Рабочая программа Кружка «Казачье домоведение»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Содержание программы кружка «Казачье домоведение» соответствует задачам регионального компонента.
В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовку к будущей семейной жизни, культуру одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok-kazache_domovedenie-1ch-_-16-17.docx | 36.65 КБ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «КАЗАЧЬЕ ДОМОВЕДЕНИЕ» | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рабочая программа
Кружка «Казачье домоведение»
на 2016-17 учебный год
Составитель: учитель технологии
В.А. Вдовенко.
г. Миллерово
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие цели образования с учетом специфики кружка
Основной задачей кружка «Казачье домоведение» является знакомство обучающихся с бытом, культурой, народными ремёслами и традициями родного донского края.
Содержание программы кружка «Казачье домоведение» соответствует задачам регионального компонента.
Курс “Казачье домоведение ” на 35 часов, по 1 часа в неделю. Его темы можно использовать на уроках технологии, как предмет школьного регионального компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера
Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров).
Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни.
“Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его”.(К.Д. Ушинский).
Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа.
Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.
В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовку к будущей семейной жизни, культуру одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.
Также в работе кружка намечено: посещение учащимися музея, выставок народного творчества, проводить беседы по истории народного творчества, выполнение проектных работ. В конце учебного года провести отчётную выставку работ обучающихся.
1
Цель данного курса: Воспитание духовно-здоровой личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.
Задачи курса:
- Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
- Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
- Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
- Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
- Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.
В программу входят разделы: казачьей кухни, работа с тканью, где обучающиеся познакомятся с вышивкой,народные и православные праздники, лепкой из солёного теста, аппликацией, вязание, техникой изонити, лоскутным шитьём, декоративное рисование и многое другое.
В занятии кружка стоят такие задачи: приобщение школьников к самостоятельному творчеству, к народным традициям и быту. Подготовка к будущей семейной жизни; культуру одежды, как части бытовой культуры; развитие таких качеств как: трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и современным рукоделием.
Также в работе кружка намечено: посещение учащимися музея, выставок народного творчества, проводить беседы по истории народного творчества, выполнение проектных работ. В конце учебного года провести отчётную выставку работ обучающихся.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Программа кружка «Казачье домоведение» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2
• общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
• авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ.
- Примерной программой основного общего образования по технологии. Рабочие программы. Технология. 5-8 классов: учебно - методическое пособие/ авторы-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова по учебнику под редакцией Симоненко В.Д; - Волгоград; Учитель. 2014г.
- Устав МБОУ СОШ № 4 г. Миллерово
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» Принят Законодательным Собранием 29 октября 2013 года.
- Учебный план МБОУ СОШ № 4 на 2016-2017 учебный год.
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
При изучении курса решаются следующие задачи:
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
- знания по ведению культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов;
- овладению художественной обработке материалов, техническим творчеством;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; развитие художественной инициативы; воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
3
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям, знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, области, села, с материалами и инструментами, применяемыми в художественных ремеслах;
- учатся вышивать несложные узоры, вязать крючком, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики;
- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием;
- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;
- помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными.
- формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
- формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность, потребностей в самостоятельной деятельности;
- воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, трудолюбие;
- формировать такие качества как: исполнительность, самостоятельность, ответственность, организованность;
- формирование и восстановление навыков домоводства, присущие каждой женщине;
- ознакомление учащихся с общими трудовыми процессами;
- формировать художественные и трудовые навыки и умения: умение наводить порядок в доме и поддерживать его чистоту (протирать пыль, собирать мусор, мыть посуду и т.д.); прививать желание помогать в приготовлении пищи; накрывать на стол, сервировать стол к празднику, убирать со стола;
- прививать чувство вкуса, гармонии, красоты;
- обучение ручному шитью;
- привитие навыков экономного ведения домашнего хозяйства;
- воспитание привычки к чистоте, к трудолюбию, воспитание чувства взаимопомощи;
- ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
- формирование эстетического вкуса, проявления самостоятельности в работе.
- знать основы художественного конструирования.
На первых занятиях ребят надо познакомить с правилами поведения в учебном классе и коллективе, рассказать о плане работы кружка, показать образцы игрушек, учебное помещение, инструменты- необходимые для работы.
