Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс
рабочая программа по краеведению по теме

Черепова Марина Валентиновна

 

       Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.


Скачать:


Предварительный просмотр:

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №__1 от 30.08._2010   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______5 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  1. Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  2. Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
  3. Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  4. Развивать творческие способности детей;
  5. Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

    Формы работы:

  1. Занятие – встреча;
  2. Занятие – заочная экскурсия;
  3. Занятие – гостиная;
  4. Занятие – экспедиция;
  5. Занятие – ученическая конференция;
  6. Занятие – творческий портрет;
  7. Занятие – праздник.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание обучения 1-го года обучения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Народы, языки и культура.

4

4

2

Кубанское казачество и его культура

19

19

3

Кубанское казачество: устройство общества.

5

5

4

Занятия кубанских казаков.

6

6

5

Итого

34

34

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

По окончании первого года обучения учащиеся должны  Знать:

  1. Внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
  2. Понятие этнос, народ;
  3. Понятие язык;
  4. Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
  5. Понятие традиция, традиционная культура;
  6. Расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, культурные особенности народов России, особенности фольклора народов России;
  7. Основные отличия казачества России и  Украины;
  8. Особенности и разновидности обрядового костюма;
  9. Типы жилища кубанских казаков;
  10. Особенности «языка» кубанских казаков;
  11. Характеристику основных жанров фольклора;
  12. Структуру , деление на полки, рода войск, отделы, управление Кубанского казачьего войска;
  13. Воинскую казачью культуру, фольклор;
  14. Типы казачьих семей;
  15. Фольклор в семейной и общинной жизни;
  16. Досуговый  фольклор в войске, общине, семье;
  17. Календарные, семейные, воинские, станичные/ общинные праздники.

Уметь:

  1. Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
  2. Изготавливать элементы обрядового костюма;
  3. Выполнять рисунок: жилище, его элементы;

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  5. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
  6. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  7. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
  8. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
  9. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по ВР

классных руководителей      

       Протокол № 2 от25.08.2010г.                                    _____________С.Н.Суханова

Руководитель МО                                                       « 30 »августа 2010 года

_________         Е.В..Золотухина

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2010 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка  «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»                               

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        5    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2010 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

Народы, языки и культура.

4

1

Народы, языки и культуры мира.

1

Презента

ция по теме

2

Народы, языки и культуры России.

1

3

Народы , языки и культуры Кубани.

1

Презента

ция по теме

4

Практическая работа – встреча с фольклорным коллективом.

1

Кубанское казачество и его культура.

19

Традиционный костюм.

4

5

Понятие культура, состав культуры и её ключевые компоненты.

1

6

Традиционный детский, мужской, женский костюм.

1

Презента

ция по теме

7

Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре.

1

8

Практическая работа. Изготовление отдельных элементов обрядового костюма.

1

Жилище.

4

Презента

ция по теме

9

Традиционные постоянные и временные типы жилища кубанских казаков.

1

10

Деление внутреннего пространства жилища.

1

Презента

ция по теме

11

Жилища в детских играх, фольклоре.

1

Презента

ция по теме

12

Практическая работа. Этнографический рисунок жилища.

1

Презента

ция по теме

13

Пища.

1

Вера и верования.

2

14

Православная вера кубанских казаков.

1

Презента

ция по теме

15

Вера в культуре, фольклоре.

1

Презента

ция по теме

16

Язык.

1

Фольклор.

7

17

Фольклор как духовная основа культуры.

1

Аудио запись

18

Общая характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора.

1

Аудио запись

19

Связь фольклора с деятельностью и группами общества: детский, молодёжный и воинский фольклор.

2

20

Основные жизненные и календарные циклы.

1

21

Основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.

2

Кубанское казачество: устройство общества.

5

Войско

2

22

Особенности казачьего общества.

1

23

Встреча с атаманом и членами правления современных казачьих обществ.

1

Община.

2

24

Территориальная община.

1

Презента

ция по теме

25

Связь станичной общины с войском.

1

Презента

ция по теме

26

Семья

1

Занятия кубанских казаков.

6

Воинская служба.

