Индивидуальный план по самообразованию Лавровой Л.В.
методическая разработка по технологии на тему
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya_lavrovoy_l.v.docx | 144.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская специальная
школа-интернат №1».
ЛИЧНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя профессионально-трудового обучения
Лавровой Людмилы Васильевны
на 2014-2016 гг.
Тема самообразования:
«Формирование профессионально-трудовых навыков
обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации
к новым социальным условиям».
Новочеркасск.
ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:
«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ».
Тема методического объединения учителей профессионально-трудового обучения:
«Обеспечение дифференцированного, развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения с учётом психофизических и индивидуальных особенностей обучающегося».
Тема индивидуального самообразования:
«Формирование профессионально-трудовых навыков обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям».
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Актуальность темы самообразования:
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и перспективной.
В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.
Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.
Цель работы по теме самообразования:
повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя профессионально-трудового обучения; формировать у обучающихся воспитанников
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными технологиями обучения;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового обучения;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).
- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
- Охрана здоровья.
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
- Правовое.
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
- Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы.
- Курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Направления самообразования:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Анализ работы по теме самообразования
Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе-интернате VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане, одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии становится необходимость связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.
Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.
Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Необходимость разрешения выявленных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и в то же время ее высокая практическая значимость обусловили актуальность нашего исследования.
Проблемой исследования по теме самообразования является определение организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.
Объект исследования - организация и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся 4-9-х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернатов VIII вида.
Предмет исследования - условия и средства формирования у умственно отсталых школьников профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность их к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых обучающихся воспитанников повысится при учете общих закономерностей их развития, а также при:
- определении значимости профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников с учетом своеобразия психофизиологии их трудовой деятельности;
- выявлении тенденций развития организационных форм и инновационных технологий в системе профессионально-трудовой подготовки и профориентации умственно отсталых школьников;
- обосновании и разработке механизмов формирования знаний и навыков, способствующих выработке квалифицированных умений;
- разработке путей реализации принципа дифференцированного подхода к учащимся в профессионально-трудовом обучении;
- создании оптимальных условий эффективности использования педагогических технологий в коррекционно-ориентированном процессе обучения с учетом особенностей и возможностей усвоения нового учебного материала;
- разработке педагогической классификации, выделении типологических групп учащихся, дифференцированных методов и приемов работы в системе коррекционно-развивающего обучения.
В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- выявить психофизиологический механизм формирования целенаправленных действий и приемов работы при выполнении технологических операций различной сложности с целью определения форм и содержания коррекционной работы с учащимися с проблемами интеллектуального развития;
- разработать психолого-педагогические обоснования проблемы дифференциации умственно отсталых учащихся с учетом их индивидуальных и типологических особенностей в профессионально-трудовом обучении;
- провести комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей формирования у учащихся технико-технологических знаний и навыков;
- дифференцировать учащихся на типологические группы с учетом целевой, энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности;
- рассмотреть в сравнении с нормально развивающимися подростками механизм процесса формирования у них знаний и навыков;
- проследить возможности продвижения в период профессионально-трудового обучения учащихся с учетом их типологических особенностей;
- обосновать и разработать систему педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых школьников в процессе их подготовки к самостоятельной жизни и труду (определить содержание, методы, приемы, организационные формы обучения).
Методологической основой исследования является общенаучные методологические принципы развития и системности, фундаментальные принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся, принципы комплексного системно-структурного подхода при изучении детей с отклонениями в развитии.
Теоретическими источниками работы явились философские концепции, концепции общей и специальной психологии и педагогики, а также психофизиологии труда (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, A.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), о развивающей роли обучения (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, B.В.Рубцов, Д.Б.Эльконин), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в подготовке умственно отсталых жизни и труду в обществе (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский и др.), о поэтапности формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин), о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С.Выготский), о роли специально организованного (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии в решении вопроса их социальной адаптации и реабилитации (Д.И.Азбукин, Т.А.Власова). Большое внимание уделялось изучению литературы по психологии, физиологии и профессиональной педагогики трудовой деятельности (С.Я.Батышев, Н.А.Бернштейн, М.А.Жиделев, Е.А.Климов, C.А.Косилов, Б.Ф.Ломов, А.М.Новиков, К.К.Платонов).
Методы исследования. При исследовании темы самообразования я использовала: теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов; диагностический, обучающий и контрольный эксперименты, реализуемые в индивидуальном и фронтальном вариантах. Изучались аналитические данные, школьная документация, осуществлялись наблюдения на уроках.