4
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Сроки | |
I | Введение. | 2ч. | ||
1. | Вводное занятие. ПТБ. СГТ. | 1ч. | ||
2 | Кто такие казаки. Быт казаков. Традиции и обычаи | 1ч. | ||
II | Кулинария. Казачья кухня. | 6ч. | ||
1. | Вводное занятие. ПТБ. СГТ. Казачье застолье. Приготовление окрошки. | 2ч. | ||
2. | Приготовление холодных закусок, салатов. | 2ч. | ||
3. | Сладости без выпечки. | 2ч. | ||
III | Донской национальный костюм. | 4ч. | ||
1. | История костюма. Стиль, облик. Композиция на темы: «Казачьи посиделки», «Народные гуляния». Поделки из солёного теста. | 1ч. 3ч. | ||
IV | Рукоделие казачек. | 8ч. | ||
1. | Ручная вышивка. Украшаем полотенце, носовые платки и т. д. | 2ч. | ||
2. | Ручное ткачество. Домотканая салфетка. | 6ч. | ||
V | Художественная обработка ткани. | 4ч. | ||
1. | Аппликации без иглы. | 4ч. | ||
VI | Светлая Пасха. | 4ч. | ||
1. | Яичко расписное. | 2ч. | ||
2. | Светлая Пасха. Готовим подарки к празднику. | 2ч. | ||
VII | Декоративное искусство. Узоры донской росписи. | 6ч. | ||
1. | Украшаем предметы домашнего обихода. | 2ч. | ||
2. | Изготовление тряпичных кукол-оберегов. | 2ч. | ||
3. | Роспись по стеклу | 2ч. | ||
4. | Техника декупажа. | 3ч. | ||
VIII | Выставка детского творчества. | 1ч. | ||
1. | Подготовка к выставке. Выставка детского творчества. | 1ч. | ||
Итого: 35 часов |
5
Используемая литература.
- Техника рукоделия. (Перевод с немецкого Т.Н. Дорошкиной), том №2Мн: Полымя, 1999г.
- Домашний уют своими руками. Е. Карпова. Издательство «Внешсигма»,1997г.
- Научно-теоретический, методический и организационно-педагогический журнал «Школа и производство» «Школа-Пресс».
- Журнал «Чудесные мгновения» (замысловатые узоры); Москва «Агенство Дистрибьютор Прессы».
- «Витражные росписи» специальный выпуск журнала «Лена рукоделие» на русском языке ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс».
- Энциклопедия домашнего хозяйства. А. Петрунькина, Санкт-Петербург «Кристалл» 1998г.
- Расписываем керамику. Диана Фишер. Москва АСТ. Астрель 2006г.
- Роспись по стеклу. Е.В.Животовская. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
- Поделки своими руками. Л.А.Ерлыкин.Москва «ТРИЭН»1997г.
- Конструирование из бумаги – справочник. Б.Г.Гагарин. Издательство -Ташкент1990г.
- Энциклопедия. Трафаретная роспись. Р.Пухол-Ксикой. Х.Х. Касалс. АСТ –ПРЕСС КНИГА.2003г.
- Лучшие орнаменты и декоративные мотивы. Т.М.Котельникова. М.: АСТ. Астрель2008г.
- Стили и орнаменты в искусстве (каталог).М.: АСТ. Астрель2007г.
- Украшения для дома.М.: АСТ.ПРЕСС КНИГА 2005г.
- Казачье образование. «Домоводство на Дону».Дом, кухня, костюм. Учебное пособие под редакцией И.А. Алексеевой.
- «Казаки». Нравы, обычаи, расселение, боевые искусства, войны и восстания. Иллюстрированная история Отечества.Под редакцией Алмазова.
- «Лоскутная техника» «Пэчворк», Практическое пособие Санкт-Петербург Корона принт, 1999г.
- «Домоводство и обучающий труд». Н.Е. Жигунов, А.П. Тарасова Санкт-Петербург «Мим – Экспресс», 1996г.
- Казачье образование. «Домоводство на Дону».Дом, кухня, костюм. Учебное пособие под редакцией И.А. Алексеевой
6
Список учащихся кружка «Казачье домоведение»
на 2016-17 уч. год.
Руководитель: Вдовенко В.А.
№ п / п | Список учащихся | класс |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |
5
Список учащихся кружка «Казачье домоведение».
№ п / п | Список учащихся | класс |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «КАЗАЧЬЕ ДОМОВЕДЕНИЕ» (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятель-ности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Инструменты и материалы | Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
l. Вводное занятие (2 часа) | |||||||||||
1 | Вводное занятие. ПТБ. СГТ. | 1 | Изучение нового материала. | Правила ТБ работы на занятиях кружка. Планы и задачи курса. Оборудование кабинета, организация рабочего места, Запись ПТБ . | Правила ТБ. Общее представление о труде. Уметь использовать их на практике | Инструкционная карта. | |||||
2 | Кто такие казаки. Быт казаков. Традиции и обычаи | 1 | Урок -контроль знаний. | Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями. Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов | Иметь представление о быте, народных традициях донских казаков. | Инструкционная карта. Посуда, столовые приборы, салфетки. | |||||
II. Кулинария. Казачья кухня (6 часов) | 6ч. | ||||||||||
1. | Вводное занятие. ПТБ. СГТ. Казачье застолье. Приготовление окрошки. | 2 | Практическая работа. | Определение качества овощей. Фигурная нарезка овощей. Приготовления салатов. | Иметь представление о правилах первичной обработки овощей; рецептуре пищевых блюд. Знать правила нарезки овощей и уметь её выполнять | Инструкционная карта. Посуда для приготовления пищи | |||||
2. | Приготовление холодных закусок, салатов. | 2 | Практическая работа. | Кулинарная обработка продуктов. Познакомить с видами макаронных изделий, правилами варки, технологией приготовления блюд. Причины увеличения и объема при варке. | Знать: технология приготовления блюда, норме продуктов. Уметь: определять доброкачественность продукта, готовить блюда с соблюдение правил ТБ и БТ. | Инструкционная карта. Посуда для приготовления пищи | |||||
