Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
методическая разработка
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогического изучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Поэтому в современной школе мы видим конкретные изменения, которые тесно взаимосвязаны с ориентированием педагогического процесса к решению проблем обучения и воспитания каждого конкретного «особого» ребенка. Все дети с ТМНР (по АООП вариант 9.2 и СИПР) имеют серьёзные нарушения речи, вплоть до её отсутствия и понимания обращенной речи.
Как начать общаться с ребенком с ТМНР? Как определить его речевую активность, речевые возможности? Для этого был разработан кодификатор, включающий минизированные задачи по развитию коммуникативных навыков, импрессивной и экспрессивной речи у младших школьников с выраженными нарушениями интеллекта, позволяет создавать специальные программы индивидуального сопровождения каждого ребенка данной категории с учетом зон «актуального» и «ближайшего» развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогического изучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Поэтому в современной школе мы видим конкретные изменения, которые тесно взаимосвязаны с ориентированием педагогического процесса к решению проблем обучения и воспитания каждого конкретного «особого» ребенка.
Количество детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии имеет тенденцию к увеличению. Многие из них имеют в анамнезе различные синдромы, что утяжеляет интеллектуальный, психофизический и речевой дефекты: - умственная отсталость умеренная, тяжелая, глубокая;
- РАС;
- по речевому развитию:
- дизартрия;
- эхолалии;
- речевые штампы;
- билингвизм, двуязычие;
- наличие только вокализаций;
- отсутствие речи.
При обследовании обучающихся (при поступлении в первый класс) по образовательному разделу «Коммуникация» можно сделать выводы:
- Большинство детей в контакт вступают с осторожностью, для решения своих потребностей. Им требуется непосредственная помощь педагога при использовании жестов «Привет», «Пока», в основном сопряженное выполнение действий.
- Для привлечения внимания обучающихся требуются звучащие предметы, использование знакомых детям жестов.
- Сами дети для общения используют взгляд, указательный жест 7, редко звук либо односоставное слово.
- В связи с выраженными нарушениями интеллекта, многие из детей не умеют при общении с собеседником учитывать его эмоциональное состояние, не могут определить настроение, эмоции собеседника по мимике, жестам, поведению.
По результатам диагностического обследования уровня овладения образовательного раздела «Импрессивная речь» мы имеем:
- Частые проявления агрессии на обращенную речь
- Пассивный словарь у детей состоит в основном из существительных, меньше слов из глагольного словаря. Крайне ограничен словарь словами, обозначающие количество, месторасположение, местоимения, что связано с проблемой ориентирования в пространстве и личностной индивидуализацией самого себя каждым ребенком.
- Понимание обобщающих понятий наблюдается только у 6 (30,2%) детей с визуальной опорой и наводящими вопросами логопеда.
После проведенного опроса среди родителей и педагогов, на предмет знаний особенностей развития речи у младших школьников с ТМНР, можно сказать, что педагогической практике мешает любое речевое нарушение: невыразительность, монотонность речи, нарушения звукопроизношения, отсутствие речи, отсутствие понимания обращенной речи.
Как начать общаться с ребенком с ТМНР? Как определить его речевую активность, речевые возможности? Для этого был разработан кодификатор, включающий минизированные задачи по развитию коммуникативных навыков, импрессивной и экспрессивной речи у младших школьников с выраженными нарушениями интеллекта, позволяет создавать специальные программы индивидуального сопровождения каждого ребенка данной категории с учетом зон «актуального» и «ближайшего» развития.
