Статья ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
статья на тему
Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Представленный в статье практический опыт работы на уроках трудового обучения направлен на повышение уровня мотивации, познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, социальной адаптации детей в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_govoretskaya_e.g._achinsk.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Говорецкая Елена Георгиевна
Россия, г. Ачинск
e-mail: ElenaG.ach@yandex.ru
Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Представленный в статье практический опыт работы на уроках трудового обучения направлен на повышение уровня мотивации, познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, социальной адаптации детей в современном обществе.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида ручной труд приобретает особую значимость в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Для учащихся с выраженными нарушениями интеллекта трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Поэтому, моя задача, как учителя технологии – создать творческую, созидательную атмосферу на уроках ручного труда, дать возможность учащимся проявить свои способности и таланты, создать оригинальные «свои» произведения, развить их творческий потенциал.
Для моих учеников кабинет труда не просто кабинет, а мастерская для реализации своих идей, создания удивительных поделок. Дети с большим желанием трудятся на уроках, с нетерпением ждут следующего занятия, знают и чувствуют, что здесь их любят, принимают, ждут, всегда помогут. У ребят не возникает отрицательных реакций, нежелания трудиться, ведь с ними на уроках мастерит «Самоделкин», путешествует «Старичок-Лесовичок», объясняет задание «Бумка», познаёт красоту природы «Волшебница-Осень».
Для организации полезной и интересной деятельности детей использую современные технологии коррекционно-развивающего обучения, взяв за основу методические разработки Г.Н. Давыдовой, Т.Н. Просняковой, Н.А. Цирулик, Т.Н. Геронимус, применяю комбинированные технологии работы с материалами (бумагопластика, бумагокручение и бумагоскатывание, объёмное моделирование, тестопластика и пластилинография, работа с бросовым материалом).
Изготовление поделок из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа, благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяет учащимся непосредственно реализовать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт. Дети с огромным удовольствием изготавливают оригинальные, неповторимые подарки к праздникам, игрушки, сувениры, украшения, например: декоративные вазы и цветы из пластика, игольницы для мам, поздравительные открытки ко дню 8 Марта, новогодние игрушки, аппликации из ниток, сувениры из солёного теста и т.п. Активно участвуют в выставках: «День знаний», «Дары осени», «Добрых рук мастерство» в рамках проведения Международного дня инвалидов, «А вот мы какие!» ко дню открытых дверей для родителей, зональной выставке «Золотой, серебряный росток». Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания у учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.
Совместно с детьми, воспитателями и родителями учащихся были осуществлены проекты по созданию и оформлению стендов: «Уголок школьника», «Город Мастеров», «Мир творчества», «Умелые ручки», на которых в течение учебного года размещаются выставочные детские работы, оформляются сменные экспозиции по темам: «Воспоминания о лете», «Золотая осень», «Зимние чудеса», «8 Марта», «Весна пришла». Также детские работы помещаются в выставочный центр в кабинете технологии, оформляются коллективными и индивидуальными работами учащихся классные кабинеты.
При подготовке к урокам применяю компьютерные информационные технологии: составляю мультимедийные электронные презентации «Microsoft Power Point» для эффективного предоставления информации учащимся, концентрации внимания, умения планировать свою работу с ориентировкой на инструкционную карту, поэтапную схему выполнения изделий. С помощью Интернет-технологий решаю разные образовательные задачи: подбор и использование дидактического материала, показ видеофрагментов, прослушивание фонограмм, проведение видеоэкскурсий.
Особое место уделяю использованию здоровьесберегающих технологий с элементами методик В.Ф. Базарного, М. Монтессори: для снятия зрительного напряжения, профилактики близорукости – упражнения со зрительными метками, схемы зрительных траекторий; для развития тактильных ощущений –тренажёры для рук «Массажный мячик», «Тактильный центр», «Волшебный мешочек»; для преодоления недостаточной координации движений, излишней резкости при реализации трудовых действий – упражнения с использованием продуктивной деятельности: «Занимательный шнурок», «Пройди по дорожкам», «Выложи спичками», «Весёлые прищепки», «Открой, открути крышку»; для развития сенсорики и восприятия формы, цвета, размера, контура предметов – игры и упражнения: «Выбери лишнее», «Найди, покажи, назови недостающую фигуру», «Что изменилось?»; в целях переключения внимания и снятия умственного напряжения, целесообразного сочетания умственной, двигательной и речевой активности – физкультминутки, пальчиковую гимнастику, эмоциональную разрядку.
Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений способствует лучшему усвоению материала, активизации познавательной и трудовой деятельности детей, преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере, созданию положительного фона, интереса к занятиям, что подтверждается результатами мониторинга динамики развития учащихся. Для этого ежегодно провожу входную, промежуточную и итоговую диагностику учащихся. Полученные данные позволяют мне проектировать и прогнозировать свою деятельность, осуществлять разноуровневый подход к организации познавательной деятельности с целью максимального развития личностного потенциала детей. При подведении итогов годовой диагностики у всех ребят отмечается положительная динамика владения трудовыми умениями и навыками.
Таким образом, посредством уроков технологии повышается уровень познавательной активности учащихся, имеющих выраженную степень нарушения интеллекта, и развиваются их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что в значительной степени помогает обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности и успешную интеграцию в социально-трудовые отношения.
Библиографический список
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – М.: Просвещение, 2001. – 187 с.
2. Малер С.А. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. − М.: АРКТИ, 2000. – 124 с. (Метод. биб-ка)
3. Малер С.А., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"
Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...
Рабочая программа по вязанию в 6, 8 классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта
Рабочая программа по вязанию в 6, 8 классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта...
Тесты для поведения ГИА по вязанию в 9 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта.
Тесты для поведения ГИА по вязанию в 9 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта....
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта...
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети»....
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
ОНЛАЙН-ВЕБИНАР "Коммуникативное взаимодействие: особенности занятий ″круг″ и развивающих заданий у младших школьников с выраженными нарушениями интеллекта"
13 августа 2020 года я приняла непосредственное участие в вебинаре, который был проведён в форме диалога с кан.пед.наук, главным редактором журанала "Логопед" Танц...