Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
методическая разработка по алгебре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opd_loginova.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения
Логинова Т.В. -учитель математики МБОУ «СОШ № 32 с УИОП»ЭМР Саратовской области
1. Введение
Сегодня современному миру свойственны процессы глобализации, информатизации, новые научные открытия, быстрое обновление знаний, интенсивный поток информации. Новые социальные запросы определяют новые цели образования как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что должен приобрести выпускник, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Современное образование сегодня ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно.
«Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» (слайд 2)
2.Актуальность.
В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов учащихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов. Проектная деятельность является эффективной технологией не только в формировании, но и развитии метапредметных результатов. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.(слайд3)
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации с 1 сентября 2012 г. в 5 классах по мере готовности началось введение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования. Он кардинально отличается от реализуемого в настоящее время федерального компонента государственного стандарта общего образования. В связи с этим, одним из способов достижения результатов, предъявляемых требованиями ФГОС является организация проектной деятельности обучающихся, которая выступает средством достижения метапредметных результатов обучения.
При переходе на ФГОС у учителей математики возникает много проблем. Наибольшие трудности связаны с тем, как правильно обеспечить формирование у учащихся компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с п. 7 ФГОС ООО к метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися так называемые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в учебной (познавательной), социально оринтированной (трудовой) деятельности и общении, которые проявляются в самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности, в организации учебного сотрудничества с участниками образовательного процесса, в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории. (слайд № 4)
Метапредметными результатами обучения математике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
- самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами, (слайд № 5)
- овладение умениями по выдвижению гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверке этих гипотез, использованию теоретических моделей для описания процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
- анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его смысл;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.(слайд №6)
Эти результаты возможно достичь в процессе освоения обучающимися универсальных учебных действий, которые ведут к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Компетентность это:
-альтернатива традиционным знаниям, умениям и навыкам.
-ключевые компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью;
-компетентность это способность к практическому действию.
- самостоятельность, инициатива, творчество, сотрудничество, умение решать проблемы.
В отличие от знаний компетентность, как и любая другая способность, не может быть гарантированно сформирована, можно лишь создавать условия, повышающие вероятность формирования и развития у обучающихся компетентностей. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения, планирования и достижения цели. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.
Почему особую роль в формировании УУД играет работа обучающихся над проектами?
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы (нет проблемы- нет проекта), которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей. (Слайд № 7)
Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения и основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний. (Слайд №8)
Например, в проекте, выполняемом учениками 9 класса « Решение алгебраических задач геометрическими методами» ожидаемыми результатами были следующие:
1. интеграция деятельности субъектов образования;
2. достижение и оценка метапредметных результатов ООП ООО;
3. развитие способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
4. развитие способности к сотрудничеству и коммуникации;
5. совершенствование способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
6. развитие способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.(Слайд № 9)
Работа над данным проектом, формирующая следующие метапредметные УУД
1этап: Информационно-организационный. (Регулятивные)
Содержание:
- Информирование обучающихся, родителей.
- Определение тематического поля учителем и предметной области обучающимися.
- Определение количества участников ( руководитель проекта).
Результат: выбор обучающимися предметной области.(слайд № 10)
2 этап: Подготовительный. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
Содержание: Формирование групп. Выбор темы. Заполнение технологической карты проекта. (Приложения № 2 и № 3). Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий. Анализ ресурсов.
Результат: заполнение технологической карты проекта (слайд № 11)
3 этап: Практический. ( Все УУД, в том числе межпредметные)
Содержание: выполнение обучающимися запланированных технологических операций. Текущий контроль качества, консультации.
Результат: оформление проектной работы, готовый продукт.(слайд № 12)
4 этап: Презентационный. (Коммуникативные)
Содержание: презентация проекта. Организация проведения круглого стола по результатам
Результат: оценка проектной деятельности, рекомендации к участию в НПК, публикации, номинации и дипломы, рефлексия.
5 этап: Контрольный.
Изучение возможностей использования результатов проекта (участие обучающихся в конкурсах, конференциях, включение в банк проектов, презентация на сайте школы, рефлексия). (слайд № 13)
Сформированные УУД в данном проекте проявляются:
- В подготовленной учащимися краткой пояснительной записке к работе с указанием:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников;
г) презентации
- В кратком отзыве руководителя, содержащем краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
- В новизне подхода и/или полученных решений, актуальности и практической значимости полученных результатов.