Кодификатор
по предмету «Язык и речевая практика»,
составленный на основе планируемых результатов освоения АООП по варианту 9.2 (СИПР)
в соответствии зонам «ближайшего» и «актуального» развития
Код раздела | Код контролируемого вопроса | Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1 | коммуникация | |
1.1 | реагирование | |
1.1.1 | адекватно реагировать на присутствие одного человека | |
1.1.2 | адекватно реагировать на присутствие нескольких людей | |
1.1.3 | адекватно реагировать на контакт со сверстником | |
1.1.4 | адекватно реагировать на контакт с взрослым | |
1.1.5 | реагировать на собственное имя | |
1.2 | установление контакта | |
1.2.1 | устанавливать зрительный контакт | |
1.2.2 | привлекать к себе внимание с помощью мимики | |
1.2.3 | привлекать к себе внимание с помощью жеста | |
1.2.4 | привлекать к себе внимание при помощи карточек | |
1.2.5 | привлекать к себе внимание с помощью звука | |
1.2.6 | привлекать к себе внимание с помощью слова | |
1.2.7 | использовать мимику в соответствии с конкретной ситуацией | |
1.2.8 | использовать жест в соответствии с конкретной ситуацией | |
1.2.5 | использовать карточки в соответствии с конкретной ситуацией | |
1.2.6 | использовать звук в соответствии с конкретной ситуацией | |
1.2.7 | использовать слово в соответствии с конкретной ситуацией | |
1.2.8 | использовать согласованные движения рук, глаз и тела при общении | |
1.2.9 | обращаться по имени к собеседнику | |
1.3 | поддержание контакта | |
1.3.1 | поддерживать зрительный контакт | |
1.3.2 | выражать свои желания с помощью мимики | |
1.3.3 | выражать свои желания с помощью жеста | |
1.3.4 | выражать свои желания с помощью карточек | |
1.3.5 | выражать свои желания с помощью звука | |
1.3.6 | выражать свои желания с помощью слова | |
1.3.7 | просить о помощи, используя мимику | |
1.3.8 | просить о помощи, используя жест | |
1.3.9 | просить о помощи, используя соответствующие карточки | |
1.3.10 | просить о помощи, используя звук | |
1.3.11 | просить о помощи, используя слово | |
1.3.12 | выражать согласие или несогласие при помощи мимики | |
1.3.13 | выражать согласие или несогласие при помощи жеста | |
1.3.14 | выражать согласие или несогласие при помощи карточек | |
1.3.15 | выражать согласие или несогласие при помощи звука | |
1.3.16 | выражать согласие или несогласие при помощи слова | |
1.3.17 | выражать благодарность, используя соответствующую мимику | |
1.3.18 | выражать благодарность, используя жест | |
1.3.19 | выражать благодарность, используя соответствующие карточки | |
1.3.20 | выражать благодарность, используя звук | |
1.3.21 | выражать благодарность, используя слово | |
1.3.22 | соблюдать очередность в разговоре | |
1.3.23 | соблюдать дистанцию в разговоре | |
1.3.24 | отвечать на вопросы собеседника при помощи мимики | |
1.3.25 | отвечать на вопросы собеседника, используя жест | |
1.3.26 | отвечать на вопросы собеседника, используя соответствующие карточки | |
1.3.27 | отвечать на вопросы собеседника с помощью звука | |
1.3.28 | отвечать на вопросы собеседника, используя слово | |
1.3.29 | задавать вопрос при помощи мимики | |
1.3.30 | задавать вопрос, используя жест | |
1.3.31 | задавать вопрос, используя соответствующие карточки | |
1.3.32 | задавать вопрос с помощью звука | |
1.3.33 | задавать вопрос, используя слово | |
1.4 | завершение контакта | |
1.4.1 | поддерживать зрительный контакт | |
1.4.2 | прощаться с собеседником при помощи мимики | |
1.4.3 | прощаться с собеседником, используя жест | |
1.4.4 | прощаться с собеседником, используя соответствующие карточки | |
1.4.5 | прощаться с собеседником с помощью звука | |
1.4.6 | прощаться с собеседником, используя слово | |
1.5 | длительность контакта | |
1.5.1 | вступать в общение для осуществления собственных нужд | |
1.5.2 | вступать в общение для получения знаний и навыков | |
2 | импрессивная речь | |
2.1 | понимание обращенной речи | |
2.1.1 | понимать обращенную речь ограниченно, ситуативно (ʺдай чашкуʺ) | |
2.1.2 | выполнять простые речевые инструкции | |
2.1.3 | понимать сложные речевые инструкции на бытовом уровне (ʺстроимся и идём на завтракʺ) | |
