Комплексный проект урока
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему
Комплексный проект урока (в дальнейшем КПУ) представляет собой за¬вершенный в смысловом и логическом отношении отрезок учебного материала, в котором реализуются эффективные технологии обучения и представлен пол¬ный дидактический цикл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_proekt_uroka.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный проект урока
Комплексный проект урока (в дальнейшем КПУ) представляет собой завершенный в смысловом и логическом отношении отрезок учебного материала, в котором реализуются эффективные технологии обучения и представлен полный дидактический цикл.
Цель КПУ: интегрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении психологии, педагогики, различных предметов и методик их преподавания, применить их при конструировании урока.
При подготовке и защите КПУ студент должен продемонстрировать
следующие знания и умения.
Знание:
- Предметного материала.
- Методики преподавания предметных дисциплин.
- Структуры урока.
- Основных принципов дидактики и психологических закономерностей усвоения учебного материала.
- Психолого-педагогических особенностей
- Сущность и структуры учебной деятельности
Умения:
1.Определять содержательную часть урока с использованием блочного структурирования учебного материала и соответствие его дидактическим принципам.
- Определять формы организации учебной деятельности учащихся по постановке цели урока, по усвоению новых знаний и способов действий, по обработке учебного материала, а также учебных действий контроля и оценки знаний и умений.
- Конструировать педагогические ситуации, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности.
- Применять способы диагностики уровня сформированности понятий и способов действий (целеполагания, контроля и оценки) на каждом этапе урока.
- Излагать материал доступно, эмоционально, аргументировано на презентации проекта урока.
- Использовать наглядность.
Структура КПУ
- Тема.
- Ориентировка в предметном содержании урока и в конкретных условиях обучения.
- Цели КПУ: воспитывающая, развивающая, обучающая.
- Тип урока.
- Методы обучения
- Наглядность.
- Проект урока.
Далее следуют:
- педагогическое обоснование КПУ;
- психологическое обоснование КПУ;
- методическое обоснование КПУ.
Схема педагогического обоснования урока
1. Определить место урока в системе уроков. Установление связи планируемого урока с предыдущими и последующими уроками( на какое ранее усвоенное содержание он опирается, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих уроков).
2. Правильное формулирование темы, целей и задач урока.
3. Установление типа урока, четкое выделение этапов, целесообразность распределения времени, отводимого на каждый этап урока.
4. Анализирование этапов урока и доказательство и доказательство их эффективности:
- выделение основных компонентов этапа: дидактической задачи, содержания учебного материала, методов и приемов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся;
- характеристика компонентов с почки зрения принципов и закономерностей обучения;
- выделение взаимосвязи компонентов внутри этапа ( соответствие или несоответствие дидактической задаче: содержания, метода, приемов и форм организации познавательной деятельности учащихся, а также соответствие их друг другу);
- анализ условий и действий учителя для осуществления намеченных задач на определенном этапе; отбор системы упражнений;
- создание учебных ситуаций с целью мобилизации внимания учащихся и подготовки их к восприятию нового материала;
-выбор приемов, способствующих подержанию внимания, интереса, активности учащихся при изучении и закреплении учебного материала;
использование личностно-ориентированного подхода к учащимся;
- диагностика знаний и умений учащихся;
- подбор домашнего задания, способствующего углублению знаний, совершенствованию умений и навыков;
5. Анализ достижений намеченных целей урока:
- качественная оценка приобретенных знаний и умений учащихся;
- действие учителя при осуществлении намеченных целей воспитания и всестороннего развития;
- вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);
- организация преодоления посильных трудностей учащихся;
- обеспечение развития познавательной активности учащихся;
- использование средств развития творческого мышления (элементов проблемности, заданий, носящих творческий характер...);
- сообщение информации для общего развития учащихся;
- воздействие урока на взгляды и убеждения учащихся.
Схема психологического обоснования урока
Дать обоснование проекта урока - это значит раскрыть психолого-педагогическую целесообразность представленного в нем сочетания обучения предметным знаниям (умениям, навыкам) и учебно-познавательной деятельности школьников по приобретению этих знаний.
