Проект урока комплексного применения знаний
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Нелюбина Лариса Петровна

Тема урока:  «Глагол»

Цель урока: систематизация знаний по теме «Глагол»

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания детей по теме «Глагол», развивать умение оценивать результаты своей деятельности, создать условия для формирования умений применять знания  в различных ситуациях; продолжить работу по формированию орфографической зоркости

Развивающая:  развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения  друг к другу в процессе общения, бережного отношения к языку. 

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx132.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка «Обобщающий урок по теме  «Глагол» 

Технологическая карта урока  русского языка,

 

                                                                                                                    Учитель:  Нелюбина Л.П.

                                                                                                                       МБОУ «Колесовская СОШ»                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                 Кабанского района

                                                                                                                                   Республики Бурятия

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Бабайцева

Тема урока: «Обобщающий урок по теме  «Глагол»

Тип урока:  урок комплексного применения знаний  

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания детей по теме «Глагол», развивать умение оценивать результаты своей деятельности, создать условия для формирования умений применять знания  в различных ситуациях; продолжить работу по формированию орфографической зоркости

Развивающая:  развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения  друг к другу в процессе общения, бережного отношения к языку.  

Оборудование: компьютеры,  ноутбуки, электронные тренажёры

Дополнительное оборудование:  смайлики, памятки «Синквейн», «Правила работы в группе»; оценочные листы, тестовые задания по вариантам                                                         

Цели:

Деятельностные

Содержательные

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе повторения темы.

способствовать обретению умения определять спряжение, наклонение, переходность, вид, время глаголов, отрабатывать навык опознавания орфограмм, используя условия  их выбора

Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

способствовать развитию творческих способностей учащихся, образного мышления,

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

формировать интерес к изучению русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент

 Цель: организация направленного  внимания на начало урока;

      создание    

      положительного настроя    

      учащихся

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуем их.

- Прозвучал  для нас звонок –    

  начинается урок.
 Ровно встали, подтянулись

  и друг другу улыбнулись.

 Тихо сели.  

- Ребята,  с каким настроением вы пришли на урок? С помощью  смайликов покажите его.

- У вас на столах лежат  оценочные листы. В течение урока вы будете ставить в них само - и  взаимооценки,

по  которым в конце урока будет выставлена итоговая оценка.

- Запишите число, классная работа.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Учащиеся определяют назначение своего смайлика, включаются в деловой ритм урока.

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Регулятивные:  целеполагание.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

     2.   Актуализация ранее изученного материала

Начнем урок с решения кроссворда, который поможет нам определить тему и задачи урока.

1.Наука о языке, в которой изучаются слова  как части речи. (Морфология)

2.Морфологичекий признак, обозначающий действия, которые происходили, происходят или будут происходить (Наклонение)

3.Морфологический признак глагола, характеризующийся наличием суффикса – ся (- сь) (Возвратность)

4.Раздел лингвистики, изучающий орфографические правила правописания слов. (Орфография)

5.Главный член предложения, обозначающий действие предмета (Сказуемое)

6.Морфологический признак, обозначающий, что действие может совершаться самим говорящим, собеседником или тем (чем), о ком (о чем) говорят  (Лицо)

- Вы правильно решили кроссворд. Молодцы! Итак, ключевое слово  кроссворда  и темы урока — глагол.

- Запишем тему урока ???

Выявляет уровень знаний при проведении кроссворда.

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки: решают кроссворд. Уточняют (формулируют) тему урока.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические, анализ объектов с целью выделения признаков

Метапредметные: формулирование познавательной цели

  1. Постановка учебной задачи

- Кто знает, что обозначает аббревиатура ОГЭ?

- Правильно, Основной Государственный экзамен!

-  А как мы свяжем эти два слова —глагол и ОГЭ?

- Итак, сегодня на уроке мы повторим изученные правила по теме «Глагол», которые нам нужны для успешной сдачи ОГЭ.

- А какие цели, задачи  поставит каждый из вас на предстоящий урок? Что вы ждете от урока? Запишите и закончите  предложение: Сегодня на уроке я …

– Цели и задачи определены: повторить тему «Глагол» для успешной сдачи ОГЭ

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Помогает учащимся уточнить (сформулировать) тему и цели урока,  опираясь на ключевое слово в кроссворде «Глагол».

 Ставят цели с опорой на ключевые слова  «Глагол»  и «ОГЭ».

Записывают собственные цели и задачи на предстоящий урок.

 Личностные: cамоопределение, выработка учебной мотивации.

 Регулятивные УУД:  целеполагание.

Метапредметные:

формирование логических действий.