2.1.4 | выполнять сложные речевые инструкции | |
2.1.5 | обогащать речевые высказывания согласованными движениями рук | |
2.1.6 | понимать смысл 2-х сложного задания и/или действия, обозначаемых с помощью предлогов – в – и – на - | |
2.1.7 | выполнять 2-х сложное задание и/или действия, обозначаемых с помощью предлогов – в – и – на- | |
2.1.8 | понимать смысл 2-3-х сложного задания и/или действия, обозначаемых с помощью предлогов - за - и - под- | |
2.1.9 | выполнять 2-3-х сложное задание и/или действия, обозначаемых с помощью предлогов - за - и - под- | |
2.1.10 | понимать смысл действия, обозначаемого с помощью предлогов - о (об) - и - к - | |
2.1.11 | выполнять действия, обозначаемые с помощью предлогов - о (об) - и - к - | |
2.1.12 | понимать смысл действия, обозначаемого с помощью сложных предлогов – из-за – и - из-под - | |
2.1.13 | выполнять действия, обозначаемые с помощью сложных предлогов - из-за - и - из-под - | |
2.1.14 | подбирать картинку к слову по основным признакам | |
2.1.15 | подбирать картинку к слову по основным действиям | |
2.1.16 | подбирать картинку к слову по описанию | |
2.1.17 | подбирать слово к картинке по основным признакам | |
2.1.18 | подбирать слово к картинке по основным действиям | |
2.1.19 | подбирать слово к картинке по описанию | |
2.1.20 | подбирать словосочетание к картинке по описанию (ʺкрасное яблокоʺ, ʺглубокая тарелкаʺ и т.п.) | |
2.2 | восприятие слов обозначающих предметы, признаки, действия (в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом к календарно-тематическому планированию) | |
2.2.1 | понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.) | |
2.2.2 | понимать слова, обозначающие функциональное назначение объектов и субъектов, действия | |
2.2.3 | понимать слова, обозначающие свойства (признаки) объектов и субъектов | |
2.2.4 | понимать слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий | |
2.2.5 | понимать слова, обозначающие количество объектов/субъектов | |
2.2.6 | понимать обобщающие понятия | |
2.2.7 | понимать слова, указывающие на объекты/субъекты (ʺяʺ, ʺтыʺ, ʺмойʺ, ʺтвойʺ и т.д.) | |
3 | экспрессивная речь | |
3.1 | звуковая культура речи | |
3.1.1 | речевое дыхание | |
3.1.1.1 | произносить нараспев гласный звук на выдохе | |
3.1.1.2 | произносить нараспев слог на выдохе | |
3.1.1.3 | произносить нараспев двусложное слово по слогам на выдохе | |
3.1.1.4 | произносить нараспев трехсложное слово по слогам на выдохе | |
3.1.1.5 | произносить нараспев фразу, состоящую из двух слов на выдохе | |
3.1.1.6 | произносить нараспев фразу, состоящую из трёх слов на выдохе | |
3.1.1.7 | произносить нараспев фразу, состоящую из четырёх слов на выдохе | |
3.1.1.8 | произносить нараспев фразу, состоящую из четырёх слов на выдохе, соединенную союзом ʺиʺ | |
3.1.2 | артикуляционная моторика | |
3.1.2.1 | выполнять статистические упражнения | |
3.1.2.2 | выполнять динамические упражнения | |
3.1.2.3 | выполнять артикуляционную позу при произношении звука с использованием визуальной опоры | |
3.1.2.4 | выполнять артикуляционную позу при произношении звука без использования визуальной опоры | |
3.1.3 | просодические компоненты речи | |
3.1.3.1 | изменять высоту голоса (высоко – низко) | |
3.1.3.2 | изменять силу голоса (громко – тихо) | |
3.1.3.3 | изменять темп речи (быстро – медленно) | |
3.1.3.4 | уметь использовать в речи словесное ударение (ʺмЫлоʺ) | |
3.1.4 | звукоподражание | |
3.1.4.1 | произносить звук в ответ на реплику взрослого | |
3.1.4.2 | выражать эмоции звуками | |
3.1.4.3 | произносить звуки, выражающие желание | |
3.1.4.4 | подражать неречевым (бытовым) звукам | |
3.1.4.5 | подражать звукам животных | |
3.1.5 | произношение звуков | |
3.1.5.1 | знать правильную артикуляционную позу для заданного звука | |
3.1.5.2 | изолированно произносить звук | |
3.1.5.3 | произносить звук в слоге | |
3.1.5.4 | произносить звук в разных словах | |
3.1.5.5 | произносить звук в короткой фразе | |
3.1.5.6 | различать слова с данным звуком | |
3.1.5.7 | произносить звук плавно и протяжно [ а ]; [ у ]; [ и ]; [ о ]; [ э ]; [ ы ] | |
