Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_i_pravila_russkoy_orfografii_9.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета
«Законы и правила русской орфографии»
Класс: 9 А
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
г. Нижневартовск
2014
1.Пояснительная записка
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Разработано на основе Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский//Программно-методические материалы:Русский язык 5-9 классы/Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа,2004.-с.10-62) и методического пособия для учителя: «К пятёрке шаг за шагом» Л.А.Ахременковой – М.: «Просвещение», 1997 г.
Курс рассчитан на 35 часов.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи,
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:
-составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-производить звукобуквенный анализ слов;
-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-части речи; производить морфологический разбор всех частей речи;
-виды предложения по цели высказывания и интонации;
-синтаксический разбор простого и сложного предложений;
-читать тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану;
-письменно пересказывать текст (писать сжатое изложение текста).
3. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Изобразительно-выразительные средств речи.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
4. Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | ДДата | ЗУН обучающихся | УУД обучающихся |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 2 | ||||
1 | Спецификация второй части экзаменационной работы | 1 | Орфографические, пунктуационные нормы, части речи, постоянные и непостоянные признаки, смысловые отношения между словами в предложениях | Перерабатывать, преобразовывать информацию | |
2 | Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В | 1 | |||
Тема 2. Средства выразительности речи | 5 | ||||
3 -5 | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 3 | Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства выразительности | Анализ, выбор, использование выразительных средств | |
6 - 7 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня А | 2 | Правописание как аспект письменной речевой деятельности. Орфографические и пунктуационные нормы. | Сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы | |
Тема 3. Стилистика русского языка | 4 | ||||
8 - 9 | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 2 | Систематизировать сведения о стилях русского литературного языка | Уметь создавать тексты, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | |
10 -11 | Тренировочные упражнения по стилистике | 2 | |||
Тема 4. Нормы русской орфографии | 12 | ||||
12 -15 | Правописание гласных в корнях слов. Правописание гласных после шипящих и Ц | 4 | Знать основные правила по фонетике, лексике, грамматике, культуре речи; все изученные орфограммы. Уметь находить в словах орфограммы, обосновывать их выбор. | Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. | |
16 - 19 | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 4 | |||
20 - 21 | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 2 | |||
22 - 23 | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 2 | |||
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 12 | ||||
24 | Словосочетание. Предложение | 1 | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, производить синтаксический разбор предложения. Правильно расставлять знаки препинания и уметь обосновывать их выбор в соответствии с изученными пунктограммами. | Умение сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать | |
25 -26 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 2 | |||
27 -28 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 2 | |||
29 - 30 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 2 | |||
31 - 33 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 3 | |||
34 -35 | Итоговая практическая работа | 2 | Орфографические, пунктуационные нормы, части речи, постоянные и непостоянные признаки, смысловые отношения между словами в предложениях | Самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы |
5. Контроль уровня обученности
В результате изучения курса русского языка «Законы и правила русской орфографии» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
6. Учебно-методический комплект, материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
- Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
- Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
- Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
- Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» .
Для учащихся:
- Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
- Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
- Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ10 КЛАСС...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Принципы русской пунктуации» 9 класс
Электив...
Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык. Грамматика русского языка 10класс
Рабочая программаэлективного учебного предмета «Русский язык. Грамматика русского языка»10 классУчитель: Авакова Кристина Абриковна,...