Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".
статья на тему
В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 25.89 КБ |
Приложение к статье | 878.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
в рамках ФГОС 2 поколения – формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
формирование личностных УУД:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- воспитание целеустремлённости и настойчивости;
формирование коммуникативных УУД:
- умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
формирование регулятивных УУД:
- умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
формирование познавательных УУД:
- сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Проектная деятельность – особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности обучающихся, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне школьники овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявление проблемы, предложение потей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотром).
Индивидуальный итоговой проект - учебный проект - выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов.
Демонстрируется:
- способность к самостоятельному освоению содержания и методов избранных областей знаний
- способность проектировать
- способность осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
- обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.
Рассмотрим основные шаги создания проекта.
1. Выбор темы проекта.
В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.
2. Постановка цели и задач.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.
После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования.
3. Анализ литературы.
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
4. Методика исследования.
Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования: интервью,
опросы, обработка статистических и опытных данных.
5. Сбор материала и принципы работы с ним.
Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.
Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.
Такова деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом.
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 тап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Факторы успешности опыта
При организации работы над проектом необходимо опираться на
- психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание: помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
- что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
Очень важным этапом исследовательской деятельности является презентация проекта, опыта исследования. Поэтому учителю необходимо организовать этот этап на высоком уровне.
2.5 Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка.
Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи: формирование личностных УУД: формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости; формирование коммуникативных УУД: умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения формирование регулятивных УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени формирование познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний .
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи). Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов ( использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотром).
выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Демонстрируется: способность к самостоятельному освоению содержания и методов избранных областей знаний способность проектировать способность осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальный итоговой проект - учебный проект
Основные шаги создания проекта
Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 этап инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач 2 этап основополагающий Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов 3 этап прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов 4 тап заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности 5 этап итоговый Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны: - видеофильм; - презентация; - публикации; - буклеты; - информационные бюллетени; - газеты; (в том числе и в компьютерном варианте)
Портфолио проекта I. Дидактическая основа проекта 1. Визитная карточка проекта 2. Методики оценивания II . Формы представления а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет , иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. III . Требования к пояснительной записке 1. Название проекта 2. Актуальность проекта 3. Основополагающий вопрос (проблема)4. Цель проекта 5. Задачи проекта6. Гипотеза 7. Ход проекта (этапы и сроки) 8. Результаты 9. Выводы 10. Информационные ресурсы IV . Отзыв руководителя проекта
Лист самооценки проекта 1. В начале этого проекта у меня была цель: …. 2. Особенно хорошо мне удалось: … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор):… Уровни успешности Самооценка результата проекта Базовый Цель достигнута не полностью, в следующий раз многое сделаю иначе Повышенный Цель достигнута, и этот результат похож на то, как я делаю обычно Высокий Цель достигнута, и этот результат лучше обычного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ВД обучающихся в школе в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения
С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Не является исключением и наша школа.Внеурочная деяте...
Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
5 – 6 класс, базовый уровень...
Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО
Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...
Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС
Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...
Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....