"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")
план-конспект занятия (10 класс) по теме
Разработка занятия факультатива для учащихся 9,10 классов по теме "Мотивы выбора профессии". Цель занятия - сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся представления о профессии; осознание своих профессиональных желаний и соотнесение их с возможностями; воспитание ответственного отношения к выбору, умения прогнозировать результаты. Разработка апробировалась, отзывы учащихся хорошие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_vybora_professii.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мотивы выбора профессии. Составление профессиограммы.
Цели: сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся представления о профессии; осознание своих профессиональных желаний и соотнесение их с возможностями; воспитание ответственного отношения к выбору, умения прогнозировать результаты.
Оборудование: карточки к заданиям, доска, магниты, профессиограмма - форма, профессиограммы различных профессий (индивидуально для каждого уч-ся)
Ход занятия
- Постановка проблемной ситуации, настрой на активный диалог.
Прием ассоциации.
- Как вы можете объяснить, что такое «мотив», какие ассоциации возникают с данным понятием (обсуждение, выводы) – (работа с доской)
Мотив – то, что побуждает нас к совершению действий, поступков.
- Формирование понятия «мотивы выбора профессии» - обсуждение.
Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Например, человек переходит работать в крупную компанию только из-за высокой зарплаты. Однако если дела компании станут не так хороши, то и энтузиазм работника быстро пойдёт на убыль. В этом случае можно говорить о внешней мотивации. В то же время учитель, много лет, работающий в школе за более чем скромную зарплату, уверен, что его профессия, дело, которому он служит, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотивация поддерживает его активность.
Есть и такое понятие как высокая мотивация. Люди с так называемой высокой мотивацией достижения стремятся к совершенству во всём. Они предпочитают полагаться на собственные силы, выбирают задачи, требующие немалых усилий, мечтают о яркой и головокружительной карьере. Для них важно присутствие очевидных атрибутов успеха: дорогого автомобиля, личного секретаря, офиса в престижном районе. Интересно, что такие люди ощущают персональную ответственность за успех, и лучше всего, если он достигнут в условиях соревнования. Их не очень привлекают ситуации, где победа достаётся за счёт везения и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шахматы, чем в лотерею.
Иногда мотивация достижений в буквальном смысле «зашкаливает». В ноябре 1991 г. в CIIIA произошла трагедия. Студент-физик Ганг Луустроил кровавое побоище в Университете штата Айова: он расстрелял декана факультета, его заместителя, секретаря, двух профессоров и студента, обошедшего его в соревновании за престижную академическую награду, а затем покончил с собой. В этой награде, не доставшейся будущему убийце, вероятно, и заключалась основная причина разыгравшейся драмы.
К счастью, высокая мотивация достижений редко приводит к столь тяжёлым последствиям. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они работают не только положенные восемь часов, Но и тратят всё своё свободное время на занятия, связанные с профессиональной деятельностью. Колоссальное удовольствие им доставляет именно работа, а бездействие и отдых вызывают дискомфорт и скуку. Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс в одном из своих интервью призналась: «Я не ощущаю, что много работаю или "работаю" вообще. Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».
Психолог Вирджиния Николс Квинн рассказала почти анекдотическую историю. Сотрудники известной престижной юридической фирмы в Манхэттене поспорили, чей рабочий день продлится дольше. Один из них работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был абсолютно уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолёте, благодаря разнице во времени между часовыми поясами набрал 27 часов.
Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Выбирая профессию или реализуя себя в этой профессии, многие предпочитают иную тактику поведения. Не бывает побед без поражений, всегда существует риск потерпеть фиаско. Неудачи воспринимаются болезненно, ведь они не просто нарушают планы и отбивают желание продолжать работу, но и больно ударяют по самолюбию. Быть может, лучше позаботиться о том, чтобы свести риск к минимуму? Не ставить перед собой излишне сложных задач, стараться не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, если шанс на победу значительно превышает 50 %. Снизив свои притязания, можно сохранить самоуважение.
Некоторые психологи полагают, что отсутствие стремления к успеху, тенденция к избеганию неудачи связаны с такой чертой, как застенчивость. Стеснительные люди стараются не попадать в центр внимания и уходить от необходимости доказывать компетентность. Они опасаются демонстрировать таланты и заявлять о своих возможностях и амбициях.