3.1.5.8 | произносить звук твёрдо и мягко [ м-м’]; [п-п’]; [б-б’]; [ т-т’]; [ д-д’]; [ н-н’]; [ к-к’]; [ г-г’]; [ х-х’]; [ в-в’]; [ ф-ф’]; [ с-с’]; [ з-з’]; [ ц ]; [ ш ]; [ ж ]; [ ч ]; [ щ ]; [ л-р’]; [ р-р’] | |
3.2 | фонематический слух, звуковой анализ и синтез | |
3.2.1 | узнавать неречевые звуки | |
3.2.2 | различать одинаковые звукокомплексы по высоте | |
3.2.3 | различать одинаковые звукокомплексы по силе | |
3.2.4 | различать одинаковые звукокомплексы по тембру | |
3.2.5 | произносить цепочку звуков (а – о – а, м – н – м – т) | |
3.2.6 | произносить отдельные слоги | |
3.2.7 | произносить отдельные слова | |
3.2.8 | различать шипящие звуки | |
3.2.9 | произносить шипящие звуки | |
3.2.10 | различать свистящие звуки | |
3.2.11 | произносить свистящие звуки | |
3.2.12 | различать сонорные звуки | |
3.2.13 | произносить сонорные звуки | |
3.2.14 | различать твердые и мягкие звуки | |
3.2.15 | различать звонкие и глухие звуки | |
3.2.16 | дифференцировать фонемы [с-ш]; [с-щ]; [з-ж]; [ч-ц]; [ш-ж]; [б-п]; [с-з]; [г-к]; [в-ф]; [д-т]; [р-л];[р-л’]; [л-л’]; [в-в’]; [м-м’]; [г-г’]; [х-х’]; [т-т’]; [н-н’]; [д-д’]; [ф-ф’] | |
3.2.17 | изменять в зависимости от содержания высказывания силу голоса | |
3.2.18 | изменять в зависимости от содержания высказывания темп речи | |
3.2.19 | изменять в зависимости от содержания высказывания интонацию | |
3.2.20 | выделять голосом отдельные слова предложения | |
3.3 | грамматика | |
3.3.1 | преобразовывать слова единственного числа в слова множественного числа (ʺчашка – чашкиʺ) | |
3.3.2 | преобразовывать слова множественного числа в слова единственного числа (ʺпоезда – поездʺ) | |
3.3.3 | преобразовывать глаголы в форму настоящего времени | |
3.3.4 | преобразовывать глаголы в форму прошедшего времени | |
3.3.5 | преобразовывать глаголы в форму будущего времени | |
3.3.6 | употреблять глаголы в повелительном наклонении | |
3.3.7 | образовывать приставочные глаголы (ʺходит – уходит – входит – переходит – выходит - заходитʺ и т.п.) | |
3.3.8 | образовывать глаголы совершенного вида (ʺрисовал - нарисовалʺ) | |
3.3.9 | преобразовывать прилагательные от существительных (ʺзолотой – золотоʺ) | |
3.3.10 | преобразовывать наречия - от прилагательных (ʺхолодно – холодныйʺ) | |
3.3.11 | употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами: на, в, под, с, над, за, перед, около | |
3.3.12 | согласовывать существительные и прилагательные по родам, ориентируясь на окончание | |
3.3.13 | согласовывать существительные и прилагательные по числам, ориентируясь на окончание | |
3.3.14 | согласовывать существительные и прилагательные по падежам, ориентируясь на окончание | |
3.3.15 | составлять словосочетания с именем числительным | |
3.3.16 | составлять предложения с использованием мнемотаблиц | |
3.3.17 | составлять предложения с использованием предметных карточек | |
3.3.18 | составлять предложения с использованием пиктограмм | |
3.3.19 | составлять предложения с использованием слов | |
3.3.20 | подбирать нужные слова в незаконченном предложении с помощью картинок | |
3.3.21 | восстанавливать порядок слов в предложении | |
3.4 | связная речь | |
3.4.1 | называть предметы по цвету | |
3.4.2 | называть предметы по величине | |
3.4.3 | называть предметы по форме | |
3.4.4 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, свойства предметов по цвету | |
3.4.5 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, свойства предметов по форме | |
3.4.6 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, свойства предметов по величине | |
3.4.7 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, свойства предметов по вкусу | |
3.4.8 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, свойства предметов по запаху | |
3.4.9 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, звуковые характеристики | |
3.4.10 | дифференцировать, основываясь на своём чувственном опыте, тактильно-проприоцептивные характеристики | |
3.4.11 | подбирать к назначению предметов соответствующие признаки (ʺкруглыйʺ) | |
3.4.12 | подбирать к назначению предметов соответствующие качества (ʺрезиновыйʺ) | |
3.4.13 | подбирать к назначению предметов соответствующие действия (ʺскачетʺ) | |
3.4.14 | понимать слова близкие по смыслу (синонимы) | |
