Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"
рабочая программа по литературе (5, 6 класс)
Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.М.ЗРЕЛОВА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Творческий полёт»
5-6
классы
УДК 371.214.14
ББК 74.26
З 89
Составитель Е. М. Зрелова
Рабочая программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление развития личности обучающегося) «Творческий полёт»: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. 5-6 классы/Сост. Е.М.Зрелова. – Отрадный: МУП «Издательство»Рабочая трибуна»,2018.- с.
Рабочая программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление развития личности обучающегося) «Творческий полёт» 5-6 классы утверждена методическим советом ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный
Пособие содержит рабочую программу внеурочной деятельности для 5-6 классов. Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование.
Данное методическое пособие предназначено для использования в учебном
процессе в курсе внеурочной деятельности
УДК 371.214.14
ББК 74.26
Пояснительная записка
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением нaполнить свободное время ребенка видами творчествa и формaми занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в aсоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа «Творческий пoлёт» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами игры. Игра в слова и со словами развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляет знание родного языка. Игра требует находчивости, даёт простор чувству юмора.
Программа «Творческий полёт» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Результаты исследований международных экспертов показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формами рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Нельзя добиться от обучаемого глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации.
Актуальность программы кружка «Творческий полёт» в том, что творческие задания кружка формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы.
Основными достоинствами программы является то, что при выполнении творческих работ процесс чтения превращается в необычное, весёлое, интересное занятие, благодаря чему у ребёнка формируется положительное эмоциональное отношение к чтению, к книге, исчезает чувство тревожности.
Дети овладевают приёмом антиципации.
Цели
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
Задачи:
- расширить кругозор школьников;
- заложить основы навыков учебной работы;
- привить интерес к чтению;
- сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- Развивающего обучения
- Обучения в сотрудничестве
- Проблемного обучения
- Развития исследовательских навыков
- Информационно-коммуникационные
- Здоровьесберегающие технологии
Совершенствование речевого развития.
1. Обогащение и систематизация словаря.
• Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего oкружения.
• Обогащение словаря признаков.
2. Развитие устной монологической и диалогической речи.
• Обучение построению высказывания.
• Совершенствование грамматического строя речи.
• Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.
Развитие словесно-логического мышления.
• Формирование умения понимать и задавать вопрос.
• Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
• Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.
• Умение установить закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
• Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).
• Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы.
• Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.
• Развитие логического запоминания.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
• Совершенствование умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
• Овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного.
Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:
-развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт;
-коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов;
-релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
-развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, активизирует их резервные возможности;
-воспитывающую – формирует уважение к историческому наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Содержание курса
1.Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы (2часа).Знакомство с деятельностью кружка.Теория: виды загадок, их композиция. Сочинение загадок.
2.Ребусы( 2часа).Теория: правила решений ребусов. Сочинение ребусов.
3.Центон( 2часа). Теория: правила составления центонов. Составление центонов из стихотворений Агнии Барто.
4. Конкурс актёрского мастерства (1 час).Басни Крылова в пантомиме.
5.Рифмы- загадки ( 2часа). Теория: виды рифм. Играем в рифмы.
6.Считалки ( 1час).Аукцион считалок «Считалки нашего двора».
7. Литературный турнир(2 часа).КВН по сказкам.
8.Сочинение сказки( 22 часа).Сочинение сказки по загадке.Сочинение сказки с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Составление продолжения народной сказки «Репка». Изменениесказки «Курочка Ряба».Сочинение сказки по кругу.Сочинение сказок, направленных на выделение причинно- следственных связей.Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов.Салат из сказок.Старая сказка на современный лад.Сказка наоборот. Теория(2ч) :исторические корни волшебной сказки. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В.Я. Проппа. Сказка собственного сочинения.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы | 2 | 1 | 1 | Знакомятся с видами загадок, их композицией. Составляют свои загадки в составе группы или самостоятельно. |
2 | Ребусы. | 2 | 2 | Знакомятся с правилами построения шарад, ребусов. Разгадывают и составляют ребусы. | |
3 | Центон | 2 | 1 | 1 | Знакомятся с понятием центона. Составляют центон из стихов |
4 | Конкурс актёрского мастерства | 1 | 1 | Группы изображают в пантомиме известные басни Крылова. Рефлексия собственного поведения; взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности. | |
5 | Рифмы- загадки | 2 | 1 | 1 | Знакомятся с видами рифм. Определять рифму стихотворения, подбирают рифмы |
6 | Считалки | 1 | 1 | Аукцион считалок «Считалки нашего двора». | |
7 | Литературный турнир | 2 | 2 | Рефлексия собственного поведения; взаимопомощь в общении в контексте игровой деятельности. | |
8 | Сочинение сказки | 22 | 2 | 20 | Знакомятсяс композицией сказки. Учатся определять основную идею текста, интерпретировать или оценить информацию. Сочиняют сказки. |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Ожидаемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознаниe ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатами кружка «Творческий полёт» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цeли занятия;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• пользоваться разными видaми чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
• пользоваться словарями, справoчниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут происходить путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Результаты реализации программы внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
школьник знает и понимает построение ребусов, загадок, центонов, схему В.Я. Проппа | школьник оценивает творчество других детей в сочинении и составлении загадок, ребусов, центонов, сказок | школьник самостоятельно сочиняет загадки, сказки, составляет ребусы,центоны |
Для достижения данного уровня необходимо: | ||
взаимодействие обучающегося со старшими как значимыми для него носителями знания и опыта. | взаимодействие обучающихся между собой на уровне детского сообщества | самостоятельное участие школьника в конкурсах, проектах разного уровня |
Форма внеурочной деятельности | ||
беседы, лекции | литературные игры, конкурсы, квн | создание книжки- малышки с собственными сказками, портфолио с творческими работами |
Учебные пособия
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
- Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, сост.
Д. Садовников; вступ. ст. и примеч. В. Аничкина. М.:ТЕРРА,1996.
- Русские народные сказки. - СПб.: ТОО «Диамант»,1996.
- Альбеткова Р.И. Литературные игры. Экспериментальное учебное пособие.: Рабочая тетрадь для 5-9 классов. -М.:Открытый мир,1998
Материально-техническое обеспечение кабинета литературы
1) ТСО:компьютер;проектор; экран;
2) Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; программные иллюстрации.
3)Интернет-ресурсы:
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон
• http://gold.stihophone.ru/
Русская классическая литература
• http://ayguo.com/
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
• http://аудиохрестоматия. рф
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...