Программа "Композиция", элективный учебный предмет
элективный курс по технологии (10, 11 класс) на тему
Программа "Композиция" разработана для обучающихся 10-11 классов технологического профиля по направлению "Архитектура и дизайн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Рассмотрено педагогическим советом Протокол № 01 от «28» августа 2014 г. | Утверждаю Директор школы ____________Туценко З.Н. Приказ № 346 от 28.08. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по композиции
(элективный учебный предмет)
среднее общее образование
10-11 класс
2014-2015 учебный год
Составитель Аюпова Сажида Аптулсакировна
учитель высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензия на рабочую программу ………………………………………………
Пояснительная записка …………………………………………………………
Учебная программа ……………………………………………………………..
Календарно-тематический план ……………………………………………….
Перечень учебно-методического обеспечения ……………………………….
Контрольно-измерительные материалы по предмету ………………………..
Мониторинг обученности ………………………………………………………
Перечень проектов ………………………………………………………………
Материально-техническое обеспечение ……………………………………….
РЕЦЕНЗИЯ
Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» для 10 классов составлена согласно требований к профильной подготовке обучающихся среднего общего образования.
Программа составлена на основе сборника программ: В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко. Рисунок. 5-11 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Дрофа, 2001
Программа откорректирована.
Программа состоит из самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 34 часов год обучения, количество модулей – 2. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.
Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» для 10 классов логически дополняет элективный курс «Академический рисунок» и расширяет профильную программу по технологии.
Программа по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» способствует выбору будущей профессии в сфере архитектуры и дизайна и подготавливает учащихся к вступительному специальному экзамену в профильные вузы.
Руководитель кафедры «Технология» С.А. Аюпова
Пояснительная записка
Творческие профессии архитектора и дизайнера в первую очередь, требуют знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения.
Важной частью творчества является пространственно-конструктивная композиция, которой обучают всех будущих дизайнеров.
Курс «Основы пространственно-конструктивной композиции» состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- «Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции»;
- «Пространственно-конструктивная композиция».
Раздел 1. «Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции» позволит учащимся развить пространственное мышление, необходимое для архитекторов и дизайнеров, а также позволит овладеть графической грамотой.
Раздел 2. «Пространственно-конструктивная композиция» углубляет и развивает профессиональные навыки владения графическим изображением и пространственным мышлением, непосредственно необходимые в работе архитектора и дизайнера.
Программа имеет практико-ориентированную направленность, в ней предусмотрено большое количество практических заданий.
Данная композиция является вступительным творческим экзаменом в вузы на факультеты дизайна и архитектуры.
Цель программы: научить основам пространственно-конструктивной композиции, как основной составной части мастерства архитекторов и дизайнеров.
Задачи:
- показать особое место графической грамоты в деятельности архитектора и дизайнера;
- заложить основы для развития архитектурно-инженерного мышления;
- развивать образное представление и пространственное мышление;
- вырабатывать графические навыки и умения;
- вырабатывать способность выявления в рисунке конструкцию предмета и его устройство;
- формировать умение компоновать и увязывать отдельные части в целое, как основу выполнения чертежа и макета.
По окончании каждого раздела учащиеся сдают зачет по итогам полугодия.
Программа элективного курса рассчитана на 2 года обучения, состоит из 4-х самостоятельных модулей-разделов, каждый по 17 часов. Общее количество часов – 68 часов за два года обучения.
Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа.
Перечень знаний, умений, навыков
Учащиеся должны знать:
- роль графической грамоты в деятельности архитектора и дизайнера;
- правила композиции;
- основы перспективы;
- закон светотени;
- правила графического изображения предметов.
Учащиеся должны уметь:
- изображать объемные геометрические тела и сложные предметы как отдельно, так и в композиции;
- выявлять и передавать графически конструкцию предметов;
- использовать при изображении предметов правил перспективы.
Цели и задачи педагога в рамках преподавания элективного курса «Основы пространственно-конструктивной композиции» для 10 класса:
- ориентировать учащихся в профессиональной сфере архитектуры и дизайна;
- увеличить долю учащихся, выбравших профильные вузы для поступления на 10%;
- активно внедрять информационно - коммуникационные технологии в образовательный процесс;
- формировать компетентность самостоятельного получения информации из различных источников;
- использовать зачетный метод оценивания учащихся;
- активно использовать в 2013-2014 учебном году технологию накопительной оценки достижений учащихся старших классов – портфолио выпускника, как одного из эффективных методов мониторинга результатов учащихся.