Заключение
Выводы о том, что основная характеристика навыка заключается в объединении частных действий и о том, что на первом этапе формирования навыка самое важное - выработка правильного представления о новом упражнении, сделанные учеными, занимающимися проблемами формирования навыков, дают нам определенное направление и в суть коррекционной работы.
Установлено, что в представлении о действии сначала господствуют зрительные компоненты. Лишь затем они уступают двигательным ощущениям. Зрительные представления обучаемых сначала диффузны и имеют большие пробелы. Важно на первоначальном этапе усвоения навыка создать четкий образ действия, так как главное заключается в том, чтобы движения выполнялись с самого начала правильно и демонстрировались учителем на профессиональном уровне.
Огромное значение при формировании двигательных навыков должно отводиться регулирующей функции речи, ибо они складываются у детей в условиях их развернутой речевой деятельности, в результате чего приобретают более обобщенный характер, легче переносится в новые условия, чем те навыки, которые складываются при снижении словесной активности. Подчеркивая взаимосвязь формирования двигательных навыков с психофизиологическими качествами обучаемых, указывается и на двигательную роль влияния метода упражнений.
При формировании навыков прослеживается ряд этапов, фаз, ступеней и стадий. Разные авторы насчитывают их от трех до пяти. В них и заключается форма и содержание механизма формирования навыков. Первая стадия включает изучение отдельных движений, создает первоначальное представление о двигательном действии и дает установку на овладение им, объединяя их в целостное действие. Вторая стадия характеризуется устранением лишних движений и чрезмерного мышечного напряжения, где предварительно усвоенные действия совершенствуются и уточняются. Третья стадия связана с процессом автоматизации навыка, в результате чего происходит становление двигательных навыков и закрепление двигательных действий с характерным появлением вариантного навыка (приема) и умение его применять в новых условиях.
Рассматривая процесс формирования двигательных навыков, К.К.Платонов дает наиболее обстоятельное описание разных видов рабочих движений с описанием их характеристики на всех четырех этапах развития. Автор определяет: «Навык - есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию. Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из-под контроля сознания, так как в процессе его выполнения достигается осознанная цель».
Естественно, если процесс осознания цели отсутствует, то навык можно рассматривать, как «автоматизм», что в свою очередь является отрицательным показателем при формировании профессионально-трудового навыка.
Известно, что любая профессия имеет свои трудовые процессы, которые, в свою очередь, состоят из трудовых операций, а операции из трудовых действий и движений.
Составной частью трудового процесса при выполнении изделия являются трудовые операции (термин введен в 60-е годы XX века). Трудовые операции состоят из отдельных трудовых действий и движений, способствующих выработке трудовых приемов. Составной формирующей навыка являются трудовые действия и движения, в результате которых вырабатываются приемы.
Трудовой процесс - наиболее крупная единица трудовой деятельности. Он охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенных работ, типичных для данной профессии.
Трудовое действие - законченная совокупность движений. Например, взятие детали, возвращение инструмента на место, установка сверла в построме и т.п. Каждое такое действие обычно включает несколько отдельных трудовых движений. Трудовое движение - однократное и однородное непрерывное перемещение всего тела рабочего или отдельных его частей (головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей) в целях выполнения какого-либо определенного трудового действия («взять», «переместить», «отпустить», «совместить» какой-либо предмет и т.д.)
Трудовой прием - элемент трудового процесса и часть трудовой операции, имеющая самостоятельную цель ее эффективного выполнения. Трудовые приемы составляют как содержание уровня квалификации рабочего, так и уровня производственных технологий по части нормативно одобренных приемов профессионального труда
Многолетний опыт моей работы подтверждает,что важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие педагога с обучающимися. Осуществляется данный процесс с помощью современных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и использование информационных коммуникативных технологий.
Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования. С этой целью используются общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, проведение производственной гимнастики).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные возможности для наиболее эффективного решения задач трудового воспитания, которое является важнейшим его средством и условием.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Обучающемуся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
Конкретные методические пути процесса трудового обучения могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.
Для того, чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изучать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации деятельности;
- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию обучающегося воспитанника материалом;
- создавать для каждого подростка такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;
- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, справившись с которыми он увидит результат своего труда.
Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы показали, что большинство обучающихся не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в трудовом коллективе.
Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место, и т.д. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.
Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:
1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, схем и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.
2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам, схемам и т.п.
3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.
Многолетний опыт моей работы показал, что наиболее эффективным является такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у обучающихся с ОВЗ, когда формирование у них умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку, схеме и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся (образце), затем - на частично знакомом (полуфабрикате) и только после этого - на новом материале (изделии).
