конспект урока с УУД "Роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к томучто школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_na_urokah_tehnologii.docx | 159.68 КБ |
razvitie_uud_na_urokah_tehnologii_prezentatsiya.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тельмановская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования
Тосненский район Ленинградской области
Формы УУД на уроках технологии
Автор:
Карышева Е.Ф.
П. Тельмана
2014 г.
I.
ВВЕДЕНИЕ
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Классификация УУД.
2.Роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий.
3. Конспект урока с УУД.
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
I.Введение.
По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к томучто школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
II.Основная часть.
1.Классификация УУД.
Жизнь требует новой работы с содержанием образования.
- Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Виды универсальных учебных действий
(по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
− самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
− смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
− нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
− целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
− планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
− прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
− оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
− саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
− поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
− структурирование знаний;
− осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
− выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
− рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
− смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
− постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
− моделирование;
− преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
− анализ;
− синтез;
− сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
− подведение под понятие, выведение следствий;
− установление причинно-следственных связей;
− построение логической цепи рассуждений;
− доказательство;
− выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
− формулирование проблемы;
− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
− постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
− управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
− соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
− соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
− Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
− Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
− УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
2.Роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и вне учебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
3. Конспект урока с УУД.
Разберем развитие УУД на примере одной из изучаемых тем «Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества»
П.Р. Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании.
Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД.
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.
Предмет: Технология
Класс:5
Учебник (УМК):В.Д. Симоненко
Тема урока. Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества
П.Р.Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: инструменты: ножовка, шерхебель, рубанок; мультимедийное оборудование; учебник технологии В.Д. Симоненко.
Планируемые результаты
Предметные - учащиеся знакомятся с видами ножовок, шерхебелем, рубанком.
Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные –виды ножовок, отличие шерхебеля от рубанка?
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: Ножовка, шерхебель, рубанок.
Технологическая карта урока
Этап мотивации (самоопределение к деятельности) - орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением ножовки ,шерхебеля, рубанка -Какие виды ножовок вы знаете?
-Для чего предназначен шерхебель? -Для чего предназначен рубанок?
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
Беседа с учениками
-Чем пилят и строгают? (Познавательные УУД – приобретать новые зна-ния в процессе наблюдений и рассуждений)
-Кто такой столяр? (Регулятивные УУД - самостоятельно найти в учеб-нике нужную информацию)
-Какие инструменты применяются для обработки древесины? (Познава-тельные УУД – искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)
- Какие виды ножовок ты знаешь? ( Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)
- Какие виды рубанков ты знаешь? (регулятивные УУД – самостоятельно изучить инструмент для пиления и строгания).
Формулирование темы урока.
-Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Выяснив мнение детей, учитель уточняет (технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества)
Практическая работа
Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий дос-таточных для построения новых знаний.
Пробное действие (задание)- Отпилить размеченную заготовку, обработать шерхебелем и рубанком.
Выполнение этого задания провожу в форме деловой игры: для этого мальчиков делю на бригады по три человека. Каждая группа выполняет сле-дующие действия: отпиливает заготовку, обрабатывает шерхебелем, обрабатывает рубанком.
(УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе)
Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные - адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной дея-тельности.), проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.
Фиксация затруднения:
- неправильное пиление и строгание (способы решения проблемы)
Выход из затруднения:
Еще раз учитель рассказывает учащимся о приёмах пиления и строгания тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД - коммуникативные, совместные решения проблемы)
3. Рефлексия учебной деятельности
- Какие инструменты и приспособления применяют для пиления древесины?
- Какие новые знания вы получили?
- Пригодятся ли в жизни приобретенные сегодня знания?
Дом. задание: исследовательская работа на тему: «Разновидности пил по их назначению»
После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.
На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.
Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.
III.Заключение.
Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради, разного рода дополнительной литературе, интернете. Они также учатся анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь требует новой работы с содержанием образования ЖИЗНЬ требует новой работы с содержанием Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). образования! Требуется умение отбирать главное в море информации
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: - личностный, -регулятивный , -познавательный , -коммуникативный . Виды универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникатив ные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Планирование, прогнозиро вание , контроль , Коррекция, контроль и само регуляция. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Разрешение конфликтов. Умение выражать свои мысли Включают обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах. Ведущую роль в формировании УУД играет учитель.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей. Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и вне учебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Разберем развитие УУД на примере одной из изучаемых тем Тема урока. Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, контроль качества. П.Р.Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании. Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД. Например:
регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные –виды ножовок, отличие шерхебеля от рубанка?
Технологическая карта урока Этап мотивации (самоопределение к деятельности) - орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением ножовки ,шерхебеля, рубанка. -Какие виды ножовок вы знаете? - Для чего предназначен шерхебель? -Для чего предназначен рубанок?
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Беседа с учениками -Чем пилят и строгают ? (Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений ) -Кто такой столяр? ( Регулятивные УУД - самостоятельно найти в учебнике нужную информацию)
-Какие инструменты применяются для обработки древесины? (Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.) - Какие виды ножовок ты знаешь? ( Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений) - Какие виды рубанков ты знаешь? (регулятивные УУД – самостоятельно изучить инструмент для пиления и строгания). и .т.д .
После такой проработки темы усвоение материала проходит легко. На уроке прослеживалось осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом . Вот пример тому, как УУД,использованные на уроке способствуют успешному усвоению знаний. Формирование УУД-это надежный путь кардинального повышения качества образования!
Желаю всем успехов и профессионального совершенства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий при работе с информацией на уроках математики
Материалы мастер-класса для учителей математики....
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"
Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....
«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Компетентностно – ориентированные задания на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий
Компетентностно – ориентированные задания являются способом оценки результатов в рамках компетентностного подхода.Умения, которые проверяют в КОЗ: распознавать вопросы, идеи или проблемы, котор...
«Развитие универсальных учебных действий с помощью листов опорных конспектов»
В соответствии с новой образовательной парадигмой, ФГОС строится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавате...
«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».
Статья о роли самостоятельных и практических работ в формировании универсальных учебных действий у учащихся на уроках географии....