Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.
ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.
ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.
2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.
ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.
2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Темперамент и выбор профессии | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.
ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.
ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.
2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.
ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.
2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
ХОД УРОКА:
ОРГ.МОМЕНТ
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Р.Ф.
В: Что гласит эта статья
О: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.»
Сам выбирай никто не мешает
И совета никто не дает
Это так тебя возвышает
Словно скрипка в душе поет
Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэотму уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.
Да профессий век не счесть,
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать
Любопытно всем узнать
Ученики зачитывают четверостишья из стихотворения Маяковского «Кем быть»
1 ученик: Нужные работники столяры и плотники
Столяру хорошо, а инженеру лучше
Я бы строить дом пошел
Пусть меня научат
2 ученик: Инженеру хорошо, а доктору лучше
Я б детей лечить пошел
Пусть меня научат
3 ученик: Докторам хорошо, а шоферу лучше
Я б в шоферы пошел пусть меня научат
4 ученик: Быть шофером хорошо, а летчиком лучше
Я бы в летчики пошел пусть меня научат
Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.
В. давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии
О: 1. незнание мира профессий
2. незнание себя
3.незнание правил выбора профессии
Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Вот мы и подошли к теме урока:
Запись в тетради
«Темперамент и выбор профессии»
Эта тема рассматривает два вопроса:
Сущность и типы темперамента.
Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Сегодня на уроке мы рассмотрим первый вопрос
Исходя из темы урока какие бы цели вы поставили перед собой
Цели: 1. Узнать что такое темперамент.
Какие типы темперамента бывают.
Выявить свой тип темперамента.
ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. (запись в тетрадь)
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов это свойства темперамента, т. е. свойства нервной системы. Свойства темперамента являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, так как передаются генетически и во многом определяют деятельность и поведение человека.
Запись в тетрадь
Сила нервной системы - способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.
Уравновешенность – процессы возбуждения и торможения могут уравновешивать друг друга или какой-либо из них будет преобладать
Подвижность нервной системы – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей: кровь, лимфа и желчь. По его убеждению у сангвиников преобладает кровь – «сангвис», у холериков - желтая желчь – «холе», у флегматиков – лимфа – «флегма», у меланхоликов – черная желчь – «меланхоле». Отсюдо и произошло название типов темпераментов.
Научное обоснование этому дал русский физиолог Павлов. Павлов пришел кК выводу, что в основе каждого из типов темперамента лежит то или иное соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Изучив эти свойства Павлов выделил четыре типа темперамента:
Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Процессы возбуждения сильнее процессов торможения. (запись в тетради)
характеристика типа темперамента - сообщение ученика
Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения уравновешены. (запись в тетради)
Сообщение ученика:
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, выразительна. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность. В некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный тип. Процессы торможения сильнее процессов возбуждения. (запись в тетради)
Сообщение ученика:
У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях проявляются пассивность, вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолик – слабый, подвижный или инертный тип. Процессы вобуждения сильнее или слабее процессов торможения. (запись в тетради)
Сообщение ученика:
Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это как правило малообщительные, тревожные люди.
Как видно из приведенных примеров и описаний каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик, поэтому плохих и хороших темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности. Факты свидетельствуют, что при любом типе темперамента можно добиться больших успехов в жизни. И этому пример великие люди, оставившие след в истории. Среди них встречаются представители всех четырех типов.
Каждый из них действовал в определенных исторических условиях, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности. (показ слайдов с великими людьми)
Конечно в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа. А какой тип
темперамента преобладает у вас, вы узнаете ответив на вопросы предложенной анкеты
Практическая работа: выявить свой тип темперамента, ответив на вопросы анкеты (анкета может быть как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте)
Заключительная часть урока:
подведение итогов: ребята, достигли ли вы цели, поставленные в начале урока
выставление оценок
домашнее задание: провести исследовательскую работу среди родственников или знакомых: установить преобладающий тип темперамента, путем проведения анкетирования; попытаться установить взаимосвязь между темпераментом и родом деятельности, которым занимается объект исследования.
Резерв времени: просмотр мультфильма «Разные темпераменты»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
НОМИНАЦИЯ: Профессиональное самоопределение»
Подготовила: Власенко Марина Михайловна
Учитель технологии
МБОУ СОШ № 5
Брянская область город Клинцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии
Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...
«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»
Данное занятие расскрывает т следующие цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...
«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»
Данное занятие расскрывает т следующие цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс
Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат....
Методическая разработка факультативного курса: «Профессиональное самоопределение» по теме: «Основы выбора профессии»
Подготовка учащихся к осознанному, самостоятельному выбору профессии....