Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
материал по технологии на тему
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.
Задачи:
- изучить и разработать нормативно-правовую базу по организации трудовой практики в 2011-2012 учебном году;
- выявить отношение обучающихся школы к эстетическому оформлению пришкольной территории;
- определить наиболее проблемные зоны для благоустройства школьного двора;
-организовать прохождение летней трудовой практики обучающихся с учетом
их возрастных и физиологических возможностей, исходя из материальных возможностей образовательного учреждения;
-формирование основ трудовой культуры, знаний и умений, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитание ответственности за порученное дело
Место проведения летней трудовой практики: Владимирская область, Судогодский район, село Мошок, МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа», пришкольная территория.
Сроки организации летней трудовой практики: с 20 мая по 31августа 2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunnat-ya.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы:
«Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики
в условиях модернизации образования»
Номинация «Описание опыта работы»
Автор: Зайцева Елена Михайловна,
учитель технологии
МОУ «Мошокская средняя
общеобразовательная школа»,
заведующая пришкольным
учебно-опытным участком
2012 год
О г л а в л е н и е
Стр.
Введение …………………………………………………………………… 3-5
Описание опыта работы …………………………………………………... 6-8
Выводы и практические результаты ……………………………………... 9
Перспективы на дальнейшую работу …………………………………….. 10
Список литературы ………………………………………………………… 11
Введение
«Воспитание трудового качества
человека-это подготовка и воспитание
не только будущего хорошего или
плохого гражданина, но и воспитание
его будущего жизненного уровня, его
благосостояния» (А. С. Макаренко).
Происходящие в обществе изменения определяют новые требования к организации и содержанию образования, призванного создавать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. Новые социальные требования к системе российского образования были отражены в концепции модернизации российского образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны". Из этих требований складывается идеал человека современной эпохи.
Однако в педагогической науке нечетко определена система наиболее значимых трудовых ценностей, формирование которых будет способствовать оптимальному для личности молодого человека и общества выбору профессии, отношению к труду, поскольку от этого зависит путь и перспектива развития нашего общества.
Практически нет исследований по проблеме формирования трудовых ценностных ориентаций школьников сельских школ в начале XXI века.
Социально-экономические и педагогические аспекты трудовой подготовки сельских школьников рассмотрены в трудах А.И. Кочетова, В.М. Величкиной, П.А. Жильцова, Е.В. Бондаревской, П.П. Пивненко, Ф.И. Иващенко, Н.К. Степаненкова,
М.П. Гурьяновой и др.
В условиях обновления нашего общества система школьного образования испытывает принципиальные изменения. Основной целью среднего образования на современном этапе становится не передача суммы знаний, умений, а творческое развитие учащихся, их способности к самообразованию и саморазвитию. Школа должна создавать условия для становления личности, способной к самоуправлению психологическим состоянием, поведением, деятельностью и общением.
Самые тяжелые социально-экономические, социально-нравственные потери на самых различных этапах развития страны были связаны с отсутствием должного внимания к человеку села. Изменение социально-экономической структуры общества предъявляет более высокие требования к личностным качествам выпускников сельских средних общеобразовательных школ.
В современных условиях, когда идет преобразование всех политических, экономических и социальных отношений в обществе, в очень сложном положении оказалась сельская школа. В условиях перестройки всего хозяйственного механизма для молодежи необходимо создавать все условия для развития ее разносторонних способностей, четко обозначать нравственные ориентиры в осознании самоценности каждой личности и общественной значимости труда, в формировании трудовой морали, которая должна служить надежной психологической основой в любой профессиональной деятельности.
Это предполагает необходимость формирования у школьников устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, воспитание экономической и экологической культуры, нравственно-психологической готовности к труду, развития творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, современные задачи трудовой подготовки сельских школьников исходят из необходимости создания условий для развития у учащихся качеств, помогающих человеку реализовать себя в труде и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность со своими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.
Трудовое воспитание школьников в сельском социокультурном пространстве-это целенаправленный процесс формирования у школьников готовности трудиться на благо своей родины, своего села, семьи, вооружение их знаниями о профессиях и овладение ими целым рядом трудовых умений и навыков, имеющих личностную значимость в современных социально-экономических условиях производства и трудоустройства.
Сегодня особенно острым является вопрос о всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни на селе, развитии у них таких качеств как воля, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, домовитость.
Содержание образования и воспитания должно быть максимально приближено к повседневной жизни детей, к сельскохозяйственному производству. Этим будут созданы условия для нравственного самоопределения и социализации сельских школьников, для их безболезненного и продуктивного вхождения во взрослую жизнь.
Одним из направлений разработки новой концепции сельской школы является проектирование образа выпускника современной школы. Применительно к сельской школе эта цель означает воспитание человека культуры, способного стать рачительным хозяином земли, наделенным духовно-нравственными ценностями крестьянской культуры, ответственным перед природой. Он должен понимать, что труд на родной земле – высший нравственный долг крестьянина. В связи с этим, у каждого учащегося сельской местности необходимо формировать осознанное отношение к трудовой деятельности на благо родной школы.
