Проект урока комплексного применения знаний
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: «Глагол»
Цель урока: систематизация знаний по теме «Глагол»
Задачи урока:
Образовательная: совершенствовать знания детей по теме «Глагол», развивать умение оценивать результаты своей деятельности, создать условия для формирования умений применять знания в различных ситуациях; продолжить работу по формированию орфографической зоркости
Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения друг к другу в процессе общения, бережного отношения к языку.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 132.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка «Обобщающий урок по теме «Глагол»
Технологическая карта урока русского языка,
Учитель: Нелюбина Л.П.
МБОУ «Колесовская СОШ»
Кабанского района
Республики Бурятия
Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК: Бабайцева
Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Глагол»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задачи урока:
Образовательная: совершенствовать знания детей по теме «Глагол», развивать умение оценивать результаты своей деятельности, создать условия для формирования умений применять знания в различных ситуациях; продолжить работу по формированию орфографической зоркости
Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения друг к другу в процессе общения, бережного отношения к языку.
Оборудование: компьютеры, ноутбуки, электронные тренажёры
Дополнительное оборудование: смайлики, памятки «Синквейн», «Правила работы в группе»; оценочные листы, тестовые задания по вариантам
Цели:
Деятельностные | Содержательные |
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе повторения темы. | способствовать обретению умения определять спряжение, наклонение, переходность, вид, время глаголов, отрабатывать навык опознавания орфограмм, используя условия их выбора |
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. | способствовать развитию творческих способностей учащихся, образного мышления, |
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. | формировать интерес к изучению русского языка |
Технологическая карта урока русского языка | ||||
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный момент Цель: организация направленного внимания на начало урока; создание положительного настроя учащихся | - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуем их. - Прозвучал для нас звонок – начинается урок. и друг другу улыбнулись. Тихо сели. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? С помощью смайликов покажите его. - У вас на столах лежат оценочные листы. В течение урока вы будете ставить в них само - и взаимооценки, по которым в конце урока будет выставлена итоговая оценка. - Запишите число, классная работа. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Учащиеся определяют назначение своего смайлика, включаются в деловой ритм урока. | Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация ранее изученного материала | Начнем урок с решения кроссворда, который поможет нам определить тему и задачи урока. 1.Наука о языке, в которой изучаются слова как части речи. (Морфология) 2.Морфологичекий признак, обозначающий действия, которые происходили, происходят или будут происходить (Наклонение) 3.Морфологический признак глагола, характеризующийся наличием суффикса – ся (- сь) (Возвратность) 4.Раздел лингвистики, изучающий орфографические правила правописания слов. (Орфография) 5.Главный член предложения, обозначающий действие предмета (Сказуемое) 6.Морфологический признак, обозначающий, что действие может совершаться самим говорящим, собеседником или тем (чем), о ком (о чем) говорят (Лицо) - Вы правильно решили кроссворд. Молодцы! Итак, ключевое слово кроссворда и темы урока — глагол. - Запишем тему урока ??? | Выявляет уровень знаний при проведении кроссворда. | Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки: решают кроссворд. Уточняют (формулируют) тему урока. | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков Метапредметные: формулирование познавательной цели |
| - Кто знает, что обозначает аббревиатура ОГЭ? - Правильно, Основной Государственный экзамен! - А как мы свяжем эти два слова —глагол и ОГЭ? - Итак, сегодня на уроке мы повторим изученные правила по теме «Глагол», которые нам нужны для успешной сдачи ОГЭ. - А какие цели, задачи поставит каждый из вас на предстоящий урок? Что вы ждете от урока? Запишите и закончите предложение: Сегодня на уроке я … – Цели и задачи определены: повторить тему «Глагол» для успешной сдачи ОГЭ | Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Помогает учащимся уточнить (сформулировать) тему и цели урока, опираясь на ключевое слово в кроссворде «Глагол». | Ставят цели с опорой на ключевые слова «Глагол» и «ОГЭ». Записывают собственные цели и задачи на предстоящий урок. | Личностные: cамоопределение, выработка учебной мотивации. Регулятивные УУД: целеполагание. Метапредметные: формирование логических действий. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Творческое задание — синквейн Цель: закрепить полученные знания в творческой форме. | Следующее задание – групповое, творческое! - А каковы правила групповой работы? Я предлагаю вам составить синквейн, связанный с морфологическими признаками глагола - «Вид», «Время», «Наклонение». - А вы помните, что такое синквейн и его алгоритм? - Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации, проверка синквейна. | Вспоминают и применяют правила работы в группах. Определяют, что такое синквейн. Работа в группах: составление плана достижения цели и определение средств (алгоритм, модель и т.д.) синквейна. | Коммуникативные УУД: умение работать в группах, осваивать культуру общения, слушать товарища, строить монологическое высказывание; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Метапредметные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: планирование. |
