Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Казачья доблесть и фольклор" для учащихся малокомплектной школы казачьей кадетской направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmakazachya_doblest_i_folklor15.docx | 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. УВР МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка КлимоваС.А.___________________ «_____» ______________ 2015г. | «Утверждаю» Заведующий ОП Филиал МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка ОрловаН.В_____________________ «_____» ______________ 2015 г. |
Программа
военно-патриотической направленности
«Казачья доблесть»
для 5-9 классов
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №___
от «___» __________ 2015 г
Пояснительная записка.
В современном российском обществе происходят изменения в ценностных ориентирах, возврат к традиционному патриотическому воспитанию. Одним из направлений такого воспитания стало открытие казачьих кадетских корпусов. В ОПФ МОУ «СОШ № 1 р.п. Татищево» в д. Македоновка это направление реализуется в форме классов казачьей кадетской направленности. Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся именно в таких классах.
Воспитание патриотизма начинается с любви к малой родине. Через уроки, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность, кружковую работу формируются знания об истории казачества, его традициях и особенностях культуры.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Ее важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только устное народное творчество, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п. Важнейшей составляющей казачьей культуры является воинская служба.
Всякая традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. В традиционно казачьих областях элементы казачьей культуры не вызывают вопросов. Для жителей Поволжья казачья составляющая не так значительна, песенный фольклор волжского казачества не столь радикально отличается от фольклора не казачьего населения, как донской. В то же время, отношение к службе всех казачьих субэтносов схоже, что позволяет использовать в работе с учащимися элементы фольклора всех казачьих войск.
Данная образовательная программа не может включать весь огромный спектр традиционной культуры казачества.
Поэтому целью программы является: формирование у учащихся традиционной воинской культуры казачества (в том числе – Волжского), морально-волевых и физических качеств, для воспитания деятельного патриотизма и готовности защищать Родину, в том числе, готовясь к службе в Российской армии.
В связи с этим задачами программы являются:
Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности волжского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
Познакомить учащихся с составом и структурой фольклора, его основными компонентами; составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
Выработать общие представления о взаимосвязи фольклора и традиционной воинской культуры;
Содействовать гармоничному физическому развитию учащихся, всесторонней физической подготовки, укреплению здоровья;
Развивать навыки обращения с традиционным оружием казака;
Развивать творческие способности школьников;
Содержание программы:
Программа кружка «Казачья доблесть» рассчитана на один год для обучающихся в возрасте 11-15 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (37 часов в год с каникулярными занятиями).
Программа кружка «Казачья доблесть» состоит из двух составляющих:
Фольклорно-песенная основа
Песни различных казачьих войск: общее и отличия. Особенности казачьего многоголосия.
Взаимосвязь песни и службы казака. Строевые песни казаков, героические (исторические) песни
Оружие как часть культуры казачества. Использование оружия в песенных и хореографических выступлениях
Обрядовые, лирические и плясовые песни
Влияние казачьих мотивов на песенную культуру России.
Практическая отработка элементов казачьей культуры:
Определение званий, родов войск, «чтение» погон, петлиц, шевронов.
Дисциплинарный устав Российской армии, воинская присяга, клятва кадета.
Строевой устав Российской армии, строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора, строевой шаг, повороты в строю, перестроения.
Знакомство с конской упряжью, седловкой, верховая езда.
Владение оружием: упражнения с шашкой, разборка-сборка АК-74, стрельба из ПВ по неподвижным и движущимся мишеням из положения стоя.
Основы рукопашного боя, обезоруживание противника с ножом, пистолетом и АК.
Знакомство с подвигами казаков на поле боя, подвигами бойцов Советской и Российской Армии.
Знакомство с казачьим бытом: костюмы, жилище, обычаи, обряды, игры и пляски.
Универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время занятий; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда; видеть красоту голосов и движений, выделять и обосновывать их эстетические признаки;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
знать основные принципы казачьей и армейской службы;
владеть основными строевыми приёмами;
уметь пользоваться традиционным оружием;
знать и уметь исполнять казачий фольклор, участвовать в исполнении обрядов;
применять полученные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемый результат.