- В публичной защите проектно-исследовательской работы в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов работы.(слайд № 14)
Известно, что метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. В традиционной педагогике ученик является объектом, на который направлена обучающая активность учителя, и в этом качестве обречен на пассивное участие в этом процессе путем воспроизведения действий по образцу.
Метод проектирования делает учащегося субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действий по образцу не достаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход настолько необычен, что учеников, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, ставит по началу в тупик. Начиная в классах работу по проектированию, я слышу недоуменные вопросы «А как это делать?, «Нас этому не учили!». Именно с этих вопросов метод проектирования и начинает работать как эффективный образовательный инструмент. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.
Порой бывает необходимо преодолеть первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения. Но каждое небольшое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом и подтвержденное учителем затягивает их в интереснейший процесс самостоятельного творчества и стимулирует новые поиски и открытия. По мере того как проект обретает черты законченности, ребята яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – учащийся обретает уверенность в собственных возможностях.
Правда, не все учащиеся готовы к работе по проектированию. Некоторые не в силах преодолеть инерцию более привычной системы обучения, а для кого-то оказывается слишком далек выбранный для проектирования материал. Но как правило, это не более 5-6 человек на класс. Все учащиеся справляются с проектированием по-разному. Техническая сложность, продуманность решений, оформление и подача проекта у всех групп разная. И в это ситуации встает вопрос о критериях оценивания работ.
В методе проектирования очень важно еще и то, что поставленная перед учениками задача не имеет однозначного решения. Отсутствие правильного подхода и готового алгоритма раскрепощает творческие способности и фантазию ребят. Еще одна особенность проектирования: как только ребята втягиваются в работу над проектом, у них появляется много вопросов. Для учителя нет более благодарной ситуации, чем осознавать, что передаваемые им знания востребованы. Какие-то вопросы ребят требуют даже повышения собственной квалификации, а смелость некоторых идей вызывает при обсуждении горячие споры. Иными словами, изменяются отношения в системе учитель-ученик, они оба становятся соучастниками процесса обучения.
Проектирование и, в частности проектирование по математической тематике позволяет изначально поставить учебную задачу гораздо шире. Для разработки проекта учащимся требуется задействовать почти весь арсенал знаний, полученных ими ранее, а в некоторых случаях выйти за пределы школьной программы, т.е. требуется научиться самостоятельно добывать знания. Учителю остается только координировать поиски ребят, направляя их к тому или иному пройденному разделу или источнику информации. При этом часто приходится сталкиваться с известной психологической проблемой. Многие учащиеся оказываются не в состоянии использовать полученные ранее учебные навыки вне тех алгоритмов, на которых они обучались этим навыкам. К примеру, ученик может прекрасно решать задачи на проценты, но оказывается совершенно беспомощным при перенесении этой задачи в условиях работы над проектом «процентные расчеты на каждый день», где решается вопрос, в каком банке лучше всего взять кредит без лишних переплат необходимо рассчитать проценты по кредиту. Работа над проектом позволяет отчасти снять зашоренность обучения. Таким образом, одна из образовательных задач проектирования – интеграция полученных в курсе математики знаний и обучение применению их в прикладных ситуациях.
Кроме того, на этапе подготовки результатов и представления работы учащимися активно используются информационно-коммуникационные технологии в различных редакторах MS Office, Word, Excel, PowerPoint, создание математической модели MO Excel.
Например, хотя в названии разработки «Решение алгебраических задач геометрическим методом» взята на первый взгляд узко очерченная тематика, в действительности данная проектная работа имеет широкое предметное и метапредметное содержание.(слайд № 15) В предметном плане перед учащимися, объединенными в рабочие группы, ставятся задачи построения геометрической модели задачи, ее решение и перевод полученного ответа с геометрического языка на естественный . Решение этой задачи требует интеграции знаний из самых разных разделов математики, а также из других предметных областей, способствуя формирование внутрипредметных и межпредметных связей. Но, самое главное, необходимость решить задачу, которую он раньше не решал, ставит учащихся в принципиально новую учебную ситуацию – ситуацию неопределенности решения и отсутствие готового алгоритма. Именно в этом и заключается метапредметных подход. (слайд № 16)
При работе над проектом у школьников формируются способности:
- Понимания и схематизации условий;
- Моделирования объектов задачи;
- Разделения задачи на ряд подзадач;
- Конструирование способов решения
- Самостоятельного выстраивания алгоритмов действий.
