план-конспект интегрированного урока
учебно-методический материал по технологии (10 класс) по теме

Завьялова Ольга Ивановна

"химичекий состав древесины" урок  преподавателей материаловедения и химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

интегрированный урок преподавателя материаловедения О.И. Завьяловой и

преподавателя химии и биологии Н.А. Ачкасовой

Группа №11 курс: 1

Тема: Свойства древесины

Тема урока: «Химический состав древесины»

Урок №12

Тип урока: урок изучения новой темы; расширение и углубление имеющихся знаний о древесине; урок коррекции, закреплении и совершенствовании компетенций, знаний и умений.

Цель урока: Расширение знаний у обучающихся о древесине; сформировать знания о химических элементах  и веществах, входящих в состав древесины, их использование в народном хозяйстве.

Задачи урока:

Образовательная:

  • знания:
  • основные химические элементы, входящие в состав древесины;
  • основные химические вещества, из которых состоит древесина;
  • химические формулы веществ, входящих в состав древесины;
  • применение материалов, полученных из древесины, в народном хозяйстве.
  • умения:
  • владение основными видами ответов: сообщение, тематический ответ;
  • формулировка понятий: сравнение, обсуждение проблемных ситуаций;
  • владение способами контроля и взаимоконтроля;
  • работы в парах;
  • само- и взаимооценка.

Воспитательная:

  • расширение знаний по предмету;
  • формирование нравственных и эстетических представлений о материальной культуре человечества;
  • извлечение информации для создания устных или письменных заданий, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения;
  • способствование углублению интереса к избранной профессии.

Развивающая:

  • развитие умений использовать различные способы поиска способов решения поставленных задач (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
  • сбор, обработка, анализ информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Оборудование к уроку: компьютер, экран, проектор;

презентация, видео, раздаточный материал.

План урока:

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационный этап

Приветствие, выявление отсутствующих, тема урока, общий настрой на урок

1 мин.

2

Введение

Мотивация урока, задачи

2 мин.

3

Проверка домашнего задания

Сообщения обучающихся, демонстрация слайдов

5 мин.

4

Актуализация знаний

Ответы на карточках,

работа в парах

5 мин.

5

Объяснение нового материала:

О.И. Завьялова

Н.А. Ачкасова

Изложение, беседа, ответы на вопросы, показ слайдов. Демонстрация опыта.

8 мин.

7 мин.

6

Обсуждение проблемных ситуаций

Формулирование тезисов, работа в парах

7 мин.

7

Применение материалов древесины в народном хозяйстве

Изложение, обсуждение, показ слайдов

3 мин.

8

Закрепление материала

закончить заполнение карточек (п.4), слайд

3 мин.

9

Рефлексия

Само- и взаимооценка

2 мин.

10

Домашнее задание

Рекомендации по выполнению

2 мин.

Домашнее задание:

  1. Найдите информацию о технологии получения мореного дуба  и о музейных экспонатах, выполненных их него.
  2. Рассчитайте молекулярную массу целлюлозы, если ее степень полимеризации равна 100 тысяч.

Литература, Интернет – источники:

  1. Б.А.Степанов. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой древесины: Учебник. М., Академия, 2013.
  2. Сайт «Древесиноведение: http://www.drevesinas.ru/woodstructura/chemical/1.html 
  3. Сайт «Строительные технологии: http://zga.com.ru/chto-takoe-lignin-proishozhdenie-poluchenie-svojstva
  4. Сайт «Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%29 
  5. Деревянный портал: http://drev.biz/
  6. Сайт «Строим дом»: http://saw-wood.ru/

Ход урока:

№ эт.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Примечание

1

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания, сообщение темы урока

Самостоятельная проверка готовности к уроку,

2

Вступительное слово преподавателей (О.И.+Н.А.), предваряющее последующую работу

Слушают преподавателей.

Эмоциональный настрой, концентрация внимания.