Сельская воспитательная среда – пространство, наполненное конкретными
людьми-тружениками, различными материальными и трудовыми объектами, создающими благоприятные условия для пробы учениками собственных сил
и трудовых умений, вещами и символами, имеющими социально-культурный смысл.
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.
Задачи:
- изучить и разработать нормативно-правовую базу по организации трудовой практики в 2011-2012 учебном году;
- выявить отношение обучающихся школы к эстетическому оформлению пришкольной территории;
- определить наиболее проблемные зоны для благоустройства школьного двора;
-организовать прохождение летней трудовой практики обучающихся с учетом
их возрастных и физиологических возможностей, исходя из материальных возможностей образовательного учреждения;
-формирование основ трудовой культуры, знаний и умений, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитание ответственности за порученное дело
Место проведения летней трудовой практики: Владимирская область, Судогодский район, село Мошок, МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа», пришкольная территория.
Сроки организации летней трудовой практики: с 20 мая по 31августа 2012 года
Описание опыта работы
Школьный двор – это лицо школы, и то, как обустроено пространство школьного двора, то, как чувствуют на нем себя дети, очень многое говорит о самой школе. Возможно даже больше, чем проводимые в школе уроки и разные воспитательные мероприятия. К сожалению, сегодня далеко не во всех школах территория приведена в порядок, да еще с учетом современных требований к оформлению участка. Это не только создает неблагоприятное впечатление, но также может угрожать здоровью детей и взрослых.
Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, посещающих ежедневно образовательное учреждение, так и для их родителей и жителей села. Как же организовать озеленение и благоустройство школьного двора, чтобы не только украсить маленький кусочек школьной территории, но и сам этот процесс сделать творческим и продуктивным?
Подготовительный этап работы включал в себя социологический опрос среди учащихся на выявление отношения к оформлению школьного двора. В опросе приняло участие 80 человек (учащиеся 5-8, 10 классов).
На вопрос «Нравятся ли Вам дворы вашего населенного пункта?»
74% опрошенных дали положительный ответ, 26%-отрицательный.
На вопрос «Участвуете ли Вы в озеленении своей придомовой территории?»
81% опрошенных дали положительный ответ, 19%-отрицательный.
Вопрос «Получаете ли Вы какое-либо материальное вознаграждение за благоустройство своей придомовой территории?» вызвал недоумение среди школьников. Ответы распределились следующим образом: 97% опрошенных дали отрицательный ответ, 3%-положительный.
Вывод: дети осознанно участвуют в облагораживании территорий, в которых они проживают.
На вопрос «Нравится ли Вам эстетический вид пришкольного участка (школьного двора)?» всего 24% опрошенных дали положительный ответ,
76%-отрицательный.
75% опрошенных хотели бы изменить его - вопрос «Хотите ли Вы его изменить?».
На вопрос «Каким образом Вы хотели бы изменить внешний вид пришкольной территории?» было предложено «разбить клумбы», «обновить забор», «оборудовать детскую площадку», «посадить траву и создать газон», «изменить эстетическое оформление вдоль фасада школы», «использовать в оформлении поделки» и другое.
Таким образом, опрос позволил выявить отношение учащихся к эстетическому оформлению пришкольной территории, определить наиболее важные проблемы, которые требуют оперативного решения, повысить чувство персональной ответственности учащихся за предстоящее дело.
Необходимым этапом работы является изучение нормативно-правовой базы:
-Конституция РФ;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей»,
-Закон РФ «Об Образовании»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Приказ ДО администрации Владимирской области №870 от 29 декабря
2007 г. «Об утверждении примерных Положений, обеспечивающих трудовое обучение в условиях общеобразовательных учреждений, расположенных
в сельской местности»;
-Устав школы.
На основе изученных документов разработана и обновлена необходимая документация образовательного учреждения:
-Положение об организации летней трудовой практики учащихся
5-8 и 10 классов;
-План мероприятий по благоустройству пришкольной территории;
-Инструкции по охране труда на учебно-опытном участке при проведении
летней трудовой практики;
-Графики прохождения летней трудовой практики обучающихся 5-8 классов;
-Журнал учета контроля организации летней трудовой практики.
Планирование предстоящих видов работы разрабатывалось на основе анализа состояния пришкольной территории, оценке объектов и насаждений, расположенных на ней и анализе ответов учащихся.
Первым объектом, который предстояло благоустроить, была выбрана территория вдоль фасада школы. Территория оказалась загущенной кустами боярышника и шиповника, образуя труднопроходимые участки для регулярной уборки. Фундамент школы плохо вентилировался, в результате начал покрываться мхом, который постепенно приводил к его разрушению.
Разбить всю территории под клумбы, как было запланировано, оказалось трудновыполнимым для детей из-за оставленных после строительства школы камней. В результате, было решено произвести полное выкорчевывание кустов шиповника, частичную декоративную обрезку кустов боярышника и создание рабатки, вдоль бордюра фасада.
Территория центральной части школьного двора имела цветочную клумбу.
На газоне также сильно разрослись кусты шиповника. На участке имелась естественная неровность рельефа: небольшая возвышенность или насыпь.