Ещё одной причиной предпочтения тактики избегания неудачи является боязнь соперничества. Некоторые опасаются, что достижение успеха обойдётся слишком дорого: ведь придётся вступать в конкуренцию с людьми, которых они любят и ценят; так можно потерять дружбу и хорошие взаимоотношения.
Американский психолог Мартина Хорне ещё в конце 60-х п. XX в. исследовала особенности неприязни к успеху у женщин. Она провела остроумный эксперимент. Студенты колледжа должны были написать сочинение, развивающее предложенную фразу. Для юношей она звучала так: «После экзаменов за первый семестр Джан, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Девушкам в той же фразе имя Джан заменили на имя Энн. Подавляющее большинство молодых людей отнеслись к Джану положительно. Что-либо негативное о нём написали только 10 % студентов. У девушек сложилась иная ситуация: около 70 % из них отнеслись к Энн с явной неприязнью. Они характеризовали её как непопулярную, всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Примечательно, что аналогичный эксперимент, проведённый спустя 15 лет, показал, что и мужчины стали в большей степени бояться соперничества, поскольку полагали, что профессиональный успех достигается ценой личной дружбы или здоровья.
Делая любой выбор - и, в частности, выбор будущей профессии, необходимо знать, какие мотивы за этим стоят. Может быть, желание пойти работать охранником - это не отражение профессиональной склонности, а одна из форм тактики избегания неудачи? Вероятно, стоит попытаться сформировать в себе новые мотивы, связанные с достижениями, и рискнуть поставить пусть сложные, пусть труднодостижимые, но все, же более привлекательные цели.
В психологии известен феномен, получивший название «подножка самому себе». Суть его состоит в том, что люди намеренно создают препятствия своим будущим успехам. Парадоксально? Конечно! Ведь кажется совершенно нелогичным поведение спортсмена, который, выигрывая один чемпионат за другим, перед самым важным соревнованием забрасывает тренировки, развлекается, занимается посторонними делами и в результате терпит поражение на соревнованиях. Возможно, такое поведение вызвано как раз страхом проигрыша, основанным на мнении, что все предыдущие победы были следствием обстоятельств, внешних причин, а не собственных усилий. Желая поддержать свой имидж хотя бы для самого себя, спортсмен создаёт препятствия своим будущим успехам, чтобы неудачу объяснить именно ими'. Подобное может происходить не только в спорте.
Многие психологи полагают, что именно стремление к самоактуализации, т. е. к наибольшему проявлению всех своих ресурсов и потенциалов, определяет выбор профессии. Например, девушка, считающая, что она обладает эффектной внешностью, обаянием, коммуникабельностью, может попытаться найти себя в туристическом или рекламном бизнесе. Самоактуализация, вероятно, является важнейшей и наивысшей человеческой потребностью, определяющей его жизнь и профессиональный путь. Во всяком случае, создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу считал именно так. Он рассматривал самоактуализацию как желание человека достичь совершенства, раскрыться в полной мере.
Однако порой обстоятельства складываются таким образом, что человек выбирает профессию, которая позволит легко найти работу и даст средства к существованию. Часто тот, кто мечтал стать музыкантом или художником, вынужден заниматься деятельностью, далёкой от сферы своих интересов. Часто приходится жертвовать профессиональными склонностями и работать не там, где хочется, а там, где выше заработная плата.
Как бы то ни было, делая выбор, как в жизни, так и в профессии, необходимо понять, по каким причинам этот выбор сделан, чем вы больше руководствуетесь - интересом именно к этой профессии или её престижем в глазах людей. А может быть, стремлением заработать больше денег или добиться славы и известности? Не является ли главным мотивом стремление управлять другими людьми? Или вас привлекает ореол романтики, которым окутана выбранная профессия? Есть ещё и вероятность мотива подражания старшим, и мечты о творческом воплощении себя, и желание доказать родителям свою независимость.
