ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
статья по теме
Обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННЫМИ
И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Говорецкая Елена Георгиевна, учитель технологии ВКК
г. Ачинск, Красноярский край
Слайд 1 В Ачинской коррекционной школе обучение детей категории «глубоко умственно отсталые дети» ведётся с 2001 г.
Слайд 2 Обучение ведётся по индивидуальным программам обучения каждого ребёнка в соответствии с возрастом, психофизическими особенностями ребенка, диагнозом, сопутствующими заболеваниями (это ребёнок или с синдромом Дауна или с синдромом РАС, ребёнок с ДЦП, гидроцефалией, микроцефалией, фенилкетонурией), которые составляются на основе программ, методических пособий следующих авторов: «Особый ребёнок»/Под редакцией Маллера А.Р., Цикото Г.В., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Программно-методические материалы)/Под редакцией И.М. Бгажноковой (2007 г.), Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой (2011 г.). При составлении рабочих программ учитываются рекомендации узких специалистов по каждому учащемуся, данные ПМП(к).
Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. Вся учебно-воспитательная работа с детьми с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта проводится систематически и строится так, чтобы обучение по любому предмету, каждое школьное мероприятие носили коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
Слайд 3 Ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми занимает трудовое обучение. Уроки технологии (это и ручной труд, и уроки ремесла, обслуживающий труд) являются составной частью единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4 Программа трудового обучения направлена на:
• психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и познание внешнего мира и его объектов;
• формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;
• реализацию личностного потенциала;
• развитие умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны, потому с учащимися данной категории проводится система работы, направленная на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей. Уроки трудового обучения носят социальный характер:
− формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);
− выработка установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого ученика. Учащиеся данной категории могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.
Слайд 5 Уроки трудового обучения тесно взаимосвязаны со многими школьными дисциплинами, так как содержат в себе возможность решения широкого круга воспитательных, коррекционно-развивающих и дидактических задач. Например: на уроках ручного труда по разделу «Работа с пластическими материалами» ребята создают композиции «Кто гуляет во дворе» (лепка из пластилина) или «Чаепитие» (тестопластика) и параллельно эти темы изучаются на уроках «Окружающего мира», данные лексические темы изучаются на уроках литературного (альтернативного) чтения, русского языка (графики и письма); при конструировании моделей по разделу «Работа со строительными материалами» у учащихся закрепляются математические представления (это подсчёт отверстий в деталях конструктора, набор нужного числа планок и т.п.); работа с различными материалами предполагает развитие общей и кистевой моторики рук, соблюдение правил безопасной работы.
Слайд 6,7 Для организации работы по трудовому обучению должны быть созданы особые условия: во-первых, материально-техническое обеспечение (кабинет, оборудование, приборы, инструменты, материалы), во-вторых, организационно-методическое обеспечение (подготовка учителя к работе с детьми с ОВЗ, разработка рабочих программ по предметам, создание учебно-методического комплекса: тематические папки с инструкционными картами, схемами и папки с демонстрационным, иллюстративным материалом для фронтальной и индивидуальной работы учащихся; приобретение специальной литературы и создание электронной библиотеки по различным направлениям трудовой деятельности).
Слайд 8 С целью реализации этих условий в нашей школе создан специализированный кабинет технологии, в котором оборудованы учебная, рабочая, коррекционно-развивающая и выставочная зоны.
Слайд 9 В учебной зоне используется мультимедийное оборудование (телевизор на передвижной консоли, компьютер для показа презентаций, инструкционных карт, схем, дидактического материала), демонстрационные стенды, школьная доска.
Рабочая зона является мобильной, ученические столы расставляются для работы фронтально или группами в зависимости от темы и цели урока, систематизированы инструменты, материалы, приспособления, оборудование, которые учащиеся могут выбирать в соответствии с видом работы.
