная записка.
Уровень общего образования: основная школа
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазии полёт и рук творенье » разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Приказ МОН РФ от 4.10.2012 №986;
Программы по учебному предмету «Технология» для основного общего образования (Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2014)
Федерального перечня учебников на 2015-16уч.г.:
Учебник: «Технология. Технологии ведения дома:. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012.
Требований к МТО
СанПиН 2.4.2.2821-10
Устава МБОУ СОШ №1
Основная образовательная программа МБОУ СОШ№1 на 2016-17 уч.г.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
В процессе создания работ формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного, художественно-эстетического направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Содержание программы декоративного творчества «Фантазии полёт и рук творенье » является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства.
Программа рассчитана на учащихся 5- 6 классов (10- 13 лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов).
Цель программы:
– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
- развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;
Задачи:
О б у ч а ю щ и е:
– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить технологиям разных видов рукоделия.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Р а з в и в а ю щ и е:
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Фантазии полёт и рук творенье ».
Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.
Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
Каждое занятие «Фантазии полёт и рук творенье » реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
Ведущие формы и методы организации занятий: практическая деятельность детей, игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, коллективно-творческие дела.
В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
Тематическое планирование.
№п.п | Темы | |||
Кол-во час | Содержание | |||
Вводный курс. | 4ч | |||
1. 2. | Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Путешествие в мир декоративно-прикладного творчества.
Экскурсия в музей. | 2 2 | История развития рукоделий. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Режим работы мастерской. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества. | |
Работа с природными материалами | 8ч. | |||
1. | Природные материалы в дизайне. Флористический коллаж. | 8ч | Природные материалы в дизайне. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Флористический коллаж. Выставка работ. | |
Работа с шерстью | 12ч. | |||
1. | Азы мокрого валяния «Сувенир». | 6ч. | История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Старинное ремесло –валяние шерсти. Виды шерсти, свойства. Основные инструменты и технологии. Азы мокрого валяния. Изготовление сувенира из шерсти. Выставка работ. | |
2. | Шерстяная живопись. | 6ч. | Картины из шерсти своими руками - Читайте подробнее на Выбор шерсти. Удачный выбор картины. Подбор цветового решения. | |
Работа с соленым тестом | 8ч. | |||
1. | Панно из соленого теста или уют в дом своими руками. | 8ч. | Рецепты соленого теста. Основные приёмы работы с соленым тестом. Способы оформления поделок из соленого теста. Изготовление панно на кухню «Яблоня», панно на разделочной доске. Выставка работ. | |
Работа с х/б тканями | 12ч | |||
1. | Народная игрушка | 2ч | Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Изготовление народной куклы оберега. | |
2. | Современное искусство кукольного мастерства. | 14ч | История кукол. Значение слова «кукла». Различные техники создания кукол. Разновидности кукол: снежка, тильда, домашка, тыквоголовка ит.д. Авторская кукла. Создание своей неповторимой куклы. Выставка работ. | |
Индивидуальный творческий проект. | 10ч | |||
Подведение итогов. Выполнение индивидуального проекта. Защита проекта. Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"
Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...