Развитие универсальных учебных действий при работе с информацией на уроках математики
статья (6 класс) по теме

Кацевич Надежда Игоревна

Материалы мастер-класса для учителей математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kacevich_n.i..docx22.78 КБ
Файл vystuplenie_kacevich_n.i.1.pptx725.61 КБ
Файл buklet_k_vystupleniyu1.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по теме «Развитие универсальных учебных действий при работе

с информацией на уроках математики»

Кацевич Н.И.

учитель математики I категории

МОУ СОШ №4

По словам президента России Д. Медведева «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности».

Для достижения данной цели в российской системе образования начинается значимый этап инновационного развития, связанный с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (далее – ФГОС), основным механизмом реализации которого выступает основная образовательная программа учреждения образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» определен порядок поэтапного введения ФГОС на всех ступенях общеобразовательных учреждений до 2015 года.

Согласно этому документу переход в полном объеме общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения будет осуществлен в 2021/2022 учебном году.

В распоряжении указаны конкретные сроки введения ФГОС в основной и средней (полной) школе по мере готовности общеобразовательных учреждений:

  1. 5-8 классы – с 2012/2013 до 2015/2016 учебного года;
  2. 10 класс – 2013/2014 учебный год;
  3. 11 класс – 2014/2015 учебный год.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Составляющие инновационности ФГОС: идеология, структура и содержание. Идеология ФГОС основывается на трех основных понятиях образовательного процесса:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание
  2. Гражданская идентичность
  3. Системно - деятельностный подход

Кроме этого изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

  1. к результатам освоения основной образовательной программы
  2. к структуре  основной образовательной  программы
  3. к условиям освоения основной образовательной программы

Структура основой образовательной программы ОУ включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный (данная структура представлена на слайде). Содержательный раздел состоит из пяти пунктов, новым из который для нас является «Программы формирования УУД».

Так что же такое УУД?

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся.

УУД предоставляют большие возможности для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является именно их универсальность, которая проявляется в том, что они

  1. носят метапредметный характер;
  2. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  4. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  5. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Как отметила Битянова Мария Ростиславовна (директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ»), «УУД являются показателями развития личности».

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Но формирование УУД в процессе изучения различных предметов, приводит к развитию личности.  Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики.

Формирования всех 4 видов УУД  одновременно можно рассмотреть на примере учебной деятельности по усвоению математических понятий. Конкретизирую содержание УУД, которые формируются на уроках математики.

Познавательные УУД:

  1. осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
  2. моделирование;
  3. использование знаково-символической записи математического понятия;
  4. овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
  5. использование индуктивного умозаключения;
  6. выведение следствий из определения понятия;
  7. умение приводить контрпримеры.

Коммуникативные УУД:

  1. умение выражать свои мысли;
  2. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
  3. совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).

Личностные УДД:

  1. формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
  2. формирование математической компетентности.

Регулятивные УУД:

  1. умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
  2. овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
  3. работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Задачей основной школы является представление целостной картины мира средствами науки, литературы и искусства на основе углубленной дифференциации познания.

Как сказал А. Дистерберг: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Поэтому одним из наглядных примеров развития и применения УУД при работе с информацией у учащихся на уроках математики, в моей практике, является проектная работа и исследовательская деятельность, в частности на тему «Новогодние подарки».

Выполнение всего проекта занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от учебных возможностей классного коллектива. Сначала учащиеся делятся на группы и выполняют следующее поручение: составить список конфет и кондитерских изделий, которые они бы хотели получить в подарок к новому году, с указанием цен в виде десятичных дробей.

На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:

  1. осознание, что такое свойства предмета;
  2. умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
  3. моделирование;
  1. использование знаково–символической записи математического понятия;
  2. использование индуктивного умозаключения;
  1. совершенствование навыков работы в группе;
  2. формирование математической компетентности.

Следующий этап работы по данному проекту, мне бы хотелось показать вам с помощью учащихся 6а класса.

  1. Пригласить учащихся
  2. Объяснить задание

После того как учащиеся выполнять задание подвести итог (вывод): новогодний подарок можно составить на различные денежные суммы в зависимости от бюджета семьи (учащиеся выходят из кабинета).

Вопрос: Развитие и применение каких УУД происходит в процессе выполнения данного задания?

На этапе составления новогодних подарков происходит развитие следующих УУД:

  1. формирование ценностных ориентаций;
  2. овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
  3. работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий;
  4. владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, а наша с вами задача научить их этому.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие и применение универсальных учебных действий в работе с информацией на уроках математики Кацевич Н.И. учитель математики I категории МОУ СОШ №4

Слайд 2

В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Президент России Дмитрий Медведев

Слайд 3

Распоряжение правительства РФ №1507-Р от 07.09.2010 г «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»

Слайд 4

Идеология ФГОС Духовно–нравственное развитие и воспитание Гражданская идентичность Системно– деятельностный подход Инновационность ФГОС ИДЕОЛОГИЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 5

Структура ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к структуре основной образовательной программы Требования к условиям освоения основной образовательной программы

Слайд 6

Основная образовательная программа образовательного учреждения СТРУКТУРА Целевой раздел Пояснительная записка Организационный раздел Содержательный раздел Планируемые результаты Система оценки Рабочие программы по предметам Программа дух-нравств развития Учебный план План внеурочной деятельности Программа здорового образа жизни Программа коррекционной работы Условия реализации Программы Формирования УУД

Слайд 7

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно –смысловых и операциональных характеристик.

Слайд 8

Особенности УУД

Слайд 9

Битянова М.Р. Директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», к.п.н. Универсальные учебные действия показатели развития личности РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УУД М Р Х Ф Б

Слайд 10

Школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию усиливать личностное развитие усиливать безопасную социальную включенность в жизнь общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

Развитие универсальных учебных действий через работу с межпредметными понятиями на уроке литературы

Изучение любой дисциплины предполагает усвоение определённой системы научных понятий. Если мы обратимся к предметным результатам из любой области: филологии, математики, естественно-научной – каждая в...

«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках математики»

Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. В нашей школе в каждом классе по четыре таких ребёнка. Из 105 моих у...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Формирование универсальных учебных действий через приемы проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах

Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему можно научиться только путем подражания и упражнения(Д.Пойа). Главной отличительной чертой современн...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...