ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ И РАЗРАВНИВАНИЯ РАСТВОРА
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Синицына Елена Александровна

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель:    Познакомить учащихся с видами и назначением инструментов для  нанесения и

              разравнивания раствора, их устройством и правилами ухода за ними.                                         

Задачи:  1. Образовательная:  Учить отличать виды штукатурных инструментов, правильно и

                    безопасно их применять.

                2. Воспитательная:  Учить ответственности за безопасность свою и окружающих при работе 

                    с инструментом, ответственности за состояние инструментов.

                3. Коррекционно-развивающая:  Развивать у учащихся внимание, память, правильную речь с использованием профессиональных терминов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokvypolnenie_prostoy_shtukaturki.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выполнение простой штукатурки

(Урок состоит из теоретической и практической части, рассчитан на 1 академический час)

Цель: 

 - повторение и закрепление полученных знаний по выполнению простой штукатурки на практическом  занятии.

Задачи: 

Развивающие:

- восстановить технологическую последовательность выполнения данного вида штукатурки;

- выполнить на практике простую штукатурку, соблюдая последовательность и правила выполнения.

Коррекционная:

- развивать память, речь, координацию движений, самостоятельность;

Воспитывающая:

- воспитание культуры труда, ответственности за качество работы, соблюдение правил безопасности.

Форма урока:

Урок – практикум.

Оснащение:

                      - штукатурные инструменты (штукатурная лопатка, полутерок);

                      - презентация (компьютер, проектор);

                      - дидактический материал;

                      - инструменты для работы в мастерской;

                      - штукатурный раствор.

Ход урока: 

1часть:

  1. Организационный момент (3 мин.) 

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте покажем как хорошо мы можем работать, желаю вам удачи и отличных результатов.

А сейчас попробуйте ответить на мои вопросы, которые я задам каждому из вас, ответивший правильно на вопрос сможет присесть. Итак:

1 вопрос: Как называется инструмент для нанесения раствора, который состоит из стального полотна, черенка с коленом и деревянной ручки? (ответ – штукатурная лопатка).

Молодец! Можно присесть.

2 вопрос: Как называется инструмент для затирки штукатурки? (ответ – терка).

Это правильный ответ! Присаживайся.

3 вопрос: Назовите инструмент для нанесения жидкого раствора, который состоит из металлической чашки с крючком и деревянной ручки. (ответ – ковш).

Молодец! Можно присесть.

4вопрос: Назовите качество человека, которое нужно для выполнения безупречной работы. ( ответ – аккуратность).

Ответ правильный, можно присесть.

  1. Повторение.( 7  мин.)

Теперь давайте составим одно важное  слово, которое  входит в тему нашего урока.

Учащиеся решают головоломку ( приложение 1)

Получилось слово ШТУКАТУРКА

Итак что же это такое – штукатурка ? На этот вопрос ответит -----------.

(учащийся  дает определение слова штукатурка: это отделочный слой из раствора, который выравнивает и защищает поверхность).

Теперь давайте вспомним виды штукатурки.

Отвечает первый учащийся:  Простая, улучшенная, высококачественная.

Какая толщина у каждого вида штукатурки?

Отвечает второй учащийся:   Простая – 10 мм.

                                                     Улучшенная – 15 мм.

                                                     Высококачественная – 20 мм.

Назовите слои штукатурного намета в простой штукатурке и их толщину.

Отвечает третий учащийся:  1 слой – ОБРЫЗГ – толщина 3 мм.

                                                     2 слой – ГРУНТ – толщина 7 мм.

Молодцы, ребята!

Далее ваша работа будет заключаться в восстановлении  таблицы: «Порядок выполнения простой штукатурки». Соберите, пожалуйста, части таблицы.

«Порядок выполнения простой штукатурки».

№ операции

Название операции

1 операция

Подготовка рабочего места

2 операция

Вымешивание раствора

3 операция

Подготовка кирпичной поверхности

4 операция

Набрасывание раствора

5 операция

Разравнивание раствора

6 операция

Технологический перерыв

7 операция

Затирка штукатурки

8 операция

Проверка качества

9 операция

Очистка инструмента и рабочего места

  1. Презентация (10мин.)

Давайте теперь посмотрим в презентации, как же проходит процесс выполнения простой штукатурки. (Слайд 1)

Слайд 2: Подготовка рабочего места.

