План урока по курсу «Профессиональное самоопределение ». Тема урока. Классификация профессий.
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Тетерина Марина Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

 

 

При изучении раздела  «Профессиональное самоопределение »  в разных классах мною  применяются  педагогические технологии:

технология развития критического мышления; технология анализа конкретных ситуаций; исследовательская технология; технология проблемного обучения; технология проектного обучения; технология организации группового взаимодействия.

Применение той или иной технологии связано с дифференцированным подходом в обучении, типом урока.

При изучении данного раздела   наиболее эффективной оказалась технология организации группового взаимодействия .

 При организации группового взаимодействия использую приемы и методы, стимулирующие общение на личностном уровне, ставлю общие цели работы, формирую учебные группы, знакомлю с правилами учебного сотрудничества. На подготовительном этапе распределяю учащихся по группам,   разрабатываю задания для организации группового взаимодействия, готовлю  учебный  материал, планирую наблюдение и контроль  за учебной деятельностью школьников

Организационный этап  включает в себя объяснение учебных целей и постановку учебного задания, определение критериев успешной деятельности.

В ходе урока осуществляю руководство групповой и индивидуальной деятельностью учащихся,  обучаю социальным умениям и навыкам.

Основной  этап включает усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи)

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов групповой работы, когда ученики могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_teterinoy_m.yu_._2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по курсу «Профессиональное самоопределение ».

Тема урока. Классификация профессий.

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока.

•Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.

•Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.

•Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование: презентация. раздаточный материал

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога

Выбор профессии -  первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится  дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

2. Этап изучения нового материала

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает, и чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

        Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы  с опорой на план анализа профессии (презентация.)

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

План анализа профессии.

  • Название профессии, специальности.

  • История профессии.

  • Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

  • Специальности.

  • Уровень базовых знаний.

  • Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

  • Медицинские противопоказания.

  • Родственные профессии.

  • Область применения.

  • Пути получения профессии.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Классификация профессий:

•по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;

•по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;

•по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

•по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;

•по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;

•по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;

•по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;

•по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;

•по ответственности в труде: моральная, материальная.

3. Этап закрепления нового материала

Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии.

Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

Практическое задание 2.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “учитель”, “менеджер”, “юрист”.

Практическое задание 3. Соотнесение понятий и категорий.

 Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка. (бухгалтер, педиатр ,учитель начальных классов, автослесарь, продавец непродовольственных товаров, инженер-конструктор, семейный доктор)

4. Этап подведения итогов

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

•Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

•Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

•Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...