| - Молодцы! Кто лучше всех справился с заданием? | Устанавливает осознанность ситуации | Решают задание с проговариванием алгоритма вслух. Защита от групп. Заполнение оценочных листов («Взаимооценка») | Метапредметные: Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Коммуникативные: оценка действий партнера |
| А теперь немного отдохнем. Без сомненья, мы устали. Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? | Организация минутки отдыха | Выполнение физкультминутки | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: закрепить полученные знания в тестовой форме. | В ОГЭ обязательно входит тест. К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. - Желаю всем успеха при выполнении теста! - Тест решен. Проверим его. У I варианта ответы – 4, у II – 2, у III – 3. Оцените себя, опираясь на критерии оценок. | Организация деятельности учащихся по применению знаний | Самостоятельная работа (тест). Осуществление самопроверки по эталону. Заполнение оценочных листов («Самооценка») | Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. Личностные: самоопределение. |
тренажер «Полет» на усвоение темы «Глагол» Цель: закрепить полученные знания в игровой форме. | А сейчас мы поиграем — В синем небе полетаем. Будем дружно отдыхать - Орфограммы вспоминать! Поможет нам компьютер. В группах по 3 ученика и каждому достаётся четыре полета. Если правильно отвечаем — самолет поднимается в небо, а если неверно, то самолет останется на месте. Руководитель группы отмечает правильные ответы и ставит оценки. | Предлагает в группе отработать навык опознавания орфограммы, используя условия выбора, объясняет условия выполнения задания игры - тренажёра «Полет» | Работа с применением компьютера. Заполнение оценочных листов («Полет») руководителем группы. | Коммуникативные: умение работать в группах. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. |
9. Дифференцированное домашнее задание. Выставление оценок. | Домашнее задание будет на ваш выбор: 1) Задание творческое. Составьте сказку о правописании глаголов. 2) Упражнение № 333 - Сегодня по итогам оценочных листов вы получили следующие оценки… | Объяснение домашнего дифференцированного задания и предоставление выбора. Комментирование оценок. | Выбор задания. Запись в дневник. | Метапредметные: формирование логических действий. |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. Я вам, ребята, благодарна. С заданиями справились легко И поработали ударно. – С каким настроением уходите с урока? Используйте смайлик для своего выбора. - Выполнили ли вы поставленные в начале урока задачи? Завершите тезис: Сегодня на уроке я … | Организация рефлексии: предлагает смайликом определить свой выбор, завершить тезис. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
Оборудование
- Смайлики настроений
Узнал полезное. Могу поделиться с другими. | Может быть, что и пригодится… | Ничего не узнал! |
2.Лист оценивания знаний и умений
Оценочный лист Ермолаева Р.
|
3.Тексты с тестовыми заданиями
Группа №1
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода. 4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
( По Е. Шумарину)
А 1. Определите тему текста:
1)Осенняя палитра 3) Осенние холода
2) Предзимье 4) Приход зимы
А7. Сколько глаголов совершенного вида встречается в предложениях 9-11?
(9) Лужи ледком прихватывает.(10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
2 2) 3 3) 4 4) 5
В 3. Из предложений 2 -5 выпишите глагол второго лица единственного числа.
(2) В ноябре идёшь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода.(4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
В 6. В предложениях 6-11 найдите и запишите слово, правописание которого регулируется правилом: «Если глагол 1 лица единственного числа оканчивается на -ываю (-иваю), то в глаголах прошедшего времени и в инфинитиве пишется суффикс –ыва (-ива)».
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
Группа №2
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода. 4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
( По Е. Шумарину)
А 2. В каком высказывании есть информация, не упоминающаяся в тексте?
1) В ноябре в колдобинах и колеях стоит темная вода.
2) С наступлением осенних холодов с трудом верится, что недавно ласково светило солнце.
3) Белое покрывало продержится до настоящей зимы.
4) Унылым выглядит сад.
А 4. Определите тип речи:
1)Рассуждение с элементами описания 3) Описание
2) Повествование 4) Повествование с элементами рассуждения
В1. Замените слово демонстрировала из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
В 4. Среди предложений 9-11 укажите номер (-а) предложения (-ий), в котором (-ых) встречает(-ют)ся возвратный (-ые) глагол (-ы).
