Рабочая программа спортивные казачьи игры
рабочая программа по физкультуре по теме
Внеурочная деятельность. 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sprtivnye_kazachi_igry.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
______________ Т.И.Татарникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивные казачьи игры
Возраст учащихся 7-10 лет
Количество часов 136 часов
Составитель Карпов Виктор Владимирович
Программа разработана на основе примерной программы по Кубановеднию
федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Основания для разработки и внедрения программы:
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании школьников и подростков нашего общества, роста децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания школьников, молодежи, поколений, которым предстоит принять ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос о патриотическом воспитании нашей молодежи. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите». Исторические и геополитические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания школьников в МОУСОШ№6 является воспитание учащихся на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением показывает, что основными направлениями его военно-патриотического воспитания являются:
- воспитание в семье;
- воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
- воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.
Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включает в себя:
- общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизни-строительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
- конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходимость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
- моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для мальчиков) опыт;
- семью как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
- культуросообразность форм казачьей самобытности как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
- аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющую на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служение на благо Отечества и своего народа.
Основанием для разработки и внедрения данной программы способствовали следующие факторы:
- во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
- во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания школьников на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Система воспитания наиболее полно отвечает задачам военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В школе реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства учащихся с казачьими традициями, историей и культурой, включения их в программу военно-спортивных видов спорта, праздников, утренников. Школа базируется на традициях семейного казачьего воспитания, стала подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.
- Особенности программы:
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Программа «Казачьи игры» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. Программа вызывают положительные эмоции, развивает тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т.д. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются казачьи игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Программа «Казачьи игры» организуется во внеурочной воспитательно-оздоровительной работе с учащимися. Младших школьников необходимо обучать играть в подвижные казачьи игры. Подбирая игру, педагог учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, не допускает избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Программа реализуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, правилами личной безопасности, гигиены. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках.
Программа «Казачьи игры» разработана для детей 1-4 клсса, рассчитана на 1 год обучения - 18 часов с проведением занятий 2 раза в месяц.
Цели и задачи программы:
- Формирование уважительного отношения к культуре казачества
- Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине
- Развитие активной, гармонически развитой личности
- Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве
- Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
Учебно-тематический план курса «Казачьи игры»
№ | темы | Рабочая программа | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2 | История казачества России. Казачья игра «Лошадки» | 4 | 4 | 4 | 4 | |
3 | История казачества . Игра «Казачата» | 4 | 4 | 4 | 4 | |
4 | История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху» | 2 | 3 | 3 | 3 | |
5 | Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки | 4 | 4 | 4 | 4 | |
6 | Казачьи национальные игры Игра «Чехорда» | 3 | 3 | 3 | 3 | |
7 | Игра «Нагайка и кнут» | 3 | 3 | 3 | ||
8 | Игра «Городки» | 3 | 3 | 3 | 3 | |
9 | Игра с шашкой | 2 | 2 | 2 | 2 | |
10 | Игра «Схоронички» | 2 | 2 | 2 | 2 | |
11 | Итоговое занятие. Казачий круг | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы:
- Вводное занятие: знакомство с общими правилами игр, правилами безопасности во время игр.
- История казачества России. Казачья игра «Лошадки». Знакомство учащихся с возникновением казачества.
История казачества Кубани . Игра «Казачата». Знакомство учащихся с возникновением Кубанского казачества.
История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Знакомство учащихся с традиционными казачьими играми.
Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Знакомство с атаманом Кубанского казачества, его вклад в развитие России.
- Казачьи национальные игры. Знакомство с национальными играми казаков.
Ожидаемый результат:
- Расширенный кругозор учащихся
- Умение самостоятельно и активно играть в казачьи игры
- Приобретение качеств необходимых в повседневной жизни: находчивость, проявление инициативы, быстрое принятие решения, умение быстро находить выход в сложной ситуации
- Умение расслабляться, быть чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развивать позитивный образ своего тела
- Развитие психических процессов: зрительно-слуховое восприятие, тонкой моторике рук, координации движений, чувства ритма.
Список учебной литературы:
- Ковалёва О.В. «Некоторые аспекты политического поведения казачества», В.Д.Зотов, М.:МАКС, 2004 г.
- Пётр Краснов серия книг «Казачья слава», «История казачества», изд. Яуза, Эксмо, 2006 г.
- Петр Краснов «История кубанского войска», изд. Вече, 2007 г.
- Анатолий Короченко «Русские полководцы», изд. АСТ, Астрель, 2004г.
- Владимир Лесин «Исторические портреты: Михаил Кутузов, Матвей Платов, Алексей Ермолов», изд. АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.
- Учебное пособие: «История казачества в вопросах и ответах», сост. С.А.Кислицын, изд. Феникс, 2001 г.
Список методической литературы:
- УМК «Российское казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд. М.,2009 г.
- «Российское казачество», отв. ред. Т.В.Таболина, изд.М.,2003 г.
- Альманах «Казачество», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2008 г.
- Журнал «Этносоциум», под ред. Е.Л.Рябовой, изд.Этносоциум,2005 г.
- Рамазан Абдулатипов «Мой русский народ: кубанские казаки», изд. Классик Стиль, 2006 г.
Список литературы для родителей и учащихся:
- Краткий исторический словарь, «Юг России», отв.ред. А.П.Пронштейн, изд. РГУ, 1977 г.
- «Военная история России», авт. О.В.Саксонов, В.А.Золотарёв, С.А.Тюшкевич, изд. КУЧКОВО ПОЛЕ, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивной секции по спортивным играм
спортивная секция...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....
Рабочая программа "Спортивные игры"
Рабочая программа...
Рабочая программа спортивные игры 8 класс
Рабочая программа «спортивные игры» для 8И-класса разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32, основана на авто...
Рабочая программа - Спортивные игры
Спортивные игры...
Рабочая программа спортивного кружка «Спортивные игры» для 4-5 класса
Рабочая программа спортивного кружка «Спортивные игры» 4-5 класс...