«Развитие универсальных учебных действий с помощью листов опорных конспектов»
статья по биологии на тему

Кузьмина Ольга Владимировна

В соответствии с новой образовательной парадигмой,   ФГОС строится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение  формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющие им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов.
Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_konspekty.docx775.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное казенное учреждение

« Моготская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Развитие универсальных учебных действий с помощью листов опорных конспектов»

Подготовила: учитель биологии – химии

Кузьмина О.В.

В соответствии с новой образовательной парадигмой,   ФГОС строится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение  формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющие им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. 
Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики?

Применение листов опорного конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня:

  • образовательная,
  • обучающая,
  • воспитывающая.

Образовательная сущность применения опорного конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации.

Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная функция  сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением опорного конспекта состоит из следующих этапов:

  • вводно-мотивационный,
  • операционно-познавательный,
  • контрольно-оценочный.

 На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока,  учащиеся ставят цели и задачи урока. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению опорного конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном  уровне деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению опорного конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Рассмотрим, как строится урок с использованием опорного конспекта по теме « Химический состав растений»

На этапе первичного восприятия и  усвоения знаний учащиеся работают в паре с текстов учебника, определяют основную и второстепенную информацию.

На следующем этапе применение теоретических положений выполняется лабораторная работа по инструктивной карточке. На основе работы делаются выводы. Итогом данной работы является опорный конспект.

C:\Users\igor\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Итогом урока « Водоросли» стал вот такой опорный конспект

C:\Users\Ирина\Desktop\2015-01-03\Image0009.JPG

Выводы.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.

Литература

1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 159 с.

2. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. – 1989. – №3. – С. 41-46.

3. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. – 1987. – №4. – С. 44-48.

4. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. – 2001. – №6. – С. 27-32.

5. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. – 2001. – №7. – С. 20-25.

6. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Метод Шаталова и как его применять на уроках биологии // Биология в школе. – 1987. – №5. – С. 43-49.

7. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Опорные конспекты по общей биологии // Биология в школе. – 1988. – №2. – С. 58-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

конспект урока с УУД "Роль предмета "Технология" в развитии универсальных учебных действий

По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, ко...

Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе .

Работа посвящена теоретическому рассмотрению проектирования конкретных учебных ситуаций как необходимого условия развития универсальных учебных действий в средней школе .и их реализации на уроках техн...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

«Формирование универсальных учебных действий с помощью технологий деятельностного типа»

Обобщение опыта учителя мокшанского языка  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»...