В результате реализации программы планируется: повышение уровня общей культуры и физической подготовки учащихся; бережное отношение к своей малой родине, к прошлому и настоящему; приобретение специфических навыков и умений по изучаемым разделам программы; формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков; возможность практического применения этих умений и навыков в повседневной жизни, при проведении казачьих праздников и на районных соревнованиях «Туристический слёт» и «Зарница».
Требования к учащимся:
соблюдение техники безопасности при проведении занятий;
выполнение казачьих заповедей и правил поведения кадета;
уважение к представителям различных традиционных конфессий;
активное участие в казачьих мероприятиях в школе, районе и области.
Материально-техническая база:
Казачьи костюмы;
Макеты винтовок, шашек, автоматов.
Пневматические винтовки.
Средства обучения: аудиозаписи и тексты фольклорных песен.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
разделы | все го | в том числе | ||
тео рия | прак тика | |||
I | Введение. Знакомство с кружком и его программой. Понятие «Казачество и казачий фольклор». | 2 | 1 | 1 |
II | Казак на службе | 12 | 2 | 10 |
III | Казак в бою | 3 | 1 | 2 |
IV | Что защищает казак | 13 | 3 | 10 |
V | Современный казак – труженик и защитник Отечества | 7 | 2 | 5 |
Итого: | 37 | 9 | 28 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Четверть, неделя | Фактическое число | |
всего | ||||
I | 2 | |||
1 | Понятие «Казачество и казачий фольклор». История возникновения казачьих войск. (волжская «На вольных степях Саратова» - знакомство.) Практическая часть: определение званий, родов войск, погоны, петлицы, шевроны. | 1-1 | ||
2 | Расселение казаков, казачьи войска, форма (терская «Полно вам снежочки» - знакомство.) Практическая часть: строевые приёмы - отдание чести, доклад, снятие головного убора. | 1-2 | ||
II | Казак на службе | 14 | ||
3. | Казачья честь (донская «Конь боевой с походным вьюком» знакомство) Песни Розенбаума о казаках. Практическая часть: воинская присяга, клятва кадета. | 1-3 | ||
4. | Казачья доблесть (Песни Розенбаума о казаках - разучивание) Практическая часть: дисциплинарный устав Российской армии. | 1-4 | ||
5. | Служба-казачья судьба («Полно вам снежочки» разучивание на голоса) Практическая часть: строевой устав Российской армии | 1-5 | ||
6. | Служба-казачья судьба («Полно вам снежочки» закрепление) Практическая часть: повороты в строю | 1-6 | ||
7. | Казачья выправка (терская «Во саду дерево цветёт» - разучивание.) Практическая часть: строевой шаг | 1-7 | ||
8. | Казачья выправка (терская «Во саду дерево цветёт» - закрепление.) Практическая часть: перестроения | 1-8 | ||
9. | Казак и конь (забайкальская «Поехал казак на чужбину далёку» - знакомство.) Практическая часть: знакомство с конской упряжью, седловкой | 1-9 | ||
10. | Казак и конь (забайкальская «Поехал казак» - разучивание.) Практическая часть: верховая езда | К | ||
11. | Владение оружием (донская «Пролегала шлях дорожка» - знакомство.) Практическая часть: владение шашкой | 2-1 | ||
12. | Владение оружием (донская «Пролегала шлях дорожка» - разучивание.) Практическая часть: разборка-сборка АК | 2-2 | ||
13. | Владение оружием (донская «Пролегала шлях дорожка» - закрепление.) Практическая часть: стрельба из ПВ по неподвижным мишеням из положения стоя | 2-3 | ||
14. | Владение оружием (донская «Из-за леса копия мечей» - знакомство.) Практическая часть: стрельба из ПВ по движущейся мишени из положения стоя | 2-4 | ||
III | Казак в бою | 3 | ||
15. | Подвиги предков (донская «Из-за леса копия мечей» - разучивание) Практическая часть: обезоруживание противника с ножом | 2-5 | ||
16. | Подвиги предков (донская «Из-за леса копия мечей» - закрепление) Практическая часть: обезоруживание противника с пистолетом и АК | 2-6 | ||
17. | Готовность казака отдать жизнь за Родину («Чёрный ворон, что ж ты вьёшься» - знакомство) Практическая часть: знакомство с подвигами казаков на поле боя | 2-7 | ||