3.4.15 | понимать слова противоположные по смыслу (антонимы) | |
3.4.16 | подбирать антонимы (слово/картинка) к заданным словам | |
3.4.17 | подбирать синонимы (слово/картинка) к заданным словам | |
3.4.18 | понимать смысл имени существительного, имеющего форму мужского рода | |
3.4.19 | понимать смысл имени существительного, имеющего форму женского рода | |
3.4.20 | понимать смысл имени существительного, имеющего форму среднего рода | |
3.4.21 | подбирать точные по смыслу слова/картинки для конкретной речевой ситуации | |
3.4.22 | понимать разные значения многозначного слова (ʺкистьʺ) | |
3.4.23 | употреблять в речи многозначные слова | |
3.4.24 | знать обобщающие понятия (одежда, игрушки, транспорт и т.п.) | |
3.4.25 | употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда и т.д.) | |
3.4.26 | дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и т.д.) | |
3.4.27 | отвечать на вопрос педагога | |
3.4.28 | задавать вопросы | |
3.4.29 | составлять простые предложения | |
3.4.30 | составлять и произносить предложения по схеме-опоре | |
3.4.31 | подбирать картинки к рассказу (1 – 4) | |
3.4.32 | составлять 1-2 предложения по картинке или игрушке, называя основные признаки | |
3.4.33 | составлять 1-2 предложения по картинке или игрушке, называя основные качества | |
3.4.34 | составлять 1-2 предложения по картинке или игрушке, называя основные действия | |
3.4.35 | пересказывать короткие сказки и рассказы по ранее знакомым содержанием с опорой на иллюстративный материал | |
3.4.36 | пересказывать короткие сказки и рассказы по ранее знакомым содержанием без опоры на иллюстративный материал | |
3.4.37 | при пересказе литературных произведений передавать диалог действующих лиц с помощью мимики и жеста | |
3.4.38 | при пересказе литературных произведений передавать диалог действующих лиц с помощью карточек pecs | |
3.4.39 | при пересказе литературных произведений передавать диалог действующих лиц с помощью слова | |
3.4.40 | при пересказе литературных произведений передавать диалог действующих лиц с помощью короткого предложения | |
3.4.41 | давать характеристику персонажам произведения с помощью мимики и жеста | |
3.4.42 | давать характеристику персонажам произведения с помощью соответствующих карточек | |
3.4.43 | давать характеристику персонажам произведения с помощью слова | |
3.4.44 | давать характеристику персонажам произведения с помощью короткого предложения | |
3.4.45 | понимать смысл детских сказок и рассказов с опорой на иллюстративный материал | |
3.4.46 | понимать смысл детских сказок и рассказов с опорой на игровое сопровождение | |
3.4.47 | понимать смысл детских сказок и рассказов без опоры на иллюстративный материал | |
3.4.48 | понимать смысл детских сказок и рассказов без опоры на игровое сопровождение | |
3.4.49 | составлять рассказ на основе личного опыта | |
3.4.50 | разучивать и произносить роли, состоящие из 1-ого предложения | |
3.4.51 | разучивать и произносить роли, состоящие из 2-х предложений | |
3.4.52 | разучивать и произносить роли, состоящие из 3-х предложений | |
3.4.53 | разучивать и произносить роли, состоящие из более 3-х предложений | |
3.5 | графомоторные навыки (посадка во время письма индивидуально, с учетом двигательного статуса) | |
3.5.1 | рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении | |
3.5.2 | рисовать вертикальные линии разной длины по заданию | |
3.5.3 | рисовать вертикальные линии разной длины от начальной точки | |
3.5.4 | проводить вертикальные линии разной длины по двум точкам | |
3.5.5 | составлять различные комбинации при помощи вертикальных линий | |
3.5.6 | рисовать горизонтальные линии разной длины по заданию | |
3.5.7 | рисовать горизонтальные линии разной длины от начальной точки | |
3.5.8 | проводить горизонтальные линии разной длины по двум точкам | |
3.5.9 | составлять различные комбинации при помощи горизонтальных линий | |
3.5.10 | рисовать наклонные линии разной длины по заданию | |
3.5.11 | рисовать наклонные линии разной длины от начальной точки | |
3.5.12 | проводить наклонные линии разной длины по двум точкам | |