Кроме того, учащиеся работают с метапредметным понятием «схема», поскольку невозможность конструировать и анализировать некоторые алгебраические задачи (например текстовые) вынуждает заменять их моделями и исследовать поведение объектов на основе поведения их моделей.
Изучение этой темы имеет мощный образовательный и развивающий потенциал. Это едва ли не единственный раздел математики, где видно, как отвлеченные теоретические знания используются в практических целях.
Более того, именно при разработке этого проекта практически весь арсенал курса математики задействуется в непрерывном единстве составляющих его элементов включая как действия с величинами в отрезках, решение систем уравнений, решение текстовых задач на движение , так и аналитическое задание фигур на плоскости, и задачи с параметром, и метрические пространств, и задачи оптимизации. (слайды № 18-25) Все эти темы удается не только повторить, а использовать для достижения конкретной практической цели. Эффективность такой работы будет неизмеримо выше, если учащиеся будут не только изучать способ решения, а самостоятельно производить его.
А для того, чтобы проектирование не свелось к копированию существующих образцов, ребятам не навязываются готовые схемы. Их природные навыки и сообразительность используются для самостоятельной творческой деятельности. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в)материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.(слайд № 26)
Например, когда мы только начинали в 5 классе с работой «Старинные меры длины», то результатом проектной деятельности стали книга «Царевна- лягушка»- сказка, сочиненная ребятами, газета «Страна мер длины» и даже исполнение частушек по этой теме. (слайды 27-30) А работу «Тело человека в цифрах» ученик защищал в футболке с цифровой печатью, где были изображены внутренне органы человека с указанием их массы.( слайды 31-33) Исследовательская работа «Можно ли верить тому, что мы видим» завершилась выпуском альбома «Геометрические иллюзии» и макетом «Невозможного объекта».(слайд № 34-35) Работа над проектом «Софизмы в мире математики» привела к созданию собственного алгебраического софизма. (слайд 36-37).А проект «Удивительные пирамиды» закончился отчетом о проведенных исследованиях , в которых учащиеся выясняли воздействие пирамид на растения, воду, продукты, живую природу. (слайд №38-40) .
4.Заключение. Выводы по теме:«Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков»
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
- выявление проблемы исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотез исследования;
- определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
- сбор информации;
- аналитическая работа;
- корректировка поставленных задач и хода исследования;
- дальнейший поиск информации;
- анализ новых фактов;
10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11. оформление результатов исследования;
12. обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Все ожидания по достигаемым результатам по окончании проекта оправдались.
На мой взгляд, для математики - науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции, через проектную деятельность у обучающихся является основополагающей задачей для достижения метапредметных результатов.
5.Литература
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ .
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http: // Минобрнауки./документы/938/файл/749/
- Федеральный закон; Российской Федерации от 29 декабря 2012т. №273гФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция федеральных; государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А:М:Кондакова, А.Л. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
- Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий; пособие для учителя / |Л.Г. Асмолов; F.B. Бурменская,:;И.А, Волрдарская и др;] под ред А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
- Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. №10.
- Федорова С.Ш. Технология присвоения Метазнаний/http://festival.1september.ru /articles/100689/.
- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования //
- Бердникова Вера Владимировна. Статья .Проектная деятельность как эффективная технология достижения и оценки метапредметных результатов ООП ООО
- Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики” http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html
- Бородин М.Н. ФГОС 7 – 9. Методическое пособие для учителя. Издательство «Бином», 2013 http://files.lbz.ru/pdf/mpKrivchenko7-9fgos.pdf
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников/ 2-е издание. М: Просвещение, 2011
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [3, стр.7]. М., Первое сентября 2010
- 13.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,158117/Itemid,6/#_Toc400975293#_Toc400975293
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов
Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике
В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...
Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике
Из опыта работы ГБОУ школы №403...
Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО
Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"
middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...