1

27

Кубанские казаки – воины и хлеборобы.

Воинская служба – основное занятие.

1

Презента

ция по теме

28

Труд

1

29

Отдых

1

Праздники

1

Презента

ция по теме

30

Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха.

1

31

Итоговое занятие.

1

Итого                                                            34

Практических работы - 3



Предварительный просмотр:

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №__1 от 30.08._2011   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______6 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  1. Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  2. Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
  3. Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  4. Развивать творческие способности детей;
  5. Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание обучения 2-го года обучения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Кубанское казачество и его культура.

2

1

2

Дети в традиционной культуре казаков.

6

5

3

Дети и фольклор.

12

10

4

Календарный праздник глазами ребёнка.

14

16

5

Итоговые занятия.

2

2

Итого

36

34

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

По окончании второго года обучения учащиеся должны  Знать:

  1. Колыбельные песни и их характеристики;
  2. Игрушку в традиционной культуре, её виды, способы изготовления;
  3. Игру в традиционной культуре кубанских казаков;
  4. Считалки, дразнилки, игровые припевки;
  5. Заклички как жанр детского фольклора, заклички дождя;
  6. Особенности содержания праздничных периодов зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы;
  7. Сюжеты, мотивы, образы игрового и хороводного фольклора;
  8. Малые жанры фольклора, их темы и образы;
  9. Сказки кубанских казаков, их особенности;
  10. Легенды и былички кубанских казаков.

Уметь:

  1. Изготовить куклу по народным образцам;
  2. Исполнять колыбельные песни и потешки;
  3. Играть в игры кубанских казаков;
  4. Исполнять дразнилки, считалки, заклички;
  5. Исполнять колядки и щедровки;
  6. Нарисовать этнографический рисунок на темы главных зимних праздников казаков;
  7. Реконструировать фрагменты поздравительных обрядов
  8. Декорировать яица;
  9. Исполнять хороводные песни;
  10. Подготовить традиционную постановку по сказкам кубанских казаков;
  11. Исполнять легенды и былички кубанских казаков.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  5. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
  6. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  7. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
  8. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
  9. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по ВР

классных руководителей      

 Протокол № 1 от 29.08.2011г.                                    _____________С.Н.Суханова

Руководитель МО                                                       « 30 »августа 2011 года

_________         Е.В..Золотухина

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2011 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка  «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»                               

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        6    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2011 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

Кубанское казачество и его культура.

1

1

Понятие кубанского казачества, его многостороння сущность.

 Суть понятия ФОЛЬКЛОР, формы его выражения: обряды, песни, сказки, пословицы, поговорки и др.

1

Презента

ция по теме

Дети в традиционной культуре казаков.

5

3

Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Отношение к рождению девочки и мальчика. Крещение и имянаречение ребёнка.

1

Презента

ция по теме

4

Колыбельные песни – первые фольклорные тексты в жизни человека. Образы колыбельных песен.

Потешки : образный строй. Роль потешек в  процессе взросления и воспитания ребёнка.

1

Аудио запись

5

Игрушка в традиционной культуре. Рукотворный характер игрушки, её энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы.

1

Презентация

6

Практическая работа. Изготовление куклы по народным образцам, зарисовкам, фото. Разучивание колыбельных песен.

1

7

Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр.

Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки.

1

Презента

ция по теме

Дети и фольклор

10

8

Песня и припевка как часть игры.

1

Презента

ция по теме

9

Игровые и хороводные песни.

1

Презента

ция по теме

10

Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре.

1

Аудио запись

11

Практическая работа. Игровая викторина по малым жанрам фольклора.

1

12

Сущность жанра сказки. Её роль в первом этапе жизни ребёнка.

1

Аудио запись

13

Тематические группы сказок.

1

Аудио запись

14

Практическая работа. Чтение сказок кубанских казаков. Подготовка театральной постановки .

2

15

Содержание жанра легенды. Легенды кубанских казаков.

1

Презентация

16

Быличка как жанр. Былички кубанских казаков.

1

Календарный праздник глазами ребёнка.

