Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс
рабочая программа по краеведению по теме
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_folklor_kub.kazachestva._5_klass.docx | 31.52 КБ |
rabochaya_programma_folklor_kub.kazachestva_6_klass.docx | 29.76 КБ |
rab.programma_folklor_kub.kazachestva_7_klass.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
_______Краснодарский край г.Курганинск_______________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__1 от 30.08._2010 года
Председатель педсовета
_____________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ______5 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень ____________
(базовый, профильный)
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Программа разработана на основе
Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».
Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
- Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
- Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
Формы работы:
- Занятие – встреча;
- Занятие – заочная экскурсия;
- Занятие – гостиная;
- Занятие – экспедиция;
- Занятие – ученическая конференция;
- Занятие – творческий портрет;
- Занятие – праздник.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание обучения 1-го года обучения.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Народы, языки и культура. | 4 | 4 |
2 | Кубанское казачество и его культура | 19 | 19 |
3 | Кубанское казачество: устройство общества. | 5 | 5 |
4 | Занятия кубанских казаков. | 6 | 6 |
5 | Итого | 34 | 34 |
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
По окончании первого года обучения учащиеся должны Знать:
- Внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
- Понятие этнос, народ;
- Понятие язык;
- Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
- Понятие традиция, традиционная культура;
- Расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, культурные особенности народов России, особенности фольклора народов России;
- Основные отличия казачества России и Украины;
- Особенности и разновидности обрядового костюма;
- Типы жилища кубанских казаков;
- Особенности «языка» кубанских казаков;
- Характеристику основных жанров фольклора;
- Структуру , деление на полки, рода войск, отделы, управление Кубанского казачьего войска;
- Воинскую казачью культуру, фольклор;
- Типы казачьих семей;
- Фольклор в семейной и общинной жизни;
- Досуговый фольклор в войске, общине, семье;
- Календарные, семейные, воинские, станичные/ общинные праздники.
Уметь:
- Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
- Изготавливать элементы обрядового костюма;
- Выполнять рисунок: жилище, его элементы;
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
- Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
классных руководителей
Протокол № 2 от25.08.2010г. _____________С.Н.Суханова
Руководитель МО « 30 »августа 2010 года
_________ Е.В..Золотухина
Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________Л.М.Проценко
30 августа 2010 год.
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 5
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2010 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Разделы программы, темы уроков | кол час | Дата план | Дата фак тич | Коррек ция | ИКТ |
Народы, языки и культура. | 4 | |||||
1 | Народы, языки и культуры мира. | 1 | ция по теме | |||
2 | Народы, языки и культуры России. | 1 | ||||
3 | Народы , языки и культуры Кубани. | 1 | ция по теме | |||
4 | Практическая работа – встреча с фольклорным коллективом. | 1 | ||||
Кубанское казачество и его культура. | 19 | |||||
Традиционный костюм. | 4 | |||||
5 | Понятие культура, состав культуры и её ключевые компоненты. | 1 | ||||
6 | Традиционный детский, мужской, женский костюм. | 1 | Презента ция по теме | |||
7 | Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре. | 1 | ||||
8 | Практическая работа. Изготовление отдельных элементов обрядового костюма. | 1 | ||||
Жилище. | 4 | Презента ция по теме | ||||
9 | Традиционные постоянные и временные типы жилища кубанских казаков. | 1 | ||||
10 | Деление внутреннего пространства жилища. | 1 | Презента ция по теме | |||
11 | Жилища в детских играх, фольклоре. | 1 | Презента ция по теме | |||
12 | Практическая работа. Этнографический рисунок жилища. | 1 | Презента ция по теме | |||
13 | Пища. | 1 | ||||
Вера и верования. | 2 | |||||
14 | Православная вера кубанских казаков. | 1 | Презента ция по теме | |||
15 | Вера в культуре, фольклоре. | 1 | Презента ция по теме | |||
16 | Язык. | 1 | ||||
Фольклор. | 7 | |||||
17 | Фольклор как духовная основа культуры. | 1 | Аудио запись | |||
18 | Общая характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора. | 1 | Аудио запись | |||
19 | Связь фольклора с деятельностью и группами общества: детский, молодёжный и воинский фольклор. | 2 | ||||
20 | Основные жизненные и календарные циклы. | 1 | ||||
21 | Основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора. | 2 | ||||
Кубанское казачество: устройство общества. | 5 | |||||
Войско | 2 | |||||
22 | Особенности казачьего общества. | 1 | ||||
23 | Встреча с атаманом и членами правления современных казачьих обществ. | 1 | ||||
Община. | 2 | |||||
24 | Территориальная община. | 1 | Презента ция по теме | |||
25 | Связь станичной общины с войском. | 1 | Презента ция по теме | |||
26 | Семья | 1 | ||||
Занятия кубанских казаков. | 6 | |||||
Воинская служба. | 1 | |||||
27 | Кубанские казаки – воины и хлеборобы. Воинская служба – основное занятие. | 1 | Презента ция по теме | |||
28 | Труд | 1 | ||||
29 | Отдых | 1 | ||||
Праздники | 1 | Презента ция по теме | ||||
30 | Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. | 1 | ||||
31 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого 34
Практических работы - 3
Предварительный просмотр:
_______Краснодарский край г.Курганинск_______________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__1 от 30.08._2011 года
Председатель педсовета
_____________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ______6 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень ____________
(базовый, профильный)
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Программа разработана на основе
Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».
Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
- Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
- Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание обучения 2-го года обучения.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Кубанское казачество и его культура. | 2 | 1 |
2 | Дети в традиционной культуре казаков. | 6 | 5 |
3 | Дети и фольклор. | 12 | 10 |
4 | Календарный праздник глазами ребёнка. | 14 | 16 |
5 | Итоговые занятия. | 2 | 2 |
Итого | 36 | 34 |
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
По окончании второго года обучения учащиеся должны Знать:
- Колыбельные песни и их характеристики;
- Игрушку в традиционной культуре, её виды, способы изготовления;
- Игру в традиционной культуре кубанских казаков;
- Считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Заклички как жанр детского фольклора, заклички дождя;
- Особенности содержания праздничных периодов зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы;
- Сюжеты, мотивы, образы игрового и хороводного фольклора;
- Малые жанры фольклора, их темы и образы;
- Сказки кубанских казаков, их особенности;
- Легенды и былички кубанских казаков.
Уметь:
- Изготовить куклу по народным образцам;
- Исполнять колыбельные песни и потешки;
- Играть в игры кубанских казаков;
- Исполнять дразнилки, считалки, заклички;
- Исполнять колядки и щедровки;
- Нарисовать этнографический рисунок на темы главных зимних праздников казаков;
- Реконструировать фрагменты поздравительных обрядов
- Декорировать яица;
- Исполнять хороводные песни;
- Подготовить традиционную постановку по сказкам кубанских казаков;
- Исполнять легенды и былички кубанских казаков.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
- Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
классных руководителей
Протокол № 1 от 29.08.2011г. _____________С.Н.Суханова
Руководитель МО « 30 »августа 2011 года
_________ Е.В..Золотухина
Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________Л.М.Проценко
30 августа 2011 год.
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 6
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2011 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Разделы программы, темы уроков | кол час | Дата план | Дата фак тич | Коррек ция | ИКТ |
Кубанское казачество и его культура. | 1 | |||||
1 | Понятие кубанского казачества, его многостороння сущность. Суть понятия ФОЛЬКЛОР, формы его выражения: обряды, песни, сказки, пословицы, поговорки и др. | 1 | ция по теме | |||
Дети в традиционной культуре казаков. | 5 | |||||
3 | Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Отношение к рождению девочки и мальчика. Крещение и имянаречение ребёнка. | 1 | ция по теме | |||
4 | Колыбельные песни – первые фольклорные тексты в жизни человека. Образы колыбельных песен. Потешки : образный строй. Роль потешек в процессе взросления и воспитания ребёнка. | 1 | Аудио запись | |||
5 | Игрушка в традиционной культуре. Рукотворный характер игрушки, её энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы. | 1 | Презентация | |||
6 | Практическая работа. Изготовление куклы по народным образцам, зарисовкам, фото. Разучивание колыбельных песен. | 1 | ||||
7 | Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. | 1 | Презента ция по теме | |||
Дети и фольклор | 10 | |||||
8 | Песня и припевка как часть игры. | 1 | Презента ция по теме | |||
9 | Игровые и хороводные песни. | 1 | Презента ция по теме | |||
10 | Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. | 1 | Аудио запись | |||
11 | Практическая работа. Игровая викторина по малым жанрам фольклора. | 1 | ||||
12 | Сущность жанра сказки. Её роль в первом этапе жизни ребёнка. | 1 | Аудио запись | |||
13 | Тематические группы сказок. | 1 | Аудио запись | |||
14 | Практическая работа. Чтение сказок кубанских казаков. Подготовка театральной постановки . | 2 | ||||
15 | Содержание жанра легенды. Легенды кубанских казаков. | 1 | Презентация | |||
16 | Быличка как жанр. Былички кубанских казаков. | 1 | ||||
Календарный праздник глазами ребёнка. | 16 | |||||
16 | Зимние Святки. Обряды, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах ,связанные с зимними Святками. | 2 | Презента ция по теме | |||
17 | Практическая работа. Разучивание фольклорных текстов. Этнографический рисунок. Изготовление обрядовых атрибутов. | 2 | Аудиозапись | |||
18 | Праздник Масленицы. Гуляния. Участие детей в прощённом воскресенье. Заклички весны. | 2 | Презента ция по теме | |||
19 | Практическая работа. Реконструкция фрагментов масленичного обряда. | 3 | ||||
20 | Праздник Пасхи. Содержание праздника. | 2 | Презента ция по теме | |||
21 | Практическая работа. Декорирование яиц. Игры с крашенками. | 3 | Презента ция по теме | |||
22 | Праздник Вознесения. Содержание праздника. Праздник Троицы, его содержание. Обряды , связанные с КУКУШКОЙ. Троицкие хороводы. | 2 | Презентация | |||
Итоговые занятия. | 2 | |||||
23 | Праздник игрового фольклора. | 2 |
Итого 34
Практические работы - 6
Предварительный просмотр:
_______Краснодарский край г.Курганинск_______________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__1 от 30.08._2012 года
Председатель педсовета
_____________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ______7 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень ____________
(базовый, профильный)
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Программа разработана на основе
Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».