Вывод: говорить, что одни мотивы правильные, а другие нет, по меньшей мере, неконструктивно. Не существует абсолютно верных мотивов. Каждый вправе сделать свой выбор и опираться на собственные мотивы - важно лишь, чтобы это было серьёзное, взвешенное решение, а не расплывчато-легкомысленное и сиюминутное - «захотелось ... », «так сложилось ... ».
3. Работа над формированием осознанного выбора профессии.
Задание1. Самостоятельная работа по карточке «Состязание мотивов».(приложение1)
Уч-ся выдается карточка, Инструктаж: в карточке вы видите 16 основных мотивов, которыми руководствуются при выборе профессии. Ваша задача по принципу олимпийской системы выбрать важные для вас мотивы.
Шаг1. в 1 столбике 1/8 выбрать 5 важных для вас мотивов и отметить «+»;
Шаг2 в столбике ¼ выбрать из отмеченных пяти только 4 важных.
Шаг3 в столбике ½ выбрать из отмеченных четырех только 3 важных.
Эти 3 мотива выходят в финал. Время работы – 5 мин.
Обсуждение. Скажите, что вы думаете по поводу мотива-победителя? Можно ли выделить только один мотив? Почему нет?
Задание 2. Ежедневник. (приложение 2). Время 14.00 на встрече обсуждается «Я выбрала профессию …, потому что …».
4. Работа над составлением профессиограммы для выбранной профессии.
Задание1. Составить профессиограмму на профессию, которую выбрал.
Уч-ся выдается форма-таблица (приложение 3), заполнить по графам. Время работы – 5-6 мин.
Обсуждение. Все ли графы вам удалось заполнить? С какими трудностями вы столкнулись в процессе заполнения профессиограммы?
Задание2. Работа с профессиограммами, составленными психологами.
1) прочитать;
2) сравнить с профессиограммой, заполненной самостоятельно;
3) подчеркнуть в профессиограмме синим стержнем те параметры и качества, которые вам подходят в профессии.
4) подчеркнуть в профессиограмме красным стрежнем те качества или требования, которые вам не подходят.
5) сравнить, каких подчеркиваний больше.
Обсуждение в группе. (что нужно сделать, чтобы красное заменить на синее?)
Задание на дом: проанализировать аналогично с еще 1-2 профессиями.
5. Подведение итогов занятия.
Была ли наша встреча сегодня полезной для вас лично? Что нового вы узнали?
Завершить наше занятие мне бы хотелось словами успешного, состоявшегося человека – Генри Форда: «Мы есть то, что мы о себе думаем. Мы становимся такими, какими думаем, что станем».
Приложение 1 Карточка «Состязание мотивов»
1/8 | 1/4 | 1/2 | финал | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Приложение 2 Упражнение «Ежедневник»
Учащиеся договариваются о деловой встрече с другими учащимися и вписывают в свой ежедневник. Задача – не должно остаться свободного времени. Составляется 1 раз и далее используется на занятиях для формирования пар для обсуждения вопросов.
Мой ежедневник | ||
9.00 | 14.00 | |
10.00 | 15.00 | |
11.00 | 16.00 | |
12.00 | 17.00 |
Приложение 3. Форма-таблица к профессиограмме.
Я выбрал профессию - | |
Я знаю родственные профессии | |
Содержание | |
Условия труда | |
Области применения (где я могу работать) | |
Доминирующая профессиональная направленность | |
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии | |
Требования к здоровью | |
Где я могу получить среднее специальное образование по данной профессии | |
Где я могу получить высшее образование по данной профессии | |
Востребованность профессии | |
Возможность продолжения образования и перспективы |
МОТИВ
стимул
побуждение к действию
внутреннее побуждение
внешнее побуждение
активность к деятельности
система факторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
Программа элективного курса "Мой выбор"...
Мотивы и потребности в профессиональном самоопределении.
Предлагаемая презентация предназначена для проведения занятия по профориентации в старших классах ....
Классный час "Мотивы выбора профессии"
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов...
Мотивы выбора профессии
Урок из раздела "Профессиональное самоопределение" с использованием СПС КонсультантПлюс...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Мотивы выбора профессии. Занятие в 10 классе.
Методическая разработка занятия в 10 классе включает теоретическую и практическую части. В ходе занятия обучающиеся получают знания в области интересов, потребностей, мот...