3. | Сладости без выпечки. | 2 | Комбинирован- ный. | . Технология приготовления сладостей без выпечки ТБ. | Уметь: готовить блюда, рассчитывать норму продуктов. | Инструкционная карта. | |||||
III. Донской национальный костюм.(4 часа) | |||||||||||
1. | История костюма. Стиль, облик. Композиция на темы: «Казачьи посиделки», «Народные гуляния». Поделки из солёного теста. | 1 3 | Комбинирован-ный. | История Донского национального костюма. Традиции казачества. Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда; Выбор композиции по предложенной теме. Уметь соединять в композиции другие материалы (текстиль, природные материалы и др.) | Применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности; - воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда; - создание на занятии рабочей дружеской атмосферы. Знать и уметь готовить тесто для лепки самостоятельно, выполнять композиции из солёного теста по эскизам | Мука, соль, бусины, пластиковая фурнитура ,эскиз, рамка для фото. | |||||
IV. Рукоделие казачек (8 часов) | |||||||||||
1. | Ручная вышивка. Украшаем полотенце, носовые платки и т. д. | 2 | Практическая работа | Учимся вышивать крестом, гобеленовым швами. Композиционное построение узоров. | Уметь вышивать вертикальным и горизонтальным крестом, косым гобеленовым швами. | Иглы швейные для вышивания, булавки с колечком, ножницы, схемы. | |||||
2. | Ручное ткачество. Домотканая салфетка. | 6 | Комбиниро-ванный. Самостоятель-ная работа. | Ознакомить с техникой ручного ткачества. Выполнение домотканой салфетки | Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы Знать правила технологии выполнения работы. | Нитки для вязания, булавки с колечком, деревянная рамка с набитыми гвоздиками, ножницы, схемы. | |||||
| V. Художественная обработка ткани (4 часа) | ||||||||||
1. | Ниточная страна Аппликация из ниточной крошки. Аппликация из скрученных ниток. Аппликация из резаных ниток. Аппликации без иглы. | 4 | Комбинирован-ный | Текстильные материалы. Виды аппликаций из нитей (аппликация из цельных нитей, из распущенных нитей, из кручёных нитей) Обсуждение образцов, технология изготовления аппликаций из нитей. Изготовление аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей. | Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы Знать правила технологии выполнения работы. | Текстильные материалы для изготовления аппликации из нитяной крошки, из скрученных и резаных нитей. | |||||
VI. Светлая Пасха (4 часа) | |||||||||||
1. | Яичко расписное. | 2 | Комбиниро-ванный. | История праздника -Святой Пасхи, традиции. Ознакомить с техникой выполнения расписного яйца. | Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы Знать правила технологии выполнения работы. | Краски, яйца, эскизы. | |||||
2. | Светлая Пасха. Готовим подарки к празднику. | 2 | Комбиниро-ванный. Самостоятель-ная работа | Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы Знать правила технологии выполнения работы. | Кусочки ткани, немножко ваты или синтепона, крепкую красную нить и монетки. | ||||||
VII. Декоративное искусство. Узоры донской росписи (6 часов) | |||||||||||
1. | Украшаем предметы домашнего обихода. | 2 | Практическая работа | Знать: последовательность выполнения работы уметь: выбирать мотивы для композиций, самостоятельно работать в технике | |||||||
2. | Изготовление тряпичных кукол-оберегов. | 2 | Комбинирован-ный. | Ознакомить с изготовлением и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам, сделать куклу-оберег. Познакомить с новыми словами и их значениями: “кукла-закрутка”, “тулово”, “оберег”, “лоскут”. | Уметь правильно изготавливать национальные куклы. Знать: народные традиции и обряды, | Кусочки ткани, немножко ваты или синтепона, крепкую красную нить и монетки. | |||||
3. | Роспись по стеклу | 2 | Комбиниро-ванный. Самостоятель-ная работа | Основные вопросы: Закон композиции. Симметрия и асимметрия. Цветовая гамма. Виды декоративных работ из стекла. (Витраж, роспись стекла, вазы.) Самостоятельная работа Эскиз в цвете с применением декора в нескольких вариантах. Оформление бутылочки или вазы декоративными элементами | Знать: виды декоративных работ из стекла. Уметь: выполнять эскиз в цвете с применением декора в нескольких вариантах. | Тематика работ Тема дается произвольная или в зависимости от формы, цвета и комбинации декоративными элементами. | |||||
4. | Техника декупажа. | 3 | Комбиниро-ванный. Самостоятель-ная работа | Ознакомить с техникой выполнения. Салфеточная техника, грунтовка поверхности. Последовательность выполнения работы | Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы Знать правила технологии выполнения работы. | ||||||
VIII. Выставка детского творчества. (1час) | |||||||||||
1. | Подготовка к выставке. Выставка детского творчества. | 1 | |||||||||
Итого: 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа спортивные казачьи игры
Внеурочная деятельность. 1-4 класс...
Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционн...
Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор"
Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор" для учащихся малокомплектной школы казачьей кадетской направленности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...