Цель программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
- Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- Познакомить их с составом и структурой фольклора, его основными компонентами;
- Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
2. Содержание обучения. Программа рассчитана на 5 лет обучения, содержание 3-го года обучения.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Традиционная культура кубанского казачества | 1 | 1 |
2 | Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор | 4 | 4 |
3 | Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков. | 28 | 27 |
4 | Итоговое занятие. Праздник обрядового фольклора Кубанского казачества. | 1 | 2 |
Итого | 34 | 34 |
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
По окончании третьего года обучения учащиеся должны Знать:
- Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков;
- Особенности вождения Мыланки и Васыля в кубанских станицах, персонажи, содержание сюжета, фольклорные тексты;
- Масленичные песни в кубанских станицах, сюжеты, образы, их связь с содержанием обряда;
- Музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи, заклички весны, постовые и хороводные песни;
- Музыкальные тексты Пасхи;
- Жанры фольклора, связанные с летним периодом: лирические песни с соответствующими поэтическими мотивами, полильни припевки;
- Песни на окончание уборки урожая, лирические песни;
- Специфику каждого из обрядов перехода;
- Жанры свадебного фольклора;
- Основные мотивы, образы погребальных и поминальных причитаний.
Уметь:
- Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам, реконструировать фрагменты обряда;
- Исполнять масленичные песни, фрагменты народно-театральных представлений;
- Исполнять троицкие и купальские песни;
- Исполнять песни летнего и осеннего сезона;
- Исполнять колядки и щедровки;
- Исполнять свадебные песни кубанских казаков, реконструировать фрагменты свадебного обряда.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
- Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
Протокол № 1 от 29.08.2012г. _____________С.Н.Суханова
Руководитель МО « 30 »августа 2012 года
_________ Черепова М.В.
Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________Л.М.Проценко
30 августа 2012 год.
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МАОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка «Казачья кобза. Фольклор кубанского казачества»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 7
Учитель Черепова Марина Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2012 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Разделы программы, темы уроков | кол час теория | Практ. час | Дата план | Дата фак тич | Коррек ция | ИКТ |
1 | Традиционная культура кубанского казачества | 1 | |||||
2 | Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор | 4 | |||||
Свадебные песни и причитания. | 1 | 1 | |||||
Погребальные причитания в традиционной культуре. Виды причитаний. Основные мотивы и образы причитаний. | 2 | ||||||
3 | Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков. | 27 | |||||
Зимние Святки. | 8 | ||||||
Представления об умирании старого и зарождении нового времени, отражение их в фольклоре. | 2 | ||||||
Калядки и щедровки. | 1 | 2 | |||||
Ряжениие как древнейшая форма обрядового поведения. | 1 | 2 | |||||
Масленица. | 4 | ||||||
Масленичные песни. Сюжеты, образы. | 1 | 1 | |||||
Их связь с содержанием обряда. | 1 | 1 | |||||
Великий пост. | 4 | ||||||
Заклички весны. | 1 | 1 | |||||
Духовные стихи. Постовые и хороводные песни. | 1 | 1 | |||||
Пасха. | 4 | ||||||
Весенние хороводы. | 2 | 2 | |||||
Троица. Ивана Купала. | 4 | ||||||
Легенды и былички об Иване купала. | 1 | 1 | |||||
Музыкальный фольклор Троицы и Ивана купала. | 1 | 1 | |||||
Лето. | 3 | ||||||
Труд в поле | 1 | ||||||
Песни на окончание уборки урожая , лирические песни. | 1 | 1 | |||||
4 | Итоговое занятие. Праздник обрядового фольклора Кубанского казачества. | 2 | |||||
Практические работы – 14 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (кубанские говоры) 5 кл.
Составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (кубанские говоры) в 5 классе....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа факультатива "Мордовский фольклор"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...