Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

Власенко Марина Михайловна

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.

 

ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа  темперамента.

 

ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

                   2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

                   3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.

 

ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.

               2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Темперамент и выбор профессии46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.

ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа  темперамента.

ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

                   2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

                   3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.

ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.

               2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

ХОД УРОКА:

ОРГ.МОМЕНТ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Р.Ф.

В: Что гласит эта статья

О: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.»

Сам выбирай никто не мешает

И совета никто не дает

Это так тебя возвышает

Словно скрипка в душе поет

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэотму уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Да профессий век не счесть,

Присмотреться время есть.

Кем же вы хотите стать

Любопытно всем узнать

Ученики зачитывают четверостишья из стихотворения Маяковского «Кем быть»

1 ученик: Нужные работники столяры и плотники

                  Столяру хорошо, а инженеру лучше

                  Я бы строить дом пошел

                   Пусть меня научат

2 ученик: Инженеру хорошо, а доктору лучше

                  Я б детей лечить пошел

                   Пусть меня научат

3 ученик: Докторам хорошо, а шоферу лучше

                 Я б в шоферы пошел пусть меня научат

4 ученик: Быть шофером хорошо, а летчиком лучше

                 Я бы в летчики пошел пусть меня научат

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

В. давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

О: 1. незнание мира профессий

       2. незнание себя

            3.незнание правил выбора профессии

 Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Вот мы и подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Темперамент и выбор профессии»

Эта тема рассматривает два вопроса:

Сущность и типы темперамента.

Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Сегодня на уроке мы рассмотрим первый вопрос

Исходя из темы урока какие бы цели вы поставили перед собой

Цели: 1. Узнать что такое темперамент.

Какие типы темперамента бывают.

Выявить свой тип темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. (запись в тетрадь)

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов    это свойства темперамента, т. е. свойства нервной системы. Свойства темперамента являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, так как передаются генетически и во многом определяют деятельность и поведение человека.

Запись в тетрадь

Сила нервной системы -  способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.

Уравновешенность – процессы возбуждения и торможения могут уравновешивать друг друга или какой-либо из них будет преобладать

Подвижность нервной системы – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей: кровь, лимфа и желчь. По его убеждению у сангвиников преобладает кровь – «сангвис», у холериков -  желтая желчь – «холе», у флегматиков – лимфа – «флегма», у меланхоликов – черная желчь – «меланхоле». Отсюдо и произошло название типов темпераментов.

Научное обоснование этому дал русский физиолог Павлов. Павлов пришел кК выводу, что в основе каждого из типов темперамента лежит то или иное соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Изучив эти свойства Павлов выделил четыре типа темперамента:

Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Процессы возбуждения сильнее процессов торможения. (запись в тетради)

характеристика типа темперамента  - сообщение ученика

Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения уравновешены. (запись в тетради)

Сообщение ученика:

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, выразительна. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность. В некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный тип. Процессы торможения сильнее процессов возбуждения. (запись в тетради)

Сообщение ученика:

У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях проявляются пассивность, вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик – слабый, подвижный или инертный тип. Процессы вобуждения сильнее или слабее процессов торможения. (запись в тетради)

Сообщение ученика:

Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это как правило малообщительные, тревожные люди.

Как видно из приведенных примеров и описаний каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик, поэтому плохих и хороших темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности. Факты свидетельствуют, что при любом типе темперамента можно добиться больших успехов в жизни. И этому пример великие люди, оставившие след в истории. Среди них встречаются представители всех четырех типов.

Каждый из них действовал в определенных исторических условиях, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали           успешности их деятельности. (показ слайдов с великими людьми)

Конечно в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа. А какой тип

темперамента преобладает у вас, вы узнаете ответив на вопросы предложенной анкеты

Практическая работа: выявить свой тип темперамента, ответив на вопросы анкеты (анкета может быть как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте)

Заключительная часть урока:

подведение итогов: ребята, достигли ли вы цели, поставленные в начале урока

выставление оценок

домашнее задание: провести исследовательскую работу среди родственников или знакомых: установить преобладающий тип темперамента, путем проведения анкетирования; попытаться установить взаимосвязь между темпераментом и родом деятельности, которым занимается объект исследования.

Резерв времени: просмотр мультфильма «Разные темпераменты»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

НОМИНАЦИЯ: Профессиональное самоопределение»

Подготовила: Власенко Марина Михайловна

Учитель технологии

МБОУ СОШ № 5

Брянская область город Клинцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»

Данное занятие расскрывает т следующие  цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...

«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»

Данное занятие расскрывает т следующие  цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Темперамент в выборе профессии», 9 класс

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе-интернат....