В результате, совместно с инициативной группой учащихся, было решено использовать недостатки рельефа превратив их в достоинство. Именно эти места подходят для организации альпийской горки. Мини-водоем, малые архитектурные формы, частичная обрезка поросли различных видов кустарника заставили заиграть школьный двор новыми красками. Ухоженный вид пришкольной территории достигался благодаря регулярной стрижке естественного газона в летний период.
Кроме благоустройства территории, обновление и ремонт требовали искусственный забор и сарай для инвентаря. Трудность ремонта заключалась
не столько в физических возможностях учащихся, сколько в необходимых материальных затратах. Грамотное использование вторичных материалов позволили произвести ремонт объектов и эстетическое обновление территории вдоль пришкольного участка.
Воспитание у учащихся потребности трудиться, уважения к людям труда, любви и бережного отношения к природе, к земле, к результатам своего труда достигалось в ходе работ на учебно-опытном пришкольном участке. Учащиеся во время летней отработки формировали практические умения и навыки по выращиванию сельскохозяйственной продукции с применением ручного инвентаря, знакомились с основами сельскохозяйственного производства, развивали познавательные и творческие способности в процессе наблюдений
за растениями в естественной среде.
Данная работа документирована фотографиями по всем этапам организации летней трудовой практики, представленными в Приложении №1-6.
Выводы и практические результаты
В результате летней трудовой практики была проведена работа по благоустройству и озеленению школьной территории:
- Отремонтирован и эстетически обновлен забор с минимальными финансовыми затратами (покупка гвоздей);
- Произведен ремонт сарая для инвентаря (крыша);
- Изготовлены и установлены малые архитектурные формы и поделки;
- Произведена разбивка альпийской горки;
- Выполнена санитарная и омолаживающая стрижка зеленых насаждений;
- Осуществлен регулярный уход за естественным газоном;
- Создана цветущая рабатка вдоль фасада школьного здания;
- Осуществлен регулярный уход за ягодными, плодовыми и овощными культурами на учебно-опытном участке в течение всего летнего периода.
Организация летней трудовой практики школьников с учетом их возрастных и физиологических возможностей в летний период способствовала формированию трудовых ценностных ориентаций , основ трудовой культуры, знаний и умений обучающихся, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитанию ответственности за порученное дело.
Критерии оценки эффективности организованной работы можно считать следующее:
- 100% прохождение обучающимися 5-8, 10 классов летней трудовой практики 2011-2012 учебного года;
- Улучшение и разнообразие учебно-воспитательного процесса на свежем воздухе;
- Уход за растениями с целью приобщения учащихся к труду и приобщения к живой природе.
Итогом успешно проделанной работы является удовлетворенность обучающихся результатами своего труда, сплочение детского коллектива.
Перспективы на дальнейшую работу
- Продолжить благоустройство пришкольной территории.
- Активизировать внеклассную работу с целью поддержания интереса к сельскохозяйственному труду.
- Вести пропаганду экологических правил поведения в природе.
Сделать школьный двор зеленым и уютным за один сезон просто невозможно, поэтому программа благоустройства пришкольной территории будет реализовываться в несколько этапов.
Данный опыт работы адресован учителям сельскохозяйственного труда, биологии, технологии, заведующим пришкольных учебно-опытных участков по формированию социально - трудовых компетентностей сельских школьников.
Список литературы
- Акимов П.А. декоративные деревья и кустарники. Изд-во сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов. – М.: 1963 г.
- Аксенова Н.А., Фролова Л.А. деревья и кустарники для любительского садоводства и озеленения. Изд-во Московского университета, 1989 г.
- Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды – М.: Наука, 1980 г..
- Багрова Л.И. я познаю мир: Детская энциклопедия: растения. – М.: ТКО «АСТ», 1996
- . Веретенников А.В. Практикум по физиологии древесных растений. – Воронеж: ВГУ, 1993 г.
- Викторов С.В., Ремезова Г.Л. индикационная геоботаника. – М.: Изд-во МГУ, 1988 г.
- Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс. 1997 г.
- Гроздова Н.Б. занимательная дендрология. - М.: Лесная промышленность, 1991 г.
- Ерохина В.И., Жеребцова Г.П., Вольфтруб Т.И.
Озеленение населенных мест: справочник. – М.: Стройиздат, 1987 г.
- Администрация города Омска. ОЭО «Чистый дом». Зеленое будущее Омска. – Омск, 2001 г.
- Игнатьева М.Е. Растительность городских садов и парков. - СПб, 1993 г.
- Митрюшкин К.П., Берлянд М.Е., Беличенко Ю.П. Охрана природы: справочник. – М.: Агропромиздат, 1987 г
- Михеев А.В., Галушин В.М., Гладков В.А. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1987 г.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Изд-во АСТ»,1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
«Организация летней трудовой практики обучающихся с ОВЗ"
В материале представлен опыт работы по организации летней трудовой практики. Даны методические рекомендации ....
«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»
Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...
Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования
Консультация....
Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования
Формирование трудовых навыков и умений на уроках занимательного труда в начальных классах...
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...