Профессиональное самоопределение. Классификация профессий (по Е.А. Климову)
консультация (9 класс) по теме
Профессия - это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. В 9 классе каждый учащийся должен определится с будующей профессией. Познакомится с типами профессий и профессионально важными качествами учащиеся знакомятся на уроках ПСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_professiy.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация профессий (по Е.А. Климову)
Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.
Типы профессий
1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.
2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.
3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.
4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».
5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.
Профессионально важные качества
Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность.
Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»
В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа»
Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд.
Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ»
Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу.
В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.).
Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений.
Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:
- для хореографа – к танцевально-музыкальным;
- для музыканта – к музыкальным;
- для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.
Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система»
Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею.
Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек»
Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называетсяэмпатией. Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения.
Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения.
Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий.
Личностные черты людей, говорящие о склонности к тому или иному типу профессий
Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа», характерны следующие черты:
- Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям.
- Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, химии.
- Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи).
- Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.).
- Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зелёных» и др.).
Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны следующие черты:
- Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики).
- Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры).
- Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам.
- Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель).
- Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.
Для людей, которым подходят профессии типа «человек–человек», характерны следующие черты:
- Потребность в общении.
- Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников.
- Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми.
- Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей.
- Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему.
- Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость.
- Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения.
- Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону.
- Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела.
Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система», характерны следующие черты:
- Умение работать с числами.
- Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию.
- Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт.
- Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде).
- Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой.
- Чтение научно-популярной и другой литературы.
- Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем.
- Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы.
- Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию.
- Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов.
- Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).
Для людей, которым подходят профессии типа «человек–художественный образ», характерны следующие черты:
- Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей.
- Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежды и т. д.).
- Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте).
- Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным углом зрения.
- Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры.
- Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актёрского мастерства, лепки и т. п.).
Источник: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»
Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии
Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...
"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")
Разработка занятия факультатива для учащихся 9,10 классов по теме "Мотивы выбора профессии". Цель занятия - сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся ...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
План урока по курсу «Профессиональное самоопределение ». Тема урока. Классификация профессий.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» При изучении раздела «...
Занятие Профессиональное самоопределение учащихся ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) (Е.А. Климов
Знакомство с 4 - х ярусной классификацией профессий...