Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"
рабочая программа по литературе (5, 6 класс)

Зрелова Елена Михайловна

Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Е.М.ЗРЕЛОВА

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Творческий полёт»

5-6

классы

УДК 371.214.14

ББК 74.26

З 89

Составитель Е. М. Зрелова

Рабочая программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление развития личности обучающегося) «Творческий полёт»: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. 5-6 классы/Сост. Е.М.Зрелова. – Отрадный: МУП «Издательство»Рабочая трибуна»,2018.-   с.

Рабочая  программа  внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление развития личности обучающегося) «Творческий полёт» 5-6 классы утверждена методическим советом ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный

Пособие содержит рабочую программу внеурочной деятельности для 5-6 классов. Программа включает в себя   пояснительную записку, тематическое планирование.

Данное методическое  пособие предназначено для использования в учебном
процессе в курсе внеурочной деятельности

                                                                                                                                                                                                            УДК 371.214.14

                                                                                                                                                                                                             ББК 74.26

Пояснительная записка

Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением нaполнить свободное время ребенка видами творчествa и формaми занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в aсоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа «Творческий пoлёт» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами игры. Игра в слова и со словами развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляет знание родного языка. Игра требует находчивости, даёт простор чувству  юмора.

Программа «Творческий полёт» формирует  общеучебные умения и навыки у учащихся. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Результаты исследований международных экспертов показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формами рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Нельзя добиться от обучаемого глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения  приёмам переработки информации.

Актуальность программы кружка «Творческий  полёт» в том, что творческие задания кружка  формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы.

 Основными достоинствами программы является то, что при выполнении творческих работ процесс чтения превращается в необычное, весёлое, интересное занятие, благодаря чему у ребёнка формируется положительное эмоциональное отношение к чтению, к книге, исчезает чувство тревожности.

Дети овладевают приёмом антиципации.

Цели

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического    мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

Задачи:

  • расширить кругозор школьников;
  • заложить основы навыков учебной работы;
  •  привить интерес к чтению;
  • сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Развивающего обучения
  • Обучения в сотрудничестве
  • Проблемного обучения
  • Развития исследовательских навыков
  • Информационно-коммуникационные
  • Здоровьесберегающие технологии

Совершенствование речевого развития.

1. Обогащение и систематизация словаря.

• Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего oкружения.
• Обогащение словаря признаков.

 2. Развитие устной монологической и диалогической речи.

• Обучение построению высказывания.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.

 Развитие словесно-логического мышления.

• Формирование умения понимать и задавать вопрос.

• Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
• Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

• Умение установить закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

• Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

• Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы.
• Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

• Развитие логического запоминания.

 Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
• Совершенствование умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
• Овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного.

Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:

-развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт;

-коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов;

-релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

-развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, активизирует их резервные возможности;

-воспитывающую – формирует уважение к историческому наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Содержание курса

1.Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы (2часа).Знакомство с деятельностью кружка.Теория: виды загадок, их композиция. Сочинение загадок.

2.Ребусы( 2часа).Теория: правила решений ребусов. Сочинение ребусов.

3.Центон( 2часа). Теория: правила составления центонов. Составление центонов из стихотворений Агнии Барто.

4. Конкурс  актёрского мастерства (1 час).Басни Крылова в пантомиме.

5.Рифмы- загадки ( 2часа). Теория: виды рифм. Играем в рифмы.

6.Считалки ( 1час).Аукцион  считалок  «Считалки нашего двора».

7. Литературный турнир(2 часа).КВН по сказкам.

8.Сочинение сказки( 22 часа).Сочинение  сказки  по загадке.Сочинение сказки с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Составление продолжения  народной  сказки «Репка». Изменениесказки «Курочка Ряба».Сочинение сказки по кругу.Сочинение сказок, направленных на выделение причинно- следственных связей.Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов.Салат из сказок.Старая сказка на современный лад.Сказка наоборот. Теория(2ч) :исторические корни волшебной сказки. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В.Я.  Проппа. Сказка собственного сочинения.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

 Основные виды деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы

2

1

1

Знакомятся с видами загадок, их композицией. Составляют свои загадки в составе группы или самостоятельно.

2

Ребусы.

2

2

Знакомятся с  правилами  построения шарад, ребусов.

Разгадывают и составляют ребусы.

3

Центон

2

1

1

Знакомятся с  понятием центона.

Составляют центон из стихов

4

Конкурс актёрского мастерства

1

1

Группы изображают в пантомиме известные басни Крылова. Рефлексия собственного поведения; взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности.

5

 Рифмы- загадки

2

1

1

Знакомятся с видами  рифм.

Определять рифму стихотворения, подбирают рифмы

6

Считалки

1

1

Аукцион считалок «Считалки нашего двора».

7

Литературный турнир

2

2

Рефлексия собственного поведения; взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности.

8

Сочинение сказки

22

2

20

Знакомятсяс композицией сказки.

Учатся определять основную идею текста, интерпретировать или оценить информацию.  Сочиняют сказки.

Всего

34

7

27

Ожидаемые результаты

Личностными результатами  являются следующие умения и качества: 

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 

• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

• интерес к чтению, потребность в чтении; 

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

• интерес к изучению языка; 

• осознаниe ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметнымирезультатами кружка «Творческий полёт» является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД: 

• самостоятельно формулировать тему и цeли занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД: 

пользоваться разными видaми чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

пользоваться словарями, справoчниками; 

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи; 

строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД: 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения; 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы. 

Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут  происходить путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Результаты реализации программы внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает построение ребусов, загадок, центонов, схему В.Я.  Проппа

школьник оценивает творчество других детей в сочинении  и составлении загадок, ребусов, центонов, сказок

школьник самостоятельно сочиняет загадки, сказки, составляет ребусы,центоны

Для достижения данного уровня необходимо:

взаимодействие обучающегося со старшими  как значимыми для него носителями знания и  опыта.

взаимодействие обучающихся между собой на уровне детского сообщества

самостоятельное участие  школьника в конкурсах, проектах  разного уровня

Форма внеурочной деятельности

беседы, лекции

литературные игры, конкурсы, квн

 создание книжки- малышки с собственными сказками, портфолио с творческими работами

Учебные пособия

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  • Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
  • Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, сост.

Д. Садовников; вступ. ст. и примеч. В. Аничкина. М.:ТЕРРА,1996.

  • Русские народные сказки. - СПб.: ТОО «Диамант»,1996.
  • Альбеткова Р.И.  Литературные игры. Экспериментальное учебное пособие.:  Рабочая тетрадь для 5-9 классов. -М.:Открытый мир,1998

Материально-техническое обеспечение кабинета литературы

1) ТСО:компьютер;проектор; экран;

2) Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; программные иллюстрации.

3)Интернет-ресурсы:

Экранно-звуковые пособия:

Золотой стихофон

•        http://gold.stihophone.ru/

Русская классическая литература

•        http://ayguo.com/

Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.

•         http://аудиохрестоматия. рф

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...