Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstteoriya_i_praktika_10.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета
«Текст: теория и практика»
Класс: 10 А
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
г. Нижневартовск
2014
1. Пояснительная записка
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.
У каждого народа существуют свои нормы и представления о правилах общения. Культура человека нигде так наглядно не проявляется, как в речи. Речь говорящего – отражение его интеллекта.
Культура речи - это «живое» образное слово. В нем имеют значение две составные: кто говорит, что говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение владеть словом.
Однако произнести речь (текст, наполненный глубоким содержанием) - искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости.
Актуальность элективного курса определяется тем, что предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры (умения владеть словом) молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению, будет способствовать социализации личности.
Новизна элективного курса определяется направленностью на развитие ораторских способностей, формирование речевой культуры обучающихся как части культуры духовной, приобщением школьников к общечеловеческим ценностям через воспитание сознательного отношения к слову как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Цель этого курса:
- сформировать представление о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового.
Основные задачи курса по данной программе сводятся к следующему:
- обеспечение расширения лингвистического кругозора;
- формирование языкового вкуса;
- наблюдение за особенностями языка;
- углубление знаний о языке как полифункциональной системе;
- повышение культуры владения словом;
- совершенствование умений и навыков анализа и оценки явлений и факторов в текстах художественного и публицистического стилей с эстетической и практической точек зрения;
- обеспечение совершенствования умений и навыков общения в социально- культурной сфере;
- расширение знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа, способ обогащения нравственно – эстетического опыта, возможность развития представлений о прекрасном в языке и мире;
- убеждение учащихся в том, что в «кругу экологической проблемы и наш язык», что чистоте родного языка надо учиться.
Главное направление программы - проникновение в язык, в индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания учащихся на словесном материале художественного текста, на образах - персонажах и их речи.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием:
- чтение, погружение в языковую стихию текста;
- оценка мастерства речевой характеристики;
- размышление о национальной специфике русских слов - понятий;
- анализ изобразительно - выразительных средств русской речи, авторских находок;
- изучение словаря поэта, писателя;
- сочинение собственных произведений;
- исследовательская работа;
- целенаправленные выписки;
- творческая работа в жанре эссе, интервью, репортажа;
- зачетная работа.
Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает не только полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы текста, но и дает возможность воспитать в себе любовь к слову, развивает желание приобщаться к прекрасному в языке и миру, желание сохранить, вернуть то лучшее, что присуще речи эстетически воспринимающего жизнь человека.
Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 классов, состоит из 9 разделов.
На изучение курса отводится 35 часов.
2.Содержание образования
- История делового общения.
Слово как проявление внутреннего мира человека. Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой, повседневный этикеты. Основные направления этикета.
- Правила общения.
- Приветствие.
Приветствие как обычай. Варианты приветствия. Правила приветствия. Национальные особенности приветствия
- Обращение.
Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете.
- Извинение.
Извинение как проявление вежливости, искренности. «Извините» - «извиняюсь». Извинение - не оправдание.
- Умение вести беседу.
Беседа как обмен мыслями. Постановка голоса – решение речевых проблем. Пауза в речи. Акцент. Комплимент. Выразительность речи. Умение вести дискуссию.
- Разговор по телефону. Правила разговора по телефону.
Особенности передачи информации в использовании других средств связи ( мобильная связь.)
- Деловой этикет.
- Деловые бумаги.
Бланк. Визитная карточка. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Открытка. Телеграмма. Факс и электронная почта.
- Подготовка к переговорам.
Этапы изложения позиции. Стратегия ведения переговоров. Тактические приемы.
- Проведение делового совещания.
Стиль проведения деловых встреч. Правила проведения делового совещания. Повестка дня. Письменный протокол.
- Подготовка к выступлению.
Тема выступления. Главные мысли речи. Логика и последовательность изложения. Аргументы. Запись собственного ведения проблемы. План речи.
- Этикет работы в компьютерных сетях.
Автономный компьютер в рабочем классе или лаборатории. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети интернет. ВВВ (WWW –wordwideweb) – всемирная паутина. Правила пользования электронной почтой.
- Юмор в речевом этикете.
Сила юмора. Юмор как компромисс. Чувство юмора как проявление таланта.
- Словарный запас.
- Крылатые слова.
«Строительный материал» речи. Толкование крылатых слов и выражений.
- Пословицы и поговорки.
Сердцевина пословиц и поговорок. Поговорка как оборот речи. Поговорка как завершенная мысль с поучительным смыслом.
- Иностранные слова.
Слово чужое и слово чуждое. Если бы русское слово не сменилось иностранным. Необходимость заимствования. Опасность или небрежность.
- Нормы устной речи.