4.  Построение проекта выхода из затруднения 

 Творческое задание — синквейн

 Цель: закрепить  полученные знания в творческой форме.

Следующее задание – групповое, творческое!

- А каковы правила групповой работы?

Я предлагаю вам составить синквейн, связанный с морфологическими признаками глагола  - «Вид», «Время», «Наклонение».

 -  А вы помните, что такое синквейн и его алгоритм?

- Синквейн  - это  стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации, проверка синквейна.

Вспоминают и применяют правила работы в группах. Определяют, что такое синквейн. Работа в группах: составление плана достижения цели и определение средств (алгоритм, модель и т.д.) синквейна.

Коммуникативные УУД: умение работать  в группах,  осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Метапредметные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планирование.

  1. Первичное закрепление

- Молодцы! Кто лучше всех справился с заданием?

Устанавливает осознанность ситуации

 Решают задание с проговариванием алгоритма вслух.

Защита от групп. Заполнение оценочных листов («Взаимооценка»)

Метапредметные:  

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Коммуникативные: оценка действий партнера

  1. Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

Организация минутки отдыха

Выполнение физкультминутки

           7.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: закрепить  полученные знания в тестовой форме.

В ОГЭ обязательно входит тест.  К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

- Желаю всем успеха при выполнении теста!

- Тест решен. Проверим его.

У I варианта ответы – 4,   у II  – 2, у III  – 3.

Оцените себя, опираясь на критерии оценок.

Организация деятельности учащихся по применению знаний

Самостоятельная работа (тест). Осуществление самопроверки по эталону. Заполнение оценочных листов («Самооценка»)

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные: самоопределение.

  1. Дидактическая игра

тренажер «Полет» на усвоение темы «Глагол»

 Цель: закрепить  полученные знания в игровой форме.

А сейчас мы поиграем —

В синем небе полетаем.

Будем дружно отдыхать -

Орфограммы  вспоминать!

Поможет нам  компьютер. В группах по  3 ученика и каждому достаётся четыре  полета. Если правильно отвечаем — самолет поднимается в небо, а если неверно, то самолет останется на месте.  Руководитель группы отмечает правильные ответы и ставит оценки.

Предлагает в группе отработать навык опознавания орфограммы, используя условия выбора, объясняет условия выполнения задания игры - тренажёра  «Полет»  

Работа с применением компьютера. Заполнение оценочных листов («Полет»)

руководителем группы.

 Коммуникативные: умение работать  в группах.  Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

9. Дифференцированное домашнее задание. Выставление оценок.

Домашнее задание будет на ваш выбор: 1) Задание творческое. Составьте сказку о правописании глаголов.

2) Упражнение № 333

- Сегодня по итогам оценочных листов вы получили следующие оценки…

Объяснение  домашнего дифференцированного задания и предоставление выбора.

Комментирование оценок.

Выбор задания.

Запись в дневник.

Метапредметные:

формирование логических действий.

10. Рефлексия  деятельности (итог урока)

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Я вам, ребята, благодарна.

С  заданиями справились легко

И поработали ударно.

– С каким настроением уходите с урока? Используйте смайлик для своего выбора.

- Выполнили ли вы поставленные в начале урока задачи?

Завершите  тезис:

Сегодня на уроке я  …
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму …

Организация рефлексии: предлагает  смайликом определить  свой выбор, завершить тезис.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Оборудование

  1. Смайлики настроений

Узнал  полезное.

Могу поделиться с другими.

Может быть, что и пригодится…

Ничего  не узнал!

2.Лист оценивания знаний и умений

Оценочный лист Ермолаева Р.

Задание теста

Самооценка

Взаимооценка в группе

Итоговая

А

А

А

А

    3.Тексты с тестовыми заданиями

 Группа №1

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.

(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.  4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе  так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.

(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.

                                                                        ( По Е. Шумарину) 

А 1. Определите тему текста:

       1)Осенняя палитра                                                      3) Осенние холода

       2) Предзимье                                                                4) Приход зимы

 А7. Сколько глаголов совершенного вида встречается в предложениях 9-11?

(9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.   (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.

2                      2)   3                       3)   4                          4)   5

 В 3. Из предложений 2 -5 выпишите глагол второго лица единственного числа.

(2) В ноябре идёшь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.(4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе  так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек. 

В 6. В предложениях 6-11 найдите  и запишите слово, правописание которого регулируется правилом: «Если глагол 1 лица единственного числа оканчивается на -ываю (-иваю), то в глаголах прошедшего времени и в инфинитиве пишется суффикс –ыва (-ива)».

(6) Унылым выглядит сад, пусто в     огороде. (7) День короткий, не то что   летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы    остается ждать недолго.

Группа №2

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.

(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.  4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе  так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.