Учебно-тематический план элективного курса
"Композиция"
10 класс
Модуль 1. Основы изображения в пространственно-конструктивной композиции
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
Введение (4 часа) | ||||
1. | Цели и задачи курса. Материалы и инструменты. | 1 | 1 | - |
2. | Тренировка руки. Упражнения по созданию тени | 1 | - | 1 |
3. | Тренировка глаза. Визирование. | 1 | - | 1 |
4. | Основы светотени. | 1 | 1 | |
Композиция (1 час) | ||||
5. | Основы композиции. Композиционные средства выражения | 1 | 1 | - |
Основы перспективы (7 часов) | ||||
6. | Основы линейной перспективы. Параллельная перспектива куба | 1 | - | 1 |
7. | Косая и воздушная перспективы куба. Круг в перспективе. | 1 | - | 1 |
8. | Перспективы геометрических тел. Параллельная перспектива цилиндра. | 1 | - | 1 |
9. | Традиционные ошибки в построении цилиндрических форм в перспективе | 1 | - | 1 |
10. | Построение пирамиды и конуса в косой перспективе | 1 | - | 1 |
11. | Перспектива сферы | 1 | - | 1 |
12. | Воздушная перспектива | 1 | - | 1 |
Использование перспективы в контурном наброске (3 часа) | ||||
13. | Контурное изображение простых предметов | 1 | - | 1 |
14. | Контурное изображение сложных предметов | 1 | - | 1 |
15. | Контурное изображение группы предметов. Зачет | 1 | - | 1 |
Глубина в перспективе (2 часа) | ||||
16. | Расчет глубины в перспективе. Сетка в перспективе | 1 | - | 1 |
17. | Правильные и неправильные формы в перспективе. Зачет. | 1 | - | 1 |
Всего | 17 | 2 | 15 |
Модуль 2. Пространственно-конструктивная композиция
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
Композиционные приемы и упражнения, развивающие композиционные навыки (3 часа) | ||||
1. | Плоскость и пятно. Упражнения | 1 | - | 1 |
2. | Линия и плоскость. Упражнения | 1 | - | 1 |
3. | Геометрическая фигура и плоскость. Упражнения | 1 | - | 1 |
Изображение предметов объемной формы (4 часа) | ||||
4. | Объемное изображение геометрических тел. Куб | 1 | - | 1 |
5. | Объемное изображение геометрических тел. Цилиндр | 1 | - | 1 |
6. | Объемное изображение геометрических тел. Конус | 1 | - | 1 |
7. | Объемное изображение геометрических тел. Шар | 1 | - | 1 |
Архитектурные детали (10 часов) | ||||
8. | Круглая пластика: рисунок вазы (амфоры) | 2 | - | 2 |
9. | Рисование гипсового орнамента | 3 | - | 3 |
10. | Элементы архитектурного ордера | 4 | - | 4 |
11. | Рисунок интерьера. Зачет | 1 | - | 1 |
Всего | 17 | 17 |
11 класс
Модуль 3. Композиция для дизайнеров. Основы формальной композиции
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
1. | Инструктаж по ТБ. Цели и задачи курса, материалы и инструменты | 1 | 1 | - |
2. | Основы формальной композиции | 1 | 1 | - |
3. | Художественные средства построения композиции Графика. Точка, линия, пятно | 1 | - | 1 |
4. | Упражнения по основным видам линейных графических форм | 1 | - | 1 |
5. | Упражнения по основным видам тональных графических форм. Зачет | 1 | - | 1 |
6. | Цвет. Основные характеристики Упражнения по цветоведению | 1 | - | 1 |
7. | Цвет. Задания на построение графических композиций | 1 | - | 1 |
8. | Текстура. Упражнения | 1 | - | 1 |
9. | Текстура. Эскиз с выполнением текстуры материала модели | 1 | - | 1 |
10. | Рельеф. Упражнения | 1 | - | 1 |
11. | Объемная форма. Упражнения | 1 | - | 1 |
12. | Объемная форма. Выполнение задания на решение композиции из объемных букв разного характера. | 1 | - | 1 |
13. | Средства гармонизации художественной формы. Нюанс-контраст. Статика-динамика | 1 | - | 1 |
14. | Метр-ритм. Отношение-пропорции. Размер-масштаб. Упражнения | 1 | - | 1 |
15. | Выполнение графической композиции | 2 | - | 2 |
16. | Выставление работ. Зачет | 1 | - | 1 |
Всего | 17 |
Модуль 4. Композиция для дизайнеров. Основы эскизной графики
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
Значение графической разработки в художественном проектировании | ||||
1 | Определение понятия эскиз | 1 | 1 | - |
2 | Эскиз и набросок | 1 | 1 | - |
Графические средства, материалы и приемы эскизирования | ||||
3 | Линия и пятно в эскизе. Графическая фактура | 1 | - | 1 |
4. | Различные приемы выполнения цветных эскизов | 1 | - | 1 |
5. | Коллаж в эскизной графике | 1 | - | 1 |
Особенности фигуры человека при выполнении эскиза | ||||
6. | Пропорции человеческой фигуры. Стилизация как мера условности изображения человека | 2 | - | 2 |
Виды эскизов | ||||
7. | Фор-эскиз. Творческий эскиз. | 1 | - | 1 |
8. | Рекламная графика | 1 | - | 1 |
9. | Рабочий эскиз | 1 | - | 1 |
10. | Компьютерная графика | 1 | - | 1 |
Выполнение проекта | ||||
11. | Выбрать тему проекта (интерьера, фирменного стиля и др.) | 1 | - | 1 |
12. | Подготовить серию фор-эскизов по теме | 2 | - | 2 |
13. | Выполнить творческий эскиз в цвете (техника на выбор) | 2 | - | 2 |
14. | Защита проекта. Зачет. | 1 | - | 1 |
Всего | 17 |
CПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники и пособия
- Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобразит. искусство, 2001
- Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список учебно-методической литературы
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.: 1984
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: «Просвещение», 1981
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
- Все о технике рисунка. – Испания, 2000
- Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие. – М.: «Изобразительное искуссво», 2001
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 2000
- Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: 1980
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
- Основы рисунка. Хосе М. Паррамон. – Испания, 1994
- Изобразительное искусство: Рисунок 1-11 кл. Живопись 1-11 кл. Основы живописи 5-9 кл.
- Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: 2001
- Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов.- М.: 1989
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: 1984
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед вузов – М.: Издательский центр «Академия», 1999
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. Основы композиции. Основы живописи. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2000
- Шорохов С.В. Композиция. – М.: 1986
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: 1983
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Зачет по профильной дисциплине
«Основы пространственно-конструктивной композиции», 10 класс
Профиль «Архитектура и дизайн»
Пояснительная записка
Зачеты по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции» являются обязательными, так как навыки, полученные в рамках данного элективного курса составляют основу вступительного экзамена на факультетах архитектуры.
Способность выявлять в рисунке конструкцию предмета и его устройство, умение компоновать и увязывать отдельные части в целое являются особыми качествами архитектора. Очень важно, чтобы учащиеся овладели этим сложным навыком –целостным графическим изображением предметов на плоскости бумаги в виде конструктивного рисунка.
Работы выполняются на листах формата: натюрморт – А-3 или А-2.
Пример одного из заданий (зачет №1, модуль 1): в аудитории представлены геометрические тела и предметы быта простой формы, поставленные в случайном порядке посередине аудитории на подставке. Задачи учащихся:
- из поставленных предметов и тел составить по воображению композицию из 6-8 предметов, расположенных на одной предметной плоскости, некоторые предметы могут находиться один на другом (например, шар лежит на кубе или шар на цилиндре и т.п.);
- грамотно изобразить все предметы конструктивно в одной композиции, учитывая правила композиции, линейной перспективы, формата листа;
Время выполнения 4 астрономических часа, проводится во внеурочное время, либо как домашнее задание с последующим выставлением (вывеской).
Содержание зачета №1.
по элективному курсу «Основы пространственно-конструктивной композиции»
Форма проведения: работа в аудитории (рисунок с натуры) или домашнее задание.
Работа в аудитории: учащиеся рисуют композицию из предметов быта простой формы и геометрических тел.
Рисунок выполняется карандашом на листе бумаги размером 30*40 см (формат А3) в течение 4 часов (астрономических).
Этапы работы над натюрмортом:
- внимательное изучение постановки;
- определение формата листа;
- нахождение композиционного размещения изображения в формате листа, определение пропорций всех предметов постановки и соотношения пространственных планов;
- конструктивное построение;
- вспомогательные линии, которые были использованы в процессе построения рисунка и поиска связей между деталями должны быть сохранены.
Критерии
оценивания зачета по дисциплине «Основы пространственно-конструктивной композиции»
При сдаче зачета (конструктивный рисунок композиции из бытовых предметов простой формы и геометрических тел) необходимо выполнить следующие условия:
- закомпоновать изображение на листе бумаги;
- выявить особенности конструкции объема, пропорциональные отношения частей и целого;
- выполнить работу графически грамотно, убедительно.
Учащиеся, выполнившие все эти условия, получают высший балл -5 /пять/.
За работы, в которых имеются незначительные отступления от общих требований: неубедительность компоновки, не совсем точные пропорции и нарушения в деталях, ставится оценка – 4 /четыре/.
Работы, имеющие серьезные ошибки в компоновке, нарушения в пропорциях, неточны в деталях, получают оценку –3 /три/.
Работы, в которых совершенно не выполнены общие требования: изображение не закомпоновано, размещение на листе случайно, пропорции искажены, оценивается низшим баллом – 2 /два/.
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ
Мониторинг обученности в рамках элективных курсов – это результаты зачетных работ и накопительная оценка – портфолио абитуриента. Портфолио позволяет накопить графический материал для поступления в выбранный вуз.
Портфолио абитуриента
Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4 для исследовательских и творческих работ, а также для дипломов, грамот и т.п., а также папка формата А2 для накопления графических работ.
При оформлении портфолио учащиеся должны помнить о том, что с ним будут знакомиться другие люди, поэтому важно позаботиться о форме подачи личных достижений. В портфолио, следует включить исследовательские работы, творческие проекты по профилю. Целесообразно сохранить эти документы, так как они могут пригодиться при обучении уже в вузе.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
- Контурное изображение группы предметов. Зачет (Модуль 1).
- Рисунок интерьера. Зачет (Модуль 2).
- Графическая композиция в цвете. Зачет (Модуль 3).
- Серия эскизов. Защита проекта (Модуль 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...
План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"
Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциа...
элективные учебные предметы
элективные учебные предметы...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...