Перед началом работы штукатур должен проверить порядок на рабочем месте, убрать лишние предметы, проверить исправность инструмента.

Решите, пожалуйста задание: Найдите лишний инструмент.

Отвечают вместе: ВАЛИК.

 Почему этот инструмент лишний?

Отвечает желающий: Все инструменты на слайде штукатурные, а валик – малярный инструмент.

Давайте проверим. (инструмент исчезает со слайда) Молодцы!

Слайд 3: Вымешивание раствора.

Раствор должен быть однородным и пластичным. При вымешивании раствора пользуются штукатурной лопаткой. Штукатурные растворы бывают разных видов. Давайте вспомним составы основных растворов и решим задание.

Учащиеся вставляют в формулы пропущенные слова.

Хорошо!

Мы будем работать с известковым раствором. Назовите его пропорции.

Отвечает один учащийся: 1:4.

Давайте проверим.

Слайд 4: Составы растворов.

Правильные ответы выделены красным цветом. Молодцы, ребята.

(на слайде остается формула известкового раствора, проверяем его пропорции).

Слайд 5: Подготовка кирпичной поверхности.

Предлагаю вам решить задания на карточках, которые находятся у вас на столах.

Решили? Давайте проверим.( задания и ответы в приложении 2)

Проверяем все вместе.

Слайд 6: Набрасывание раствора.

Раствор набрасывают штукатурной лопаткой, набирая его на край лопатки, пользуясь одним из способов набрасывания. Как это происходит нам объяснит и покажет  --------.

(учащийся демонстрирует приемы набрасывания, используя штукатурную лопатку и объясняет движение инструмента: Штукатурную лопатку подносят к стене и кистью руки делают взмах лопаткой с резкой  остановкой, раствор слетает на поверхность стены. Если взмахнуть слишком сильно, раствор будет разбрызгиваться).

Спасибо, ---------! Переходим к следующей операции.

Слайд 7: Разравнивание раствора.

Этот процесс нам объяснит и покажет ----------.

(учащийся берет полутерок и показывает приемы разравнивания раствора и рассказывает какими движениями нужно выполнять эту операцию: Раствор разравнивают полутерком волнообразными движениями снизу вверх, справа налево или слева направо, держа инструмент под углом к поверхности штукатурки, разравнивать раствор сверху вниз нельзя, потому что он будет сползать за полутерком).

Спасибо, -------------!

Сегодня выполнение штукатурки в нашей мастерской мы на этом закончим, но вы знаете, что это не последняя операция. Вспомним остальные.

Слайд 8: Технологический перерыв.

Эта операция нужна для схватывания раствора, штукатур в это время работает на другом участке.

Слайд 9: Затирка штукатурки.

Штукатурный слой затирается при помощи терки для придания качества оштукатуриваемой поверхности.

Слайд 10: Проверка качества работы.

Для этого используют правило, им же можно срезать лишний раствор.

Слайд 11: Очистка инструмента и рабочего места.

По окончании работы инструмент и рабочее место должны быть в порядке.

Слайд 12: Поверхность готова.

Можно выполнять дальнейшие отделочные работы – шпатлевание и окрашивание.

Повторили! Теперь перейдем в мастерскую для выполнения практического задания.

II часть:

  1. Повторение техники безопасности (5 мин.)

Прежде чем приступить к выполнению практического задания, мы с вами должны вспомнить правила безопасности при работе в мастерской.

1 учащийся: Рассказывает правила безопасности перед началом работы.

2 учащийся: Рассказывает правила безопасности во время работы.

3 учащийся: Рассказывает правила безопасности по окончании работы.

Теперь можно приступить к выполнению простой штукатурки, соблюдая порядок ее выполнения.

  1. Выполнение практического задания (30 мин.)

Далее учащиеся выполняют простую штукатурку на заданном участке кирпичной стены. Учитель наблюдает за выполнением, корректирует, помогает каждому учащемуся.

По выполнении задания учащиеся выполняют очистку инструмента и рабочего места.

  1. Закрепление.

Давайте еще раз повторим порядок операций при выполнении простой штукатурки.

  1. Подведение итогов урока (5 мин.)

Учитель сообщает о качестве выполнения практического задания, озвучивает оценки и благодарит за работу на уроке.

«Порядок выполнения простой штукатурки».

№ операции

Название операции

Инструменты и материалы

1 операция

Подготовка рабочего места

-

2 операция

Вымешивание раствора

Ящик с раствором, штукатурная лопатка

3 операция

Подготовка кирпичной поверхности

Щетка-сметка, кисть, ведро с водой

4 операция

Набрасывание раствора

Ящик с раствором, штукатурная лопатка

5 операция

Разравнивание раствора

Полутерок, ведро с водой

6 операция

Технологический перерыв

-

7 операция

Затирка штукатурки

терка

8 операция

Проверка качества

правило

9 операция

Очистка инструмента и рабочего места

Инструменты, кисть, ведро с водой

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Головоломка

 Задание: Составьте слово при помощи ключа.

Рисунок1.jpg

К

Е

Н

Л

Г

Рисунок1 (2).jpg

И

Ш

Д

У

О

Рисунок3.jpg

С

В

Р

Й

Ф

Рисунок2.jpg

Я

П

А

Т

Х

КЛЮЧ:

           Рисунок1 (2).jpg             Рисунок2.jpg           Рисунок1 (2).jpg        Рисунок1.jpg         Рисунок2.jpg -------

Рисунок2.jpg            Рисунок1 (2).jpg            Рисунок3.jpg             Рисунок1.jpg             Рисунок2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания для повторения к слайду 5 «Подготовка кирпичной поверхности»

Задание 1.

Выбери правильный ответ.

Подготовленная к оштукатуриванию поверхность должна быть:

а) гладкая                      б) шероховатая

Задание 2.

Допиши предложение.

Перед нанесением раствора на кирпичную стену ее следует ___________________ (увлажнить).

Задание 3.

Допиши предложение.

При плохом сцеплении с поверхностью штукатурка (что делает?) _______________ (отпадает).

Задание 4.

Закрась квадрат напротив инструмента, которым разравнивают слой грунта.

         

   

- правило                        

- полутерок

- терка

Задание 5.

Восстанови последовательность операций простой штукатурки, вписывая в клетки цифры.

1

Нанесение слоя обрызга

3

Разравнивание грунта

4

Затирка штукатурки

2

Нанесение слоя грунта

Задание 6.

Допиши предложение.

При работах, связанных с повышенным выделением пыли и грязи необходимо пользоваться (чем?) __________________________________ и __________________________________ .

                   защитными очками                                                     респиратором

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для закрепления

Задание 1.

Выбери правильный ответ.

Подготовленная к оштукатуриванию поверхность должна быть:

а) гладкая                      б) шероховатая

Задание 2.

Допиши предложение.

Перед нанесением раствора на кирпичную стену ее следует ___________________.

Задание 3.

Допиши предложение.

При плохом сцеплении с поверхностью штукатурка (что делает?) _______________.

Задание 4.

Закрась квадрат напротив инструмента, которым разравнивают слой грунта.

         

   

- правило                        

- полутерок

- терка

Задание 5.

Восстанови последовательность операций простой штукатурки, вписывая в клетки цифры.

Нанесение слоя обрызга

Разравнивание грунта

Затирка штукатурки

Нанесение слоя грунта

Задание 6.

Допиши предложение.

При работах, связанных с повышенным выделением пыли и грязи необходимо пользоваться (чем?) __________________________________ и _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Разравнивание раствора соколом"

Предмет: Трудовое обучение «Штукатурно – малярное дело»Класс:  5 класс  Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат №4 VIIIвида  г. ОсинникиСпециальность : штукатур ...

Домашнее спецзадание по теме Растворы. Концентрация растворов

Домашнее спецзадание.Тема: "Растворы. Концентрация растворов"Провести секретное расследование и установить концентрацию соли в супе, который вы едите. Операцию проводить в строжайшей тайне, инфо...

Конмпект урока "Разравнивание раствора соколом"

Отработать прием разравнивание раствора соколом ....

разработка урока "Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов"

Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов». Тип урока: урок новых знаний.Цель:Образовательная:Сформулировать понятие дисперсной системы;Познакомить с класс...

Урок "Нанесение раствора на поверхность"

Что такое штукатурка ее назначение, чем она является? (Штукатурка - отделочный слой, который выполняет защитную санитарно-гигиеническую и эстетическую функции. Штукатурка предназначена для выравнивани...

Смачивание поверхности, набрасывание обрызга. Разравнивание.

Данный материал  пригодится учителям штукатурно-малярного дела....