(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.

                                                                        ( По Е. Шумарину)

 А 2.  В каком высказывании есть информация, не упоминающаяся в тексте?

1) В ноябре в колдобинах и колеях  стоит темная вода.

2) С наступлением осенних холодов с трудом верится, что недавно ласково светило солнце.

3) Белое покрывало продержится до настоящей зимы.

4) Унылым выглядит сад. 

А 4. Определите тип речи:

1)Рассуждение с элементами описания                        3) Описание

2) Повествование                                                                 4) Повествование с элементами рассуждения

В1. Замените слово  демонстрировала из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.

 В 4. Среди предложений 9-11 укажите номер (-а) предложения (-ий), в котором (-ых) встречает(-ют)ся возвратный (-ые) глагол (-ы). 

(9) Лужи ледком прихватывает. (10) А  однажды утром встанешь, а на улице  все покрыто белым покрывалом.                               (11) Долго оно не продержится, но  настоящей зимы остается ждать  н едолго. 

Группа №3

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.

(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.  4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе  так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.

(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.

                                                                        ( По Е. Шумарину)

А 3.  Определите стиль текста:

1)Научный                                             3) Официально-деловой

2) Разговорный                                    4) Публицистический

А 5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово  палитра (предложение 1)

С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.

  1. Подбор красочных сочетаний в        картине художника

       2) Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски

       3) Совокупность выразительных           средств художника

       4) Цветовая гамма

В 2. Из предложений 6-11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:

« Если приставка имеет значение неполноты совершаемого действия, то в ней  пишется буква И».

(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все     покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.

В 5. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов второго спряжения пишется буква И».

 (6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами.   (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом.                        Ответы  

А1 -1,                                    В2—прихватывает,

А2 -3,                                         В3—идёшь,

 А3—4,                                  В4— 11,

А4—2,                                  В5—выглядит,

А5—4,                                   В6—прихватывает,

А6—2,                                   В7—2,3,

А7—1                                    В 8 – 2,

В1—показывала,              В 9 – 10,11.

  Задания по группам                                                          

№1

№2

№3

А1

А2

А3

А7

А4

А5

В3

В1

В2

В6

В4

В5

Задания по группам: ответы

№1

Ответы

№2

Ответы

№3

Ответы

А1

1

А2

3

А3

4

А7

1

А4

2

А5

4

В3

идёшь

В1

показывала

В2

прихватывает

В6

прихватывает,

В4

11

В5

выглядит

4. Правила работы в группе.

  1. Распределить роли в группе:

Руководитель группы (следит за тем, чтобы высказался каждый, за темой обсуждения, за порядком в группе)

Выступающие (внимательно слушают каждого и высказывают свое мнение)

Докладчик (выступает с результатами работы)

  1. Индивидуальное прочтение задания.

   

Выдвижение версий всеми членами группы:

а) Высказывается обязательно каждый;

б) говорим спокойно и ясно, только по делу;

в) слушаем всех;

г) прийти к единому решению;

д) пользование речевыми ''клише»: «Ты согласен?   Не возражаешь? «Как ты думаешь?»  

  1. Совместное принятие решения.
  2. Анализ решения задания, его оформление.
  3. Проговаривание в группе выступления докладчика

Знаковые сигналы, помогающие общению:

 Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.

 Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех  участников группы с поднятыми руками.

  Сигнал «Готовы» - все участники группы  берутся за руки.

5.Правила составления синквейна.

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором нет рифмы, но есть смысл.

Схема синквейна:

1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

  1.      Критерии оценивания

  1.     Самооценка

        «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

        «4» -  материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

        «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

        «2» - материал не усвоен

  1.      Взаимооценка в группе

        «5» -  Был активен, применял свои знания, делал выводы.

        «4» -  Участвовал в работе, помог своими знаниями.  

        «3» -   Старался, но ничем не смог помочь своей группе.

 

Информационные источники:

  1. Игра – тренажёр «Подними самолёт в небо» (Отрицательные местоимения) учитель Суппес В.В.  МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.» г. Омск
  2. Филинова Елена Святославовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением  английского языка» г. Сосновый Бор К ГИА шаг за шагом!  Повторение  материала по теме «Глагол» (6 класс)

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок комплексного применения знаний по теме " Выбор профессии"

Данный урок разработан для проверки знаний учащихся по изученной теме. Урок нацелен на способность формирования профессионального самоопределения учащихся....

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ

Тема урока: Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).Преподаватели: Шибаева Оксана.Викторовна - ...

"Удивительная парабола" Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции"

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции".Цель урока: систематизация и актуализация знаний и умений по работе с графиком квадратичной функции....

Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цели  урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...