Слайд 2

3

Ответы на вопросы (поиск информации в Интернет)

  • Найти интересный объект мебели, составить его описание (или привести фото)
  • В какой стране, каком музее он находится?
  • Время изготовления объекта? Стиль, если знаете?
  • Автор (если есть)
  • Материалы, из которых изготовлен данный объект искусства.
  • Чем меня заинтересовал именно этот объект?

О.И. – работы были представлены заранее по электронной почте, просмотрены и теперь вы сами продемонстрируете  их

Внимательно слушают, выражают готовность к презентациям

Поочередно демонстрируют слайды и подготовленное сообщение

Приложение №1

Слайд №3-№7

4

В чем сходство и в чем различие продемонстрированных объектов?

Что вы знаете о древесине?

Анализ продемонстрированных объектов.

Ответы на вопросы.

Ответы на карточках, работа в парах.

Приложение №2

Слайд 8

5

О.И. Завьялова:

Введение нового понятия. Биологическое происхождение древесины обусловливает его сложный химический состав.

Химические элементы:

C - углерод – 49-52%;

H – водород – 6-7%;

O – кислород – 44-46%;

N - азот – 0,1 – 0,6%.

Образуют сложные органические вещества:

- целлюлозу (большая часть, 40-50%), - нитевидные молекулы основного вещества древесины, образуют волоконца микрофибриллы, обусловливают большую прочность древесины вдоль волокон

- лигнин – самый распространенный полимер на Земле, обеспечивает герметичность клеточных стенок, скрепляет целлюлозные волокна, определяет цвет одревесневшей ткани. Лиственные – 20-25%, хвойные – до 35%.

- гемицеллюлозы  (от 14-40%) играют двоякую роль: механическую и резервного питательного вещества, сопровождают целлюлозу.

Все вместе  - 95-99% массы абсолютно сухой древесины.

Остальная часть: дубильные вещества, смолы, красящие вещества.

Дубильные вещества (танины, или танниды) -   содержатся в ядре дуба,  каштана, в коре ивы,  лиственницы, дуба, ели, пихты.

Повышенное содержание смол (до 26%) у экзотических пород, растущих в тропиках.

Н.А. Ачкасова:

Строение химических веществ.

- Что такое полимер?

- Почему целлюлозу и гемицеллюлозы называют гексозами, пентозами?

- Почему лигнин относится к ароматическим соединениям?

Целлюлоза (клетчатка) - 6Н10О5)n - природный полимер, полисахарид, состоящий из остатков β-глюкозы.

Лигнин - нерегулярный полимер разветвленного строения, построенный, главным образом, из остатков замещенных фенолоспиртов. Общей структурной единицей всех видов лигнина является фенилпропан (C9H10), а различия связаны с разным содержанием функциональных групп.

Гемицеллюлозы - полисахариды, макромолекулы которых построены из остатков пентоз или гексоз, -– [hemi - полу] – углеводы, имеют много общего с целлюлозой. Большинство их прекрасно растворяется в растворах щелочей и легче, чем целлюлоза, гидролизуется в присутствии кислот (почему легче?).

Танины (или танниды) — группа фенольных соединений растительного происхождения, содержащих большое количество гидроксогрупп (-OH).

Дубильные вещества растворимы в спирте и воде, легко окисляются, а при соединении с солями железа дают темно-синюю окраску.

Демонстрация опыта (качественная реакция на фенолы)

История корабля Ваза

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы по ходу объяснения.

Концентрация внимания на диаграмму

Выполняют записи в конспекте

Узнают новое о древесине и древесных породах

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, показывают знания, полученные на уроках химии, выполняют записи в конспекте

Наблюдают за происходящим

Внимательно слушают

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайды 14, 15

Слайд 16

растворы фенола и хлорида железа (III), пробирки

Слайд 17

6

Обсудите в парах, почему «Ваза» так хорошо сохранился (учтите строение главного вещества древесины и условия Балтийского моря). Как вы думаете, с какими трудностями столкнулись исследователи и реставраторы во время и после подъема судна?