3.5.13 | составлять различные комбинации при помощи наклонных линий | |
3.5.14 | дорисовывать предметы знакомыми линиями | |
3.5.15 | вычерчивать на нелинованной бумаге фигуры и композиции по трафарету | |
3.5.16 | вычерчивать на нелинованной бумаге фигуры и композиции по шаблону | |
3.5.17 | вычерчивать на нелинованной бумаге фигуры и композиции по контуру | |
3.5.18 | вычерчивать на нелинованной бумаге фигуры и композиции по опорным точкам | |
3.5.19 | вычерчивать на нелинованной бумаге фигуры и композиции с изменением задания | |
3.5.20 | использование разнообразных материалов для графических действий (мел, фломастер, карандаш, акварельные краски и т.п.) | |
3.5.21 | проведение непрерывной плавной линии между двумя прямыми линиями (пальцем, фломастером, кисточкой, карандашом) | |
3.5.22 | проведение непрерывной плавной линии между двумя ломаными линиями (пальцем, фломастером, кисточкой, карандашом) | |
3.5.23 | проведение непрерывной плавной линии между двумя волнистыми линиями (пальцем, фломастером, кисточкой, карандашом) | |
3.5.24 | проведение линий по контуру, не отрывая карандаша от бумаги | |
3.5.25 | обведение по контуру простых нарисованных предметов | |
3.5.26 | закрашивание изображения, не выходя за контур | |
3.5.27 | штрихование нарисованных простых предметов прямыми линиями (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо, по диагонали) | |
3.5.28 | штрихование нарисованных простых предметов волнистыми линиями (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо, по диагонали) | |
3.5.29 | штрихование нарисованных простых предметов ломаными линиями (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо, по диагонали) | |
3.5.30 | проводить линии по линейке | |
3.5.31 | ставить точки | |
3.5.32 | проводить линию от заданной точки | |
3.5.33 | проводить линию до заданной точки | |
3.5.34 | соединять две точки линией | |
3.5.35 | копировать образ печатной буквы | |
3.5.36 | копировать образ письменной буквы | |
3.5.37 | писать элементы букв по обводке | |
3.5.38 | самостоятельно писать элементы букв | |
3.5.39 | писать прописные буквы | |
3.5.40 | писать строчные буквы | |
3.5.41 | писать графический диктант | |
3.6 | глобальное чтение и письмо | |
3.6.1 | чтение | |
3.6.1.1 | чтение своего имени под своей фотографией | |
3.6.1.2 | чтение имён учеников класса под соответствующей фотографией | |
3.6.1.3 | чтение слов под соответствующей фотографией (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.) | |
3.6.1.4 | чтение имени и отчества под соответствующей фотографией (учитель, дефектолог, логопед, психолог, тьютор и т.д.) | |
3.6.1.5 | соотнесение надписей на отдельных табличках с надписями под фотографиями | |
3.6.1.6 | узнавание соответствующей надписи на отдельных табличках и соотнесение её с фотографией без подписи | |
3.6.1.7 | чтение слов, обозначающих предметы по основным лексическим темам | |
3.6.1.8 | чтение простых инструкций «дай», «возьми», «встань», «сядь» и др. | |
3.6.1.9 | чтение простых предложений по лексическим темам «Семья», «Игрушки», «Части тела» и т.д., на которых одно лицо выполняет разные действия | |
3.6.1.10 | чтение слов, обозначающих признаки (цвет, величина, форма, свойства) предметов | |
3.6.2 | письмо | |
3.6.2.1 | письмо своего имени | |
3.6.2.2 | письмо имён учеников класса под соответствующей фотографией | |
3.6.2.3 | письмо слов (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.) | |
3.6.2.4 | письмо имени и отчества (учитель, дефектолог, логопед, психолог, тьютор и т.д.) | |
3.6.2.5 | списывание слов после соотнесения надписей под фотографиями | |
3.6.2.6 | письмо слов после соотнесения с фотографиями по памяти | |
3.6.2.7 | письмо слов, обозначающих предметы по основным лексическим темам | |
3.6.2.8 | письмо простых инструкций «дай», «возьми», «встань», «сядь» и др. | |
3.6.2.9 | письмо простых предложений по лексическим темам «Семья», «Игрушки», «Части тела» и т.д., на которых одно лицо выполняет разные действия | |
3.6.2.10 | письмо слов, обозначающих признаки (цвет, величина, форма, свойства) предметов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями
Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...