Занятие Профессиональное самоопределение учащихся ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) (Е.А. Климов
презентация к уроку по психологии
Знакомство с 4 - х ярусной классификацией профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_professiy_po_klimovu.ppt | 435.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) ( Е.А. Климов)
Цели и задачи: Познакомить учащихся с психологической классификацией профессий (специальностей ) Помочь подросткам научиться ориентироваться в огромном мире профессий и специальностей
Человек — человек Человек — художественный Человек— знаковая система Человек—техника Человек — природа Мир профессий
Человек — природа Объектом труда: являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Виды деятельности: изучать, исследовать, анализировать; выращивать, ухаживать, проводить профилактику. Профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
«Человек —природа» Характеристика предмета труда Профессионально -техническое образование Средне-специальное образование Высшее образование Живые организмы биологические процессы Плодоово-овощевод, животновод Техник, лесовод, зоотехник Зооинженер, агроном, ветврач
Человек — знаковая система Объектами являются: Тексты на родном или иностранном языке (редакторы, корректоры, делопроизводители, телеграфисты, наборщики, и т.д.) Цифры, формулы, таблицы (программисты, операторы, экономисты, бухгалтера, статисты) Чертежи, схемы. Карты (конструкторы, чертежники, копировальщики, геодезисты, штурманы) Звуковые сигналы, условные знаки (радисты, стенографисты, телефонисты, звукооператоры)
«Человек — знак» Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование Условные знаки, цифры коды, естественные и искусствен-ные языки, (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ Инспектор-финансист, экономист -плановик Инженер-экономист, редактор, ученый-теоретик
Человек — человек Объектом труда: люди, группы, коллективы. Виды деятельности : воспитание, обучение, (воспитатели, учителя, тренеры) медицинское обслуживание (врач, фельдшер, мед.сестра) бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант и т.д. информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор) Защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий) Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
«Человек —человек» Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование Люди, Кол лективы Группы социальные процессы Продавец, парикмахер Медсест ра, Воспитатель Дошкольного уч реждения Учитель, инженер- организатор
Человек—техника Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Виды деятельности: Создание, монтаж, конструирование, эксплуатация, ремонт, обслуживание, регулировки. Профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.
«Человек —техника» Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образова-ние Технические Слесарь, Техник- Инженер- системы, энергия, машинист технолог, технолог, Искусственные и автокрана, техник- инженер- неживые природные материалы аппаратчик строитель электрик
Человек — художественный образ Объектом труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д. Виды деятельности: создание, проектирование худ.произведений (писатели, художники, модельеры, композиторы, архитекторы, скульпторы, журналисты, хореографы) Воспроизведение, изготовление по образцу (ювилиры, реставраторы, граверы, актеры, музыканты, краснодеревщики Размножение худ.произведений (мастера по росписи фарфора, шлифовальщики по камню и хрусталю, маляр, печатник)
«Человек — художественный образ» Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектур- ных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-ис полнитель Художник-конструктор, ху дожник по проектирова-ниюинтерьера
4-ярусная обзорная классификация ( разработанная Е.А. Климовым и его сотрудниками ) по признакам предмета, целям деятельности средства труда условия труда,
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» ( X ). 1-Й ЯРУС типы профессий
2-Й ЯРУС ( классы по признаку целей деятельности) Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание).узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить и т.д. Преобразующие профессии (П). изготовить по образцу Изыскательные профессии (И). Придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу
3-Й ЯРУС По признаку основных орудий, средств труда выделяться четыре отдела. Профессии ручного труда (Р) (маляры, каменщики, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант. картограф, художник-живописец. и т.д. Профессии машинно-ручного труда (М). (Ручное и ножное управление: машинисты, водители, машинист экскаватора, токарь, и т.д. ) Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) (): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи, оператор ПК) Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), (актеры, спортсмены, дикторы, инкассаторы, врачи и т.д.)
4-Й ЯРУС По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, «комнатному» (Б) Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О) Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) (Н) Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (М)
Словарь основных понятий Вакансия - не занятая должность в учреждении, учебном заведении Карьера – -достижение наивысших результатов -продвижение по служебной лестнице -род занятий Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Художник или мыслитель ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный , энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок , контактен , медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта – мягкость , осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще ПЛЛЛ – а этот тип , наоборот , более характерен для мужчин. Отличается независимостью , непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив , энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный , но ненавязчивый .и Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт. ЛЛПП – характерны дружелюбие , простота , некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость , доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип , у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»
Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...
Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом: кем быть, какую профессию выбрать? Кто-то уже с детства делает свой выбор, кто-то начинает задумываться об этом лишь в старших классах ш...
План урока по курсу «Профессиональное самоопределение ». Тема урока. Классификация профессий.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» При изучении раздела «...