Тезисы запишите в задании №2 рабочего листа.

Размышляют над заданием.

Решают проблемную ситуацию.

Записывают тезисы.

Приложение №3

Слайд 18

7

О.И.:

Применение материалов древесины в народном хозяйстве.

Скульптура огромного тигра около Будапешта, созданная венгерским художником Габором Шок из переработанной древесины и древесных обрезков, найденных в разных местах.

Просмотр видео (при наличии времени)

http://www.youtube.com/watch?v=zH8YFFIFLBE 

Слушают, дополняют, выполняют записи в конспекте

Делают вывод о рациональном использовании древесины и сохранении лесов.

Слайд 19

Слайд 20

8

Закончить заполнение карточек (п.3)

Подпишите и сдайте, пожалуйста, свои парные рабочие листочки. На следующем уроке будут выставлены каждому оценки, с учетом вашей активности на уроке (которую мы отмечали дополнительными «плюсами»).

Заполняют пропуски в таблице, оценивают правильность.

Сдают выполненные работы.

Осмысление результатов своей деятельности и работы группы.

Самооценка.

Приложение №2

Слайд 21

9

Высказать друг другу комплименты - похвалы, комплименты деловым качествам, комплименты в чувствах.

Оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (возможно, и преподавателей).

10

  1. Найдите информацию о технологии получения мореного дуба  и о музейных экспонатах, выполненных их него.
  2. Рассчитайте молекулярную массу целлюлозы, если ее степень полимеризации равна 100 тысяч.

Рекомендации по выполнению. Ответы на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Получают рекомендации.

Слайд 22

Слайд 23


        Приложение №1

  1. Проверка домашнего задания – ответы на вопросы (поиск информации в Интернет, например, по данным сайта https://www.google.com/culturalinstitute/browse/furniture%20wood?f.media_type=photo&q.openId=8129907598665562501&v.view=gallery&v.filter=items 
  • Найти интересный объект мебели, составить его описание (или привести фото)
  • В какой стране, каком музее он находится?
  • Время изготовления объекта? Стиль, если знаете?
  • Автор (если есть)
  • Материалы, из которых изготовлен данный объект искусства.
  • Чем меня заинтересовал именно этот объект?

  1. Скриншот презентации.

Приложение №2

вопрос

ответ

проверка

вывод

Дерево – это

Древесина – это

Деревья, произрастающие в разных климатических условиях, различаются

Основные химические элементы, входящие в состав древесины

Основные химические вещества, из которых состоит древесина

Экзотические породы древесины

Проверка:

вопрос

ответ

проверка

вывод

Дерево – это

Многолетнее растение, живой организм

  (+/-)

Древесина – это

1.Плотная твердая часть дерева или кустарника, находящаяся под корой

2.Брёвна и другие лесоматериалы

Деревья, произрастающие в разных климатических условиях, различаются

По цвету, структуре,  величине ежегодного прироста древесины, устойчивости к гниению

Основные химические элементы, входящие в состав древесины

C – углерод;
H – водород;

O – кислород; N – азот

Основные химические вещества, из которых состоит древесина

Целлюлоза, гемицеллюлозы,

лигнин

Экзотические породы древесины

Махагони, бакаут, бальза (охрома), палисандр, эбеновое дерево


Приложение № 3

  1.  Хорошей сохранности корабля «Ваза» способствовали:

                                                                                

                                                                                

                                                                                

                                                                                

  1. Трудности во время и после подъёма судна:

                                                                                

                                                                                

                                                                                

                                                                                

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия "Полиглот".

План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия «Полиглот»(русский и английский языки) Классы: 6,7.Цель: пробудить интерес учащихся к изучению языков.Задачи: Образовательная: повторить и ...

План- конспект внеклассного интегрированного мероприятия " Рождество"( английский язык и православная культура)

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Учащиеся приобретают знания о культуре страны изучаемого языка и своей культуре....

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса

Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...