Перспективы развития трудовой адаптации выпускников школы весьма различны. Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также индивидуальные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, воздействие ближайшего социального окружения, главным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.
Подводя итог многолетнего опыта работы, следует отметить, что многие подростки с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Часть выпускников продолжает свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.
Список литературы:
1. Архангельский С.Н. Очерки по психологии.- М.: Трудрезервиздат,1958.- 160с.
2. Аснин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости отусловий их образования // Науч. зап. Харьковского пед. ин-та.- 1939. 1. - С. 23-26
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание,1987. 80с.
4. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51-54
5. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2003. 132с.
6. Бушуров В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования некоторых трудовых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1959. - 18с.
7. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45
8. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67
9. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов// Воспи44
10. Волошинова Е.В. Динамика двигательного навыка// Проблемы инженерной психики. 1968. - Вып. 5. — С. 48-52
11. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23
12. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - С. 69-75
13. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. -1959, т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР.- С. 127-136
14. Гильберт Ф.Б. Изучение движений (метод увеличения производительности труда рабочего). М.: Изд. ВЦСПС, 1931.- 186с.
15. Гнатюк A.A. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пел. наук. — М., 1987. 18с.
16. Гозова А.П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом обучении учащихся вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах- 1957.- Вып. 4.-М.: Учпедгиз. С. 126-139
17. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально ориентированный подход // Педагогика. 1995. -№4.-С. 105-110
18. Гурьянов Е.В. Навык и действие // Ученые записки МГУ. 1946.вып. 90.-С. 136-142
19. Гурьянов Е.В. К вопросу о развитии трудовых навыков//Советскаяпедагогика. 1943. - 7. - С. 21-24
20. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75
21. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967
22. Осознание причинно-следственных зависимостей в труде учащимися вспомогательной школы. Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, т. 3, вып. 1.М., 1968
23. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками// Специальная школа. 1967, вып. 4.-С. 74-80
24. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972.-320с.
25. Жозе Ван Белле, Вили Класс Профессиональное обучение в специальном образовании. С.-Петербург. - Закон о специальном образовании, 2002. - 52с.
27. Завражин С.А., Фортова JI.K. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста, 2005. - 395с. Психология умственно отсталого ребенка.- М.: 1939.-64с.
28. Наглядность и активизация учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1960. - 311с. Развитие произвольных движений. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430с.
29. Иссамутдинов Д.И., Богатова А.Б. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями интеллекта// Дефектология № 3.- М., 2004.- С. 75-78
30. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля припроизводственном обучении// Вопросы психологии,-1961.-2.-С. 5-1694. Занков Л.В.95. Занков Л.В.96. Запорожец A.B.97. Захаров H.H.98. Иванова Е.М.
31. Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР): Дис. док. пед. наук. Шауляй, 1987. - 356с.
32. Капланская Е.И. Использование Фламандского опыта в трудовой и допрофессиональной подготовке детей с проблемами в развитии на базе УВК № 1836// Сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999. - С. 93-100
33. Капустин А.И. Коррекционно-развивающая эффективность педагогической работы с детьми-олигофренами. Дефектология, 1990. -№3.- С. 17-28
34. Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972. 160с.
35. Клюшников Б.К. Использование специального приспособления для формирования некоторых трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1971.-3.- С. 78-79
36. Клюшников Б.К. Разработка эффективных способов применения технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М., 1982.- 22с.
37. Коган В.М. Значение метода упражнения в формировании навыков и умений// Бюллетень Всесоюзного ин-та эксп. мед., 1936.-6.-С. 122-126
38. Косилов С.А. Физиологические особенности формирования навыков. М.: Высшая школа, 1975.- 159с.
39. Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1981.- 79с.
40. Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология № 4.- М., 2005.-С. 79-80
41. Актуальные проблемы специального образования// Дефектология.- № 6. С. 3-9
42. Монтессори М. Дом ребенка (Метод научной педагогики). М.:1. Задруга, 1913.-340с.
43. Мерсиянова Г.Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школы умения самостоятельно работать в процессе профессионального трудового обучения// Специальная школа. М., 1961. - вып. 3.- С. 64-72
44. Мерсиянова Г.Н.Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы. Киев: Рад. шк., 1985 - 80с.
45. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 224с.
46. Мирский СЛ. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1966.- 165с.
47. Мирский СЛ. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: Автореф. дис. . канд.пед. наук. ОМ., 1967.-18с.