Психологическое обоснование урока проводится с позиции принципа развивающего, воспитывающего обучения и деятельностного подхода к обучению, которые могут быть конкретизированы в следующих положениях:
- на уроке создаются условия для развития ученика; содержание развития младшего школьника включает в себя формирование учебной деятельности, желания и умения учиться, рефлексивности умственных действий внутреннего плана действий, анализа, произвольности познавательных процессов и внимания, способов учебного сотрудничества друг с другом, учебной самостоятельности;
- развивающие эффекты урока в классе младших школьников связаны с построением специальных учебных форм сотрудничества учителя с учениками и учеников друг с другом;
- урок направлен на создание условий для проявления и удовлетворения индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- процессы обучения и воспитания развивают ученика не сами по себе непосредственно, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы;
центральный компонент урока - организация учебно-познавательной деятельности учеников.
Психологическое обоснование проекта урока включает доказательство того, что:
- сформулированная триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока соответствует возрастным возможностям учащихся и задачам их развития на данной возрастной ступени;
- структура, содержание и весь стиль урока направлены на достижение поставленной ТДЦ;
- на укоре предусмотрено создание условий для реализации основных компонентов учебной деятельности школьников ( учебно-познавательных мотивов, целеполагания, других учебных действий , действий контроля и оценки), для ориентации учеников на способы решения учебных задач, для создания атмосферы поиска, а не только воспроизведения готовых образцов;
- обеспечены условия для учебного сотрудничества учеников друг с другом.
В обосновании следует представить доказательства психолого-педагогической целесообразности степени полноты о обобщенности ориентировочной основы действий, в которых будут осваиваться предметные знания, проектируемого уровня интериоризации и автоматизации таких действий (отдельно для ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия); системы учебных занятий, а также формы организации учебной деятельности учеников.
Обосновывая проект урока с позиции психолога, необходимо показать, что в нем предусмотрены эффективные способы и приемы организации внимания и восприятия, активизации памяти, мышления и воображения учеников, а также оптимальное соотношение нагрузки на память учащихся и на их мышление.
В обосновании должен быть аргументирован выбранный автором проект урока стиль педагогического общения с учащимися; характер соотношения педагогического контроля и оценки с самоконтролем и самооценкой учеников.
Схема методического обоснования проекта урока
Ориентировка в предметном содержании и конкретных условиях обучения.
- Какие знания и умения есть у учащихся к моменту изучения данной темы?
- Что именно предстоит изучить?
- Какие знания и умения должны быть сформированы на этом уроке?
- Актуализация знаний учащихся
- Что целесообразно повторить?
- На какие известные знания и умения следует опереться?
- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, методы и приемы целесообразно использовать?
Мотивированность цели урока
- Введение нового материала.
- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
- Что является наиболее трудным в изучаемом материале?
- Какие конкретный трудности должны быть преодолены?
- Каковы возможности ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
- С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое; с какими состоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой?
- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?
- Какие задания предложены для активизации познавательной деятельности учащихся?
- По каким критериям оценивается, освоили ли ученики понятие, способ действия?
- Какие формы контроля используются?
- Как проходит коррекция ошибок учащихся?
- Какие методы и приемы используются?
Отработка знаний и способов действий.
Какие виды упражнений используются?
На отработку, каких знаний, умений и навыков направлены?
Какова цель каждого из предложенных упражнений, логика их расположения?
Какие приемы или методы контроля сформированности уровня знаний и умений используются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Комплексный проект "Школьный двор"
Проект разработан для обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству школьной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, ук...
Комплексный проект "Красочный мир Романа Сефа или мир глазами детей!"
познавательно – творческий, долгосрочныйНами предпринята попытка интегрировать содержание нескольких образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Познание", "Художественное творчеств...
Комплексный проект «Школьный двор»
Проект разработан для обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству школьной территории. Основная цель: создание условий для проведения образоват...
Проект урока комплексного применения знаний
Тема урока: «Глагол»Цель урока: систематизация знаний по теме «Глагол»Задачи урока:Образовательная: совершенствовать знания детей по теме «Глагол», развивать умение оценивать результаты своей де...
"Неделя добра" Комплексный проект
Комплексный проект "Неделя добра" разработан в помощь организаторам и классным руководителям....