IV | Что защищает казак | 13 | ||
18. | Вера в жизни казаков (кубанская «Добрый вечер тоби» - разучивание) Практическая часть: знакомство с рождественскими обрядами | К | ||
19. | Женщина-казачка особенности судьбы («Чёрный ворон, друг ты мой сердечный» - знакомство) Практическая часть: знакомство с повседневной жизнью сельской домохозяйки | 3-1 | ||
20. | Сочетание службы и повседневной жизни у казаков («А как у нашей сотни» - знакомство) Практическая часть: знакомство с бытовым казачьим костюмом | 3-2 | ||
21. | Служба и повседневная жизнь у казаков («А как у нашей сотни» - разучивание) Практическая часть: знакомство с казачьим переплясом | 3-3 | ||
22. | Лирические песни казаков («Домик стоит над рекою» - разучивание) Практическая часть: знакомство с игрой «Ручеёк» | 3-4 | ||
23. | Лирические песни казаков («Подушечка» - разучивание) Практическая часть: знакомство с игрой «Подушечка» | 3-5 | ||
24. | Свадебные песни донских казаков («А у нас ранёшенько – на заре» - разучивание) Практическая часть: знакомство со свадебными обрядами | 3-6 | ||
25. | Любовь к Родине – главное качество казака («Ой ты, Расея» - разучивание) Практическая часть: подготовка к концерту к Дню Победы | 3-7 | ||
26. | Любовь к Родине – главное качество казака («Ой ты, Расея» - знакомство) Практическая часть: подготовка к концерту к Дню Победы | 3-8 | ||
27. | Тематика казачества в советских песнях XX века («Казачий Дон» - разучивание) Практическая часть: подготовка к концерту к Дню Победы | 3-9 | ||
28. | Тематика казачества в советских песнях XX века («Казак уходил на войну» - разучивание) Практическая часть: подготовка к концерту к Дню Победы | К | ||
29. | Тематика казачества в советских песнях XX века («Едут по Берлину наши казаки» - разучивание) Практическая часть: подготовка к концерту к Дню Победы | 4-1 | ||
30. | Проведение концерта к дню Победы для односельчан | 4-2 | ||
V | Современный казак – труженик и защитник Отечества | 7 | ||
31. | Тематика защиты Отечества в современной песне Практическая часть: подготовка к песням у костра на туристическом слёте | 4-3 | ||
32. | Тематика защиты Отечества в современной песне Практическая часть: подготовка к песням у костра на туристическом слёте | 4-4 | ||
33. | Тематика казачества в современной эстраде Практическая часть: подготовка к песням у костра на туристическом слёте | 4-5 | ||
34. | Тематика казачества в современной эстраде Практическая часть: подготовка к песням у костра на туристическом слёте | 4-6 | ||
35. | Шуточные песни казаков («Пчёлочка златая» - разучивание переделанного варианта) Практическая часть: подготовка к туристическому слёту | 4-7 | ||
36. | Шуточные песни казаков («Вы блины, мои блины» - разучивание переделанного варианта) Практическая часть: подготовка к туристическому слёту | 4-8 | ||
37. | Шуточные песни казаков Практическая часть: подготовка к туристическому слёту, отработка программы выступления | К | ||
| ИТОГО | 37 |
Список использованной учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
- Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Ч. 1, 2.Краснодар, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фольклору Забайкалья
Рабочая программа по фольклору Забайкалья...
Рабочая программа "Фольклор для малышей"
Данная программа используется на отделении "Сольное народное пение" для детей 5-6 лет....
Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционн...
Рабочая программа факультатива "Мордовский фольклор"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....
Рабочая программа факультатива "Фольклор Урала" (8 класс)
Содержание программы факультатива соответствует целям, задачам образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единство учебной и внеурочной занят...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Русский фольклор»
Программа составлена с учетом методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степ...