В коррекционно-развивающей зоне находятся предметы и приспособления, используемые для развития цветовосприятия и цветоразличения, мелкой моторики и согласованности движений, тактильности, пространственной ориентировки и т.д. Данные материалы могут использоваться в ходе уроков на разных этапах (учащиеся знакомятся, повторяют, закрепляют знания о видах материалов, определяют нужные приёмы работы с данными материалами на демонстрационных стендах «Приёмы работы с материалами», «Виды материалов»), во время перемен, физминуток на уроке (массажные коврики для коррекции плоскостопия, подбор разминок, зарядок, пальчиковой и зрительной гимнастики согласно теме урока), для смены вида деятельности учащихся на уроке применяется разнообразный раздаточный материал, оборудованы стационарные места для выполнения коррекционно-развивающих заданий. Изготовлено множество пособий: «Весёлые прищепки», «Плетение косичек», «Шнуровка», «Открой крышку», «Волшебный мешочек», «Тактильный центр», «Массажный ковёр».
В выставочной зоне располагаются творческие работы учащихся, регулярно обновляются сменные тематические экспозиции.
Слайд 10 Для «особых» детей трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Для организации полезной и интересной деятельности детей используются современные технологии коррекционно-развивающего обучения, используются методические разработки Г.Н. Давыдовой, Т.Н. Просняковой, Н.А. Цирулик, Т.Н. Геронимус, применяются комбинированные технологии работы с различными материалами. Моя задача, как учителя технологии – создать творческую, созидательную атмосферу на уроках технологии, дать возможность учащимся проявить свои возможности и способности. Поэтому, большое внимание уделяется формированию познавательного интереса и положительного отношения к труду как одной из основных задач обучения и воспитания в коррекционной школе. Эффективность учебного процесса будет снижена, если у ребенка не будет интереса к занятиям, тогда любой труд будет ему в тягость. Интересное запоминается легко, быстро и надолго, интерес способствует повышению работоспособности.
Слайд 11,12,13 Для формирования познавательного интереса на уроках технологии используются различные методы подачи учебного материала; включаются элементы занимательности и игровой деятельности (сказочные герои, персонажи в виде иллюстраций, изображений на экране монитора, куклы «помогают» проводить урок: загадывают загадки, рассказывают о праздниках, временах года); детям предоставляется возможность выбора поделочного материала, инструментов для изготовления поделок. Все изделия имеют практическое применение, например: предметы быта, подарки к празднику, игрушки, сувениры, украшения (декоративные вазы и цветы из пластика, игольницы для мам, поздравительные открытки ко дню 8 Марта, новогодние игрушки, аппликации из ниток, сувениры из солёного теста и т.п.). Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.
Слайд 14 При организации различных форм обучения активно используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие существенно расширить диапазон используемых методов и средств обучения, например, демонстрация электронных презентаций, видеофрагментов, прослушивание фонограмм, проведение видеоэкскурсий, показ инструкционных карт, схем последовательного выполнения заданий и т.д. Кроме того, при помощи ИКТ используются игры и упражнения на развитие мыслительных операций «Нелепицы», «Выбери лишнее», «Назови по группам», «Найди неверное», задания на развитие произвольного и непроизвольного внимания и памяти«Вспомни-сравни-найди», «Что изменилось?», «Найди отличия», игры и упражнения на развитие пространственных представлений, сенсорики, восприятия формы, цвета, размера, контура предметов.
Слайд 15,16,17,18 Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения предполагает также осуществление работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью во время уроков проводятся физкультминутки, пальчиковые игры (система упражнений Е.И. Черновой и Е.Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги»), упражнения для зрительной гимнастики (методика Базарного В.П.), которые подбираются в соответствии с темой урока. Кроме того, дети занимаются с сенсорными ковриками, планшетами (методика М. Монтессори), подбираются упражнения и задания, направленные на развитие осязательного восприятия предмета, мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений: выкладывание фигур разноцветными деталями, работа с косточками, семенами, зёрнами, крышками, пробками. Также дети работают с прищепками разными по форме, цвету, материалу; со спичками, шнурами, тесьмой на шаблонах и зажимах, тренажёрами для рук.
Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений способствует лучшему усвоению материала, активизации познавательной и трудовой деятельности детей, преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере, созданию положительного фона, интереса к занятиям.
Слайд 19,20,21 Помимо учебной деятельности, проводится и внеклассная трудовая деятельность: кружковая работа, оформительская, выставочная.
В течение нескольких лет ведётся кружок «Мастерилка» по направлению декоративно-прикладное искусство. В рамках программы кружка у детей развиваются творческие способности, реализуется творческий потенциал, формируется познавательный интерес, художественный вкус, развиваются навыки трудовой деятельности, создаются условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой группы разрабатывается своя программа, которая составляется для определённого возраста и возможностей детей, занимающихся на кружке.
Совместно с детьми, воспитателями и родителями учащихся были осуществлены проекты по созданию и оформлению стендов: «Уголок школьника», «Город Мастеров», «Мир творчества», «Умелые ручки», на которых в течение учебного года размещаются выставочные детские работы, оформляются сменные тематические экспозиции. Также детские работы помещаются в выставочный центр в кабинете технологии, оформляются коллективными и индивидуальными работами учащихся классные кабинеты.
Ребята активно участвуют в выставках: «День знаний», «Дары осени», «Добрых рук мастерство» в рамках проведения Международного дня инвалидов, «А вот мы какие!» ко дню открытых дверей для родителей, зональной выставке «Золотой, серебряный росток».
Слайд 22 Периодически проводятся открытые уроки, мастер-классы, практические семинары, консультации для учителей нашей школы и учителей массовых общеобразовательных школ, имеющих классы интегрированного обучения. Также проводятся семинары для родителей учащихся и воспитателей групп продленного дня.
Слайд 23 В течение года проводится мониторинг учебной деятельности учащихся. Для оценки уровней сформированности трудовых действий разработаны протоколы диагностики трудовых умений и навыков у учащихся. Диагностическое обследование проводится в начале учебного года (входная диагностика), в середине года (промежуточная) и в конце года (итоговая). Диагностический материал обрабатывается, обобщается, данные заносятся в таблицы, составляются диаграммы сформированности трудовых умений и навыков, отслеживается динамика владения трудовыми умениями и навыками учащихся.
Данная практика позволяет прогнозировать деятельность учителя, своевременно реагировать на недостатки развития трудовой деятельности каждого ребёнка и оказывать коррекционно-педагогическое воздействие, а также планировать учебный процесс, разрабатывать тематическое планирование с учётом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, осуществлять разноуровневый подход к организации познавательной деятельности с целью максимального развития личностного потенциала детей.
При подведении итогов годовой диагностики у всех ребят отмечается положительная динамика владения трудовыми умениями и навыками.
Таким образом, можно отметить, что основное предназначение трудового обучения, в целом, заключается в повышении уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что в значительной степени будет способствовать повышению адаптационных способностей выпускников коррекционной школы и успешной их интеграции в социально-трудовые отношения.
Слайд 24 Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...
Статья "Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжёлыми нарушениями интеллекта"
Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых на...
"Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с тяжёлым нарушением интеллекта"
Процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ подчинён основной цели- социализации детей данной категории и их интеграции в обществе.Форми...
Рабочая программа по предмету: «Технология (ручной труд)» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)
Рабочая программа учебного предмета «Технология (ручной труд)» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы, в соответствии с требованиями федерального компонента государс...
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННЫМИ И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Ручной труд − это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ...
Методическая разработка по трудовому обучению в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта «Аппликация "Сирень"»
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Аппликация «Сирень»» включает в себя три урока и предназначена для прове...
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта/
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с нарушением интеллекта 6 классеТема: «Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом УК-1»....