Построение фраз. Произношение слов, повторяемость слова в фразе. Произнесение Э и Е. Класть вместо «ложить». Речевые ошибки при склонении числительных «оба» и «обе». Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Ударение.
- Образ в слове
Жалованье и зарплата. Служба, должность, работа. Заштатный и захолустный. Делец и делаш. Беседовать, говорить, общаться. Эмоции и образ в действии. Речь молодежи. «Мурло мещанина» и русская речь.
- Эмоции в слове.
Вопить и кушать. « Ужас страшно!» Волнительно и волнующе. Шикарное и пикантное. Чепуха и вздор. Бесподобно! Немыслимо! Небывало!
- Логика в слове.
Логика термина. Довольно, вполне, достаточно. Конструктивный, позитивный, негативный. Недочеты, проблемы, недостатки.
- Русский глагол.
Глагол и речь. Стать и встать. Одеть и надеть. Занимать и одолжить. Сказать и подсказать. Протестовать против. « Оплачивайте проезд!». « Гасите свет!».
3.Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Основные формы организации учебной деятельности |
История делового общения | ||
1 | Слово как проявление внутреннего мира человека | Лекция |
2 | Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой, повседневный этикеты | Лекция с элементами беседы |
Правила общения | ||
3 | Приветствие | Практикум |
4 | Обращение | Практикум |
5 | Извинение | Практикум |
6 | Умение вести беседу | Практикум |
7 | Разговор по телефону | Практикум |
Деловой этикет | ||
8-12 | Деловые бумаги | Практикум |
13 | Подготовка к переговорам | Семинар |
14 | Проведение делового совещания | Семинар |
15-16 | Подготовка к выступлению | Лекция. Практикум |
17-18 | Этикет работы в компьютерных сетях | Лекция с элементами беседы. Практикум |
19 | Юмор в речевом этикете | Беседа. Практикум |
Словарный запас | ||
20 | Крылатые слова | Беседа. Рассказ |
21 | Пословицы и поговорки | Рассказ. Беседа |
22 | Иностранные слова | Беседа. Практикум |
Нормы устной речи | ||
23 | Построение фраз. Произношение слов | Практикум |
24 | Повторяемость слов в фразе. Произношение Э и Е. «Оба» - «Обе». Класть - «ложить» | Практикум |
25 | Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Ударение | Практикум |
Образ в слове | ||
26-27 | Образ в действии. Речь молодежи | Лекция с элементами беседы |
28-29 | Эмоции в слове | Лекция с элементами беседы |
30-31 | Логика в слове | Лекция с элементами беседы. Практикум |
32-33 | Русский глагол | Практикум |
34 - 35 | Зачет | Тестирование |
4. Требования к уровню подготовленности учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
- историю делового общения;
- правила общения;
- деловой этикет, его виды;
- этикет общения в компьютерных сетях;
- нормы устной речи;
- основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Учащиеся должны уметь:
- правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;
- вести беседу, говорить по телефону;
- оформлять деловые бумаги;
- подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению делового совещания;
- работать в компьютерных сетях;
- правильно произносить слова, ставить ударения, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;
- использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
5. Контроль уровня обученности
- Умение правильно произносить слова (тест).
- Умение вести беседу (практикум).
- Умение вести дискуссию (практикум).
- Умение оформлять деловые бумаги (практикум).
- Умение использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя (практикум)
- Конструирование устного высказывания (практикум).
- Написание, редактирование собственного высказывания или речи (практикум).
6. Литература и средства обучения
Учебно-методическая литература для учащихся.
1.Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М., 1986.
2.Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М., 1983.
3.На подступах и риторике/ авт-сост. В.Я. Коровина: пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.:Мнемозина, 1996.
4.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секрет стилистики: Правила хорошей речи. – М.: Рольф, 1996.
Учебно-методическая литература для учителя
1.Акишина А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.
2.Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 1990.
3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов / НД, 1998.
4.Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
5.Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.- М., 1988.
6.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
7.Леонтьев А.А. Психология общения. – M/ 1997.
8.Максименко О.И. Энциклопедия этикета. – М.: Астрель, 2003.
9.Макаренков С.М. Энциклопедия этикета. –М.: «Риполклассик», 2003.
10.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2003.
11.Оганесян С.С. Культура речевого общения// Русский язык в школе.- 1998. - №5
12.Скворцов Л.И. Язык, общение, культура.// Русский язык в школе.-1994.-№1
13.Формановская Н.И. Культура речи и речевой этикет.// Русский язык в школе. – 1993. - №5
14.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
15.Москвич В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация).- Волгоград: Учитель, 2000.
16.Камышева С.Ю. Культура речи педагога в заданиях и упражнениях.- Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003.
17.Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.
18. Культура устной и письменной речи делового человека.- М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...
Рабочая программа курса по выбору "Текст. Теория и практика".10-11 класс
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...