48. Мирский СЛ. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании// Спец. школа. - М., 1967. вып. 4. - С. 80-84
49. Мирский СЛ. Отражение практических приемов в планах трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы// Дефектология, 1971.-4.-С. 11-15
50. Мирский СЛ. Возможности учащихся вспомогательной школы в усвоении простейших приемов разметки по заданным размерам// Дефектология, 1981. 3. - С. 26-30
51. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении.- М.: Просвещение, 1983.- 116с.
52. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.- 160с.
53. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М.: Просвещение, 1992. -265с.
54. Образовательный стандарт в трудовом обучении вспомогательной школы//Дефектология, 1996.-6.-С. 29-32
55. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы// Дефектология, 2003. 1. -С. 46-53
56. Мошкова И.Н., Малов C.JI. Динамика формирования трудовых навыкови умений.- М: АПН РСФСР, 1973. 366с.
57. Муртузалиева У.М. Сочетание профессионально-трудового обучения с производительным трудом во вспомогательной школе Махачкала, 1978. С. 93-95
58. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений.
59. Пайкова A.C. О профессиональной подготовке детей с нарушениями развития в Приморском крае// Дефектология.- 3.2004
60. Паншина И.А. и др. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью,- М.: ИРПО, 2003. 132с.
61. Патракеев В.Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта//Дефектология, 1996. 3.-С. 24-28
62. Патракеев В.Н. Психолого-педагогическое изучение учащихся учителем труда в школах VIII вида// Дефектология, 1996. -6.-С. 31-36
63. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.486с.
64. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 221с.
65. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов,- М.: Просвещение, 1968. 158с.
66. Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием// Дефектология, 1995. 2. - С. 19-22
67. Пинский Б.И. О влиянии мотивов деятельности и выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников// Специальная школа, 1964.- вып. 3. С. 56-58
68. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. -128с.
69. Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях // Советская педагогика,1963.- 11.-С. 98-103
70. Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Сб. под ред. A.M. Щербаковой. М., 2003. - 160с.
71. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сб. № 2.- М.: Владос. 2000. - 238с.
72. Рубинштейн С.А. Опыт исследования по психологии труда // Вопросы психологии, 1956. 4. - С. 120-126
73. Рубинштейн C.JI. Психология умственно отсталого школьника. М.:1. Просвещение, 1986.- 192с.
74. Рудик П. А. Методика ручного труда. М.: Изд-во АПН РСФСР,1954.- 115с.
75. СелевкоТ.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие М.: Народное образование, 1998. - 256с.
76. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. Изд. 3-е: Просвещение, 1982. -104с.
77. Соколов А.Н. Роль осознания движений в выработке двигательных навыков// Ученые записки института психологии. -1941.-т. II.-С. 131-142
78. Ткаченко В.Г. Основные правила организации работы в учебных мастерских коррекционной школы VIII вида // Дефектология, 2004. 3. - С. 82-85
79. Точилов К.С. Опыт функционального изучения образования двигательных навыков в процессе производственного обучения // В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957. -С. 117-128
80. Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы// Дефектология, 1998. № 4. - С. 24-28
81. Щербакова A.M. Трудовое обучение в специальных (коррекционных)школах VIII вида. Новые учебные программы.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 315с.
82. Щербакова A.M., Матвеева Н.Б., Наливайко Т.А. Создание группы постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология, 1995.--2.-С. 32-36
83. Якиманская И.С. Воспитание сенсорной культуры труда у учащихся профессионально-технических училищ. - М.: Высшая школа, 1969. 80с.
84. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979.144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию.
Индивидуальный план самообразования Педагога дополнительного образования центра детского творчества п. Новошахтинский Воробьёвой Елены ВикторовныОбщие сведения:...
Индивидуальный план педагогического самообразования учителя обществознания на 2013 – 2014 учебный год Кутьковой Людмилы Александровны
Каждый учитель должен стремиться к совершенствованию методов преподавания и воспитания. Поэтому каждый из нас не только учит, но и учится сам. Самообразование необходимо планировать, отслеживая его вл...
Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы.
Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы....
Индивидуальный план по самообразованию «Применение информационно-коммуникационных технологий в учеб¬но-воспитательном процессе учителя химии и биологии»
Учить чему-нибудь других — значитпоказать им, что они должны сделать, чтобы научиться тому, чему их учат.Г. Фрон...
Индивидуальный план по самообразованию
самообразование...
Индивидуальный план по самообразованию
Моисеевой Людмилы Леонидовны, воспитателя ГБОУ Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»на 2014-2015 учебный годКвалификационная категория высшая...
Индивидуальный план повышения самообразования учителя химии
Догбал Чодураа Михайловны за 2012-2015 учебные годы ...