план-конспект интегрированного урока
учебно-методический материал по технологии (10 класс) по теме
"химичекий состав древесины" урок преподавателей материаловедения и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_integrirovannogo_uroka_prepodavateley_n.a._achkasovoy_o.i.zavyalovoy.docx | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
интегрированный урок преподавателя материаловедения О.И. Завьяловой и
преподавателя химии и биологии Н.А. Ачкасовой
Группа №11 курс: 1
Тема: Свойства древесины
Тема урока: «Химический состав древесины»
Урок №12
Тип урока: урок изучения новой темы; расширение и углубление имеющихся знаний о древесине; урок коррекции, закреплении и совершенствовании компетенций, знаний и умений.
Цель урока: Расширение знаний у обучающихся о древесине; сформировать знания о химических элементах и веществах, входящих в состав древесины, их использование в народном хозяйстве.
Задачи урока:
Образовательная:
- знания:
- основные химические элементы, входящие в состав древесины;
- основные химические вещества, из которых состоит древесина;
- химические формулы веществ, входящих в состав древесины;
- применение материалов, полученных из древесины, в народном хозяйстве.
- умения:
- владение основными видами ответов: сообщение, тематический ответ;
- формулировка понятий: сравнение, обсуждение проблемных ситуаций;
- владение способами контроля и взаимоконтроля;
- работы в парах;
- само- и взаимооценка.
Воспитательная:
- расширение знаний по предмету;
- формирование нравственных и эстетических представлений о материальной культуре человечества;
- извлечение информации для создания устных или письменных заданий, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения;
- способствование углублению интереса к избранной профессии.
Развивающая:
- развитие умений использовать различные способы поиска способов решения поставленных задач (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
- сбор, обработка, анализ информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Оборудование к уроку: компьютер, экран, проектор;
презентация, видео, раздаточный материал.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
1 | Организационный этап | Приветствие, выявление отсутствующих, тема урока, общий настрой на урок | 1 мин. |
2 | Введение | Мотивация урока, задачи | 2 мин. |
3 | Проверка домашнего задания | Сообщения обучающихся, демонстрация слайдов | 5 мин. |
4 | Актуализация знаний | Ответы на карточках, работа в парах | 5 мин. |
5 | Объяснение нового материала: О.И. Завьялова Н.А. Ачкасова | Изложение, беседа, ответы на вопросы, показ слайдов. Демонстрация опыта. | 8 мин. 7 мин. |
6 | Обсуждение проблемных ситуаций | Формулирование тезисов, работа в парах | 7 мин. |
7 | Применение материалов древесины в народном хозяйстве | Изложение, обсуждение, показ слайдов | 3 мин. |
8 | Закрепление материала | закончить заполнение карточек (п.4), слайд | 3 мин. |
9 | Рефлексия | Само- и взаимооценка | 2 мин. |
10 | Домашнее задание | Рекомендации по выполнению | 2 мин. |
Домашнее задание:
- Найдите информацию о технологии получения мореного дуба и о музейных экспонатах, выполненных их него.
- Рассчитайте молекулярную массу целлюлозы, если ее степень полимеризации равна 100 тысяч.
Литература, Интернет – источники:
- Б.А.Степанов. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой древесины: Учебник. М., Академия, 2013.
- Сайт «Древесиноведение: http://www.drevesinas.ru/woodstructura/chemical/1.html
- Сайт «Строительные технологии: http://zga.com.ru/chto-takoe-lignin-proishozhdenie-poluchenie-svojstva
- Сайт «Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%29
- Деревянный портал: http://drev.biz/
- Сайт «Строим дом»: http://saw-wood.ru/
Ход урока:
№ эт. | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
1 | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания, сообщение темы урока | Самостоятельная проверка готовности к уроку, | |
2 | Вступительное слово преподавателей (О.И.+Н.А.), предваряющее последующую работу | Слушают преподавателей. Эмоциональный настрой, концентрация внимания. | Слайд 2 |
3 | Ответы на вопросы (поиск информации в Интернет)
О.И. – работы были представлены заранее по электронной почте, просмотрены и теперь вы сами продемонстрируете их | Внимательно слушают, выражают готовность к презентациям Поочередно демонстрируют слайды и подготовленное сообщение | Приложение №1 Слайд №3-№7 |
4 | В чем сходство и в чем различие продемонстрированных объектов? Что вы знаете о древесине? | Анализ продемонстрированных объектов. Ответы на вопросы. Ответы на карточках, работа в парах. | Приложение №2 Слайд 8 |
5 | О.И. Завьялова: Введение нового понятия. Биологическое происхождение древесины обусловливает его сложный химический состав. Химические элементы: C - углерод – 49-52%; H – водород – 6-7%; O – кислород – 44-46%; N - азот – 0,1 – 0,6%. Образуют сложные органические вещества: - целлюлозу (большая часть, 40-50%), - нитевидные молекулы основного вещества древесины, образуют волоконца микрофибриллы, обусловливают большую прочность древесины вдоль волокон - лигнин – самый распространенный полимер на Земле, обеспечивает герметичность клеточных стенок, скрепляет целлюлозные волокна, определяет цвет одревесневшей ткани. Лиственные – 20-25%, хвойные – до 35%. - гемицеллюлозы (от 14-40%) – играют двоякую роль: механическую и резервного питательного вещества, сопровождают целлюлозу. Все вместе - 95-99% массы абсолютно сухой древесины. Остальная часть: дубильные вещества, смолы, красящие вещества. Дубильные вещества (танины, или танниды) - содержатся в ядре дуба, каштана, в коре ивы, лиственницы, дуба, ели, пихты. Повышенное содержание смол (до 26%) у экзотических пород, растущих в тропиках. Н.