«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
статья по английскому языку на тему
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение знаний, полученных в школе в жизни.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Давайте ответим на два главных вопроса «ЧТО?» дают учащимся личностные УУД. Это построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненных планов во временной перспективе. И второй вопрос «КАК» это происходит? Действие смыслообразования это установление связи между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…
Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?
О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей (Зачем?), планирования (В какой последовательности?), прогнозирования (Где необходимо?), контроля (Правильно ли?), коррекции своих действий (Как исправить?), оценки успешности усвоения (Вот так хорошо, правильно!) и саморегуляции (Сосредоточился и еще раз!).
Главное отличие новых стандартов от прежних – это роль ученика и учителя, отражающая системно-деятельностный подход. Основное действующее лицо учебного процесса – ученик, а учитель – это лишь координатор. Особое место отводится видам контроля: теперь преобладают самоконтроль и взаимоконтроль в различных вариациях.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Это поиск ответов на следующие вопросы:
Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…
Какую информацию мне надо использовать, чтобы…
Что из прочитанного, услышанного я использую для…
Какие слова и выражения я использую для…
Почему я пишу, говорю это слово, предложение?
Что я пытаюсь доказать?
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Как можно развивать коммуникативные УУД?
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- - постановка вопросов;
- - разрешение конфликтов;
- - управление поведением партнёра;
- - умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
(Я думаю, что…; Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…; Не могли бы вы помочь…;Извините, где, что, когда…)
Мы задаем вопрос, чтобы получить новую информацию в виде ответа. Только тот, кто правильно задает вопрос, получает нужный ответ.
При помощи вопросов возможно:
1. направить процесс получения и передачи информации в русло, соответствующее вашим планам и пожеланиям;
2. наметить дальнейшие действия;
3. изменить значение полученной информации
Так выглядят типовые учебные ситуации
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Оценка результатов |
Аудирование -Прослушайте несколько коротких текстов -подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний | Познавательные Логические | Проверьте себя, где, почему ошиблись |
Диалогическая речь Обсудите с собеседником проблему | Коммуникативные | Получился ли диалог, сумели ли прийти к согласию, были ли ошибки |
Грамматика -изучите правило, примеры к нему -объясните правило в интересной форме -придумайте примеры к правилу | Познавательные логические общеучебные | Объясни правило одноклассникам |
Фонетика -послушайте произнесение звука -узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова) -научитесь произносить звук -разучите рифмовку или песенку с этим звуком | Познавательные | Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше |
Письмо Написать учащемуся письмо на английском языке Задание – ответить на письмо | Познавательные коммуникативные | Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки |
Проект Расскажите о нашей школе по-английски. | Общеучебные коммуникативные | Защита проекта |
Давайте рассмотрим каким образом на каждом уроке можно развивать различные виды УУД. В качестве примера представлен конспект урока по учебнику М. З. Биболетовой «Enjoy English» 5 класс. Тема урока: День рождения. Практика устной речи.
Цели:
- образовательная: Повторение простого прошедшего времени.
- развивающая: Развитие навыков аудирования и устной речи.
- воспитательная: Формирование основ эстетической культуры.
Задачи:
1. Понимать на слух запрашиваемую информацию в тексте (телефонном разговоре).
2. Рассказать о том, как провел день рождения, с опорой на план. Рассказывать, как отмечаются праздники в России и Великобритании. Рассказывать о том, что происходило на дне рождения с опорой на картинку.
3. Читать диалог с полным пониманием, восстанавливая реплики собеседников.
4. Читать информационный текст социокультурного характера; отвечать на вопросы по тексту.
Рассмотрим начальный этап урока
Фонетическая зарядка коммуникативной направленности. Упражнение 130, страница 124. Задание: послушайте, прочитайте и повторите слова. В упражнении необходимо воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи (коммуникативные УУД).
Содержательная актуализация (речевая зарядка). Упражнение 124, страница 122. Задание: заполните таблицу, соединяя слова из первых двух колонок так, чтобы получились словосочетания, переведите их на русский язык (задание для слабых учащихся), а затем составьте предложения с данными словосочетаниями (задание для сильных учащихся).
Учащиеся учатся выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека (личностные УУД); планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) (познавательные УУД); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (регулятивные УУД)
Основная часть урока.
Этап активизации навыков аудирования. Упражнение 122, страница 122 и упражнение 123, страница 122. Задание: прослушайте телефонный диалог, скажите куда Джулия пригласила своих российских друзей. Дополните пригласительное письмо информацией из диалога.
Учащиеся учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека (личностные УУД); воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; анализировать и исправлять деформированный текст: дополнять подходящими по смыслу словами (коммуникативные УУД).
Этап активизации навыков устной речи. Упражнение 125, страница 122. Задание: Посмотрите на картинку и скажите, что Джулия и ее гости делали на вечеринке. Ответьте на вопрос понравилась ли им вечеринка? В ходе выполнения задания учащиеся рассматривают картинку празднования дня рождения. Записывают в словарь новые выражения по теме. Составляют предложения с данными словами по цепочке, выстраивая предложения так чтобы получился связанный текст, и переводят их на русский язык. Параллельно они учатся анализировать результаты наблюдений, фиксировать их результаты, применять схемы, модели для получения информации (познавательные УУД)
Этап активизации грамматических навыков Упражнение 127, страница 123. Задание: Поработайте в парах. Прочитайте и дополните диалог, используя глаголы в простом прошедшем времени. Выполняя задание мы учимся анализировать результаты наблюдений, фиксировать их результаты, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации (познавательные УУД);
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности чужой и своей (регулятивные УУД)
Заключительная часть урока
Этап подведения итогов(рефлексия)
На заключительном этапе необходимо еще раз вкратце осветить основные этапы урока, спросить у учащихся что нового они сегодня узнали, был ли материал трудным, интересным, полезным и т.д. (регулятивные УУД)
Так же хотелось бы привести пример конструирования типовой задачи на примере работы с текстом:
- Ознакомление (Прочитайте текст и скажите, что?...где?...когда?..)
- Понимание (Предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло еще находиться, произойти…)
- Применение (Сделайте эскиз рисунка/схемы, заполните таблицу…)
- Анализ (Раскройте особенности… Разделите текст на смысловые части. Объясните свое мнение.)
- Синтез (Изложите в форме… свое мнение /понимание… Докажите, что…)
- Оценка (Оцените значимость …для… Почему события развивались так … ?)
В заключении нельзя не отметить тот факт, что практически на каждом уроке мы развиваем все виды УУД наших школьников независимо от того хотим мы этого или нет. Современные УМК содержат разнообразные по форме и содержанию задания, направленные на развитие всех УУД. А вот насколько хорошо они будут развиты напрямую зависит от желания учителя вырастить не просто носителя информации, а самодостаточную личность, способную ориентироваться в море информации и распоряжаться ею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Формы исследовательской деятельности на уроках английского языка"
В данной презентации я попыталась показать, как, изучая язык, через самые простые приемы шаг за шагом дети учатся анализировать и делать выводы...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.
В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осоз...
Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка
Выступление на РМО учителей английского языка по теме Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка...