разработка урока "Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов».
Тип урока: урок новых знаний.
Цель:
- Образовательная:
- Сформулировать понятие дисперсной системы;
- Познакомить с классификацией дисперсной системы;
- Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
- Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
- Развивающая:
- Развивать умение использовать химическую терминологию;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
- Развивать интересы, способности личности;
- Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
- Воспитательная:
- Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
- Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания. Выполнить тест (индивидуальная работа)
1.Аллотропией называется:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disper_sistemi.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
У – 10 11 класс
Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов».
Тип урока: урок новых знаний.
Цель:
- Образовательная:
- Сформулировать понятие дисперсной системы;
- Познакомить с классификацией дисперсной системы;
- Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
- Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).
- Развивающая:
- Развивать умение использовать химическую терминологию;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
- Развивать интересы, способности личности;
- Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.
- Воспитательная:
- Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
- Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания. Выполнить тест (индивидуальная работа)
1.Аллотропией называется:
- способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента
- существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента
- существование нескольких сложных веществ, молекулы которых имеют одинаковый состав, но различное химическое строение
- существование для атомов одного и того же элемента нескольких устойчивых изотопов
2.Два любых изомера:
- обладают одинаковой молярной массой
- содержат одинаковое число атомов всех элементов
- все приведенные выше утверждения верны
- имеют одинаковый качественный состав
3.Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им аллотропных модификаций.
- Кислород
- Сера
- Азот
- Кислород
4.Установить соответствие
1 вещества, имеющие одинаковый состав,
но различное химическое строение А)гомологи
2 вещества, имеющие сходное Б) изотопы
строение и свойства, состав В)изобаты
которых отличается на одну Г) изомеры
или несколько групп СН2 Д) гибридизация
3 атомы, имеющие одинаковое число протонов, но различное число нейтронов в ядре
4 атомы, имеющие различное число протонов в ядре, но одинаковое массовое число
5 процесс выравнивания орбиталей по форме и энергии
1 2 3 4 5
Г А Б В Д
Ребята Сдайте свой тест.
ІІІ. Изучение нового материала. (Звучит песня Н. Добрынина «Синий туман», на демонстрационном столе коллекция дисперсных систем, используемых человеком в повседневной жизни)
- Как вы думаете, ребята, имеет ли прозвучавшая песня какое-нибудь отношение к теме сегодняшнего урока? Перед вами на столе находится коллекция дисперсных систем, мне бы хотелось чтобы вы попытались классифицировать эти системы на группы (ребята пытаются выполнить задание). (работа в парах)
Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег – все это не только случайные неприятности, но и примеры дисперсных систем.
Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном состоянии. Диспергирование означает раздробление.
- Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы детей)
Итак, цель нашего сегодняшнего урока – составить представление о дисперсных системах, их месте в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства, объяснять причины большей или меньшей устойчивости.
- Но, что же все таки такое, дисперсная система?
Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически.
Дисперсная система
Дисперсионная среда Дисперсная фаза
В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде. (запись в тетради) . Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее.
Истинные растворы, в которых вещество раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов) размерами менее 1нм.
Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 – 100 нм также называют коллоидными системами (растворами) или золями (интерактивная схема). В зависимости от природы дисперсионной среды, коллоидные системы подразделяют на золи и гели.
- Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами – взвесями и эмульсиями. Коллоидные частицы не видны в обычный микроскоп, они крупнее молекул, но простым глазом их увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный раствор от истинного?
- Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень (интерактивная схема)
Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля (запись в тетради, интерактивная схема).
- А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на какое заболевание он может указывать? (гемофилия). Из курса биологии вам известно, что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы, знаете каких-нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание? (Династия Романовых, которая царствовала более 300 лет, страдала этим заболеванием).
Рубиновые стекла, аморфные минералы, образовавшиеся в водных растворах и содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется также в процессе синерезиса.
- А сейчас давайте маленько отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС.
1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)э
2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль).
3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).
4. Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик, Пенза - суспензия).
- Давайте выполним небольшой лабораторный опыт. У вас на столах находятся карточки- путеводители (приложение 2), которыми вы должны пользоваться при выполнении опыта. Не забываем о ТБ. После окончания работы сделайте вывод.
- Чем же обусловлено многообразие дисперсных систем? (Многообразие ДС обусловлено тем, что образующие их среды могут находиться в любом из трех агрегатных состояний).
Физ. митунка: зарядка для глаз
- А теперь давайте послушаем сообщение, которое подготовил……… на тему «Коллоидные растворы в нашей жизни. Их роль и значение».
- У ДС есть еще одно важной свойство – в-во в дисперсном состоянии стремиться поглотить другие в-ва. Подумайте и назовите пример всем известного в-ва из домашней или нашей школьной аптечки, которое в мелко дисперсном состоянии используется при отравлениях (активированный уголь)
- как мы уже выяснили, область применения весьма обширна, поэтому очень важно в целях получения высоких урожаев и защиты от вредителей нужно уметь приготавливать растворы соответствующих веществ.
Вы уже знаете как приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, и теперь мы узнаем как приготовим раствор с определенной молярной концентрацией.
Что же такое молярная концентрация? (найти определение в учебнике стр. 36.) (индивидуальная работа)
Формула по которой определяют:
см (х) = v (х)/ V (р-ра), измеряется в – моль/л
Пример задача №1 стр 38
ІV. Итог урока.
- А теперь давайте расположим данные вещества в таблице: (работа в группах)
Лак для волос, дым, минеральная вода, цветное стекло, мороженное, молоко, туман, смог, хлеб, сливочное масло, шоколадная паста, минералы, кровь, почва, жемчуг.
Дисперсная среда | Дисперсная фаза | ||
Газовая | Жидкая | Твердая | |
Газовая | - | лак для волос туман | дым смог |
Жидкая | минеральная вода | мороженное молоко сливочное масло | шоколадная паста кровь |
Твердая | хлеб почва | жемчуг почва | цветное стекло минералы |
- Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека (дети формулируют значение ДС и записывают его в тетрадь, как итог урока).
При помощи оценивания выставите себе оценку за работу на уроке в графе оценка и сдайте листочки.
Шкала оценивания:
1-18 б «2»
19-25 б «3»
26-31 б «4»
32-37 б «5»
V. Домашнее задание.
- Прочитать параграф 10 «Дисперсные системы»;
- Ответить на вопросы 10-13 стр. 41;
- *Подготовьте сообщение «Дисперсные системы вокруг нас».
- *Подберите и запишите песни о ДС (вид ДС выберите сами).
Инструктивная карточка урока «Дисперсные системы»
ФИ ________________________________________________
1 Дисперсные системы – это системы…____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________5 баллов
1 Запишите виды дисперсных систем:
Дисперсные системы | ||
Грубодисперсные | Коллоидные системы | Тонкодисперсные |
1 2 3 4 5 | 1 2 | 1 |
8 баллов
3 Истенные растворы – это ______________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________5 баллов
4 Расположите данные вещества в таблице:
Лак для волос, дым, минеральная вода, цветное стекло, мороженное, молоко, туман, смог, хлеб, сливочное масло, шоколадная паста, минералы, кровь, почва, жемчуг.
Дисперсная среда | Дисперсная фаза | ||
Газовая | Жидкая | Твердая | |
Газовая | |||
Жидкая | |||
Твердая |
14 баллов
5 Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 баллов
Шкала оценивания:
1-18 б «2»
19-25 б «3»
26-31 б «4»
32-37 б «5»
Оценка за урок:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Способы выражения концентрации растворов"
Презентация может использоваться на уроке химии в 11 классе, частично в 8 классе, при проведении элективного курса. В презентации содержится информация о следующих способах выражения концентраци...
Основные приемы решения задач на концентрацию, растворы, сплавы и смеси
примеры задач и решений к ним...
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
Домашнее спецзадание по теме Растворы. Концентрация растворов
Домашнее спецзадание.Тема: "Растворы. Концентрация растворов"Провести секретное расследование и установить концентрацию соли в супе, который вы едите. Операцию проводить в строжайшей тайне, инфо...
Учебно-методическая разработка по теме "Наиболее употребительные способы выражения будущего времени в английском языке"
Данная разработка предназначена для учащихся 6-11 классов. К ней прилагаются упражнения для закрепления материала....
Контрольная работа 11 класс "Химические реакции. Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах».
Тематическая контрольная работа по химии 11 класс...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Концентрация растворов» по общеобразовательной учебной дисциплине Химия для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по об...