«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».
статья по географии

Статья о роли самостоятельных и практических работ в формировании   универсальных учебных действий у учащихся на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».

Иванова С.Н. учитель биологии и географии

 МАОУ СОШ №42

г. Улан-Удэ

       Одним из условий рациональной организации учебного процесса является широкое применение самостоятельной работы учащихся. В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся лучше усваивают сущность географических явлений и понятий. Результативной можно считать самостоятельную работу только в том случае, если ученик сам применяет свой опыт и знания для установления каких-то новых фактов, явлений, сам отыскивает неизвестные ему ранее причины или определяет новый способ решения, т.е. тогда, когда самостоятельная деятельность приводит ученика к новым для него знаниям и умениям и как следствие -результатам и формируются универсальные учебные действия.

       Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают не только самостоятельно выполняемые практические работы, предусмотренные учебной программой, но и работы с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями, подготовку докладов, составление учащимися конспекта по ходу рассказа учителя.

       Вот пример изучения темы путём самостоятельной работы учащихся. В 8 классе по теме: «Моря, омывающие территорию России» изучение нового материала удобно провести в форме самостоятельной работы по учебнику и картам.

Работа проводится в следующем порядке.

       На основе самостоятельного изучения текста учебника и карт заполнить таблицу. На контурной карте подписывают названия моря, залива, полуостровов и островов, порты, обозначают наибольшие глубины. Ответить на вопросы.

  1. Почему Каспий называют морем и озером?
  2. Почему северная часть Каспийского моря значительно мельче южной?
  3. Каковы особенности его животного мира?

Пункт плана характеристики

Ответы

Географическое положение

Береговая линия

Глубина и рельеф дна

Солёность воды

Климатические особенности

Животный и растительный мир

Хозяйственное использование

Важнейшие порты

       Во второй половине урока проводится беседа, во время которой учащиеся могут вносить дополнения или исправления в свои записи. В ходе беседы можно использовать дополнительный материал.

       Для разработки системы самостоятельных работ необходим объективный, одинаковый для всех признак сложности заданий. Таким признаком могут служить этапы познания:

     1.  Поиск новых фактов, явлений можно считать относительно лёгким заданием. Сюда относятся задания, требующие ответа на вопросы: когда? где? сколько? Например: Где в Южной Америке размещены месторождения железной руды и нефти?

      2. Более сложные задания, которые требуют определить и объяснить причинно-следственные связи географических и других явлений. В их формулировках ставятся требования: объяснить, доказать-и вопросы зачем? как? и почему? Например как влияют климатические условия на специализацию земледелия Центрально-Чернозёмного района.

      3.Наиболее важные и трудные задания, где требуется обобщить факты, явления. Например: что такое хозяйственная оценка природных ресурсов? Какие факторы определяют территориальную специализацию?

       Вот примеры самостоятельных работ разной трудности при изучении темы «Моря России». На первом уроке учащиеся самостоятельно выполняют задание по нанесению на контурную карту заливов, проливов, островов, полуостровов и портов морей Северного Ледовитого океана. На втором уроке изучение нового материала проводится по картам, таблицам. После подготовки учащиеся отвечают на вопросы, заранее написанные на доске:

  1. Назовите моря Атлантического океана, омывающие территорию России
  2. Почему эти моря являются частями Атлантического океана?
  3. Чем они отличаются от северных и тихоокеанских морей?
  4. Какого географическое положение морей Атлантического положения?
  5. Сравните глубины и рельеф дна Балтийского, Чёрного и Азовского морей.
  6. Чем объяснить различную солёность морей Атлантического океана?
  7. Где происходит граница замерзания в этих морях?

       Постепенное усложнение заданий и последовательное нарастание степени самостоятельности работы учащихся наблюдаются при изучении темы «Природные зоны России»

       В начале изучения темы «Арктическая пустыня, тундра, леса» объясняется взаимозависимость между природными ялениями, а затем по карте растительности или природных зон, картинам и гербарию предлагается определить некоторые основные виды древесной растительности и их распространение. Особенности растений арктических пустынь выясняются по тексту учебника и картам с привлечением знаний учащихся по ботанике. Здесь важно установить причины этих особенностей. Так ученики учатся выявлять причинно-следственные связи. Итоговой работой по теме является составление презентации по каждой из природных зон.

       Один из видов самостоятельных занятий -работа с дополнительной литературой. При изучении нового материала можно прочитать отрывок из статьи. После чтения учащиеся должны составить план и по нему пересказать текст.

       Видов самостоятельных работ при изучении нового материала много, и здесь требуется творческий подход учителя, заранее продуманная система. Для проведения самостоятельных и практических работ используются различные источники знаний: разные виды карт, картины, схемы, гербарии, статистический материал и т. д.

       При этом различные темы требуют своих средств. Например, при изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые»  лучше применять самостоятельные работы с картами. К этому виду работ относятся чтения плана местности, чтение топографических и мелкомасштабных карт, составление описаний физико-географических объектов, географических характеристик территорий, надписывание на контурных картах названий географических объектов, обозначение условными знаками месторождений полезных ископаемых.

