Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения
статья по технологии на тему
В этой статье представлен опыт по организации проектной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektnaya_deyatelnost_.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ
в рамках профессионально-трудового обучения»
В последнее время всё больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой ещё один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Не зависимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня образования.
Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) имеют разный уровень интеллектуального и психофизиологического развития. С самого раннего возраста эти дети нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения, в реализации разноуровневого и индивидуального подходов в образовании.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и наука РФ №1599 от 19.12.2014 года, вступил в силу с 01.09.2016 года) в основу обучения данной категории детей должны быть положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Образовательный процесс для детей с нарушением интеллекта организован таким образом, что большинство часов учебного плана отводится урокам профессионально-трудового обучения. Труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский).
В решении проблемы социализации важную роль играет система организационно-методических и практических мероприятий на уроках и внеурочной деятельности профессионально-трудовой направленности.
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в активную учебную деятельность, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
участвует в процессе подготовки и реализации проекта, преодолевает трудности, получает результаты, познаёт различные стороны жизни, развивает на практике свои способности, личные качества, формирует характер, нравственные качества, отрабатывает навыки эффективного сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.
Данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. На современном этапе развития образования метод проектов рассматривается как инновационная педагогическая технология.
Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп.
Виды проектов:
1) практико-ориентированный проект;
2) исследовательский проект;
3) информационный проект;
4) творческий проект;
5) ролевой проект.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Проекты могут быть личностные и групповые (парные). Групповые проекты позволяют решать больше задач (образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих), благодаря включению детей с разным уровнем обученности и способностей. Даже дети, занимающиеся по индивидуальным программам, попадают в ситуацию успеха, что способствует их развитию. Количество участников в проекте может варьироваться.
Работая 15 лет с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, последние 5 лет в образовательной деятельности реализуется метод проекта: проекты экзаменационных работ по профессионально-трудовому обучению, проекты коллективных творческих дел декоративно-прикладной направленности, проекты по изготовлению моделей одежды и коллекций.
Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: на уроках и во внеурочной деятельности. При реализации проекта в любом направлении создаются условия позволяющие ученикам раскрыть собственный творческий потенциал, повысить учебную мотивацию и расширить жизненный опыт.
В основе метода проектов лежит:
- развитие познавательных умений и навыков детей;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания и понимание;
- умение интегрировать свои знания из различных областей наук и свой жизненный опыт;
- умение критически мыслить.
В реализации проектной деятельности необходимо учитывать ряд требований:
- «исходя от ребенка», то есть все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию обучающегося;
- несложность и простота. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, уметь составлять план работы по проекту (с помощью учителя);
- заинтересованность детей в проекте;
- тщательность в исследовательской деятельности детей;
- максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Рассмотрим работу по методу проектов на примере создании коллекции одежды «У бабушки в Провансе». Почему именно прованс? Изучая на занятиях стили одежды, учащихся заинтересовал французский вариант «моды провинции»- прованс. В этом стиле есть мягкость, лёгкость и нежность, которой так не хватает в современном ритме городской жизни.
Данный проект был создан и реализован с целью участия в областном конкурсе детских театров мод «Золотая нить». Коллекция моделей разрабатывалась в течение учебного года, как на уроках трудового обучения, так и во время внеурочной деятельности: на кружке «Модельный салон». Участниками стали школьники 6 - 9 классов (10 человек).
Выполнение творческих проектов ( и данного в том числе) осуществляется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный, который включает в себя:
- выбор темы;
- осознание проблемы;
- обоснование выбора, оценка возможности решения проекта;
- подбор литературных материалов.
На организационно-подготовительном этапе девочки проводили исследование стиля прованса с помощью современных модных журналов, презентаций с интернет - ресурсов, так же изучили композицию костюма, пропорции, форму.
II. Технологический этап предусматривает:
- зарисовку и выбор модели;
- конструирование модели;
- выбор материалов и их свойства;
- выбор оборудования;
- составление ТПО (технологической последовательности обработки).
III. Заключительный этап направлен на:
- изготовление продукта проекта с оформлением реферата;
- защиту проекта.
Прежде, чем выставить коллекцию моделей на показ, необходимо было подобрать музыкальное оформление и подготовить дефиле. Учащиеся учились правильно и красиво ходить под музыку, уверенно держать себя на сцене, оригинально подать свою модель и коллекцию в целом.
Результатом работы над данным проектом было участие в областном конкурсе детских театров мод «Золотая нить», где коллекция заняла призовое место (Лауреатами I степени), получила высокую оценку членов жюри, участие на Российском фестивале моды «Плёс на Волге. Льняная палитра». Коллекция была удостоена Диплома Вячеслава Зайцева «За высокое декоративное мастерство».
За время реализации проекта, обучающиеся приобрели общезначимые умения и навыки, которые так необходимы в профессиональной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение находить несколько вариантов решения проблемы.
3. Навыки оценочной деятельности:
— умение выполнить задание в соответствии с критериями;
— умение соотносить результат с поставленной целью.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с партнерами.
5. Менеджерские умения и навыки;
— умение проектировать процесс (продукт, изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы.
6. Коммуникативные умения:
— умение инициировать взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.);
7. Презентационные умения и навыки:
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения.
Данный проект позволил реализовать разноуровневый и иднивидуальный подходы в обучении, привить интерес обучающихся к профессии, развить способность работать творчески, конструктивно, достигая поставленных целей.
В рамках реализации проекта проводился мониторинг уровня обученности и мониторинг личностного развития учеников. Для организации диагностики были адаптированы и апробированы методики Нины Кленовой, директора Московского городского программно-методического центра образования детей, кандидата философских наук, по изучению уровня обученности и личностного развития ученика.
Диагностические исследования проводились в начале и в конце учебного года (в течение всего времени реализации проекта). Мониторинг показал положительную динамику усвоения предметных и личностных результатов освоения образовательной программы по профессионально – трудовому обучению.
С 2013 год по настоящее время, учащимися были разработаны и реализованы 13 экзаменационных проектов и 6 творческих проектов, которые принимали в участие в областных и всероссийских конкурсах, где стали Победителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.
Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).
Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...
Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....
Организация проектной деятельности по экологии (в рамках внеурочной деятельности)
Разработка демонстрирует проведение исследования в рамках внеурочной деятельности по изучению распространения растения Прострела.Задачи исследования: изучить сон-траву как биологический объект живой п...
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций.
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций....