элективные учебные предметы
рабочая программа по астрономии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«Занимательная астрономия»
Учитель физики
МОУ СОШ №5
Семенова С.Н.
Надым
Модифицированная программа спецкурса
«Занимательная астрономия»
для обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений
1.Пояснительная записка
Модифицированная программа спецкурса «Занимательная астрономия» составлена на основе авторской программы «Наблюдательная астрономия», автора Т.Л. Пархоменко.
Характеристика и обоснование актуальности программы
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений – длительный процесс, который начинается в старшем дошкольном возрасте и продолжается в течение всего времени обучения в школе (с максимальным использованием для этого пропедевтических курсов «Окружающий мир», 1-4 классы, и «Природоведения», 5 класс, а затем и систематического курса физики).
Основной упор при изучении курса астрономии сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. В данной программе основными разделами являются: «Видимое движение светил», «Законы движения небесных тел», «Звездные системы», «Солнце», «Природа тел Солнечной системы».
Курс астрономии знакомит учащихся со спецификой предмета и методов астрономической науки, содержит элементарные сведения по практической астрономии и, главное, привлекает внимание учащихся к полезности и увлекательности наблюдений звездного неба.
Содержательная часть данной программы имеет свои особенности. Например, методы астрофизических исследований не выделяются в отдельный раздел курса. Самое общее понятие о них дается в разделе "Природа тел Солнечной системы", а в основных разделах курса о них упоминается в связи с рассмотрением конкретных проблем. Свое отражение и основные достижения космонавтики, которые наиболее наглядно можно показать при изучении планет и их спутников.
Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, особенностями радиогалактик и квазаров, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой "горячей Вселенной".
В программе акцент сделан на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, ее вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.
На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества.
Формы и методы реализации программы
Ведущим методом в изложении материала учителя являются информационно-развивающие и творчески - репродуктивные методы с опорой на самостоятельную добычу знаний через дополнительную литературу, использование информационных технологий, он предполагает огромную самостоятельную работу учащихся по предмету.
В основе каждого занятия лежит практическая работа обучающегося по изучению астрономии. В результате этого школьник изучит то, что ему интересно и полезно.
Каждая тема завершается практическим выходом в виде: защиты проектных работ и демонстрацией самостоятельно выполненных презентаций на выбранную тему.
Представление о той или иной науке формируется на основе воззрений более или менее далекого прошлого. Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые – космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек.
Астрономия тесно связана со многими науками. И прежде всего с физикой и математикой, достижения которых она широко использует. Для современной физики космическое пространство представляет собой природную лабораторию, в которой вещество находится в самых разнообразных условиях – от сильно разреженного газа в пространстве между галактиками до сверхплотных состояний в нейтронных звездах, при температурах, как близких к абсолютному нулю вдали от звезд, так и достигающих десятков и сотен миллионов градусов в их недрах. В случае астрономии различие между реальной ситуацией и традиционным представлением, на мой взгляд, особенно велико. При слове "астроном" мало у кого возникает образ современного ученого, разрабатывающего оборудование для исследовательских спутников, или проводящего сложнейшие расчеты на мощнейших суперкомпьютерах, или образ теоретика, вооруженного всем арсеналом современной физики и математики. Скорее перед мысленным взором возникает человек, поднимающийся по винтовой лестнице в башню небольшого телескопа, чтобы прильнуть глазом к окуляру. Такое представление отпугивает от астрономии многих талантливых ребят, которые не понимают, что "звездная наука" - прекрасное место для приложения и их талантов программистов, и талантов экспериментаторов, и талантов теоретиков. Обо всем этом нужно помнить учителю и не пытаться создать чрезмерно романтизированный образ астронома и астрономии. Действительность достаточно красива и интересна, чтобы не бежать от нее или не приукрашивать ее более необходимого.
Астрономия начинает изучаться в курсе физики лишь в 11 классе, завершая естественнонаучное образование школьника, однако многочисленные олимпиады, конференции и конкурсы разного уровня диктуют начать астрономическое образование значительно раньше. Овладевать научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, учащийся может начать с раннего школьного возраста. Этим было продиктовано создание данной программы факультативного курса.
Актуальность программы связана с совершенствованием форм и методов работы с одаренными детьми. В основу разработки программы курса «Занимательная астрономия» положены следующие методологические подходы: деятельностный, системный, личностно-ориентированный.
Одна из задач курса - показать мир в его эволюции и взаимосвязи макромира и микромира, развитие творческого мышления учащихся, формирование научного мировоззрения, овладение научными методами познания природы.