       А при изучении природных зон лучше проводить самостоятельные работы по составлению описания природы и хозяйства по картинам и схемам. Так для характеристики льянос в 7 классе

Используется картина «Льянос Ориноко» и рисунок пальмовой саванны из учебника. Учащимся предлагаются задания

  1. Определить географическое положение льянос
  2. Чем отличается растительный покров саванн от влажных экваториальных лесов?
  3. Какая растительность изображена?
  4. Какое влияние оказывает сухой и влажный сезоны на растительный мир саванн?
  5. Какие животные распространены в льяносе?

       В 8 классе по теме закономерности распределения тепла и влаги по территории России предлагаю самостоятельную работу на 4-5 минут по цифровым показателям климата городов расположенных приблизительно на одной широте или долготе, установить закономерность распределения температуры воздуха и осадков летом и зимой на территории России

70 с.ш.

30в.д.

Мурманск

60в.д.

Северный Урал

90в.д.

устье Енисея

130в.д.

устье лены

+10С

-10С

500мм

+10С

-20С

500-1000 мм

+10С

-30С

200-300мм

+10С

-40С

200-300мм

60 с.ш.

Санкт-Петербург

Средний Урал

Среднее течение Енисея

Среднее течение реки Лены

+17С

-8С

500-1000 мм

+17С

-19С

500-1000 мм

+17С

-25С

300-500 мм

+18С

-35С

200-300 мм

50 с.ш.

Киев

Южный Урал

Иркутск

Благовещенск

+20С

-6С

500-1000 мм

+20С

-18С

300-500 мм

+20С

-20С

300-500 мм

+20С

-30С

500-1000 мм

       На основании анализа этой таблицы учащиеся должны записать в тетрадь ответы,  после чего следует снова объяснение учителя. Эту же таблицу можно использовать при изучении темы «Типы климатов на территории России».

       Возможна также самостоятельная работа по картам атласа-определение средней температур июля и января, осадков Черноморского побережья Кавказа и Прикаспия.

       Проведение самостоятельных работ с целью повторения и обобщения материала предусматривает воспроизведение и углубление понятий, изученных в нескольких темах или разделах. Здесь используются все виды работ.

       Изучение отраслей экономики в 9 классе следует закончить обобщающим повторением. Вот примерные вопросы и задания для этого: объяснить преимущества концентрации специализации кооперирования и комбинирования производства, привести примеры этих форм организации производства  в экономике России, составить экономико- географическую характеристику транспортной магистрали.

       С целью обобщения знаний по природным зонам в курсе географии частей света, а также географии России проводится работа с иллюстрациями. Она заключается в том, что учащимся раздают красочные репродукции картин известных художников с изображением отдельных ландшафтов и предлагается на основе их анализа определить: какая природная зона изображена на картине? Каковы её климатические условия? Какие растения характерны для этой зоны? Какая имеется связь между растительностью и рельефом? Какие животные встречаются  этой зоне? Где на земном шаре имеются аналогичные природные условия? Как охраняется природа этой зоны?

       Большое место в обобщающем повторении занимают задания на сравнения. Так, с целью систематизации знаний о рельефе материков Африки и Австралии предлагается задание выявить особенности рельефа Австралии и Африки. В результате сравнения рельефа этих материков учащиеся должны по картам отметить черты сходства и различия. Качество выполнения заданий в значительной степени будет отражать успеваемость учащихся, поэтому самостоятельные работы следует оценивать. При этом используются различные методические приёмы, среди которых с точки зрения экономии времени и получения объективных данных о знаниях учащихся особенно удобны задания тестового характера.

       Одним из видов самостоятельных работ, способствующих развитию мышления, является рецензирование учащимися ответов своих товарищей. Этому виду работы учащихся надо специально обучать с младших классов.

Учащимся выдаётся памятка для рецензирования

  • Полнота и правильность ответа (что упущено, в чём ошибки).
  • Последовательность изложения.
  • Имеются ли в ответе объяснения, доказательства (какие именно, правильны ли они или нет, почему).
  • Как проведено сравнение(существенны ли выбраны признаки для сравнения, правильно ли установлено сходство и различие.
  • Полно и правильно ли используются карты и другие пособия.
  • Общие выводы.

       Заслушивание рецензий требует времени, поэтому целесообразно выбирать для этой цели один из наиболее важных вопросов из тех, которые планируется рассмотреть при учёте знаний. Рецензирование ответов требует чёткой формулировки вопросов учителем.

       Самостоятельные и практические работы от урока к уроку должны усложняться. Это способствует развитию познавательных способностей-активности, внимания, наблюдательности, инициативы, помогает творчески решать задачи, учит критически мыслить, т.е. в конечном счёте формирует познавательные универсальные учебные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

Компетентностоно-ориентированные задания на уроках русского языка как средство развития универсальных учебных действий

От обычного задания КОЗ отличается тем, что обучающемуся предлагается определённый план действий при поиске овета на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является...

Обобщение опыта педагогичечской работы по теме: «Проблемы развития универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов"

В 2016-2017 учебном году в процессе преподавания курса "История Древнего мира" в 5-х классах я обратила внимание на проблемные зоны обучения. Учитывая, что данная целевая группа изучает предметную дис...

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....

Компетентностно – ориентированные задания на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий

Компетентностно – ориентированные задания являются способом оценки результатов в рамках компетентностного подхода.Умения, которые проверяют в КОЗ: распознавать вопросы, идеи или проблемы, котор...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....

Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка

Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...