А. Ачкасова: Строение химических веществ. - Что такое полимер? - Почему целлюлозу и гемицеллюлозы называют гексозами, пентозами? - Почему лигнин относится к ароматическим соединениям? Целлюлоза (клетчатка) - (С6Н10О5)n - природный полимер, полисахарид, состоящий из остатков β-глюкозы. Лигнин - нерегулярный полимер разветвленного строения, построенный, главным образом, из остатков замещенных фенолоспиртов. Общей структурной единицей всех видов лигнина является фенилпропан (C9H10), а различия связаны с разным содержанием функциональных групп. Гемицеллюлозы - полисахариды, макромолекулы которых построены из остатков пентоз или гексоз, -– [hemi - полу] – углеводы, имеют много общего с целлюлозой. Большинство их прекрасно растворяется в растворах щелочей и легче, чем целлюлоза, гидролизуется в присутствии кислот (почему легче?). Танины (или танниды) — группа фенольных соединений растительного происхождения, содержащих большое количество гидроксогрупп (-OH). Дубильные вещества растворимы в спирте и воде, легко окисляются, а при соединении с солями железа дают темно-синюю окраску. Демонстрация опыта (качественная реакция на фенолы) История корабля Ваза | Записывают тему урока. Отвечают на вопросы по ходу объяснения. Концентрация внимания на диаграмму Выполняют записи в конспекте Узнают новое о древесине и древесных породах Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, показывают знания, полученные на уроках химии, выполняют записи в конспекте Наблюдают за происходящим Внимательно слушают | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайды 14, 15 Слайд 16 растворы фенола и хлорида железа (III), пробирки Слайд 17 |
6 | Обсудите в парах, почему «Ваза» так хорошо сохранился (учтите строение главного вещества древесины и условия Балтийского моря). Как вы думаете, с какими трудностями столкнулись исследователи и реставраторы во время и после подъема судна? Тезисы запишите в задании №2 рабочего листа. | Размышляют над заданием. Решают проблемную ситуацию. Записывают тезисы. | Приложение №3 Слайд 18 |
7 | О.И.: Применение материалов древесины в народном хозяйстве. Скульптура огромного тигра около Будапешта, созданная венгерским художником Габором Шок из переработанной древесины и древесных обрезков, найденных в разных местах. Просмотр видео (при наличии времени) http://www.youtube.com/watch?v=zH8YFFIFLBE | Слушают, дополняют, выполняют записи в конспекте Делают вывод о рациональном использовании древесины и сохранении лесов. | Слайд 19 Слайд 20 |
8 | Закончить заполнение карточек (п.3) Подпишите и сдайте, пожалуйста, свои парные рабочие листочки. На следующем уроке будут выставлены каждому оценки, с учетом вашей активности на уроке (которую мы отмечали дополнительными «плюсами»). | Заполняют пропуски в таблице, оценивают правильность. Сдают выполненные работы. Осмысление результатов своей деятельности и работы группы. Самооценка. | Приложение №2 Слайд 21 |
9 | Высказать друг другу комплименты - похвалы, комплименты деловым качествам, комплименты в чувствах. | Оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (возможно, и преподавателей). | |
10 |
Рекомендации по выполнению. Ответы на вопросы. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Получают рекомендации. | Слайд 22 Слайд 23 |
Приложение №1
- Проверка домашнего задания – ответы на вопросы (поиск информации в Интернет, например, по данным сайта https://www.google.com/culturalinstitute/browse/furniture%20wood?f.media_type=photo&q.openId=8129907598665562501&v.view=gallery&v.filter=items
- Найти интересный объект мебели, составить его описание (или привести фото)
- В какой стране, каком музее он находится?
- Время изготовления объекта? Стиль, если знаете?
- Автор (если есть)
- Материалы, из которых изготовлен данный объект искусства.
- Чем меня заинтересовал именно этот объект?
- Скриншот презентации.
Приложение №2
вопрос | ответ | проверка | вывод |
Дерево – это | |||
Древесина – это | |||
Деревья, произрастающие в разных климатических условиях, различаются | |||
Основные химические элементы, входящие в состав древесины | |||
Основные химические вещества, из которых состоит древесина | |||
Экзотические породы древесины |
Проверка:
вопрос | ответ | проверка | вывод |
Дерево – это | Многолетнее растение, живой организм | (+/-) | |
Древесина – это | 1.Плотная твердая часть дерева или кустарника, находящаяся под корой 2.Брёвна и другие лесоматериалы | ||
Деревья, произрастающие в разных климатических условиях, различаются | По цвету, структуре, величине ежегодного прироста древесины, устойчивости к гниению | ||
Основные химические элементы, входящие в состав древесины | C – углерод; O – кислород; N – азот | ||
Основные химические вещества, из которых состоит древесина | Целлюлоза, гемицеллюлозы, лигнин | ||
Экзотические породы древесины | Махагони, бакаут, бальза (охрома), палисандр, эбеновое дерево |
Приложение № 3
- Хорошей сохранности корабля «Ваза» способствовали:
- Трудности во время и после подъёма судна:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия "Полиглот".
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия «Полиглот»(русский и английский языки) Классы: 6,7.Цель: пробудить интерес учащихся к изучению языков.Задачи: Образовательная: повторить и ...
План- конспект внеклассного интегрированного мероприятия " Рождество"( английский язык и православная культура)
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Учащиеся приобретают знания о культуре страны изучаемого языка и своей культуре....
План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"
Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....
План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса
Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...