Целями элективного учебного предмета являются:
образовательная: получение знаний основ астрономии - системы начальных, общих основных и специальных астрономических знаний, включающий в себя формирование астрономических понятий: об астрономии как науке, основных ее разделах, методах и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе космических процессов, космических объектов и космических явлений; приобретении умений и навыков применения астрономических знаний на практике.
воспитательная: формирование научного мировоззрения подрастающего поколения в ходе формирования обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы (при раскрытии аспектов выяснения роли и места человека и человечества во Вселенной и отношения "человек-Вселенная"), воспитание нравственности и гуманитарно-эстетических начал.
развивающая: формирование устойчивых познавательных интересов и развития познавательных возможностей учащихся (овладение разнообразными логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально-логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам и т.д.).
Методы обучения астрономии основаны на общей теории обучения, на раскрытии закономерностей обучения астрономии, определении содержания, форм и способов организации изучения предмета с учетом психологических особенностей учащихся данного возраста и задач их воспитания и развития.
Процесс обучения астрономии в средних учебных заведениях аналогичен процессам обучения другим естественным наукам и представляет собой совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение основ системы астрономических знаний и формирование научного мировоззрения учащихся, их идейно-нравственное воспитание и приобретение практических навыков применения полученных знаний.
Процесс обучения обусловливается целью астрономического образования подрастающего поколения и характеризуется взаимодействием содержания обучения - основ системы астрономических знаний; преподавания - деятельности преподавателя по созданию мотивов учения у учеников и изложения учебного материала при помощи объяснительно-иллюстративного, проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения; школьных астрономических наблюдений, руководства самостоятельной работой школьников, проверке их знаний и умений; учения - разносторонней учебной деятельности учащихся, направленной на приобретение астрономических знаний и включающей в себя умственные и физические действия.
Основными закономерностями и категориями дидактики астрономии являются закон соответствия содержания всех элементов и уровней системы школьного астрономического образования достигнутому уровню развития науки астрономии и принцип структурного единства содержания системы астрономического образования на разных уровнях ее формирования с учетом уровней развития и индивидуальных особенностей учащихся.
2. Содержание программы
Видимое движение светил (10ч.)
Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. Способы определения географической широты. Небесные координаты. Созвездия. Небесная сфера. Изменение вида звездного неба в течение суток. Изменение звездного неба в течение года. Основы измерения времени. Связь времени с географической долготой. Системы счета времени.
Законы движения небесных тел (6 ч.)
Видимые движения планет. Законы Кеплера. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Закон Всемирного тяготения. Небесная механика. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Возможности космических исследований.
Звездные системы (4ч.)
Галактика Млечный Путь. Звездные скопления. Галактики, классификация галактик. Скопления галактик. Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной.
Солнце (4 ч.)
Общие сведения о Солнце. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца и ее влияние на Землю. Двойные звезды.
Природа тел Солнечной системы (10 ч.)
Состав и происхождение Солнечной системы. Движение Луны относительно Земли. Физическая природа Луны. Физические свойства больших планет. Основные причины различия физических свойств больших планет. Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Солнечной системы и межпланетная среда. Физическая природа звезд. Происхождение планет. Происхождение и эволюция галактик. Жизнь и разум во вселенной.
3. Учебно - тематический план
№ | Занятия | Метод обучения | Средства обучения |
Видимое движение светил (10ч.) | |||
1. | Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. | Информационно - развивающий | Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР |
2. | Способы определения географической широты. | Творчески- репродуктивный | |
3. | Небесные координаты. | Информационно - развивающий | |
4. | Созвездия. | Информационно - развивающий | |
5. | Небесная сфера. | Творчески- репродуктивный | |
6. | Изменение вида звездного неба в течение суток | Информационно - развивающий | |
7. | Изменение звездного неба в течение года | Творчески- репродуктивный | |
8. | Основы измерения времени | Информационно - развивающий | |
9. | Связь времени с географической долготой. Системы счета времени | Информационно - развивающий | |
10. | Решение задач по теме «Основы измерения времени» | Творчески- репродуктивный | |
Законы движения небесных тел (6 ч.) | |||
11. | Видимые движения планет. Законы Кеплера. | Информационно - развивающий | Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР |
12. | Методы определения расстояний до тел | Творчески- репродуктивный | |
13. | Всемирного тяготения. Небесная механика | Информационно - развивающий | |
14. | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера | Творчески- репродуктивный | |
15. | Решение задач по теме «Законы Кеплера» | Информационно - развивающий | |
16. | Возможности космических исследований | Творчески- репродуктивный | |
Звездные системы (4 ч.) | |||
17. | Галактика Млечный Путь. Звездные скопления. | Информационно - развивающий | Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР |
18. | Галактики, классификация галактик. Скопления галактик | Творчески- репродуктивный | |
19. | Метагалактики | Информационно - развивающий | |
20. | Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной. | Творчески- репродуктивный | |
Солнце (4ч.) | |||
21. | Общие сведения о Солнце. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. | Информационно - развивающий | Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР |
22. | Активность Солнца и ее влияние на Землю. Двойные звезды. | Творчески- репродуктивный | |
23. | Расстояние до звезд | Информационно - развивающий | |
24. | Пространственные скорости звезд | Творчески- репродуктивный | |
Природа тел Солнечной системы (10ч.) | |||
25. | Состав и происхождение Солнечной системы. Малые тела | Информационно - развивающий | Видеофильмы, таблицы по астрономии. Карта звездного неба. Научно – популярная литература. Электронные пособия по астрономии ЦОР |
26. | Движение Луны относительно Земли | Творчески- репродуктивный | |
27. | Физическая природа Луны | Информационно - развивающий | |
28 | Физические свойства больших планет | Информационно - развивающий | |
29. | Основные причины различия физических свойств больших планет | Творчески- репродуктивный | |
30. | Солнечной системы и межпланетная среда. | Информационно - развивающий | |
31. | Физическая природа звезд | Творчески- репродуктивный | |
32. | Происхождение планет | Информационно - развивающий | |
33. | Происхождение и эволюция галактик | Информационно - развивающий | |
34. | Жизнь и разум во вселенной | Творчески- репродуктивный |
4.Требования к подготовке учащихся по результатам обучения
Обучающиеся должны знать:
- Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.
- Что такое созвездие, основные созвездия. Изучить экваториальную систему координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.
- Знать основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения.
- Знать физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы, общие характеристики атмосферы, особенности строения поверхности.
- Знать закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Знать об открытии комет, вид, строение, орбиты, природу комет, метеоров и болидов, метеорных потоках.
- Знать основные понятия: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.
- Знать о двойных звездах (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Знать о нашей Галактике и открытии других галактик, определении размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактик и активность ядер галактик, квазары.
- Знать о крупномасштабной структуре Вселенной, расширении Метагалактики, гипотезу "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной.
Обучающиеся должны уметь:
- Систематизировать и проводить сравнительный анализ особенностей небесных тел и систем.
- Пользоваться картой Звёздного неба.
- Самостоятельно работать с дополнительной справочной, научно-популярной литературой.
- Уметь определять расстояния по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины.
- Работать в коллективе.
- Применять информационные технологии.
Обучающиеся должны иметь навыки:
- Работы с дополнительной литературой.
- Работы с CD дисками.
- Работы в Интернете.
Персональные компьютеры, в соответствии с целями курса, могут применяться в следующих направлениях:
- поиск информации в Интернете;
- применение компьютеров как средства представления информации.
Большое число компьютерных программ позволяет только наблюдать за ходом того или иного эксперимента. При этом учащийся не имеет возможности повлиять на его проведение, а может только включить или выключить демонстрацию.
- Контроль качества образования
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекция, семинары, практические, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся находят информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, изготавливают необходимое оборудование.
При выполнении лабораторных работ организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотезы, организация наблюдений, систематизация наблюдений, выяснение особенностей решения данной задачи, планирование эксперимента, подбор измерительных приборов, сборка установки, наблюдения и измерения, осмысление и анализ результатов измерений, выводы, обработка результатов математическими методами, определение погрешностей опыта, выработка эмпирических зависимостей. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом уровень самостоятельности при выполнении экспериментов и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.
6 . Список литературы:
- Астрономический календарь – ежегодник, - М.: Наука, 1989.
- Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983.
- Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии. – Наука, 1974.
- Дагаев М. М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. – М., Высшая школа, 1972.
- Дагаев М. М., Демин В. Г., Климишин И. А., Чаругин В. М. Астрономия. – М., Просвещение, 1983.
- Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. – Наука, 1971.
- Левитан Е.П., астрономия: Учеб. для общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение, 2005.
- Малахова Г.И., Стараут Е.К., Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя.- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984.
Полезные адреса сайтов:
http://www.college.ru/astronomy/
http://naturalhistory.narod.ru
http://solar.tsu.ru/lab/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...
План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Календарно- тематическое планирование элективного учебного предмета "Глобальная география"
Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволит интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциа...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...