(9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать н едолго.
Группа №3
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
(2) В ноябре идешь проселком – ветер, пронизывающий, с изморосью. (3) В колдобинах и колеях темная вода. 4) Сумрачно, промозгло. (5) Тучи висят либо плывут в небе так низко, что, кажется, вот-вот заденут краешком телеантенны на крышах пятиэтажек.
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
( По Е. Шумарину)
А 3. Определите стиль текста:
1)Научный 3) Официально-деловой
2) Разговорный 4) Публицистический
А 5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово палитра (предложение 1)
С наступлением осенних холодов с трудом уже верится, что совсем недавно ласково светило солнце, природа демонстрировала свою щедрую палитру красок.
- Подбор красочных сочетаний в картине художника
2) Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски
3) Совокупность выразительных средств художника
4) Цветовая гамма
В 2. Из предложений 6-11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
« Если приставка имеет значение неполноты совершаемого действия, то в ней пишется буква И».
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. (11) Долго оно не продержится, но настоящей зимы остается ждать недолго.
В 5. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание безударного личного окончания определяется правилом «В безударных окончаниях глаголов второго спряжения пишется буква И».
(6) Унылым выглядит сад, пусто в огороде. (7) День короткий, не то что летом. (8) Зима не за горами. (9) Лужи ледком прихватывает. (10) А однажды утром встанешь, а на улице все покрыто белым покрывалом. Ответы
А1 -1, В2—прихватывает,
А2 -3, В3—идёшь,
А3—4, В4— 11,
А4—2, В5—выглядит,
А5—4, В6—прихватывает,
А6—2, В7—2,3,
А7—1 В 8 – 2,
В1—показывала, В 9 – 10,11.
Задания по группам
№1 | №2 | №3 |
А1 | А2 | А3 |
А7 | А4 | А5 |
В3 | В1 | В2 |
В6 | В4 | В5 |
Задания по группам: ответы
№1 | Ответы | №2 | Ответы | №3 | Ответы |
А1 | 1 | А2 | 3 | А3 | 4 |
А7 | 1 | А4 | 2 | А5 | 4 |
В3 | идёшь | В1 | показывала | В2 | прихватывает |
В6 | прихватывает, | В4 | 11 | В5 | выглядит |
4. Правила работы в группе.
- Распределить роли в группе:
Руководитель группы (следит за тем, чтобы высказался каждый, за темой обсуждения, за порядком в группе)
Выступающие (внимательно слушают каждого и высказывают свое мнение)
Докладчик (выступает с результатами работы)
- Индивидуальное прочтение задания.
Выдвижение версий всеми членами группы:
а) Высказывается обязательно каждый;
б) говорим спокойно и ясно, только по делу;
в) слушаем всех;
г) прийти к единому решению;
д) пользование речевыми ''клише»: «Ты согласен? Не возражаешь? «Как ты думаешь?»
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения задания, его оформление.
- Проговаривание в группе выступления докладчика
Знаковые сигналы, помогающие общению:
Сигнал «Внимание» - учитель поднимает вверх руку.
Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задает его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.
Сигнал «Готовы» - все участники группы берутся за руки.
5.Правила составления синквейна.
Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в котором нет рифмы, но есть смысл.
Схема синквейна:
1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
- Критерии оценивания
- Самооценка
«5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
«3» - материал усвоен, но есть вопросы.
«2» - материал не усвоен
- Взаимооценка в группе
«5» - Был активен, применял свои знания, делал выводы.
«4» - Участвовал в работе, помог своими знаниями.
«3» - Старался, но ничем не смог помочь своей группе.
Информационные источники:
- Игра – тренажёр «Подними самолёт в небо» (Отрицательные местоимения) учитель Суппес В.В. МОУ «Гимназия № 69 им.Чередова И.М.» г. Омск
- Филинова Елена Святославовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка» г. Сосновый Бор К ГИА шаг за шагом! Повторение материала по теме «Глагол» (6 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Урок комплексного применения знаний по теме " Выбор профессии"
Данный урок разработан для проверки знаний учащихся по изученной теме. Урок нацелен на способность формирования профессионального самоопределения учащихся....
Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).Преподаватели: Шибаева Оксана.Викторовна - ...
"Удивительная парабола" Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции"
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по главе "График квадратичной функции".Цель урока: систематизация и актуализация знаний и умений по работе с графиком квадратичной функции....
Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений
Цели урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс
«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...