16

16

Зимние Святки. Обряды, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах ,связанные с зимними Святками.

2

Презента

ция по теме

17

Практическая работа. Разучивание фольклорных текстов. Этнографический рисунок. Изготовление обрядовых атрибутов.

2

Аудиозапись

18

Праздник Масленицы. Гуляния. Участие детей в прощённом воскресенье. Заклички весны.

2

Презента

ция по теме

19

Практическая работа. Реконструкция фрагментов масленичного обряда.

3

20

Праздник Пасхи. Содержание праздника.

2

Презента

ция по теме

21

Практическая работа. Декорирование яиц. Игры с крашенками.

3

Презента

ция по теме

22

Праздник Вознесения. Содержание праздника. Праздник Троицы, его содержание.  Обряды , связанные с КУКУШКОЙ. Троицкие хороводы.

2

Презентация

Итоговые занятия.

2

23

Праздник игрового фольклора.

2

Итого                                                            34

Практические работы - 6



Предварительный просмотр:

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №__1 от 30.08._2012   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______7 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  1. Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  2. Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
  3. Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  4. Развивать творческие способности детей;
  5. Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание  3-го года обучения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Традиционная культура кубанского казачества

1

1

2

Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор

4

4

3

Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков.

28

27

4

Итоговое занятие. Праздник обрядового фольклора Кубанского казачества.

1

2

Итого

34

34

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

По окончании третьего года обучения учащиеся должны  Знать:

  1. Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков;
  2. Особенности вождения Мыланки и Васыля в кубанских станицах, персонажи, содержание сюжета, фольклорные тексты;
  3. Масленичные песни в кубанских станицах, сюжеты, образы, их связь с содержанием обряда;
  4. Музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи, заклички весны, постовые и хороводные песни;
  5. Музыкальные тексты Пасхи;
  6. Жанры фольклора, связанные с летним периодом: лирические песни с соответствующими поэтическими мотивами, полильни припевки;
  7. Песни на окончание уборки урожая, лирические песни;
  8. Специфику каждого из обрядов перехода;
  9. Жанры свадебного фольклора;
  10. Основные мотивы, образы погребальных и поминальных причитаний.

Уметь:

  1. Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам, реконструировать фрагменты обряда;
  2. Исполнять масленичные песни, фрагменты народно-театральных представлений;
  3. Исполнять троицкие и купальские песни;
  4. Исполнять песни летнего и осеннего сезона;
  5. Исполнять колядки и щедровки;
  6. Исполнять свадебные песни кубанских казаков, реконструировать фрагменты свадебного обряда.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  5. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
  6. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  7. Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
  8. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
  9. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по ВР

Протокол № 1 от 29.08.2012г.                                    _____________С.Н.Суханова

Руководитель МО                                                       « 30 »августа 2012 года

_________        Черепова М.В.

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2012 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МАОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка  «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»                               

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        7    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2012 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

теория

Практ.

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

1

Традиционная культура кубанского казачества

1

2

Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор

4

Свадебные песни и причитания.

1

1

Погребальные причитания в традиционной культуре. Виды причитаний. Основные мотивы и образы причитаний.

2

3

Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков.

27

Зимние Святки.

8

Представления об умирании старого и зарождении нового времени, отражение их в фольклоре.

2

Калядки и щедровки.

1

2

Ряжениие как древнейшая форма обрядового поведения.

1

2

Масленица.

4

Масленичные песни. Сюжеты, образы.

1

1

Их связь с содержанием обряда.

1

1

Великий пост.

4

Заклички весны.

1

1

Духовные стихи. Постовые и хороводные песни.

1

1

Пасха.

4

Весенние хороводы.

2

2

Троица. Ивана Купала.

4

Легенды и былички об Иване купала.

1

1

Музыкальный фольклор Троицы и Ивана купала.

1

1

Лето.

3

Труд в поле

1

Песни на окончание уборки урожая , лирические песни.

1

1

4

Итоговое занятие. Праздник обрядового фольклора Кубанского казачества.

2

Практические работы – 14 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (кубанские говоры) 5 кл.

Составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (кубанские говоры) в 5 классе....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...